Методическое пособие Деятельность педагога-организатора в детском коллективе.
методическая разработка по физкультуре

Фарухшин Руслан Харасович

В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно-развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерами и пр. Всё это требует от педагога-организатора высокой профессиональной и личностной готовности, владением универсальными (многообразными) компетенциями, которые способствуют свободному владению различными формами организации образовательно-развивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno_metodicheskoe_posobie.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:


Методическое пособие
Деятельность педагога-организатора в детском  коллективе
.






АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
Фарухшин Руслан Харасович – педагог-организатор
 



г.Санкт-Петербург
2020г.

Методическое пособие
по теме:
Деятельность педагога-организатора в детском коллективе

Фарухшин Руслан Харасович, педагог-организатор
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 84 имени дважды Героя Советского Союза П.А. Покрышева Петроградского района Санкт- Петербурга

Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовности к организации разнообразной образовательной деятельности обучающихся.
Деятельность педагога-организатора, одной из ключевых фигур в системе дополнительного образования, в организационном плане является наиболее разнообразной и сложной, как по содержанию, формам, технологиям, методам, связанным с осуществляемой работой, так и по решаемым проблемам.
В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно-развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерами и пр. Всё это требует от педагога-организатора высокой профессиональной и личностной готовности, владением универсальными (многообразными) компетенциями, которые способствуют свободному владению различными формами организации образовательно-развивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него.
Однако, проблема деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования мало разработана и практически не исследована. В предлагаемом проекте представлен вариант целостного рассмотрения и анализа деятельности педагога-организатора, ранее не встречавшийся ни в теоретических, ни в практических разработках.
Поскольку методологически корректным является целостный анализ профессиональной деятельности в многообразии ее целей, задач, содержания, форм и пр., то, применительно к педагогу-организатору, таким подходом может быть комплексно-функциональный, как охватывающий многообразие и целостность его (педагога-организатора) деятельности.
Цель данной методической разработки:
Обосновать комплексно-функциональный подход к рассмотрению деятельности педагога-организатора, как позволяющий наиболее полно раскрыть его потенциал, профессионально-личностный ресурс, проанализировать основные направления и особенности деятельности в системе дополнительного образования.
Задачи:
проанализировать существующие подходы к работе педагога-организатора в детском творческом коллективе
раскрыть сущность комплексно-функционального подхода к работе педагога-организатора системы дополнительного образования
рассмотреть основные направления (как функции) деятельности педагога-организатора в их целостности, взаимосвязанности и разнообразии.
В данной методической разработке представлен ранее не применявшийся, не разработанный ни теоретически, ни практически комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования.
До сих пор работа педагога-организатора рассматривается на основе субъективных представлений об основных направлениях и особенностях его деятельности, что связано, прежде всего, с отсутствием научно обоснованных разработок вопроса.
Неразработанность представлений о специфике и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога-организатора дополнительного образования ведет к стихийности в определении ее целей, направлений, содержания, технологий, форм и пр. По этим причинам снижается эффективность организации и осуществления досуговой деятельности обучающихся, как главная, ключевая задача работы педагога-организатора.
Предлагаемый в проекте новый, ранее не применявшийся, комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования способствует: формированию современного, целостного, научно обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного глубинного анализа основных ее направлений, функций, специфики и особенностей.
Основное содержание:
Специфика деятельности педагога-организатора в детском творческом коллективе заключается в разнообразии направлений его работы и выполняемых им функций.
Особенности и специфика деятельности педагога-организатора зависит от направленности деятельности коллектива, в котором он работает. Он должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения различных функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования - границы его компетенций достаточно широки.
Целостное видение, рассмотрение и анализ разнообразных компетенций педагога - организатора возможно через дифференцирование выполняемых им функций, как основных направлений и компонентов деятельности. Поэтому в основе содержания проекта – раскрытие функций педагога- организатора в их целостности, системности и взаимосвязанности.
Организационно-управленческая функция - как ведущая в деятельности педагога-организатора. Это направление работы связано с: постановкой целей, задач, планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности в коллективе. В основе этого направления работы – проектирование способов проведения организационной и воспитательной работы.
Гуманистическая функция – отвечает позиции и ведущей ориентации педагога-организатора. В ее основе: проведение просветительской работы, пропаганды здорового образа жизни, осуществление социального взаимодействия коллектива с различными организациями.
Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление обучающихся; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; реализацию потенциала, творческих возможностей, склонностей, талантов детей; удовлетворения их стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении к самовоспитанию.
Технолого-методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня педагогов коллектива, оказывать им консультативную помощь.
Диагностическая функция связана с выявлением и оцениванием состояния обучающихся; выявлением возможных отрицательных на них влияний; предупреждением и преодолением негативных проявлений учащихся. Выполнение этой функции предполагает проведение просветительской работы с родителями, совершенствование взаимодействия систем коллектив-семья.
Основное содержание работы педагога-организатора в соответствии с функциональным подходом
Главным в работе педагога-организатора является корректное планирование своей деятельности. Необходимо четко сформулировать цели и задачи работы на текущий учебный год, обозначить основные направления.
Содержание организационно-управленческой функции связано с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:
организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;
комплектование состава учащихся коллектива;
планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива;
организация календарных праздников;
организация каникулярного отдыха обучающихся:
обобщение опыта своей работы, предоставление материалов в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.
Выполнение гуманистической функции педагогом-организатором предполагает:
формирование у учащихся основ здорового образа жизни, воспитание стремления к этому;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
развитие гуманистических отношений к окружающему миру;
воспитание ответственности, гражданского самосознания;
обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
контроль выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности при проведении мероприятий коллектива;
осуществление социального взаимодействия с различными организациями, с другими образовательными учреждениями;
организация досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка.
Реализация воспитательной функции педагога- организатора предполагает:
содействие раскрытию и развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся;
создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников;
воспитание культуры общения, поведения, речи; гуманности, толерантности;
формирование навыков социально приемлемых способов организации досуга;
обучение детей основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования;
обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях.
Технолого-методическая функция педагога-организатора предполагает проведение, совместно с педагогами коллектива, ряда организационных мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся:
планирование деятельности коллектива (концертная и гастрольная деятельность, каникулярный отдых обучающихся, комплектование групп, составление расписания, организация учебного процесса);
анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения;
организационная и методическая работа с родителями обучающихся, проведение родительских собраний;
участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы;
оказание консультативной помощи педагогам коллектива, с целью повышения их профессионального уровня;
оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.
Диагностическая работа - важное направление деятельности педагога-организатора
В работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции:
Информационную:
- получение информации об участниках педагогического процесса;
- выявление относительного уровня развития ребенка;
- выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;
- организации работа  с частью родителей по налаживанию конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Прогнозирующую:
- выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;
- прогнозирование результативности воспитательного процесса.
- определение эффективности использования различных средств и методов.
Воспитательную:
- создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;
- выявление роста, достижений в образовании, самопознании и саморазвитии обучающегося:
- проведение мониторинга возрастных проявлений, интересов, потребностей обучающихся;
выявление и анализ достижений обучающихся;
Просветительскую:
- организация работы  с частью родителей по налаживанию конструктивного взаимодействием в системе родитель-ребёнок;
проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и динамике развития детей, их поведении и проблемах;
разработка памяток для родителей в печатном и электронном виде;
организация совместной деятельности родителей и детей: участие родителей ансамбля в работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным поездкам; совместное участие родителей с детьми в игровых программах, летних и зимних творческих сменах.

Важными аспектами работы педагога-организатора являются приведенные ниже принципы и правила взаимодействия педагогов между собой и с занимающимися в творческом коллективе
Принципы работы педагогического коллектива с детьми:
установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;
уважение самоценности личности ребенка и его человеческого достоинства;
оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;
регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;
формирование у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;
опора на традиции коллектива;
стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины.
Особенности взаимодействия педагога-организатора с родителями:
проявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка;
общение с родителями во благо обучающегося;
тактичное и объективное изучение семей воспитанников для дальнейшего просвещения.

Основные результаты деятельности педагога-организатора в детском творческом коллективе.
Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора позволяет:
целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;
существенно повысить эффективность образовательно - воспитательной работы в творческом коллективе;
создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;
стимулировать образовательно-личностный рост занимающихся;
способствовать совершенствованию взаимодействия систем: педагогический коллектив – коллектив обучающихся - семья.


Литература:
Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.
Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.
Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва. Педагогика, 1989.;
Волохов А.В. детские организации: возможности выбора. Методическое пособие для организаторов детского движения. Москва. 1996. Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.
Электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.teoriya.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.schola1.by.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 215


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора

Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...

Методическое пособие для педагогов-организаторов внеклассной работы "Развитие творческих способностей учащихся"

Материал по работе с учащимися среднего и старшего звена, принимающими участие в театрализованных внеклассных мероприятиях....

Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...

Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе

В данном методическом пособии представлен новый подход к деятельности  педагога-организатора системы дополнительного образования, который способствует:  формированию современного,  цело...

Инструкторско-методические сборы с педагогами-организаторами: "Создание устойчивой учебной мотивации суворовцев - важнейшая цель воспитательной работы"

Материалы выступления в рамках инструкторско-методических сборов с педагогами -воспитателями - заместителями командиров рот по созданию устойчивой учебной мотивации суворовцев....

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары Мугуддиновны Изобразительная деятельность 2019-2020 уч. год

Анализ педагогической деятельности педагога- организатора Рамазановой Милвары МугуддиновныИзобразительная деятельность2019-2020 уч. год «Мир состоит из множества соединенийкрасок и света. И...