ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТАНЦА И СОСТАВЛЕНИИЕ ГОТОВЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре

Татьяна Николаевна Юрченко

НОМИНАЦИЯ :«Творческий потенциал учителя физической культуры при проведении учебной работы»

Автореферат: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТАНЦА И СОСТАВЛЕНИИЕ ГОТОВЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ  НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических достижений

по физической культуре и спорту

в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

в 2020 году

НОМИНАЦИЯ

«Творческий потенциал учителя физической культуры при проведении учебной работы» 

Автореферат

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТАНЦА И СОСТАВЛЕНИИЕ ГОТОВЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ  НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧАСТНИК КОНКУРСА

Юрченко Татьяна Николаевна, учитель физической культуры

ГБОУ лицей №144 Калининского района г.Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2020 г.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ОПЫТ РАБОТЫ        4

1.        Реализация проекта «шоу-конкурс по аэробике»        4

2.        Использования элементов танца на уроках        6

ВЫВОДЫ        7


ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура, как и культура вообще, призвана воспитывать человека и обеспечивать качество его жизни. Уроки физкультуры учат ребёнка правильно и рационально использовать свой потенциал. От того, насколько эффективно будет построена физическая активность школьника, зависят его здоровье, настроение, работоспособность и образовательный результат.

Сделать уроки физкультуры интересными можно только через включение различных видов деятельности и индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нужно предложить школьнику заниматься его любимым видом спорта, тем, что ему ближе и интересней. Сейчас есть все условия для формирования новой модели урока физкультуры. Стандарты, с одной стороны, задают определённую рамку, а с другой — дают свободу в построении уроков.

Я, как человек творческий и активный, очень часто с целью мотивации и активизации деятельности использую на своих уроках танцевальные элементы или готовые танцевальные композиции, а также в раздел гимнастики, включён целый блок ритмической гимнастики, очень схожий с классической аэробикой. После прохождения блока по ритмической гимнастики в школе реализуется целый проект по подготовки представления готовых танцевальных комбинаций.

Выполняя различные движения, увлекаясь спортом или танцами, многие школьники выглядят уверенными в себе, раскованными, их движения становятся красивыми и пластичными, круг общения расширяется, дети приобретают новых друзей.

Современные школьники страдают от гиподинамии, что приводит к нарушению осанки и искривлению позвоночника, ожирению, близорукости.
Занятия физкультурой призваны помочь детям бороться с этими недугами. Одним из видов эмоциональной и эстетической двигательной деятельности для детей являются танцевальные упражнения и танцы.

Двигаться под музыку – это весело, а попутно танцоры учатся контролировать свое тело и вес, у них развивается моторика, координация, баланс, укрепляются мышцы и нормализуется кровообращение.

Танцы в школе. Такое, на первый взгляд, несерьезное занятие может стать универсальным «лекарством» для школьников. Без единого слова язык тела поможет освободиться от негативных эмоций, стать более уверенным и общительным, а также повысить успеваемость и настроение!

ОПЫТ РАБОТЫ

В своей работе я использую два направления:

  1. реализацию проекта «шоу-конкурс» по аэробике;
  2. использования элементов танца на уроках.
  1. Реализация проекта «шоу-конкурс по аэробике»

Вследствие реализации данного проекта и внедрения предлагаемой модели эффективность системы воспитания и социализации  школьников существенно повышается, так как создаётся  особый уклад школьной жизни, частью которого является и внеурочная деятельность.

Постепенно перерос в открытый  учебно-спортивный проект, в котором с удовольствием принимают участие юноши, что стало особенно модно и девушки основной и старшей ступени (преемственность между основной  и старшей ступенью – один из плюсов данного проекта).

План реализации проекта

  1. Ежегодная доработка и утверждение «Положения  о конкурсе по аэробике», и приложения к нему с перечнем обязательных   элементов. В зависимости от возраста,  индивидуальных особенностей,  подготовленности детей в положении могут меняться параллели для подведения итогов и награждения.
  2. Работа с творческими группами команд-классов На данном этапе важна работа с впервые принимающими участие в конкурсе. Много вопросов касающихся судейства: «По каким параметрам оценивается? За что снимают баллы?»;
  3. Подбор музыкального сопровождения, и согласование с тьютором (в роли тьютора часто выступают учащиеся 10-11 классов – «асы» проекта) С течением времени пришло понимание того, как важно удачно подобранное музыкальное сопровождение. Если раньше участники самостоятельно без обсуждения со старшими выбирали музыку и некоторые номера смотрелись достаточно нелепо, то теперь обязательно идёт согласование с Тьютором.
  4. Тренировки: разучивание отдельных комбинаций, включение  обязательных элементов, связка танца в единый сюжет. На данном этапе идёт сама практическая работа. Как правило на первых уроках физической культуры блока «ритмическая гимнастика», пока роджаются мысли по поводу сценария, сюжетной линии номера, участники разучивают отдельные элементы, комбинации на 8 счётов, тренируют качественное выполнение обязательных элементов, обращаясь к педагогу физической культуры на уроках, хореографу и специалисту по спортивным танцам во внеурочное время. Здесь же, в зависимости от музыкального сопровождения, от культурных традиций, от каких-то особенных событий участники продумывают окраску, колорит своего номера. Выбирая, музыку в стиле рок-н-ролла, в спортивном танце обязательно будут присутствовать движения, элементы этого направления, (латино…руссонародного…и т.д). Композиции могут отражать события например: олимпиаду, памятные даты, культурные традиции и т.д. Всё это после уроков также дорабатывается на кружках во внеурочное время, с помощью специалистов, педагога организатора.
  5. Консультации с тренерами спортивной школы. Четвёртый этап плавно переходит в пятый, где функции почти те же, но только на более высоком  уровне, с уже готовыми частями проекта;
  6. Выступление команд.  Награждение победителей. Итак проект реализован, смотрим итоги, награждаем победителей.

Предполагаемые результаты:

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
  • развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
  • удовлетворение  образовательных  запросов, чувства  успеха, реализация и развитие  талантов, способностей.
  • воспитание активности в решении жизненных и социальных проблем, умение  нести ответственность за свой выбор;
  • спортивная подготовка;
  • творческие показательные выступления на смотре художественной самодеятельности, праздничных концертах, классных часах, других конкурсах.

В 2018г  активное участие над реализацией проекта принимали юноши, представив свою танцевальную комбинацию, что привело в восторг всё школьное сообщество.

Родители выступают в роли помощников и спонсоров по организации награждения учащихся.

  1. Использования элементов танца на уроках.

Скажу с уверенностью, что мои уроки физкультуры стали более любимым предметом у многих неспортивных школьников, когда к тренировке добавились и танцевальные элементы.

Например танцевальный комплекс ОРУ с использованием тематических танцевальных движений. В каждом разделе физической культуры обязательно найдутся движения, которые можно выполнить под музыку. Например: в разделе «Баскетбол» - это имитация ведения мяча, броска одной рукой от плеча, передачи; в разделе «футбол» - имитация ударов и финтов…и т.д. Все движения ложатся на музыку и с любопытством, азартом, с хорошим настроением исполняются учащимися, мотивируя и положительно настраивая на дальнейшею работу.

Младшие школьники играют в музыкальные игры. Например, во время «Музыкального приветствия» дети под музыку врассыпную двигаются легким бегом. В определенных моментах они встречаются с произвольным партнером, здороваются друг с другом, показывая какое-нибудь движение, и произносят: «Привет!». А в игре «Повтори!» школьники  под музыку подражают походке или повадкам различных животных, кукол или механизмов, повторяя движения за ведущим.

ВЫВОДЫ

Способность танцевать заложена в человеке с рождения. Антропологи и эволюционные биологи считают, что природа танца кроется в механизме имитации. Маленький ребенок учится у взрослого, повторяя за ним различные движения. А нейрофизиологи пришли к выводу, что, скорее всего, древние люди еще до появления речи общались друг с другом с помощью языка тела. Дело в том, что во время танца в мозге активизируется двойник центра речи, который располагается в правом полушарии. Поэтому язык танца очень естественная форма выразить даже то, что невозможно выразить словами.

Снятие напряжения в танце создает возможность выразить чувства и избавиться от отрицательных эмоций. Например, если учащийся испытывает подавленный гнев, то у него будет заметна скованность в области плеч. Когда он свободно двигает руками в танце, то снимает зажатость плечевого пояса, избавляясь от негативного состояния.

Таким образом, воздействуя на тело, ученики приобретают соответствующую эмоциональную составляющую. Хорошая осанка и красивая походка помогают вживаться в роль уверенного человека, который крепко стоит на ногах как в прямом, так и в переносном смысле. Придумывая свои движения в танце, ребята получают возможность проявить себя, оказаться в центре внимания. Такой танцевальный опыт формирует у них положительную самооценку

Сегодня детям в школе все сложней контактировать друг с другом. Все чаще традиционное общение заменяют различные гаджеты. Также огромный и порой агрессивный новостной поток негативно воздействует на психику. Именно танцы помогают эмоционально объединить детей, улучшить их коммуникацию в классе и создать атмосферу сотрудничества в школе.

Таким образом, занятия танцами имеют большое значение в учебно-воспитательном процессе, выступая в качестве здоровьесберегающей технологии в образовательном пространстве. Помимо того, что занятия танцами придают формирующейся детской осанке грациозность, а также положительно воздействуют на общее физическое здоровье, развивая гибкость и пластичность, они способствуют формированию у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитывают у них культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Танец, интегрированный с уроками физкультуры, предоставляет возможности для физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям школьников. Танцуйте чаще!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов коми национальных игр и состязаний на уроках физической культуры в школе

Коми национальные игры предоставляют широкие возможности для развития физических качеств (так как способствует развитию быстроты, силы, ловкости); волевых качеств (помогают целенаправленно...

Статья об использовании «метода прироста результата от ранее достигнутого» на уроках физической культуры

На уроках физической культуры оцениваются: физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика...

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её п...

Статья "Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС"

Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС...

Статья об использовании «метода прироста результата от ранее достигнутого» на уроках физической культуры

На уроках физической культуры оцениваются: физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прир...

«Использование современного оборудования по программе «Современная школа» на уроках физической культуры»

Для решения задач, по укреплению здоровья, в нашей школе проводится три урока физической культуры в неделю, имеется спортивный зал, оборудованный современным,  функциональным, эстетическим оборуд...