ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.
статья по физкультуре

Бабенко Ольга Александровна

Применение фитнес-технологий оказывает положительное влияние не только на мотивацию учащихся и их эмоциональный фон, но и на состояние физического здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ               В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.

Бабенко О.А.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение                 Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 9 г. Новороссийска

г. Новороссийск

Ежегодно в нашей стране рождается более 40 000 тысяч детей, которые впоследствии признаются инвалидами детства [2]. Более 50 % из них имеют проблемы в умственном развитии [2], а в сочетании с аномальным развитием двигательной сферы, отрицательно влияют на формирование и развитие двигательных умений и навыков, без которых невозможно ни физическое развитие, ни социализация личности, ни развитие познавательной и трудовой деятельности. Поэтому в связи с кризисным состоянием проблемы снижения здоровья подрастающего поколения особую актуальность приобретает внедрение здоровьесберегающих технологий в занятия по физическому воспитанию.

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить учащимся оптимальный уровень развития физического и духовного здоровья, вооружив их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них культуру здоровья.

Особое внимание стоит уделять физическому здоровью учащихся с нарушением интеллекта. Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его систем [1]. Показатели физического здоровья напрямую зависят от физическом развития детей с особыми образовательными потребностями, для которых характерны [3]:

- нарушение осанки;

- нарушения в развитии грудной клетки;

- низкие показатели жизненной емкости легких (далее ЖЕЛ);

- плоскостопие;

- ожирение;

- отставание в длине и массе тела и т.д.

Стоит отметить, что для учащихся с нарушением интеллекта также характерны проблемы и в развитии основных движений [3]:

- неточность движений в пространстве и времени;

- неумение выполнять ритмичные движения;

- грубые ошибки при дифференциации мышечных усилий;

- низкий уровень развития функции равновесия;

- ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метании;

- отсутствие легкости и плавности в движениях;

- напряженность, скованность движений.

Поэтому уроки по физической культуре необходимо выстраивать так, чтобы они были интересными, мотивировали учащихся заниматься, а также были направлены на укрепление физического здоровья. Включение в них фитнес-технологий – это новизна и повышение плотности самого урока. И как показывает практика, внедрений фитнес-технологий вызывает положительную мотивацию, большой интерес и желание заниматься у большинства учащихся. А для детей с интеллектуальными нарушениями это в первую очередь необходимо, поскольку физические упражнения для них – это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере.

В нашем педагогическом эксперименте, состоящем из констатирующей и формирующей частей, проходившем на базе ГКОУ школ № 9 г. Новороссийска, мы решили применить фитнес-технологии на уроках по физической культуре с учащимися 6-х классов, имеющих нарушения в интеллекте. В начале учебного года, в период констатирующего эксперимента, мы определили уровень физического здоровья школьников, использовав медику экспресс-оценки соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко [1] (таблица 1).

Таблица 1

Экспресс-оценка соматического здоровья школьников                                                          (по Г.Л. Апанасенко, 1992)

** - Индекс Руффье (ИР) рассчитывается следующим образом: после 5 мин пребывания в покое измерить ЧСС (Р0) за 30 с, затем необходимо выполнить 30 приседаний за 45 с и сразу измерить ЧСС (Р1) за 10 с; далее в конце первой минуты восстановления следует снова подсчитать ЧСС (Р2) за 10 с и рассчитать по формуле: ИР=(Р01+ Р2-200)/10 [1] .

В обследовании приняло участие 15 человек, из них 11 девочек и 5 мальчиков 6-х классов. Для определения уровня физического здоровья мы измерили и определили:

1) рост, вес тела, окружность грудной клетки (ОКГ), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), силу кисти (динамометрия), артериальное давление (АД систолическое), частоту сердечных сокращений (ЧСС в покое, ЧСС при нагрузке, ЧСС после восстановления);

2) индекс Кетле (весоростовой индекс), систолическою работу                сердца (индекс двойного произведения в покое (ЧСС*СД/100%)), функцию внешнего дыхания (ЖЕЛ, мл/вес тела, кг), «силовой» индекс (F кисти, кг/ вес тела, кг*100%).

Далее мы определили общую сумму баллов после получения каждого показателя и оценили уровень физического здоровья по выбранной шкале. Анализ результатов первичного обследования показал, что 80% учащихся имели уровень ЖЕЛ (>1000 мл) ниже среднего, у 60% сила кисти была ниже среднего и 20% имели низкий уровень. Почти 90% учащихся имели низкий уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы (АД, ЧСС пок., индекс Руффье). Первичное обследование показало, что более 80 % детей имели низкий уровень физического здоровья.  

По итогам обследования были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В течение всего учебного года (в период формирующей части эксперимента) контрольная группа (6 «А» класс) занималась по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013 г. Экспериментальная группа (6 «Б» класс) занималась по той же программе, но с применением на уроках фитнес-технологий.

Уроки проводились 3 раза в неделю. I и II четверти по календарно-тематическому планированию – это раздел «Легкая атлетика». В связи с этим в подготовительную часть уроков с легкоатлетической направленностью мы включали упражнения аэробики, приближенные к технике бега, прыжков, метаний. В упражнения для подвижности суставов были включены джаз-аэробика и фанк-аэробика.

В III четверти на уроках гимнастики мы использовали элементы степ-аэробики, шейпинга, а также были предложены различные упражнения на фитболах.

На уроках с игровой направленностью (III и IV четверти) в подготовительной части, в зависимости от цели и задач урока, применялась классическая аэробика с различными перемещениями (приставные, скрестные шаги, с внезапными остановками, прыжками), упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке.

В основной части уроков использовали специально разработанные комплексы упражнений из различных фитнес-технологий (силовые, танцевальные виды аэробики, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), которые были направлены на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей.

В заключительной части урока применялись под медленную музыку стретчинг, упражнения из йоги-аэробики, которые способствовали снятию напряженности, повышению эмоционального состояния.

В конце учебного года было проведено повторное обследование физического здоровья учащихся с нарушением интеллекта. В контрольной группе, при сопоставлении результатов обследования физического здоровья, достоверных изменений не выявлено (p>0,05). В экспериментальной группе 70% учащихся имели средний уровень ЖЕЛ, 65% имели средний уровень в показателях силы кисти, 60% имели средний уровень в показателях функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Проанализировав полученные баллы и сравнив их с таблицей, мы пришли к выводу, что у школьников экспериментальной группы повысился уровень физического здоровья до уровня «средний».

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что применение фитнес-технологий оказывает положительное влияние не только на мотивацию учащихся и их эмоциональный фон, но и на состояние физического здоровья.

Используемая литература

  1. Апанасенко Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья// Валеология, 2002 с. 350 с.
  2. Здравоохранение в России. 2013: Стат. Сб./ Росстат. – М., 2013 – 380 с.
  3. Обучение и воспитание во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов  пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994 – 416 с.

       

                 

                 

                 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация учебного процесса по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинская группа)»

Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе это физическая культура, дающая людям здоровье,...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье говорится о том, что в последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы.  С 2011 учебного года во всех российских ш...

Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.

применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...

Применение системно – деятельностного подхода в обучении на уроках физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской ид...

ПОДГОТОВКА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ДЦП

ПОДГОТОВКА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ДЦПУ обучающихся, имеющих ДЦП, как правило, ярко выражены двигательные нарушения рефлекторного характера, нарушена координация, повышен ...