Актуальность использования коррекционных занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе
статья по физкультуре

Кожевников Андрей Валерьевич

Актуальность использования коррекционных занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность использования индивидуально коррекционных занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе VIII вида.

Ребенок с проблемами в развитии  - это человек на пути к становлению, осуществляющий более напряженную, более сложную, чем его нормальный сверстник, работу по  саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Вопреки школьной системе ребенок развивается, теряя здоровье, быстро утомляясь, что приводит к нарушению слуха, рассеянности на уроке, дискомфортности. Поэтому использование лечебно-коррекционной физкультуры актуально в обучении школах VIII вида.

Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева (1995), это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

 Но если мы научим такого ребёнка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что он будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.  Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется  тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

 Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Известно, что наиболее благоприятные условия здорового образа жизни – это двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, умение управлять собой и своим здоровьем.

В связи с этим оценка здорового образа жизни определяется уделением внимания к физической нагрузке, правильному питанию, отсутствием вредных привычек; умением управлять собой в стрессовых, конфликтных или других экстремальных ситуациях.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если: в физическом плане он умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном плане – добивается развития умственных способностей, любознательности, воображения; в социальном плане он коммуникабелен, понимает юмор, умеет поддерживать отношения; в эмоциональном плане – уравновешен, имеет привязанности.

Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни (Е. И. Торохова, 1999). И. Н. Куинджи (2000) дает следующие определения данных показателей:

  • Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.
  • Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей.

Нетрудно догадаться, что оба эти показателя образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.

  • Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.

Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Выполнение указанной задачи представляется достаточно трудным из-за заметного расслоения современного общества по уровню и качеству жизни.

 Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева (1995), это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

Исходя из этого,  занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.

Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Известно, что наиболее благоприятные условия здорового образа жизни – это двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, умение управлять собой и своим здоровьем.

В связи с этим оценка здорового образа жизни определяется уделением внимания к физической нагрузке, правильному питанию, отсутствием вредных привычек; умением управлять собой в стрессовых, конфликтных или других экстремальных ситуациях.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если: в физическом плане он умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном плане – добивается развития умственных способностей, любознательности, воображения; в социальном плане он коммуникабелен, понимает юмор, умеет поддерживать отношения; в эмоциональном плане – уравновешен, имеет привязанности.

Состояние  здоровья  школьников с интеллектуальной недостаточностью, его влияние на успешность обучения и развитие личности учащихся специальных  (коррекционных) школ VIII вида

Дети с проблемами в развитии, в школу поступают с «целым букетом» заболеваний: 56% детей страдают нарушением осанки, 16% сколиозом, сопровождающиеся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с ротацией тел позвоночников (скручиванием их в процессе роста); 11% плоскостопием,9% нарушением зрительного анализатора, 5% ДЦП.

  • У этих детей наблюдается нарушение мелкой моторики, расстроена координация движений, слабо выражены двигательные умения и навыки, замедленна нервная реакция.
  • Для детей, страдающих различными нарушениями, проводится индивид. лечебная физкультура.

Цель: оздоровить детей страдающих сколиотической болезнью, опорно-двигательного аппарата, зрительного анализатора, нарушения осанки.

  • Дифференцированно воздействовать на формирование мышечного корсета.
  •  Выработать стереотип правильной осанки и дыхания.
  •   Стабилизировать сколиотическую  деформацию.
  •  Оказывать корригирующее воздействие при начальных степенях деформации осанки, плоскостопия, зрения и сколиоза.

Задачи

1. научить основам лечебной физкультуры

2.обучить необходимым видам дыхательных упр-ий
3.стабилизировать искривления позвоночника, уменьшение дуги сколиоза, профилактика плоскостопия.
4.сформировать осознанное отношения к своему здоровью, правильной осанки в статистических положениях и в движении.

На начало учебного года по итогам углубленного медосмотра выявляется наиболее распространенные заболевания и на основе этого составляется коррекционная работа.

       

Медицинские показания

        Рекомендации

1. Заболевания опорно-двигательного а   п  парата: нарушение осанки, сколиоз, п  плоскостопие, ДЦП.

1. Занятия по ЛФК с использованием э  лементов самомассажа, спец. тренажёра.

2. Нарушение двигательных                          анализаторов: косоглазие, сход. ко соглазие, расход. косоглазие.

2. Тренировка зрительного анализатора с и с   спользованием офтальмотренажёров, тоточечного самомассажа.

Сопровождение: ЛФК предусматривает диагностическое сопровождение, использование мед. данных и мониторинга здоровья. Занятия ведутся в тесном взаимодействии с учителями предметниками на уроках: (т.е. преемственность)

  • динамические музыкальные паузы с упражнениями разных групп мышц и гимнастикой для глаз после 12мин каждого урока;
  • динамичные музыкально-игровые перемены;
  • смена динамических поз по Базарному;
  • использование элементов самомассажа;

  Прогноз:

  • При систематическом проведении занятий формируется стереотип правильной осанки; вырабатывается мышечное равновесие для выравнивания нарушенного взаимоположения частей тела и стереотип правильного дыхания.
  • Сглаживается сколиоз – на 8%, нарушение осанки – на 25%, плоскостопие – на 18%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения занятий по лечебной физкультуре в коррекционных Образовательных Учреждениях

Лечебная физкультура применяется в лечении самых различных заболеваний. Её воздействие на организм человека, тем более ребенка с врожденными нарушениями здоровья носит неоценимый характер. Противопока...

лечебная физкультура в коррекционной школе

Рабочая программа составлена на основе   «Программно- методического обеспечениия 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразо...

лечебная физкультура в коррекционной школе

Рабочая программа составлена на основе   «Программно- методического обеспечениия 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразо...

открытое занятие по лечебной физкультуре--5 -6 класс

занятие поводится как с  большими мячами,так и с баскетбольными мячами....

Конспект занятия по лечебной физкультуре.

Конспект занятия по лечебной физкультуре "Корекция осанки и пласкостопия"...

Статья "Роль лечебной физкультуры в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ" Миняев В.Н., учитель физкультуры

           Статья "Роль лечебной физкультуры  в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с ОВЗ"  поясняет, что одним из первостепенных...

Занятия по лечебной физкультуре в коррекционных школах

В коррекционной школе лечебная физкультура должна базироваться на патологической анатомии и физиологии в единстве с физической культурой и являться лечебно- педагогическим процессом, решающим присущие...