Развитие физических качеств через подвижные игры у обучающихся начальной школы на уроках физкультуры
статья по физкультуре

Шабунина Татьяна Петровна

В статье говорится о необходимости учитывать физические способности ребенка на занятиях физической культурой и представлен комплекс подвижных игр для развития таких качеств, как гибкость, координация, выносливость и ловкость

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга

Шабунина Татьяна Петровна,

учитель физической культуры

Развитие физических качеств

через подвижные игры у обучающихся начальной школы

на уроках физической культуры

        У обучающихся начальной школы с первых уроков физической культуры необходимо развивать такие качества, как гибкость, ловкость, выносливость и силу.         Необходимо учитывать физические способности ребёнка, его подготовленность, состояние здоровья (группу здоровья).  Физические способности у каждого ребёнка проявляются по-разному и выражаются в физических качествах и наоборот.

Выносливость может быть скоростной, силовой и скоростно-силовой.

        Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.

        Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.

        Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

        Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.

        Ловкость — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

         Игровой метод развития перечисленных качеств наиболее актуален в начальной школе, помогает развить физические качества у обучающихся.

Подвижные игры

Игра «Совушка»

        Правила игры: «Совушке» нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному - вырываться. Через два-три выхода «совушка» сменяется новым водящим из числа тех, которые ей ни разу не попались.

Ведущий: «День наступает, всё оживает!» - дети бегают, прыгают, подражая птицам, грызунам и насекомым.

        Ведущий: «Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!» Игроки замирают. «Совушка», заметив шевельнувшегося игрока, берёт его за руку и уводит в своё «гнездо» (до трёх игроков можно забрать).

Затем всё повторяется (день-ночь).

        Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.



Игра «Волки во рву»

        Правила игры: перепрыгивать через ров обязательно, пойманные «козлята» не выбывают из игры.

        Двое водящих – «волки» - становятся во рву (коридор шириной около 1 метра); остальные играющие – «козлята» - размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой её стороне линией обозначается пастбище.

        По сигналу руководителя «козлята» бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки», не выходя изо рва, стараются осалить как можно больше «козлят», за что «волкам» начисляются выигрышные очки.

        После 3-4 перебежек (по договорённости) выбираются новые «волки» и игра повторяется.

        Выигрывают «козлята», не пойманные ни разу, и те «волки», которые набрали большее количество очков.

Игра «Поезд»

        Дети строятся в колонну по одной стороне зала или площадки, первый, стоящий в колонне (паровоз), остальные  за ним (вагоны).  По команде дети начинают двигаться вперед (без сцепления), постепенно переходя на бег. Притормаживают около учителя (станции) и вновь по команде учителя всё повторяют заново. Учитель регулирует темп «поезда» и продолжительность игры.

Игра «Удочка»

        Для игры необходима скакалка (удочка). Выбирают «рыбака», остальные «рыбки». Вращая скакалку низко по полу, рыбак ловит рыбок. Если скакалка задевает кого-то из игроков – он выбывает из игры (пойманная рыбка).

Подвижная игра «Мышеловка»

        Класс делится на две неравные группы. Примерно треть играющих (первая группа) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся за кругом.         

        Обучающиеся, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу  и приговаривать:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки.

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

        Затем ребята останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу учителя обучающиеся, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг, размер мышеловки увеличивается. Когда большая часть мышей будет поймана, обучающиеся  меняются ролями, и игра возобновляется.

Игра «Мы весёлые ребята» (догонялки)

        Класс  стоит на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на одной линии, находится водящий.

        Обучающиеся произносят:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

        После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а водящий  догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого водящий сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечёт черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 -3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый водящий. Игра повторяется 4 – 5 раз.

Игра «Охотники и зайцы»

        Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в домиках, нельзя. 

На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, водящий бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе.

        Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника. 

Игра «Переправа»

        Игроки двух (трёх, четырёх) равных по числу команд получают установленный для каждой команды набор гимнастического инвентаря и снарядов, например мостик, конь, козёл и т. п. За отведенное время (3—5 минут) они ставят снаряды и инвентарь в любой последовательности, удобной для выполнения следующего задания: переправиться через все снаряды на другую сторону гимнастического ковра (ограниченной площадки), не касаясь при этом пола. Затем игроки каждой команды выстраиваются в колонны по одному против своей переправы, и по сигналу игра начинается. Выигрывает команда, быстрее закончившая переправу и получившая меньше штрафных очков (штрафные очки даются за касание любой частью тела пола).

Игра «Через ручей»

        Класс делится на две команды, строящиеся в колонну по одному за стартовой линией. Через 8 м от старта двумя параллельными линиями обозначается условный ручей двухметровой ширины, а еще через 8 м перед каждой колонной ставится поворотная стойка. По сигналу направляющие игроки колонн бегут к поворотной стойке, с разбега перепрыгивают через ручей, огибают стойку и возвращаются обратно, преодолевая ручей тем же способом, и передают эстафету следующему игроку. За каждое неудачу в преодолении ручья команде добавляют 2 штрафные секунды. Выигрывает команда, закончившая эстафету за  наименьшее время.

Игра «Лиса и куры»

        Посередине игровой площадки  - скамейка или бревно – «насесты». На противоположных сторонах игровой площадки выделяют два места – «лисья нора» и «дом охотника». Выбирают лису, охотника и петуха из обучающихся. Охотнику дают два мяча.

        По команде учителя куры (остальные обучающиеся) вместе с петухом собирают «зёрна». По сигналу учителя лиса начинает подкрадываться к курам. Петух, заметив лису, даёт курам сигнал (хлопает в ладоши),  куры должны взлететь (впрыгнуть) на насесты (скамейку). Петух впрыгивает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается осалить как можно больше кур не успевших взлететь на насест или упавших с него. Охотник  стреляет в лису, то есть старается попасть мячом в неё, не выходя из своего дома. Если он попал в лису, то она считается убитой. Игра останавливается и выбирается другая лиса. По команде учителя лиса возвращается в нору. Выигрывает та лиса, которая не была убитой, а поймала больше всех кур и та курица, которую не поймала лиса.

Игра «Мяч ловцу»

        На площадке чертят 3 круга, один в другом: первый диаметром 1м, второй – 3м и третий 5 м. В первый круг становится ловец,  второй круг свободен, в третий становятся защитники (4-6 человек). 2 команда – игроки поля. Игроки поля ведут мяч, стараясь передавать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Выигрывает та команда, которая сумеет перебросить мяч своему ловцу больше других.

Игра «Поймай комара»

        Обучающие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Водящий находится в середине круга. Он держит в руках прут (длиной1-1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) картонным «комаром», затем водящий обводит прутом (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем водящий снова обводит прутом круг. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах. Игра продолжается 4-5 мин.

Использованные ресурсы:

http://fizkulturavshkole.ru/podvizhnye_igry

http://fizkult-ura.ru/sci/mobile_game 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Физическое_развитие 

http://fizkultura-na5.ru/podvizhnye-igry


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств через подвижные спортивные и игры

Развитие физических качеств через подвижные спортивные и игры...

Развитие физических качеств через подвижные спортивные и игры

Развитие физических качеств через подвижные спортивные и игры...

Развитие физических качеств через подвижные спортивные и игры

Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, д...

Развитие физ.качеств через подвижные игры

Процесс научно-технической революции делает все более явной необходимость воспитания активного и самостоятельного человека, умение самому ориентироваться в потоке информации. Физическая культура содей...

Развитие физических качеств через подвижные спортивные игры

В современном обществе всё больше внимания уделяется физическому развитию детей и подростков. Это связано не только с улучшением физического состояния, но и с повышением уровня психоэмоционального здо...