Рабочая программа по Адаптивной физической культуре.
рабочая программа по физкультуре

Матвеева Мария Владимировна

Рабочая программа по Адаптивной физической культуре. Разработана для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 117_-_127_afk_obd.docx95.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора № _____

от «__» _______ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«АДАПТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования и подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Уровень базовый

Код, профессия 43.01.09 Повар, кондитер

Форма обучения очная

Профиль обучения естественнонаучный

Срок обучения 3 г. 10 м.

Улан -Удэ, 2017

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» является частью программ подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, разработанных в соответствии с ФГОС по специальностям и профессиям среднего профессионального образования, реализуемым в ГБПОУ «Байкальский колледж  туризма и сервиса»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

1) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.

2) Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 43.01.09  Повар, кондитер, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013 г.№798.

3) Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям и специальностям с учетом методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ, утвержденных Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 20.04.2015 г. №06-830 вн.

Программа предназначена для изучения дисциплины «Физическая культура» со студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ЦК ОГСЭ от «___» ________ 201__ г., протокол №__

Председатель ЦК ОГСЭ                  /Е.А. Дьяченко/

Согласовано:

Заместитель директора по УПР  _____________  /Т.Ю. Гужвина/

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Разработчик(и): М.В. Матвеева, преподаватель физической культуры ГБПОУ «БКТиС» _______/ М.В. Матвеева /

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам. директора по УПР

_______________/Т. Ю. Гужвина/. __  _________  г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______________ учебном году на заседании ЦК ОГСЭ

Протокол №____ от «___» __________ 201_ г.

Председатель ДЦК ОГСЭ ______________/Е.А. Дьяченко

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……….......

5

2. Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» ...………..

8

3. Тематическое планирование …………………………………………....

12

4.Условия реализации учебной дисциплины……………………………..

18

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……..

25


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, к целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • потребность к самостоятельному использованию физической культуры, как составляющей доминанты здоровья;
  • приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;
  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
  • готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
  • способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры.
  • способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
  • формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

•        готовность к служению Отечеству, его защите; метапредметных:

  • способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, в оздоровительной и социальной практике;
  • готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
  • освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
  • формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;

предметных

  • умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
  • владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
  • владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
  • владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
  • владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

        

Освоение общих компетенций (ОК):

ОК 1

Выбирать способы решения  задач  профессиональной  деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2

Осуществлять  поиск,  анализ  и  интерпретацию  информации,  необходимой  для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3

Планировать  и  реализовывать  собственное  профессиональное  и  личностное развитие

ОК 4

Работать  в  коллективе  и  команде,  эффективно  взаимодействовать  с  коллегами, руководством, клиентами

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6

Проявлять  гражданско-патриотическую  позицию, демонстрировать  осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

ОК 7

Содействовать  сохранению  окружающей  среды,  ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 8

Использовать  средства  физической  культуры  для  сохранения  и  укрепления здоровья  в  процессе  профессиональной  деятельности  и  поддержание необходимого уровня физической подготовленности

ОК 9

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться  профессиональной  документацией  на  государственном  и иностранном языках

В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
  • знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
  • знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
  • характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
  • характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
  • составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры;
  • выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания;
  • выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
  • практически использовать приемы защиты и самообороны;
  • составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
  • определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
  • проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями;
  • владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
  • выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
  • проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга;
  • выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
  • выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
  • осуществлять судейство в избранном виде спорта;
  • составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.

        

        

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Теоретическая часть

Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной      подготовке студентов СПО

Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек.

Особенности организации занятий со студентами в процессе освоения содержания учебной дисциплины «Физическая культура». Введение Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Требования к технике безопасности при занятиях физическими упражнениями.

2.1.1 Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья

Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность.

Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и здоровье. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.

2.1.2 Основы методики самостоятельных занятий физическими

упражнениями

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.

Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция  фигуры.   Основные  признаки  утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.

  1. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии

оценки

Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

2.1.4 Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда студентов профессиональных образовательных организаций. Динамика работоспособности в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.

Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.

2.1.5 Физическая культура в профессиональной деятельности

специалиста

Личная и социально-экономическая необходимость специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.

2.2 Практическая часть

Учебно-методические занятия

Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору преподавателя с учетом интересов студентов.  

1.Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.

2.Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.

3.Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.

4.Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.

  5. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и
производственной гимнастики с учетом направления будущей
профессиональной деятельности обучающихся.

6.Методика определения профессионально значимых
психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы
специалиста. Спортограмма и профессиограмма.

  1. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.
  2. Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья). Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру).

9.Индивидуальная оздоровительная программа двигательной
активности с учетом профессиональной направленности.

Учебно-тренировочные занятия

При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий в том или ином виде спорта.

2.2.1  Легкая атлетика. Кроссовая подготовка

Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно -силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.

Легкая атлетика. Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4*100 м, 4*400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра.

2.2.2 Гимнастика

Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.

Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.

  1. Спортивные игры

Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.

Волейбол

Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.

Баскетбол

Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.

Футбол

Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.

2.2.6  Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах

Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц. Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий.

Темы докладов для раздела 1 (по выбору студента):

1.«Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала»,

2.»Основы здорового образа жизни»  

3.«Значение физической культуры и спорта в жизни человека».

4. «Физическая культура и ее влияние на решение социальных проблем».

5. «Лечебная физическая культура: комплексы физических упражнений направленных на устранение различных заболеваний».

6. «Основные системы оздоровительной физической культуры».

7. «Адаптация к физическим упражнениям на разных возрастных этапах».

8. «Профилактика возникновения профессиональных заболеваний».

9. «Влияние физических упражнений на полноценное развитие организма человека».

10. «Основные методы коррекции фигуры с помощью физических упражнений».

3.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 196 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 196 часов;

3.2 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

196

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

196

в том числе:

 теоретические занятия

12

 практические занятия

184

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Консультации

3.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»

Наименование разделов

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

 Теоретическая часть

Содержание учебного материала

2

1

1

Введение.Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и личность профессионала

«Легкая атлетика. Кроссовая подготовка».

Практические занятия

27

2

1

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легкой атлетике.

2

Обучение техники низкого старта. Стартовый разгон.Обучение техники бега по дистанции, финиширование.

3

Бег по дистанции 30, 60, 100 м.

4

Обучение техники эстафетного бега 4*100 м, 4*400 м.

5

Совершенствование бега на короткие дистанции с низкого старта.

6

Обучение техники высокого старта.

7

Обучение техники бега на средние дистанции (800-1500).

8

Совершенствование бега на средние дистанции с высокого старта.

9

Переменный длительный бег.

10

Бег по пересеченной местности.

11

Обучение техники бега в гору.

12

Обучение техники бега с горы.

13

Переменный бег до 3000м.

14

Тест К.Купера (12 -минутный бег).

«Лыжная подготовка»

Практические занятия

8

2

1

Инструктаж по технике безопасности. Первая помощь при травмах и обморожениях.

2

Обучение техники переменного двухшажного хода.

3

Техника одновременных (бесшажного, одношажного) ходов.

4

Техника спусков, подъемов, торможения.

«Теоретическая часть»

Содержание учебного материала

2

1

1

Основы здорового образа жизни. Физическая  культура в обеспечении здоровья. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

«Спортивные игры»

20

Волейбол

Практические занятия

10

3

1

Инструктаж по технике безопасности. Правила игры. Исходное положение (стойки), перемещения.

2

Прием, передача двумя руками сверху

3

Прием, передача двумя руками снизу

4

Совершенствование техники приема, передачи мяча снизу и сверху двумя руками

5

Учебная игра по упрощенным правилам.

«Баскетбол»

1

Инструктаж по технике безопасности. Обучение техники перемещений, остановок.

10

3

2

Обучение техники ловли и передачи мяча.

3

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

4

Обучение техники броска в корзину с места, в движении с двух шагов, прыжком.

5

Игра по упрощенным правилам баскетбола.

«Плавание»

Практические занятия

10

2

1

Инструктаж по технике безопасности

2

Техника безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и в бассейне.

3

Правила плавания в открытом водоеме.

4

Доврачебная помощь пострадавшему

5

Специальные подготовительные, общеразвивающие и подводящие упражнения на суше.

 «Гимнастика»

Практические занятия

10

2

1

Инструктаж по технике безопасности.Обучение техники выполнения кувырка вперед и назад (группировка в приседе, сидя, лежа)

2

Обучение техники выполнения стойки на лопатках, на голове из приседа перекат назад в стойку на лопатках

3

Обучение выполнения упражнения «ласточка» (Д), длинный кувырок (М)

4

Обучение выполнения упражнения мост, обучение техники перевороту колесо

5

Выполнение всех упражнений в комплексе

«Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах»

Практические занятия

7

3

1

Инструктаж по технике безопасности.

2

Метод тренировки для развития силы основных мышечных групп:

- укрепление мышц брюшного пресса;

3

Метод тренировки для развития силы основных мышечных групп:

- укрепление мышц спины;

- укрепление плеч;

4

Метод тренировки для развития силы основных мышечных групп:

- укрепление мышц бёдер и коленей.

Теоретическая часть

Содержание учебного материала

2

1

1

Составление комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся

«Легкая атлетика. Кроссовая подготовка».

Практические занятия

26

2

1

Представление о техники передачи эстафеты.

2

Обучение технике передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости.

3

Обучение технике старта бегуна, принимающего эстафету.

4

Бег по пересеченной местности с изменением темпа.

5

Бег по дистанции с преодолением вертикальных и горизонтальных препятствий.

6

Равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши)

7

Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

8

Обучение технике специальных прыжковых упражнений при прыжке в высоту.

9

Прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной.

10

Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши).

11

Обучение технике держания и выбрасывания мяча

12

Обучение техники метания мяча в горизонтальную цель 2,5 х 1,5 м

13

Обучение техники метания мяча в вертикальную цель размером 1 х 1 м (с 10 м – девушки, с 15-20 м – юноши)

«Лыжная подготовка»

Практические занятия

8

2

1

Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование.

2

Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни.

3

Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши).

4

Основные элементы тактики в лыжных гонках.

Теоретическая часть

Содержание учебного материала

1

1

Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и профессиограмма

«Спортивные игры»

26

«Волейбол»

Практические занятия

14

3

1

Нижняя  и верхняя прямая подача

2

Совершенствование техники нижней и верхней прямой подачи

3

Нападающий удар из зон 2, 3 и 4, нападающий удар из зон 1, 5 и 6

4

Совершенствование техники нападающего удара из всех зон

5

Блокирование, тактика нападения, тактика защиты.

6

Совершенствование техники блокирования

7

Игра по основным правилам.

«Баскетбол»

Практические занятия

12

3

1

Совершенствование техники броска в корзину с места, в движении с двух шагов, прыжком.

2

Обучение техники штрафного броска.

3

Совершенствование техники штрафного броска.

4

Обучение приемам защиты и нападения.

5

Совершенствование техники защиты и нападения.

6

Игра по основным правилам.

«Гимнастика»

Практические занятия

8

2

1

Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с мячом (девушки).

2

Совершенствование комплекса по гимнастике

3

Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки).

4

Тестирование физической подготовленности –  (пресс, отжимание, подтягивание в висе, подъем с переворотом)

Теоретическая часть

Содержание учебного материала

2

1

1

Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

«Легкая атлетика. Кроссовая подготовка».

Практические занятия

12

2

1

Эстафетный бег 4*100 м, 4*400 м.

2

Бег на средние дистанции (800-1500).

3

Бег по пересеченной местности.

4

Переменный бег до 3000м.

5

Бег по дистанции с преодолением вертикальных и горизонтальных препятствий.

6

Тест К.Купера (12-минутный бег).

«Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах»

Практические занятия

8

3

1

Комплекс упражненийс эспандерами, амортизаторами из резины:

- упражнения для начинающих;

2

- упражнения с пружинным эспандером;

3

- тренировка грудных мышц;

4

- упражнения с кистевым снарядом.

Теоретическая часть

Содержание учебного материала

1

«Влияние физических упражнений на полноценное развитие организма человека».

«Спортивные игры»

10

«Футбол»

Практические занятия

10

3

1

Инструктаж по технике безопасности. Удар по летящему мячу ногой,

2

Удары головой на месте и в прыжке.

3

Остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения

4

Техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения.

5

Игра по основным правилам

Практические занятия

4

3

«Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах»

1

Комплекс упражнений сгантелями, гирей, штангой:

- Упражнения для начинающих;

- Упражнения для развития силы;

- Упражнения для развития выносливости;

2

Дифференцированный зачет

Итого

196

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:  

1.        - ознакомительный уровень (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.        - репродуктивный уровень (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.        - продуктивный уровень (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала, тренажерного зала, открытого стадиона широкого профиля на площадке с возможностями адаптивного обучения.

Все помещения, объекты физической культуры и спорта, места для занятий физической подготовкой, которые необходимы для реализации учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура», должны быть оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта. Все объекты, которые используются при проведении занятий по физической культуре, должны отвечать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Оборудование и инвентарь спортивного зала:

• стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды, тренажеры для занятий атлетической гимнастикой, маты гимнастические, канат, канат для перетягивания, скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели (разные), гири 16, 24, 32 кг, секундомеры, весы напольные, ростомер, динамометры, приборы для измерения давления и др.;

• кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, рамы для выноса баскетбольного щита или стойки баскетбольные, защита для баскетбольного щита и стоек, сетки баскетбольные, мячи баскетбольные, стойки волейбольные, , сетка волейбольная, волейбольные мячи, ворота для мини-футбола, сетки для ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола ракетки для бадминтона, тренажеры и др.

• стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для прыжков в высоту, решетка для места приземления, указатель расстояний для тройного прыжка, брусок отталкивания для прыжков в длину и тройного прыжка, турник уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий, ворота футбольные, сетки для футбольных ворот, мячи футбольные, сетка для переноса мячей, колодки стартовые, барьеры для бега, стартовые флажки или стартовый пистолет, флажки красные и белые, палочки эстафетные, гранаты учебные круг для метания ядра, упор для ног, для метания ядра, ядра, указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55 м, нагрудные номера, тумбы «Старт—Финиш», «Поворот», рулетка металлическая, мерный шнур, секундомеры.

• тренажерный зал; индивидуальные коврики, скакалки, мячи, теннисные ракетки, • лыжная база с лыжехранилищем;

• открытые спортивные площадки для занятий: баскетболом; бадминтоном, волейболом, теннисом, мини-футболом, хоккеем;

• футбольное поле с замкнутой беговой дорожкой, секторами для прыжков и метаний. Оборудование и технологическое оснащение спортивного зала: наличие достаточного свободного пространства, спортивное оборудование: гимнастические стенки, скамейки, маты, баскетбольные кольца, волейбольная сетка, лыжи, лыжные ботинки, палки, волейбольные и баскетбольные мячи, маты, индивидуальные коврики, скакалки, мячи, теннисные ракетки, ракетки для бадминтона, тренажеры. Открытый стадион широкого профиля.

Организация учебного пространства в соответствии с нуждами обучающихся инвалидов и обучающихся с особыми возможностями здоровья: дополнительные места для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата.

Место для переодевания в спортивную форму, душ

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; выход в интернет; аудио, видео, музыкальный центр, и программами «Специальные возможности».

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Создание безбарьерной среды в образовательной организации учитывает потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению мы предлагаем: обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) для самостоятельных занятий физической культурой дома (в форме электронного документа; в форме аудиофайла).

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху: - дублирование звуковой справочной информации с учетом размеров помещения ;обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) для самостоятельных занятий физической культурой дома Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для студентов, имеющих нарушения опорно - двигательного аппарата обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в спортивный и тренажерный зал образовательной организации, а также их занятий совместно со студентами группы в указанных помещениях с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Дублирование справочной информации в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной

литературы

Рекомендуемая литература для студентов:

1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / под

общ. ред. Г. В. Барчуковой. — М., 2014.

2. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф.

образования. — М., 2014.

3. Гамидова С.К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных

занятий. — Смоленск, 2014.

4. Каинов А.Н., Курьерова Г.И., «Физическая культура 1-11 классы» Москва, «Учитель»,

2015г.

5. Железняк Ю.Д. «Теория и методика спортивных игр» Москва, «Академия» 2013г.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего

(полного) общего образования”».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и

ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259

5. Бишаева А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб.

пособие. — М., 2013.

6. А.А., Козлов А.В., Ивченко Е.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. — М., 2014.

7. Миронова Т.И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп. — Кострома, 2014.

8. Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью: учеб.

пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — 3-е изд. — М., 2013.

  1. О. Э.Аксёнов. Адаптивная физическая культура в школе-ГАФК им. Лесгафта
  2. А. А.Дмитриев. Физическая культура в специальном образовании
  3. Л. В. Шапкова. Корреционные и подвижные игры. 2014
  4.   Бишаева А.А. Физическая культура учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования М, «Академия», 2015г.
  5.   Васильев В.Е. Лечебная физическая культура-М: ФиС, 2013
  6. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: «Медицина», 2014 
  7. Загуменнов, Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2015.
  8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2015
  9. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2014. 
  10. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2015.

Интернет-ресурсы

1. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»).

2. www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России).

3. www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).

4. www. goup32441. narod. ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Программа учебной дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией по всем темам. Каждый обучающийся имеет доступ к необходимым нормативным и учебно- дидактическим материалам, сопровождающим все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация программы учебной дисциплины обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю данной программы, имеющими компетенции для работы со студентами с ОВЗ. При необходимости работа осуществляется совместно с педагогом - психологом.

 

4.5 Индивидуальные рекомендации по разным заболеваниям инвалидов и лиц с ОВЗ:

  1. Для детей с нарушением зрения:

- выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

- выполнение движения в облегчённых условиях;

-выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);

- использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),

- использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);

- использование имитационных упражнений, подражательных упражнений в  том числе при ходьбе, беге лидера;

- использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;

- использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);

- изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);

- изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т. д.);

- изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.;

- изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.);

Противопоказания

- физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.);

- акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, "мостик", "березка", стойка на руках и на голове и др.);

- упражнения на гимнастических снарядах, в т.ч. висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.;

- упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания;

- упражнения, выполнение которых связано с натуживанием;

- упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса;

- упражнения, выполнение которых связано со значительным наклоном головы;

- упражнения, выполнение которых связано с запрокидыванием головы;

- упражнения, выполнение которых связано с резким изменением положения тела;

- упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.);

- переохлаждение тела.

Ограничения

- продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.);

- физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств;

- физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц;

- физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок);

- физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение;

- упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.);

- занятия плаванием;

- круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед. Круговые движения головой, наклоны головы.

  1. Для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата:

- двигательные действия в положении сидя на полу, скамейке или на корточках;

- педалирование на велостанке (тренажере) или езда на велосипеде;

- вставание на колени из положения сидя и упражнения в положении на коленях;

- двигательные действия в положении стоя у опоры или опираясь, затем самостоятельно;

- танцевально-ритмические упражнения в положении стоя и с элементами ходьбы (лечебная хореография);

- разновидности ходьбы;

- захват, удержание и манипулирование предметами, их переноска, складывание и др.;

- свободное бросание и ловля мячей разного размера, формы и веса;

- метание различных предметов на точность и дальность разными способами в положениях лежа, сидя, стоя и двигаясь;

- доступные действия на коротких лыжах (в помещении или на улице) в положении стоя, передвижения на коротких лыжах различными способами;

- элементы лазания;

- разновидности бега;

- подпрыгивания на месте и с передвижением;

- доступные прыжки в длину и в высоту с места.

  1. С нарушениями слуха:

- дети с нарушениями слуха не имеют серьезных ограничений в тех видах физкультурно-спортивной деятельности, которые требуют высокого уровня координации движений,  могут заниматься различными видами спорта: всеми видами легкой атлетики, борьбой, спортивными играми (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и т.д.), тяжелой атлетикой, плаванием, фехтованием, аэробикой и танцами, лыжными гонками, туризмом.

- для слабослышащих противопоказаниями являются те виды спортивной деятельности, которые связаны с высоким уровнем шума, вибрацией, сотрясением, натуживанием при выполнении силовых упражнений: они могут спровоцировать прогрессирование тугоухости.

  1. При анемии рекомендованы:

Необходимо лишь правильно подбирать нагрузку и соблюдать ограничения.

При начальной стадии ограничений практически нет. Здесь главное правило – исключить запрещенные при этом диагнозе виды спорта и снизить нагрузки.

- умеренные физические нагрузки (дозированная ходьба, медленный бег, лыжные прогулки, езда на велосипеде и др.), игры на свежем воздухе.

- йога, плавание

- танцы (не акробатические!)

- гимнастика, преимущественно дыхательная и на растяжение.

Противопоказаны:

- поднятие тяжестей, бег в интенсивном темпе, и все занятия, в которых нужно наклонять голову ниже груди, делать резкие движения, задерживать дыхание на длительное время.

- не стоит заниматься бодибилдингом, боксом, рекомендуется не практиковать прыжки.

-пилатес и бег не желательны.

- при обострении занятия противопоказаны.

*Противопоказанные виды упражнений запрещены совсем, даже изредка нельзя их допускать. 

  1. При сахарном диабете 2 типа:

- ходьбу и совершение пеших прогулок, но таких, которые будут без переноса тяжестей, в собственном ритме. В особенности полезными они являются после употребления пищи;

- медленный бег трусцой, при этом очень важным элементом является сохранение максимально спокойного дыхания;

- плавание – также не слишком интенсивное;

- размеренное катание на велосипеде. С представленной целью также могут применяться ролики, коньки и даже беговые лыжи, но все это должно осуществляться без соревновательного элемента;

- спокойные танцевальные занятия;

- водная аэробика или элементы гимнастики

- аэробные общеукрепляющие для уменьшения показателей сахара в крови;

- элементы для нижних конечностей, как часть ЛФК;

- дыхательные упражнения (рыдающее дыхание от Вилунаса; гимнастику Стрельниковой; другие элементы упражнений).

Не допускаются такие упражнения при диабете, которые подразумевают применение гантелей при наличии глазных осложнений, без глазных осложнений рекомендуется гантели с малым весом (1-2 кг);

-многократное осуществление силовых упражнений, например, подтягиваний, отжиманий или работы со штангой;

- ни в коем случае не следует давать физические нагрузки при повышенном соотношении сахара в крови, а именно  больше 15 ммоль.

6.Физкультура при эпилепсии назначается врачом. 

Включаются упражнения на растяжение, расслабление, координацию движений, равновесие, дыхательные упражнения (полное и диафрагмальное дыхание), общеукрепляющие упражнения в медленном и среднем темпе.

Можно применять занятия на тренажерах: ходьбу на беговой дорожке и велотренажер в спокойном равномерном темпе, то есть, нет выраженного ускорения и замедления скорости движений,  цель занятий на тренажерах при эпилепсии – ритмичность движений и дыхания, которые благоприятно влияют на гармонизацию головного мозга.

А также рекомендуется дозированная ходьба на природе медленная (со скоростью 60 – 80 шагов в минуту) или средняя (со скоростью 80-100 шагов в минуту). Во время дозированной ходьбы дышать только носом.

Не допустимы «быстрые» виды спорта, в которых присутствуют резкие движения.

7.При сколиозе.

Упражнения АФК предназначены для разработки мышц спины и связочного аппарата: они снимают напряжение с чрезмерно нагруженных участков, активизируют незадействованные группы мышц, усиливают кровообращение. В процессе занятий постепенно происходит выравнивание тонуса мышечной системы, и человеку становится проще удерживать позвоночник в правильном положении.

Комплекс упражнений подбирается отдельно, с учетом возраста, степени искривления, места его локализации и особенностей организма.

Начинать гимнастику рекомендуется с разминки: нужно интенсивно подвигать руками, выполнить потягивания, наклоны вперед и в стороны. Когда мышцы разогреты, эффективность занятий заметно повышается.

Упражнения выполняют от простых к сложным, постепенно повышая нагрузку. Движения только плавные, рывки и резкие изгибы при сколиозе опасны.

Разминка (Такие упражнения для спины при сколиозе должны выполняться обязательно перед каждым основным комплексом и на протяжении 5–10 минут.)

- Статические упражнения у стены (фиксация позвоночника)

- Медленные приседания.

- Круговые движения плечами при полностью расслабленных мышцах спины и шеи.

- Вытягивание позвоночника.

Базовые симметричные упражнения

- Махи ногами из положения лежа, имитирующие движение ножниц.

- Упражнения на четвереньках (прогибы позвоночника вверх и вниз из положения на четвереньках. Это так называемое упражнение «кошка» и др.)

- Пресс для задних мышц спины.

- Растягивание мышц спины, плечевого сустава и задней поверхности бедра.

- Упражнения лежа на полу на спине, на животе.

В заключительной части применяют:

- Упражнения для расслабления мышц и облегчения их напряженного состояния после нагрузки (сидя на полу - перекаты и др.)

- Ходьба на пятках заведенным и за спину руками, ходьба на носках при поднятых вверх руках, ходьба на месте с поднятием бедренной части как можно выше.

- Нормализация дыхания любым удобным способом.

Возможные ограничения и противопоказания:

- Выполнять пробежки при искривлении позвоночника можно лишь только на первой и второй стадии развития болезни. При более сложных стадиях бег запрещен. Он также не рекомендован, если заболевание быстро прогрессирует. Все остальные виды легкой атлетики также не рекомендованы.

- Не стоит выполнять асимметричные упражнения, то есть те, которые дают нагрузку на одну сторону тела. При них происходит неравномерное распределение нагрузки на тазобедренные суставы, что негативно влияет на течение болезни. По той же причине не стоит заниматься танцами.

- Асана при сколиозе в виде позы лотоса противопоказана, так как дает неправильное нагружение тазобедренных суставов при болезни.

- Категорически запрещены кувырки при всех стадиях течения болезни.

- Активные игры, такие как бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол также являются запрещёнными. Из-за резких движений и интенсивных поворотов тела, которые в них используются.

- Самые разнообразные комплексы АФК при сколиозе можно использовать как для профилактики, так и на ранних стадиях болезни. Врач, скорее всего, пропишет выполнение корригирующих упражнений при сколиозе, если заболевание находится на 1 или 2 стадии развития.

- Но если течение болезни носит реактивный характер, то есть развивается очень быстро по каким-либо причинам, то лечебная гимнастика противопоказана.

- Также гимнастика при сколиозе будет запрещена врачом, если болезнь уже приобрела запущенную форму и перешла в 3 или 4 стадию.

8.При гипертонии. При гипертонии упражнения подбираются индивидуально. Это зависит от степени тяжести заболевания.

Допустимые физические упражнения:

- Кардионагрузки (зарядка, обычная ходьба и др.)

- Разные виды ходьбы – на носочках и пятках, перекрестный шаг, приставным шагом.

- Разведение рук и ног, движения локтями, движения плечами.

- Захлест голени.

- Подъем колен.

- Подтягивание колен.

- Удар ногой.

- Ходьба в планку.

- Разведение ног в планке.

- Упражнение «Велосипед».

- Подъемы с места.

- Повороты.

- Аквааэробика.

- Дыхательная гимнастика.

Категорически противопоказаны

- силовые упражнения при использовании спортивного инвентаря. Они приводят к повышению кровяного давления.

- слишком интенсивные тренировки и подъем тяжестей.

- запрещено перенапрягаться (например, нельзя участвовать в марафонском беге).

- также противопоказано заниматься при слишком низких или высоких температурах.

Также противопоказана физкультура при гипертонии если:

- повышенное АД (более 220/120 мм рт. ст.);

- пониженное АД;

- повышенные показатели СОЭ;

- боли в сердце в качестве симптома различных болезней;

- недавно перенесенная процедура под названием «перикардиоцентез»;

- появление отдышки во время занятий (если есть возможность, следует выбрать упражнения проще, а если нет, стоит прекратить занятия);

- пониженный уровень эритроцитов в крови;

- возникновение внеочередных сокращений сердца;

- высокий уровень лейкоцитов в крови;

- показатели пульса – больше 100 ударов.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических, практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

личностных:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, к целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- потребность к самостоятельному использованию физической культуры, как составляющей доминанты здоровья;

- приобретение личного опыта творческого использования профессионально-оздоровительных средств и методов двигательной активности;

- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;

-готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;

- способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры.

- способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;

- формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

1. Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов.

Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям,

полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Оценка «5»

За ответ, в котором:

Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

Оценка «4»

За тот же ответ, если:

В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3»

За ответ, в котором:

Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Оценка «2»

За непонимание и:

Не знание материала программы.

2. Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.

Оценка «5»

За выполнение, в котором:

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно. чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив.

Оценка «4»

За тоже выполнение, если:

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.

Оценка «3»

За выполнение, в котором:

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

Оценка «2»

За выполнение, в котором:

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

  1. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Оценка «5»

Учащийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий;

-подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.

Оценка «4»

Учащийся:

- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

- допускает незначительные ошибки в подборе средств;

- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.

Оценка «3»

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов.

Оценка «2»

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.

  1. Уровень физической подготовленности учащихся.

Оценка «5»

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени.

Оценка «4»

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.

Оценка «3»

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту.

Оценка «2»

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.

Методы оценки техники владения

двигательными действиями

Основными методами оценки здесь являются следующие методы:    

  •  Открытого наблюдения,
  •  вызова,
  •  упражнений,
  •  комбинированный.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.

Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.

Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или группы в целом.

Также для оценки достижений учащихся используют методы наблюдения, опроса (в письменной или устной форме), практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

Текущий контроль

при проведении:

1.Шаблонное тестирование

физической    подготовленности

2.Поточный контроль

3.Индивидуальный контроль

4.Анкетирование учащихся,

анализ их поступков и т.д.

5.Письменный \ устный опрос, защита рефератов, дискуссии и походы

6.Поточный или избирательный

контроль

7.Анкетирование, тестирование

8. Экспертиза исследовательского проекта, представление стенгазеты, нестандартного оборудования, инвентаря и др

9.Творческое тестирование

10.Индивидуальный контроль

Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачета в виде:

-письменных/ устных ответов, опросов,

-тестирования физической подготовленности и т.д.

метапредметных:

- способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, в оздоровительной и социальной практике;

- готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;

- освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;

- формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;

предметных

- умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;

- владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;

- владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;

- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;

- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуре 3 «В» класс

Содержание предмета Содержание предмета адаптивная физическая культура отражено в трех разделах: «Физическая подготовка», «Лыжная подготовка», «Коррекционные подвижн...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре

Рабочая программа по адаптивной физической культуре...

Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре СИПР (5 класс) вариант 2

Рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" СИПР 5 класс вариант 2...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре 3 класс вариант 2

Рабочая программа разрабртана в соответсвии с ФГОС...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре 3 класс вариант 2

Рабочая программа разработана в соответсвии с ФГОС....