Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: вопросы взаимодействия с семьей (из опыта работы инструктора по физической культуры)
статья по физкультуре

Малощук Анастасия Александровна

Физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья – первооснова полноценного развития, являющаяся важной ступенью в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов. Успешно формировать основы здорового образа жизни у воспитанников возможно только при условии организации в образовательном учреждении и семье целенаправленного и систематического воспитательно–образовательного процесса взаимодействия в триаде ребенок–педагог–родитель, в котором педагогический коллектив дошкольного учреждения должен выступать инициатором и координатором.

Одним из важнейших направлений в данной сфере выступает грамотная организация предметно-пространственной среды, особенно двигательной. Для полноценного развития ребенка среда должна иметь не только развивающий характер, но также быть трансформируемой, разнообразной, динамичной, полифункциональной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шумилина А.А., инструктор по ФК

ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: вопросы взаимодействия с семьей (из опыта работы инструктора по физической культуры)

Физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья – первооснова полноценного развития, являющаяся важной ступенью в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов. Успешно формировать основы здорового образа жизни у воспитанников возможно только при условии организации в образовательном учреждении и семье целенаправленного и систематического воспитательно–образовательного процесса взаимодействия в триаде ребенок–педагог–родитель, в котором педагогический коллектив дошкольного учреждения должен выступать инициатором и координатором.

Одним из важнейших направлений в данной сфере выступает грамотная организация предметно-пространственной среды, особенно двигательной. Для полноценного развития ребенка среда должна иметь не только развивающий характер, но также быть трансформируемой, разнообразной, динамичной, полифункциональной.

Всем этим требованиям соответствует нестандартное физкультурное оборудование. Дошкольникам нравятся необычность и красочность данного оборудования, а это, в свою очередь, повышает эмоциональный тонус в ходе занятий, интерес к разнообразным видам двигательной деятельности, увеличивает двигательную активность и развивает самостоятельность воспитанников, а также формирует у них потребность в творческом самовыражении через движения. Нестандартное оборудование, изготовленное самостоятельно – это ещё один стимул физкультурно-оздоровительной работы, так как взаимодействие с собственными поделками всегда интересней, а значит эффективней. К тому же процесс изготовления развивает творческий потенциал ребёнка, художественные и практические навыки, мелкую моторику, коммуникативные навыки, способствует формированию бережного обращения с пособиями, применение их творчески.

Учитывая все эти положения, был создан долгосрочный продуктивно-творческий проект по изготовлению и использованию нестандартного физкультурного оборудования.

Мы обратились к методу проектов, так как именно он:

  • Основан на системном и деятельном подходе к решению педагогических задач, интеграции образовательных областей.
  • Предлагает взаимодействие детей, педагогов и родителей.
  • Реализуется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Предполагает наличие различных видов деятельности и форм взаимодействия.
  • Способствует творческой самореализации.

Участниками проекта стали воспитанники старшего дошкольного возраста (6-7 лет), инструктор по физической культуре, воспитатели, семьи воспитанников.

Цель - обогатить развивающую среду детского сада нестандартным физкультурным оборудованием, способствующим повышению у детей интереса к физическим упражнениям во время занятий физической культурой, в подвижных играх и эстафетах; формирование двигательной среды, которая бы способствовала воспитанию культуры здоровья дошкольников.

Задачи:

1. Создать с детьми нестандартное физкультурное оборудование для пополнения РППС.

2. Формирование у воспитанников интереса к нестандартному оборудованию, его изготовлению и использованию в самостоятельных видах двигательной активности.

3. Развитие творческих способностей детей, мелкой моторики, физических качеств.

4. Воспитание культуры здоровья детей, творческого отношения к любой деятельности.

5. Мотивировать педагогический коллектив и родителей на изготовление нестандартного оборудования.

6. Обобщить и распространить опыт работы по изготовлению нестандартного оборудования для развивающей двигательной среды.

Принципы реализации :

1. Доступность: реализация проекта идёт с учётом индивидуальных и возрастных особенностей участников, предполагает адаптированность материала к возрасту детей;

2. Систематичность и последовательность: подача теоретического и практического материала осуществляется от простого к сложному, с обязательным повторением ранее усвоенных норм и правил;

3. Дифференциация: в ходе проекта создаётся благоприятная педагогическая среда для качественного усвоения основ здорового образа жизни каждым дошкольником;

4. Динамичность: осуществляется за счёт интеграции образовательных областей.

В результате изучения данной темы были выбраны следующие варианты, которые изготавливались с детьми в течении учебного года: «спортивные ведёрки», «берёзовые брёвнышки», «бильбоке», «солнечные колечки», «весёлые моталочки», «косички-невелички», «разноцветные крышечки», «чубчики» и «пирамидки».

Второй этап проекта – основной в его реализации. На данном этапе было очень важно постоянно поддерживать интерес детей к данной теме. Творческо-практическая деятельность по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования и использование поделок на занятиях физкультурой и спортивных досугах способствовала решению этой педагогической проблемы. Изготовленное своими руками физкультурное оборудование так же повышало интерес воспитанников к занятиям физкультурой. У детей возникало желание продолжать взаимодействовать с нестандартным оборудованием и вне организованной деятельности. Работа на втором этапе строилась в соответствии с планом (полный план с примерами работ см. в приложении к статье):

Месяц

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие

с педагогами

Взаимодействие

с родителями

Октябрь

1. Изготовление «Спортивные ведёрки»

2.Физкультурный досуг «Спортивный огород»

(с использованием ведёрок)

Беседы по ознакомлению с проектом,

сбор необходимого бросового материала для изготовления нестандартного физкультурного оборудования

Ноябрь

1. Изготовление «Берёзовые брёвнышки»

2.Физкультурный досуг «Лесные жители»

(с использованием брёвнышек, ведёрок)

Консультация «Физкультурное оборудование своими руками»

Декабрь

1. Изготовление «Бильбоке»

2.Физкультурный досуг «Зимние забавы»

(с использованием бильбоке, брёвнышек, ведёрок)

Консультация на сайте

«Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками»

Январь

1. Изготовление «Солнечные колечки»

2.Физкультурный досуг «Зимние виды спорта»

(с использованием колечек, брёвнышек, ведёрок)

Методические рекомендации по размещению и использованию нестандартного физкультурного оборудования.

Февраль

1. Изготовление «Весёлые моталочки»

2.Физкультурный досуг «День защитника Отечества»

(с использованием моталочек, колечек, брёвнышек)

Информационный материал в родительском уголке «Нетрадиционное физкультурное оборудование»

Март

1. Изготовление «Косички - невелички»

2.Физкультурный досуг «Встреча весны»

(с использованием косичек, ведёрок, брёвнышек, колечек)

Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования

Апрель

1. Изготовление «Разноцветные крышечки»

2.Физкультурный досуг «Космическое путешествие»

(с использованием крышечек, колечек, бильбоке, ведёрок)

Фотовыставка

«Весёлая физкультура»

Май

Физкультурный досуг «Летние виды спорта»

(с использованием разнообразного нестандартного физкультурного оборудования)

Презентация педагогического проекта

 

Проект был основан на системном подходе и предлагал работу в трёх основных направлениях. Помимо работы с детьми проект включал обязательное взаимодействие с семьями воспитанников через помощь в сборе необходимого бросового материала, совместные досуги, информационные материалы по теме проекта, фотовыставки. Увлечённые созданием нестандартного физкультурного оборудования в детском саду, дети продолжали эту деятельность дома, привлекая и заинтересовывая членов своих семей.

Работа с педагогами осуществлялась через проведение консультаций и мастер-классов по вопросам изготовления и использования нетрадиционного физкультурного оборудования. Важно было заинтересовать педагогов этой темой, чтобы она получала развитие в их совместной деятельности с детьми, способствуя пополнению физкультурных центров в группах.

Проект был успешно реализован и показал, что использование самостоятельно изготовленного нестандартного физкультурного оборудования помогает в решении основных задач физического развития и воспитания дошкольников

 

Список используемой литературы

  1. Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. - М.: Мозаика-Синтез, 2018 год.
  2. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Здоровый образ жизни. Я и мое здоровье. - М.: Мозаика-Синтез, 2018 год.
  3. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. - Журнал «Обруч» N4/2001 год.
  4. Упражнения с использованием нестандартного оборудования. - Журнал «Дошкольное воспитание» N6/2002 год.
  5. Нестандартное оборудование для физкультурных занятий. - Журнал «Дошкольная педагогика» N3/2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

Проектная деятельность с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Представлен проект технической направленности (в приложении инструкция сборки))...

Проектно - исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста

Представлены требования ФГОС и общеучебные умения и  навыки, формирующиеся в проектной деятельности....

Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)

Организация проектной деятельностишкольников  на уроках технологиив  условиях реализации  ФГОС( из опыта работы)...

Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОО (из опыта работы инструктора по физической культуре)

Наблюдения, свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не толь...