Лечебная физическая культура» по группе заболеваний органов желудочно-кишечного тракта и органов мочеполовой системы
консультация по физкультуре

Тимохин Алексей Александрович

лфк

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon лфк36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Лечебная физическая культура» по группе заболеваний

 органов желудочно-кишечного тракта

 и органов мочеполовой системы

Задача: нормализация процессов корковой динамики, регулирующих процессы желудочно кишечного тракта (в т.ч. моторную и секреторную функцию желудка).

Увеличенный поток нервных импульсов с проприорецепторов двигательного аппарата в коре головного мозга способствует повышению тонуса центральной нервной системы, усилению её трофических влияний и улучшению кортикальной регуляции функции пищеварительного аппарата. Особенно это важно при тех заболеваниях, причиной которых являются нарушения функций высших отделов нервной системы.

Средства:

1) упражнения на расслабление;

2) упражнения на умение сочетать и реализовывать напряжение и расслабление;

3) приемы аутотренинга;

4) пальминг;

5) йоговские ассаны.

Задача: нормализация тканевого обмена.

Благодаря этому улучшается питание тканей и органов, повышается общий тонус организма : работоспособность. Под влиянием специальных упражнений улучшается кровообращение в органа? брюшной полости и уменьшается количество депонированной крови. Это содействует затухании воспалительных процессов в органах желудочно-кишечного тракта. Кровообращение одновременно улучшается и в тазовых органах. Упражнения для мышц тазового дна препятствуют застою крови в области прямой кишки и в геморроидальных венах.

Средства:

1) подвижные и спортивные игры;

2) упражнения с вовлечением в движение больших мышечных групп;

3) дыхательные упражнения.

Задача: улучшение внутрибрюшного кровообращения с целью активизации моторной и секреторной функций пищеварительного тракта.

 Средства:

1) брюшное дыхание;

2) дыхание в исходном положении «упор стоя на коленях»;

3) полное, глубокое дыхание, сгибание ног в тазобедренных суставах, наклоны туловища (способствуют улучшению оттока желчи из желчного пузыря, что важно при заболеваниях печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря);

4) упражнения в исходном положении лежа на спине;

5) упражнения в исходном положении «упор стоя на коленях».

Упражнения в исходном положении лежа на боку для улучшения оттока желчи из желчного пу зыря и легкого массажа печени.

Противопоказания:

1) упражнения, связанные с сотрясением тела (бег, прыжки, соскоки);

2) силовые упражнения (поднимание тяжестей);

3) нагрузки высокой интенсивности (большие нагрузки угнетают моторику и секрецию, уме ренные - нормализуют их).

К основным заболеваниям органов желудочно-кишечного тракта относятся гастриты, язвенная; болезнь, энтериты, энтероколиты, колиты, атонии желудка и кишечника, опущение органов брюшной полости, гепатиты, холециститы, желчекаменная болезнь.

Пищеварение - это физиологический процесс, связанный с механической и химической переработкой пищи. В процессе пищеварения большое значение имеет нервная регуляция. Нервный аппарат желудочно-кишечного тракта связан с центральной нервной системой организма. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга влияют как на моторную функцию желудочно-кишечного тракта, так и на секрецию отдельных его участков.

При нарушении деятельности пищеварительной системы патологические процессы в различных её отделах находятся в тесной взаимосвязи, ибо нарушения моторной функции желудка и кишечника влияют на изменения секреторной функции, а патологический процесс, связанный с нарушением секреторной функции повлечет за собой изменения моторной функции.

Лечение заболеваний органов пищеварения включает в себя не только специфическое лечение заболевшего органа, но и общее воздействие на организм путем воздействия на нервную систему.

Специальные упражнения при запорах:

- лежа на спине или боку: глубокое диафрагмальное дыхание;

- лежа на спине: движения согнутыми или прямыми ногами (одновременно или поочередно);

- лежа на спине: переход в исходное положение сидя; движение ногами как при способе плавания брасс;

- упор стоя на коленях: диафрагмальное дыхание с втягиванием живота на выдохе; поочередные движения ногами.

- стоя: упражнения для мышц туловища с большой амплитудой.

Специальные упражнения для улучшения кровообращения в брюшной полости и усиления оттока желчи:

- упражнения для мышц брюшного пресса из разных исходных положений;

- глубокое диафрагмальное и «встречное» дыхание (при вдохе втягивается передняя брюшная стенка);

- движения туловищем и ногами с большой амплитудой в сочетании с глубоким дыханием.

Специальные упражнения для улучшения кровообращения в малом тазу и для укрепления мышц тазового дна:

- упражнения в исходных положениях стоя, лежа на спине, боку, на животе;

- упражнения в исходном положении упор стоя на коленях;

- движения в тазобедренных суставах с большой амплитудой.

Специальные упражнения для улучшения кровообращения в органах малого таза и укрепления мышц тазового дна:

- лежа на спине: поочередное и одновременное сгибание ног, разведение и сведение; имитация движения ног при плавании

- лежа на спине, ноги согнуты, опора на ступни: разведение и сведение коленМ, движение тазом вправо и влево, поднимание таза с втягиванием ануса, поднимание таза;

- лежа на животе: сведение и разведение прямых ног;

- упор присев или упор на коленях: поочередное отставление ног в сторону на носок;

- в исходном положении стоя: маховые движения ногами вперед, назад, в сторону;

- поднимание рук вверх с одновременным втягиванием ануса.

Методические особенности проведения занятий

1. У занимающихся с хроническим гастритом с пониженной секрецией используются упражнения умеренной интенсивности. Для мышц брюшного пресса дается достаточное количество упражнений с небольшой нагрузкой и глубокое диафрагмальное дыхание.

2. У занимающихся с хроническим гастритом с повышенной секрецией нагрузка на занятии более высокая, число упражнений для мышц брюшного пресса должно быть ограничено, чтобы не стимулировать секрецию.

3. У занимающихся с язвой желудка необходимо щадить область живота и с большой осторожностью, постепенно повышать нагрузку на занятиях.

4. При холецистите и желчекаменной болезни необходимо широко использовать упражнения в исходном положении лежа на боку: положение на левом боку обеспечивает лучший отток желчи, на правом - массаж печени за счет увеличения экскурсии правого купола диафрагмы.

5. Для массажа органов брюшной полости и ускорения желчеотделения все упражнения выполнять с нарастающей амплитудой и в сочетании с глубоким диафрагмальным дыханием. Рекомендуется «встречное» дыхание.

6. При атонических запорах следует применять упражнения, способствующие улучшению пристальтики кишечника, а также упражнения для мышц брюшного пресса в сочетании с активны глубоким самомассажем живота.

7. При запорах спастического характера используются упражнения в диафрагмальном дыхании упражнения на расслабление. Нагрузка в упражнениях для мышц брюшного пресса умеренная.Показано сочетание этих упражнений с неглубоким самомассажем живота.

8. При пиэлите (воспаление почечных лоханок) за счет стимуляции моторно-висцеральны рефлексов активизируются выделительные процессы, однако надо иметь в виду, что небольшие м грузки дают эффект увеличения почечного кровотока и образования мочи почками, а при средних больших физических нагрузках кровоснабжение почек и мочеобразование уменьшаются, а выведены из организма мочевины, аммиака, молочной кислоты и других продуктов обмена увеличивается, концентрация их в моче возрастает.

9. При мочекаменной болезни эффект низведения камня или песка может быть достигнуто за счет создаваемых колебаний внутрибрюшного давления, стимуляции перистальтики мочеточник сотрясений органов брюшной полости, перемещений их в различных направлениях и некоторого растягивания мочеточника. Особенностью методики является частая смена исходных положений, большое количество упражнений для брюшного пресса, прыжков, подскоков, соскоков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида..

Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида.По теме:"Осанка"....

Здоровьесбережение.Лечебная физическая культура.

Здоровьесбережение. Лечебная физическая культура....

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Конспект урока Использование информационной системы «Тиса» на уроках лечебной физической культуры

Развитие  – гибкости, силы, ловкости, быстроты реакции , координации движения   при помощи  упражнений на устройстве «ТИСА».  ...

Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура

1.Аннотация     В настоящее время все человечество испытывает огромную гиподинамию. Стал  привычным сидячий образ жизни. Появились новые  болезни у молодых людей. Стала п...