Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметная область «Физическая культура» для 9б класса на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по физкультуре (9 класс)

Аипов Гильфан Ахметшович

Содержание:

 

 

1.Паспорт рабочей программы

 

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9b.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Рассмотрена и одобрена на МО учителей технологии и физической культуры филиала ОГКОУШ № 39

Протокол №____от________

Руководитель_____ Габерзот И.В.

Согласовано

 И.о.заместителя директора по УВР филиала ОГКОУШ № 39

_______________ Аипова Р.М.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ № 39

Протокол №____от____________

Директор _____М.Н.Пономарёва

 Рабочая программа по учебному предмету

 «Адаптивная физкультура»

предметная область «Физическая культура»

для 9б класса

на 2020-2021 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии

 с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

Составитель программы:

 г. Ульяновск, 2020

Содержание:

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

1.Паспорт рабочей программы.

Тип программы: программа по предмету « Адаптивная физкультура  » для детей с умеренной, тяжелой умственной умственной отсталостью и ТМНР обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе.( вариант2)

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся филиала ОГКОУШ № 39. Адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: учащиеся 9б класса

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:9б класс-70 часов

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

 

2.Введение.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с  в умеренной, тяжелой и глубокой степени с тяжелыми  множественными  нарушениями развития ОГКОУШ № 39,2020г.

Цель: Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).

3.Пояснительная записка

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья  детей, профилактика  болезней и  возникновения вторичных заболеваний.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой  степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

         Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

    Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

В основу настоящей программы положена система доступных физических упражнений, направленных на коррекцию нарушений физического развития, общей и мелкой моторики, на укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений  и навыков учащихся с ОВЗ, с умеренной, тяжелой умственной отсталостью.

 Развитие детей с ОВЗ, с умеренной, тяжелой умственной отсталостью  отличается широкой вариативностью, неравномерностью и непоследовательностью созревания психических и физических функций (особенно при сочетанных нарушениях развития) и имеет при этом целый ряд возрастных особенностей и закономерностей. Поэтому при разработке данной учебной программы по адаптивной физкультуре соблюдали ряд обязательных условий: предусматривали вариативность и индивидуальность образовательной траектории учитывали адаптационные возможности учащихся в каждом конкретном случае.

 4.Личностные и предметные планируемые результаты:

Личностные :

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные:

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание:

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;

2.2 умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др                             

                        5.  Базовые учебные действия:

-  Восприятие  собственного  тела,  осознание  своих  физических  возможностей  и ограничений.

- Осознание себя, как ученика.

- Освоение  доступных  способов  контроля  над  функциями  собственного  тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

-     Освоение двигательных навыков, развитие координации движений и самоконтроля;

          - Понимание  специальной знаковой системы (жестовой, символической, тактильно-двигательной) для обозначения действий во время занятий.

- Развитие речи через движение;

- Обогащение словарного запаса в процессе занятий физическими упражнениями.

Каждый урок по адаптивной физкультуре строится в соответствии с основными дидактическими принципами: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом к успокоительным упражнениям в конце урока; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих физическим и адаптационным возможностям учащихся.

Как показывает практический опыт работы с детьми с ОВЗ, умеренной, тяжелой умственной отсталостью, урок строится из четырех частей – вводной, подготовительной, основной и заключительной, методически связанных между собой:

- вводная часть (организация учащихся к проведению урока);

- подготовительная часть (подготовительные и подводящие упражнения, регламентирующие техническую последовательность овладения двигательными действиями);

- основная часть (направлена на решение образовательной задачи);

- заключительная часть (упражнения на релаксацию, подведение итога урока, рефлексия).

6.Содержание программы:

  • Основы знаний. В данном разделе даются элементарные понятия и знания, необходимые для занятий адаптивной физкультуры.
  • Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения, которые включают:
  • Дыхательные упражнения;
  • Упражнения для формирования правильной осанки;
  • Ритмические упражнения
  • Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:
  • Броски, ловля, удары;
  • Передача предметов, переноска грузов;
  • Лазание, подлезание, перелезание;

Элементы плавания

     Подвижные игры и игровые упражнения

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений:, лазание, перелезание, подлезание, упражнения с мячом. В программу включены подвижные игры, направленные на формирование двигательных навыков, развитие физических способностей детей психических процессов: памяти, внимания, восприятия, а также инициативности, выдержки, настойчивости и др.

Сложность программного материала и его объем нарастают по годам обучения. Вместе с тем для закрепления и совершенствования уже усвоенных умений и навыков, повышения уровня развития физических качеств и улучшения выносливости детей по программе предусматривается включение основных физических упражнений и игр с повторением их в каждом из годов обучения, но на качественно и количественно новом уровне.

Необходимым условием для реализации задач коррекционно-развивающей работы является создание предметно-развивающей среды, предполагающей использование специального оборудования и игровых материалов.

 В адаптивном физическом воспитании соблюдаются индивидуальный и дифференцированный подходы при определении закаливающих процедур, подборе и дозировке физической нагрузки, упражнений и подвижных игр.

 

7.Учебно-тематическое планирование                                                  

                       

Тема урока

Количество часов

Практика

1.1

Дыхательные упражнения

1-2

Углубленное дыхание при выполнении упражнений по подражанию.

2

1.2

Упражнения для формирования правильной осанки

3-4

Ходьба руки за спиной с приподнятой головой

2

1.3

Ритмические упражнения

5-6

Ходьба руки за спиной с приподнятой головой

2

1.4

Броски, ловля, удары

7-8

Удары баскетбольного мяча об пол поочередно правой и левой рукой

2

1.5

Передача предметов и переноска груза

9-10

Прокатывание обруча вперед

2

1.6

Лазание и перелезание, подлезание

11-12

Преодоление 3-4 различных препятствий

2

1.7

Подвижные игры и игровые упражнения

13-14

«Запрещенное движение»

1

1.8

Эмитация  Плавание

15-16

Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине

2

17-18

Выполнение движений руками, лежа на животе, на спине

2

1.9

Дыхателные упражнения

19-20

Движения с обручем вперед, вверх, к груди, за голову

2

2.0

Ритмические упражнения

21-22

Изменение характера движений в зависимости от характера музыки

2

2.1

Передача предметов и переноска груза

23-24

Поднимание большого гимнастического мяча вперед, вверх, опускание вниз

2.2

Подвижные игры и игровые упражнения

25-26

«Пчелки»

2

2.3

Эмитация  Плавание

27-28

 Сочетание движений ног с дыханием

2

2.4

Упражнения для формирования правильной осанки

29-30

Принятие правильной осанки по инструкции учителя

2

2.5

Броски, ловля, удары

31-32

 Броски малого мяча на дальность

2

2.6

Лазание и перелезание, подлезание

33-34

Подлезание под препятствие (на четвереньках)

2

2.7

Дыхательные упражнения

35-36

Движения с обручем вперед, вверх, к груди, за голову с чередованием вдоха и выдоха

2

2.8

Упражнения для формирования правильной осанки

37-38

Ходьба руки за спиной с приподнятой головой

2

2.9

Упражнения для формирования правильной осанки

39-40

Ходьба руки за спиной с приподнятой головой

2

3.0

Подвижные игры и игровые упражнения

41-42

«Кто быстрей»

2

3.1

Эмитация  Плавание

43-44

Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине

2

45-46

Соблюдение правил поведения и безопасности в бассейне

2

3.2

Лазание и перелезание, подлезание

47-48

Подлезание под препятствие (на четвереньках)

2

3.3

Броски, ловля, удары

49-50

Перекладывание гимнастической палки из одной руки в другую

2

3.4

Передача предметов и переноска груза

51-52

Поднимание большого гимнастического мяча вперед, вверх, опускание вниз

2

3.5

Ритмические упражнения

53-54

Изменение характера движений в зависимости от характера музыки

Чередование амплитуды движений руками (волны, взмахи крыльев) громкостью команд, музыки.

2

3.6

Дыхательные упражнения

55-56

Изменение характера движений в зависимости от характера музыки

2

3.7

Упражнения для формирования правильной осанки

57-58

Принятие правильной осанки по инструкции учителя

2

3.8

Броски, ловля, удары

59-60

Удары баскетбольного мяча об пол поочередно правой и левой рукой

2

3.9

Передача предметов и переноска груза

61-62

Поднимание большого гимнастического мяча вперед, вверх, опускание вниз

2

4.0

Лазание и перелезание, подлезание

63-64

Преодоление 3-4 различных препятствий

2

4.1

Подвижные игры и игровые упражнения

65-66

«Мы веселые ребята»

2

4.2

Эмитация  Плавание

67-68

Соблюдение правил поведения и безопасности в бассейне

2

69-70

Повторение пройденного

2

Итого

70

                                                 

                                                   

       

                                                         

 

8.Перечень материально-технического обеспечения

 Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное  оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр,  дидактический материал:

 изображения (картинки, фото,  альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, кольца; технические средства реабилитации:

 кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.

9.Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.

Цель:1.Определить уровень знаний и умений учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль   за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект». 

 10.    Лист изменений в рабочей программе учебной дисциплины

Дата

Основание для внесения изменений

№ листа

Содержание

Утверждено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность лицеистов в предметной области «Физическая культура» как средство формирования активной творческой личности ребенка, самореализующей себя в пространстве общечеловеческой культуры.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры....

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Рабочая программа для обучающихся 7 класса с УО по учебному предмету "Адаптивная физкультура".

Рабочая программа для обучающихся 7 класса  с УО по учебному предмету "Адаптивная физкультура"....

Рабочая программа по учебному предмету «Физкультура» предметная область «Физическая культура» для 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год

Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры» по спортивно-оздоровительному направлению для 5 класса на 2020 – 2021 учебный год

Недостаток движения стал одной из причин нарушения здоровья школьников, замедления их психического развития, что сказывается на снижении памяти и успеваемости. С точки зрения важности воспитания здоро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для «8» класса на 2022 – 2023 учебный год

Описание места учебного предмета в учебном плане Курс «Физическая культура» изучается в 8 классе из расчета 3 часа в неделю(102 часа в год). Третий час на преподавание учебного предмета &l...