Статья «Современные образовательные технологии в основе проектирования занятия»
статья по физкультуре (7 класс)

Хотлубеева Елена Анатольевна

В  настоящее  время  системно-деятельностный  подход  положен  в основу  новых федеральных  государственных  образовательных стандартов (ФГОС), определил три  группы требований к его проектированию  и реализации:  к формулированию  целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре  основной  образовательной  программы; к условиям реализации стандартов.Введение  образовательных  стандартов в школьную  практику  актуализиро-вало  решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые  стандар-ты  отвечают идеям  компетентностного подхода, который определяет целе-вую ориентацию учебного процесса на формирование определенных ком-петенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях.

Введение  образовательных  стандартов в школьную  практику  актуализиро-вало  решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые  стандар-ты  отвечают идеям  компетентностного подхода, который определяет целе-вую ориентацию учебного процесса на формирование определенных ком-петенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях.

Адекватный  выбор  технологий  обучения обусловлен стратегиями образо-вания – формирование  или  развитие,  требованиями ФГОС. Стратегия  развития,  заложенная в ФГОС  нового  поколения,  предполагает развитие  личностного  потенциала  ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_nastoyashchee_vremya_sistemno.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хотлубеева Елена Анатольевна

ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

Статья педагога дополнительного образования «Современные образовательные технологии в основе проектирования занятия»

В  настоящее  время  системно-деятельностный  подход  положен  в основу  новых федеральных  государственных  образовательных стандартов (ФГОС), определил три  группы требований к его проектированию  и реализации:  к формулированию  целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре  основной  образовательной  программы; к условиям реализации стандартов.

В Законе  РФ «Об  образовании»  в статье 7  сказано,  что  государственные  образовательные  стандарты  являются  основой объективной  оценки  уровня  образования и квалификации выпускников школ независимо от форм получе-ния образования.

Введение  образовательных  стандартов в школьную  практику  актуализиро-вало  решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые  стандар-ты  отвечают идеям  компетентностного подхода, который определяет целе-вую ориентацию учебного процесса на формирование определенных ком-петенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях.

  Перечисленные в новых образовательных  стандартах формируемые у обу-чающихся  компетенции  и компетентности трактуются без обсуждения тех конкретных навыков деятельности и реальных умений, которые должны при этом формироваться у них. Системно-деятельностный  подход  позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных  учебных  действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных  и личностных. Формирование УУД – это одна из  важнейших  задач учителя,  эффективность  решения  которой  зависит  от его  профессиональной  ком-петентности в области  педагогического  проектирования  учебно-методи-ческой  документации, технологии обучения и их реализации.

Универсальные  учебные  действия  выполняют  в учебном  процессе  следующие  функции:

– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необхо-димые  средства и способы  их  достижения,  контролировать  и оценивать процесс и результаты деятельности;

– создание  условий  для  гармоничного развития личности и ее самореализа-ции на основе готовности к непрерывному образованию;

– обеспечение  успешного  усвоения  знаний, умений и навыков и формиро-вание компетентностей в любой предметной области.

В  широком  значении  термин «универсальные  учебные  действия»  означает  умение учиться, они входят в группу метапредметных результатов.

В  более  узком этот термин определяется как  совокупность  способов  действия  учащегося,  обеспечивающих  его  способность к самостоятель-ному  усвоению  новых  знаний и умений,  включая организацию  этого

процесса.

Основными  принципами  построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного  подхода  должны стать:

– принцип системного построения курса математики;

– принцип  описания  курса  математики в единстве общего, особенного и единичного;

– принцип оптимального  сочетания фундаментальности и профессиональной направ ленности обучения курсу математика;

– принцип  предметной  деятельности при изучении курса математики;

– принцип развивающего обучения.

Традиционное  обучение  математике и обучение,  построенное  на  системно-деятельностном подходе, различаются по следующим  позициям:  по  содержанию,  методам и средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру подготовки  преподавателя  к проведению  учебного процесса; по отводимому на обучение количеству часов; по результатам обучения.

Практика показывает, что  технологический  подход  к проектированию  и реализации  образовательного  процесса,  построенного  на  основе системно-деятельностного подхода, удовлетворяет требованиям ФГОС.

Технологический подход к образованию включает комплекс теоретических положений, концепций, идей, принципов, механизмов в познании и практике реализации технологий  обучения  и воспитания  будущего поколения.

В условиях перехода от традиционного к технологическому  подходу  в образовании,  реализации  ФГОС  и основных  положений  системно-деятельностного  подхода активно  развивается  направление  технологизации  процесса  обучения.  Это  относится  и  к технологизации  целей  образования, и  к технологизации  взаимодействия  целей и содержания  образования,  и  к технологизации представления учебной ин-формации, и  к технологизации  взаимодействия  участников образователь-ного  процесса,  и  к технологизации получения обратной связи. При  системно-деятельностном  подходе  к проектированию  и реализации  ФГОС системообразующим  элементом  учебного процесса  являются  различные  виды  деятельности,  субъект  обучения  занимает  активную  позицию,  а деятельность  является основой,  средством  и условием  развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель  взаимодействия  учителя

и ученика.

При  системно-деятельностном  подходе целью  является формирование лич-ности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания,  умения,  навыки  не  цель,  а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, неигнорированию его чувств и эмоций; тактика строится  на  идеях  сотруд-ничества;  позиция  учителя  исходит  из  интересов  ученика и перспектив его  развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!», ученик-полноправный партнер.

В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:

– конечной  целью  обучения  является формирование способа действий;

– способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую,  если  она  специально  организуется, называют учебной деятельностью;

– механизмом  обучения  является  не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Положения  системно-деятельностного  подхода  в ФГОС  общего  образования нашли  отражение  в требованиях  к его  реализации:  к образовательным  результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.

Системно-деятельностный подход в основных положениях концепции ФГОС раскрывает, что необходимо сделать, чтобы получить новый образовательный результат:

– подробно описать новый результат, ответить на вопрос: зачем учить? (цель);

– подобрать  средства  получения  нового  результата,  ответить  на  вопросы:  чему учить? (содержание,  основная  образовательная  программа,  рабочие  учебные  программы, учебно-методический комплекс);

– определить  адекватные  педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить?

Управление  обучением  и достижения поставленных  образовательных целей  обеспечивают в ФГОС следующие требования к организации процесса обучения:

– организация  учебной  деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

– выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

– организация таких форм учебного сотрудничества,  где  были  бы  востребованы активность и инициатива каждого ученика;

– выбор  технологии  обучения,  предполагающий построение учебного процесса на деятельностной  основе,  на  концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей  основе,  на  проблемной  основе,  на личностно-смысловой  основе,  на  диалоговой основе, на ситуативной основе и др.

Адекватный  выбор  технологий  обучения обусловлен стратегиями образо-вания – формирование  или  развитие,  требованиями ФГОС. Стратегия  развития,  заложенная в ФГОС  нового  поколения,  предполагает развитие  личностного  потенциала  ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.

Реализация  системно-деятельностного  подхода  в образовании  осуществ-ляется  в ходе  решения  следующих педагогических задач:

– определение  и формирование  основных  результатов  обучения  и воспитания в терминах  сформированности  личностных качеств и универсальных учебных действий;

– определение  функций,  содержания и структуры универсальных учебных действий;

– определение круга учебных предметов, в рамках  которых  оптимально  могут  быть

сформированы  конкретные  виды  универсальных учебных действий и в какой форме;

– разработка  системы  типовых  задач для  диагностики  сформированности  универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса и др.

Список литературы:

1. Далингер  В.А.  Системно-деятельностный  подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ , 2011. – С. 230–243.

2. Далингер  В.А.  Компетентностный  подход  и образовательные  стандарты  общего  образования //  Образовательно-инновационные  технологии:  теория  и практика:

монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж:

Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.

3. Федеральный  государственный  образовательный

стандарт общего образования

4. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)

            Основная идея  методических рекомендаций  состоит в оптимальном сочетании видов  современных технологий в процессе патриотичес...

Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"

В данной статье раскрывается смысл здоровьесберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как  классн...

Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды."

Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельнос...

Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"

В данной статье раскрывается смысл здоровье сберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как классным руково...

"Использование современных образовательных технологий при конструировании учебных занятий по иностранному языку."

педагогические технологии при обучении иностранному языку,  применяемые комплексно при конструировании занятий по английскому языку:  Развивающее обучениеЛичностно-ориентированное обуче...

Образовательная технология как средство проектирования деятельности учеников

В данной статье решается вопрос: какие педагогические технологии наиболее эффективны для системно-деятельностного подхода....

Технология. Тема:"Основы проектирования одежды" Кроссворд.7 класс.

Кроссворд включает основные понятия из области основы проектирования одежды....