Возможности использования инновационных технологий в образовательной области «Физическая культура»
статья по физкультуре

Иванова Наталья Александровна

В данной статье рассматриваются условия повышения образовательной направленности в формировании физической культуры личности школьника, в основе которых лежит реализация  системно-деятельностного подхода .Статья полезна для студентов и  учителей физической культуры .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования инновационных технологий в образовательной области «Физическая культура»

Н.А. Иванова

учитель физической культуры

МОУ « СОШ № 5 г. Балашова Саратовской области»

 

       Будущее страны во многом определяется состоянием здоровья наиболее динамичной части членов общества – детей.  

       От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.

       На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника.

       В основе реализации лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.    

      Человек, как личность формируется в процессе реальной деятельности и во взаимодействии с другими людьми.

      Для достижения указанной цели в практической деятельности применяются следующие технологии: обучения в сотрудничестве, с направленным развитием  двигательных способностей, метод проектов, игровые технологии,  технология проблемного обучения.

      В основе организации проблемного обучения находится принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, т.е. принцип открытия им выводов науки, способов действия. В результате формируются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

       Учебная проблема - это, как правило, проблема, уже разрешенная наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная. Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся,

       Примеры проблемных ситуаций:

- Можно ли начинать бежать без предварительной разминки?

- Зачем человеку развивать координацию?

- Можно ли увеличить длину прыжка с места?

      В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

       Ввести ребенка в сложный мир  человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учение должно быть прочно связано с многогранной игрой умственных и физических сил, чтобы эта игра пробуждала яркие, волнующие чувства, а окружающий мир представал перед детьми как интересная книга, которую хочется прочитать. На формирование нравственных ценностных ориентаций существенное влияние оказывают знания, эмоции и воля. Взаимосвязь и  проявление этих компонентов  наглядно представляет  спортивная игровая деятельность. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

       В игре ребенок получает навыки общения со сверстниками и с взрослыми, а так же формирует навыки и привычки поведения при индивидуальной и групповой работе, идет развитие интеллектуальных свойств и качеств личности. Активная двигательная деятельность, повышенное эмоциональное состояние, требуют от каждого  игрока дисциплинированности и саморегуляции поведения.  

       Я. А. Коменский высоко оценивал роль соревнования в физическом воспитании (как и вообще в обучении и воспитании).  «Просто непостижимо, на что способен человек,  если он соревнуется с другими в силе и умении». А потому « надо все осуществлять в игре и соревновании, сообразуясь с возрастом, в школе детства, отрочества, юности и т.д.».

       В связи с этим для учащихся школы  на протяжении многих лет, проводятся  такие внеклассные  мероприятия, как  « Вперед, мальчишки», « Поиск клада по имени Здоровье», «Дни здоровья»,  спортивный праздник  «Вместе с Олимпиадой». Программа мероприятий наполнена не только двигательными заданиями, но и не лишёнными смысла конкурсами. Это  тесты, загадки, пословицы, кроссворды, разучивание танца, исполнение песен, спортивный номер, задание – проект  как для участников соревнований, так и для болельщиков согласно теме мероприятия.

       Использование разнообразных конкурсных заданий  способствует воспитанию таких  ценностей, как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество и  при этом содействуют  развитию  физических и умственных способностей учащихся в ходе двигательной деятельности. Новизна и элемент соревнования способствуют повышению активности и мотивации учащегося.             Игра способствуют развитию координации: согласовывать и приводить в соответствие с командами ума свои действия. Так же  развивает коммуникабельность, расширяет кругозор, помогает становлению личности.

       Использование в уроке  физической культуры современных технологий способствует повышению мотивации самостоятельных действий, физических резервов организма.

       Учащиеся школы принимают активное участие в различных городских соревнованиях, акциях, олимпиадах,  где становятся победителями и призерами.  

       В последние годы в общеобразовательную школу широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад.

      Массовость и результативность участия ведет к личностному росту учащихся, повышению познавательной и учебной мотивации, поэтому работ с нулевым итогом в конкурсах не бывает.  

      Данный вид деятельности создает возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

       По нашему мнению такое использование практико - ориентированного потенциала ценностей физической культуры благотворно воздействует на развитие  духовного компонента личности. В процессе овладения данной деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество, самостоятельность, коммуникабельность, расширяется кругозор, что помогает становлению личности обучающегося.

       Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Мы - учителя, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.

   

Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.          – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

3. Якунин С.А. Применение проблемного обучения для развития самостоятельности школьников на уроках физической культуры / С.А. Якунин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/454637

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Текст выступления на заседании педагогического совета с целью обмена опытом по теме "Использование инновационных технологий в образовательном процессе" (на уроках русского языка, литературы, при орган...

Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....

Педагогический опыт «Использование технологии - лэпбук с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Физическая культура"»

В статье описывается опыт использования различных видов ЛЭПБУКА в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ...

Предметно-пространственная развивающая среда в образовательной области «Физическая культура»

Качество воспитательно – образовательного процесса детского сада «Солнышко» находится в прямой зависимости от правильной организации образовательного пространства. В соответствии ФГОС для формирования...

Проект по образовательной области «Физическая культура»

laquo;Организация успешной деятельности школьного спортивного клуба «Планета спорта»  МОУ  «СОШ  им.В.И.Лаврова с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области&r...

Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ впроцессе реализации задач образовательных областей«Физическая культура» и «Здоровье»...