Адаптивная рабочая программа.
рабочая программа по физкультуре

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

307170  Российская Федерация Курская область,

г. Железногорск, ул.Л.Голенькова,15,

 

 

Принята

педагогическим советом

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Протокол от «28» августа  2020 г.  №1

                                                                 Утверждаю                                                                Директор МОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 6»               _________   _И.Н. Ерохина

               Приказ от «28» августа  2020 г.  №1-234

 

Адаптивная рабочая программа

учебного предмета

«Физическая культура»  1-4 класс

ФГОС НОО ОВЗ

АООП слабовидящих обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 

 

 

 

 

          Содержание учебного предмета.

     Слабовидящие обучающиеся овладеют специальными знаниями, умениями и навыками, способствующими преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. У них будут развиваться функциональные возможности организма, обогащаться двигательные умения, совершенствоваться жизненно необходимых двигательные навыки. Обучающиеся овладеют знаниями об упражнениях, направленных на укрепление и охрану здоровья, в том числе охрану нарушенного зрения. У них будут совершенствоваться основные физические качества, формироваться правильная осанка и походка. На занятиях АФК будут способствовать коррекции навязчивых стереотипных движений. У обучающихся будут формироваться навыки свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развиваться мышечное чувство, компенсаторные возможности за счет совершенствования физического развития средствами физической культуры.

      Слабовидящий обучающийся научится:

      Адаптивная физическая культура (теоретические знания):

      понимать роль адаптивной физкультуры для собственного здоровья, развития;

     дифференцировать виды упражнений адаптивной физкультуры;

      соблюдать противопоказания к физическим нагрузкам при выполнении  пражнений в рамках адаптивной физкультуры.

     Общие упражнения:

     -дифференцировать упражнения по видам и назначению;

     -выполнять построения и перестроения в шеренге, колонне, круге;

     -равнение в шеренге;

     -расчет в --шеренге и в колонне на первый-второй;

     -повороты на месте;

     -размыкание и смыкание;

     -виды ходьбы, команды;

     -упражнениям на скоростные и координационные способности: бег с остановками в определенных точках, бег с преодолением препятствий, расположенных  на  одном (постоянном) расстоянии друг от друга;

     -выполнять движения руками с увеличением темпа;

     -прыжки в разном ритме, с ноги на ногу по ориентирам, состоящие из прыжков с продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами;

     -выполнять общеразвивающие упражнения адаптивной физкультуры: наклоны, повороты головы, туловища; основные положения и движения рук; совместные движения головы и рук, рук и ног, рук и туловища;

   -седы, полуприседания;

   - прыжки, не противопоказанные для здоровья;

   - движения ног; виды ходьбы и медленный бег;

   - упражнения в положении стоя, сидя, стоя на коленях;

   -выполнять упражнения с предметами: с мячом, с гимнастической палкой, с флажками, со скакалкой;

   - выполнять упражнения, формирующие основные движения (ходьба, бег, подскоки, броски мяча, лазанье, прыжки);

   - выполнять дыхательные упражнения: основные, под счет, на изменение пространственно--временной характеристики движения, на восстановление дыхания;

   - принимать правильную осанку, исходное, промежуточное, заключительное положение для выполнения упражнения;

    -согласовывать движения тела с командами, заданным ритмом и темпом;

    -выполнять движения точно и выразительно.

Лечебно-корригирующие упражнения:

-выполнять лечебно-корригирующие упражнения;

-выполнять упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и спины;

-выполнять дозированную  ходьбу в разном темпе с правильным дыханием;

-выполнять упражнения для осанки и укрепления мышц стопы;

-выполнять упражнения для совершенствования зрительных функций.

Упражнения коррекционно-развивающей направленности:

-самостоятельно выполнять упражнения на координацию движений, выносливость и ловкость;

-сознательно относится к выполнению движений;

-выполнять упражнения с ходьбой и бегом (с остановкой, с преодолением препятствий);

- с ускорением темпа движений руками;

выполнять упражнения с прыжками (в разном темпе, разным видам прыжков, танцевальным движениям с прыжками и др.);

-свободно передвигаться в замкнутом пространстве на сигнал, в индивидуальной игре с большим мячом, с мячом в паре;

-выполнять поочередные движения руками в основных и заданных направлениях;

-выполнять поиск по словесным ориентирам, ходьбу (по памяти, в определенном направлении), передвижение по бревну, лежащему на полу;

-выполнять офтальмологические упражнения;

-выполнять движения по световому (цветовому) сигналу, броски мяча в горизонтальную мишень, в обруч, прокатывание мяча друг другу, метание малых и больших мячей в цель горизонтальную, вертикальную, слежение за кистями рук, предметом в руках, перевод взгляда;

-использовать имитационные и образно-игровые движения в подвижных играх;

осмысленно дифференцировать подвижные игры и в соответствии с видом игры, организовывать свои движения, проявлять двигательную активность;

-повышать своё участие в подвижных игр;

-уверенности, способности преодолевать скованность движений в выполнении упражнений на свободное, естественное передвижение.

Упражнения на лечебных тренажерах:.

-самостоятельно занимать исходное положение на тренажере для выполнения упражнения;

-выполнять упражнения на тренажере определенного вида;

-соблюдать физическую нагрузку при  выполнении упражнений на тренажере;

-координировать движения при выполнении упражнений на тренажере;

-соблюдать требования к выполнению упражнений на тренажере;

-проявлять волевые усилия.

 Раздел 1. Основы теоретических знаний.

Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

Раздел 2. Дыхательные упражнения.

Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При этих заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных путях и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения деятельности других органов и систем. Всем известно, что важным средством тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На своих уроках адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении упражнений, я использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания (вдох или выдох) строго соответствовала определенной фазе движения. Задача сложная, но необходимая.

     Под специальными навыками понимается:

  1. умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох;
  2. хорошее владение навыком прерывистого дыхания;
  3. умение задерживать дыхание на определенное время;
  4. умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;
  5. владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным.      

Раздел 3. Упражнения на координацию.

Упражнения на координацию позволяют постепенно и всесторонне подойти к вопросу освоения пространства и умения координировать свои действия в этом пространстве. А тренировка сознания позволяет подготовить прочную базу для изучения более сложных комплексов и медитативных упражнений. Кроме общеоздоровительного эффекта, стимуляции деятельности нервной системы, сохранения гибкости суставов и укрепления мышц, упражнения на равновесие и координацию способствуют выработке устойчивости при опоре на малую площадь, что невозможно без внутреннего спокойствия и сосредоточенности. 

Раздел 4. Упражнения на мышцы брюшного пресса

Сильные и хорошо развитые мышцы живота имеют не только эстетическое значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления внутренних органов, особенно при натуживании, что приводит к нарушению осанки. На животе легко откладывается жир, усугубляя все негативные последствия, вызванные слабостью брюшной стенки. Тренированные же мышцы обеспечивают фиксацию внутренних органов, правильную осанку, красивый внешний вид, а также способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности, связанной с физическими нагрузками.

Раздел 5. Упражнения на гибкость

 «Запас гибкости» (а точнее сказать, «резервная растяжимость»), позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются без излишнего напряжения, более экономично.

Кроме того, резервная растяжимость служит гарантией против травм.

Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими (повысить «неметаболическую» силу), увеличивают мобильность суставов.

Это способствует повышению координации движений, увеличивает работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает, как уже говорилось выше, профилактику травматизма.

Поскольку при растягивающих упражнениях улучшается кровообращение мышц, данный вид упражнений является эффективным средством, ускоряющим процессы восстановления после объемных и скоростно-силовых нагрузок, за счет удаления из организма продуктов метаболического обмена (шлаков).

Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической культуры подвижные игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

          

      Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Адаптивная физическая культура»:

 -личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности;

-установление связи между целью занятий адаптивной физической культурой, мотивом и результатом выполнения корригирующих упражнений;

-развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;

-умение придерживаться заданной последовательности выполнения движений;

-контроль правильности выполнения освоенного движения;

-умение оценивать правильность при выполнении упражнения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению трудностей выполнения движений;

-активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности, физической пассивности;

-аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера двигательных действий, органов движения и их функций;

-формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки двигательных действий, их координации и ритмичности;

-выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в зависимости от конкретных условий;

-алгоритмизация практических действий при выполнении движений (упражнений);

выбор наиболее эффективных способов выполнения корригирующих упражнений в зависимости от конкретных условий;

-развитие навыков пространственной ориентировки как  основы самостоятельного и результативного выполнения корригирующих упражнений;

-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий» в ходе занятий АФК;

-умение задавать вопросы уточняющего характера;

-умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях АФК.

Знания о физической культуре

                              

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Календарно – тематическое планирование

1-4 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Сроки изучения

Коррекция часов

 

Упражнения для коррекции правильной осанки.

5

 

 

1.

Упражнения для развития правильного дыхания. Игра «Громче меня».

1

 

 

2.

Ходьба по начерченной линии с предметом на голове. Игра « Гуси- Лебеди».

1

 

 

3.

Упражнения у стены. Игра «Быстро в домик».

1

 

 

4.

Упражнения в парах, Стоя спиной друг к другу. Игра «Левые- правые».

1

 

 

5.

 

Ходьба по гимнастической скамейке.

1

 

 

 

Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.

5

 

 

6.

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).

1

 

 

 

7.

Прыжок в длину с места в ориентир.

1

 

 

8.

Построение в круг по ориентиру.

1

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его закрытыми глазами.

1

 

 

10.

 

Увеличение, уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир.

1

 

 

 

Упражнения для укрепления мышц живота

5

 

 

11.

Вис на гимнастической стенке с подниманием ног под 90 градусов. Игра «Выше земли».

1

 

 

12.

Упражнения сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».

1

 

 

13.

Подъем туловища из положения, сидя на скамейке в парах.

1

 

 

14.

Упражнения в висе спиной к стене.

1

 

 

15.

Упражнения для мышц брюшного пресса.

1

 

 

 

Упражнения для коррекции плоскостопия.

5

 

 

16.

 

Катание ступнями кеглей. Игра «Кто быстрее снимет обувь?»

1

 

 

17.

Ходьба на носках, на пятках.

1

 

 

18.

Катание гимнастических палок.

1

 

 

19.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

 

 

20.

Катание ногами мячей.

1

 

 

 

Упражнения для моторной неловкости

14

 

 

21.

Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игра «Фигуры из пальцев».

1

 

 

22.

Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч».

1

 

 

23.

Подбрасывание мяча на разную высоту. Игра «Кого назвали тот и ловит».

1

 

 

24.

Ловля мяча после хлопка над головой.

1

 

 

25.

Ловля мяча после отскока от пола двумя руками, одной.

1

 

 

26.

Упражнения с гимнастической палкой. Игра «Вот так позы».

1

 

 

27.

Упражнения с обручами. Игра «Проскачи через круг».

1

 

 

28.

Ловля мяча от стены. Игра «Кто быстрей поймает?».

1

 

 

29.

Самомассаж рук, головы, ног. Игра «Ну-ка отними».

1

 

 

30.

Собирание крышек, составление фигур. Игра «Кто быстрее».

1

 

 

31.

Подбрасывание мяча вверх, три хлопка. Игра «Поймай мяч».

1

 

 

32.

Подъем предметов различной величины.

1

 

 

33.

Массаж пальцев, кистей рук. Игра «Морские фигуры»

1

 

 

34..

Эстафеты с применением мячей, скакалок, гимнастических палок.

1

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Ресурсное обеспечение программы.

1. Аветисов Э.С., Курпан Ю.И., Ливадо Е.И., Занятия физической культурой при

близорукости. М. Физкультура и спорт. 1983 год.

2. Бабенкова Е.А., Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. М.

Астрель, 2003 год.

3. Евдокимова Т.А., Справочник по ЛФК, Спб. 2003 год.

4. Епифанов В.А., Справочник по ЛФК, М. Мед. 1987 год.

5. Ловейко В.Д., ЛФК у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М. Мед.

1982 год.

6. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., Лечебная физкультура, новейший справочник, М.,

2003 год.

7. Никифорова О.А., Федоров А.М., Здоровьесберегающее сопровождение

воспитательно-образовательного процесса. Кемерово 2003 год.

8. Потапчук А.А., Дидур М.Д., Осанка и физическое развитие детей.Спб. Речь, 2001 год.

9. Программа по физической культуре для учащихся 1-10 классов общеобразовательных

школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной мед. группе. Журнал

«Физкультура в школе» № 2-6, 1982 год.

10. Страковская В.Л., Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М. 1977

год.

11. Форарев М.И., Справочник по детской ЛФК. Л.Мед. 1983 год.

 

 

 

 

 

 

Приложение.                                                                                                                                                                                                                                                

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

- сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;

- сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным

- большим и средним

- большим и безымянным

- большим и мизинцем

- хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;

- круговые движения кистями;

- руки в замок - круговое движение влево- вправо, вперед - назад;

- пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;

- сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;

- держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

Игровые упражнения: "Сильные пальчики.", "Аплодисменты.", " По ягоде.", "Гармошка.", "Птичка.", "Скачет зайчик.", " Где твой пальчик.", "Колыбельная.", "Балалайка.".

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

- Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.

- Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.

- Поднимание согнутой в колено ноги.

- Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

- Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.

- Ходьба высоко поднимая ноги.

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1. И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх- вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад- вдох, возвращение в и.п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)

3. И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И.п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

5. И.п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

1. И.п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и.п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. И.п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

3. И.п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

4. И.п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)

5. И.п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)

6. И.п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

7. И.п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)

8. И.п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

9. И.п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)

3. О.с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)

4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)

6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)

2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)

6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)

7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)

3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)

4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)

5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)

7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

Упражнения для развития координации.

1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)

2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки .(Повторить 8-10 раз.)

3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)

4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)

5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)

6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп.

I. Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.

II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) на эрографе; в) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.

Ниже в методической последовательности приводится перечень специальных упражнений для лечения больных с миопией. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 11/2-2 мес, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.

Специальные упражнения для глаз

И.п. – стоя у гимнастической стенки

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

И.п. – сидя.

8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.

9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.

10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

И.п. – стоя.

11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_rab.programma.docx43.73 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

307170  Российская Федерация Курская область,

г. Железногорск, ул.Л.Голенькова,15,

Принята

педагогическим советом

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Протокол от «28» августа  2020 г.  №1

                                                                 Утверждаю                                                                Директор МОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 6»               _________   _И.Н. Ерохина

               Приказ от «28» августа  2020 г.  №1-234

Адаптивная рабочая программа

учебного предмета

«Физическая культура»  1-4 класс

ФГОС НОО ОВЗ

АООП слабовидящих обучающихся.

 

2020-2021 учебный год

          Содержание учебного предмета.

     Слабовидящие обучающиеся овладеют специальными знаниями, умениями и навыками, способствующими преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. У них будут развиваться функциональные возможности организма, обогащаться двигательные умения, совершенствоваться жизненно необходимых двигательные навыки. Обучающиеся овладеют знаниями об упражнениях, направленных на укрепление и охрану здоровья, в том числе охрану нарушенного зрения. У них будут совершенствоваться основные физические качества, формироваться правильная осанка и походка. На занятиях АФК будут способствовать коррекции навязчивых стереотипных движений. У обучающихся будут формироваться навыки свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развиваться мышечное чувство, компенсаторные возможности за счет совершенствования физического развития средствами физической культуры.

      Слабовидящий обучающийся научится:

      Адаптивная физическая культура (теоретические знания):

      понимать роль адаптивной физкультуры для собственного здоровья, развития;

     дифференцировать виды упражнений адаптивной физкультуры;

      соблюдать противопоказания к физическим нагрузкам при выполнении  пражнений в рамках адаптивной физкультуры.

     Общие упражнения:

     -дифференцировать упражнения по видам и назначению;

     -выполнять построения и перестроения в шеренге, колонне, круге;

     -равнение в шеренге;

     -расчет в --шеренге и в колонне на первый-второй;

     -повороты на месте;

     -размыкание и смыкание;

     -виды ходьбы, команды;

     -упражнениям на скоростные и координационные способности: бег с остановками в определенных точках, бег с преодолением препятствий, расположенных  на  одном (постоянном) расстоянии друг от друга;

     -выполнять движения руками с увеличением темпа;

     -прыжки в разном ритме, с ноги на ногу по ориентирам, состоящие из прыжков с продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами;

     -выполнять общеразвивающие упражнения адаптивной физкультуры: наклоны, повороты головы, туловища; основные положения и движения рук; совместные движения головы и рук, рук и ног, рук и туловища;

   -седы, полуприседания;

   - прыжки, не противопоказанные для здоровья;

   - движения ног; виды ходьбы и медленный бег;

   - упражнения в положении стоя, сидя, стоя на коленях;

   -выполнять упражнения с предметами: с мячом, с гимнастической палкой, с флажками, со скакалкой;

   - выполнять упражнения, формирующие основные движения (ходьба, бег, подскоки, броски мяча, лазанье, прыжки);

   - выполнять дыхательные упражнения: основные, под счет, на изменение пространственно--временной характеристики движения, на восстановление дыхания;

   - принимать правильную осанку, исходное, промежуточное, заключительное положение для выполнения упражнения;

    -согласовывать движения тела с командами, заданным ритмом и темпом;

    -выполнять движения точно и выразительно.

Лечебно-корригирующие упражнения:

-выполнять лечебно-корригирующие упражнения;

-выполнять упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и спины;

-выполнять дозированную  ходьбу в разном темпе с правильным дыханием;

-выполнять упражнения для осанки и укрепления мышц стопы;

-выполнять упражнения для совершенствования зрительных функций.

Упражнения коррекционно-развивающей направленности:

-самостоятельно выполнять упражнения на координацию движений, выносливость и ловкость;

-сознательно относится к выполнению движений;

-выполнять упражнения с ходьбой и бегом (с остановкой, с преодолением препятствий);

- с ускорением темпа движений руками;

выполнять упражнения с прыжками (в разном темпе, разным видам прыжков, танцевальным движениям с прыжками и др.);

-свободно передвигаться в замкнутом пространстве на сигнал, в индивидуальной игре с большим мячом, с мячом в паре;

-выполнять поочередные движения руками в основных и заданных направлениях;

-выполнять поиск по словесным ориентирам, ходьбу (по памяти, в определенном направлении), передвижение по бревну, лежащему на полу;

-выполнять офтальмологические упражнения;

-выполнять движения по световому (цветовому) сигналу, броски мяча в горизонтальную мишень, в обруч, прокатывание мяча друг другу, метание малых и больших мячей в цель горизонтальную, вертикальную, слежение за кистями рук, предметом в руках, перевод взгляда;

-использовать имитационные и образно-игровые движения в подвижных играх;

осмысленно дифференцировать подвижные игры и в соответствии с видом игры, организовывать свои движения, проявлять двигательную активность;

-повышать своё участие в подвижных игр;

-уверенности, способности преодолевать скованность движений в выполнении упражнений на свободное, естественное передвижение.

Упражнения на лечебных тренажерах:.

-самостоятельно занимать исходное положение на тренажере для выполнения упражнения;

-выполнять упражнения на тренажере определенного вида;

-соблюдать физическую нагрузку при  выполнении упражнений на тренажере;

-координировать движения при выполнении упражнений на тренажере;

-соблюдать требования к выполнению упражнений на тренажере;

-проявлять волевые усилия.

 Раздел 1. Основы теоретических знаний.

Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

Раздел 2. Дыхательные упражнения.

Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При этих заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных путях и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения деятельности других органов и систем. Всем известно, что важным средством тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На своих уроках адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении упражнений, я использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания (вдох или выдох) строго соответствовала определенной фазе движения. Задача сложная, но необходимая.

     Под специальными навыками понимается:

  1. умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох;
  2. хорошее владение навыком прерывистого дыхания;
  3. умение задерживать дыхание на определенное время;
  4. умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;
  5. владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным.      

Раздел 3. Упражнения на координацию.

Упражнения на координацию позволяют постепенно и всесторонне подойти к вопросу освоения пространства и умения координировать свои действия в этом пространстве. А тренировка сознания позволяет подготовить прочную базу для изучения более сложных комплексов и медитативных упражнений. Кроме общеоздоровительного эффекта, стимуляции деятельности нервной системы, сохранения гибкости суставов и укрепления мышц, упражнения на равновесие и координацию способствуют выработке устойчивости при опоре на малую площадь, что невозможно без внутреннего спокойствия и сосредоточенности. 

Раздел 4. Упражнения на мышцы брюшного пресса

Сильные и хорошо развитые мышцы живота имеют не только эстетическое значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления внутренних органов, особенно при натуживании, что приводит к нарушению осанки. На животе легко откладывается жир, усугубляя все негативные последствия, вызванные слабостью брюшной стенки. Тренированные же мышцы обеспечивают фиксацию внутренних органов, правильную осанку, красивый внешний вид, а также способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности, связанной с физическими нагрузками.

Раздел 5. Упражнения на гибкость

 «Запас гибкости» (а точнее сказать, «резервная растяжимость»), позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются без излишнего напряжения, более экономично.

Кроме того, резервная растяжимость служит гарантией против травм.

Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими (повысить «неметаболическую» силу), увеличивают мобильность суставов.

Это способствует повышению координации движений, увеличивает работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает, как уже говорилось выше, профилактику травматизма.

Поскольку при растягивающих упражнениях улучшается кровообращение мышц, данный вид упражнений является эффективным средством, ускоряющим процессы восстановления после объемных и скоростно-силовых нагрузок, за счет удаления из организма продуктов метаболического обмена (шлаков).

Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической культуры подвижные игры.

   

           

      Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Адаптивная физическая культура»:

 -личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности;

-установление связи между целью занятий адаптивной физической культурой, мотивом и результатом выполнения корригирующих упражнений;

-развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;

-умение придерживаться заданной последовательности выполнения движений;

-контроль правильности выполнения освоенного движения;

-умение оценивать правильность при выполнении упражнения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению трудностей выполнения движений;

-активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности, физической пассивности;

-аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера двигательных действий, органов движения и их функций;

-формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки двигательных действий, их координации и ритмичности;

-выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в зависимости от конкретных условий;

-алгоритмизация практических действий при выполнении движений (упражнений);

выбор наиболее эффективных способов выполнения корригирующих упражнений в зависимости от конкретных условий;

-развитие навыков пространственной ориентировки как  основы самостоятельного и результативного выполнения корригирующих упражнений;

-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий» в ходе занятий АФК;

-умение задавать вопросы уточняющего характера;

-умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях АФК.

Знания о физической культуре

                               

                               

                               Календарно – тематическое планирование

1-4 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Сроки изучения

Коррекция часов

Упражнения для коррекции правильной осанки.

5

1.

Упражнения для развития правильного дыхания. Игра «Громче меня».

1

2.

Ходьба по начерченной линии с предметом на голове. Игра « Гуси- Лебеди».

1

3.

Упражнения у стены. Игра «Быстро в домик».

1

4.

Упражнения в парах, Стоя спиной друг к другу. Игра «Левые- правые».

1

5.

Ходьба по гимнастической скамейке.

1

Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.

5

6.

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).

1

7.

Прыжок в длину с места в ориентир.

1

8.

Построение в круг по ориентиру.

1

9.

Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его закрытыми глазами.

1

10.

Увеличение, уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир.

1

Упражнения для укрепления мышц живота

5

11.

Вис на гимнастической стенке с подниманием ног под 90 градусов. Игра «Выше земли».

1

12.

Упражнения сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».

1

13.

Подъем туловища из положения, сидя на скамейке в парах.

1

14.

Упражнения в висе спиной к стене.

1

15.

Упражнения для мышц брюшного пресса.

1

Упражнения для коррекции плоскостопия.

5

16.

Катание ступнями кеглей. Игра «Кто быстрее снимет обувь?»

1

17.

Ходьба на носках, на пятках.

1

18.

Катание гимнастических палок.

1

19.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1

20.

Катание ногами мячей.

1

Упражнения для моторной неловкости

14

21.

Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игра «Фигуры из пальцев».

1

22.

Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч».

1

23.

Подбрасывание мяча на разную высоту. Игра «Кого назвали тот и ловит».

1

24.

Ловля мяча после хлопка над головой.

1

25.

Ловля мяча после отскока от пола двумя руками, одной.

1

26.

Упражнения с гимнастической палкой. Игра «Вот так позы».

1

27.

Упражнения с обручами. Игра «Проскачи через круг».

1

28.

Ловля мяча от стены. Игра «Кто быстрей поймает?».

1

29.

Самомассаж рук, головы, ног. Игра «Ну-ка отними».

1

30.

Собирание крышек, составление фигур. Игра «Кто быстрее».

1

31.

Подбрасывание мяча вверх, три хлопка. Игра «Поймай мяч».

1

32.

Подъем предметов различной величины.

1

33.

Массаж пальцев, кистей рук. Игра «Морские фигуры»

1

34..

Эстафеты с применением мячей, скакалок, гимнастических палок.

1

                                 

                            Ресурсное обеспечение программы.

1. Аветисов Э.С., Курпан Ю.И., Ливадо Е.И., Занятия физической культурой при

близорукости. М. Физкультура и спорт. 1983 год.

2. Бабенкова Е.А., Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. М.

Астрель, 2003 год.

3. Евдокимова Т.А., Справочник по ЛФК, Спб. 2003 год.

4. Епифанов В.А., Справочник по ЛФК, М. Мед. 1987 год.

5. Ловейко В.Д., ЛФК у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М. Мед.

1982 год.

6. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., Лечебная физкультура, новейший справочник, М.,

2003 год.

7. Никифорова О.А., Федоров А.М., Здоровьесберегающее сопровождение

воспитательно-образовательного процесса. Кемерово 2003 год.

8. Потапчук А.А., Дидур М.Д., Осанка и физическое развитие детей.Спб. Речь, 2001 год.

9. Программа по физической культуре для учащихся 1-10 классов общеобразовательных

школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной мед. группе. Журнал

«Физкультура в школе» № 2-6, 1982 год.

10. Страковская В.Л., Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М. 1977

год.

11. Форарев М.И., Справочник по детской ЛФК. Л.Мед. 1983 год.

Приложение.                                                                                                                                                                                                                                                

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

- сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;

- сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным

- большим и средним

- большим и безымянным

- большим и мизинцем

- хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;

- круговые движения кистями;

- руки в замок - круговое движение влево- вправо, вперед - назад;

- пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;

- сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;

- держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

Игровые упражнения: "Сильные пальчики.", "Аплодисменты.", " По ягоде.", "Гармошка.", "Птичка.", "Скачет зайчик.", " Где твой пальчик.", "Колыбельная.", "Балалайка.".

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

- Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.

- Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.

- Поднимание согнутой в колено ноги.

- Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

- Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.

- Ходьба высоко поднимая ноги.

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1. И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх- вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад- вдох, возвращение в и.п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)

3. И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И.п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

5. И.п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

1. И.п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и.п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. И.п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

3. И.п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

4. И.п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)

5. И.п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)

6. И.п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

7. И.п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)

8. И.п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

9. И.п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)

3. О.с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)

4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)

6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)

2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)

6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)

7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)

3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)

4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)

5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)

7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

Упражнения для развития координации.

1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)

2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки .(Повторить 8-10 раз.)

3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)

4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)

5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)

6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп.

I. Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.

II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) на эрографе; в) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.

Ниже в методической последовательности приводится перечень специальных упражнений для лечения больных с миопией. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 11/2-2 мес, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.

Специальные упражнения для глаз

И.п. – стоя у гимнастической стенки

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

И.п. – сидя.

8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.

9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.

10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

И.п. – стоя.

11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивные рабочие программы для учащихся 5,6 классов.

Адаптивные  рабочие  программы и календарно - тематическое планирование по письму, чтению и развитию речи....

Адаптивная рабочая программа для коррекционной школы I,II вида по ОБЖ

Адаптивная  рабочая программа составлена для детей  с нарушением слуха учеников 6 класса...

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ для детей с ограниченными возможностями здоровья

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ   для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптивная рабочая программа по географии для ученика 8 класса

Данный материал используется при изучении географии в 8 классе...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 10 класс для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями)

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями) 10 класс с календарно-тематическим планированием...

Адаптивная рабочая программа по предмету физическая культура 3 класс

Учебный материал (индивидуального обучения по адаптивной образовательной программе начального общего образования для детей с ограниченными физическими возможностями здоровья(для обучающихся с умственн...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре на 2019-20 учебный год для учащегося 10 класса _________ , относящегося к специальной медицинской группе (105 часов) 10.07.19

Рабочая программа разработана на основе примерной программы полного образования по физической культуре (базовый уровень) и может быть применительно к учебной программе по физической культуре для учащи...