Опыт зарубежных стран в реализации программы обучения плаванию в рамках школьной программы.
статья по физкультуре

Хамидулин Роман Вячеславович

В статье отражены сравнительный анализ и отличительные особенности программ по обучению плаванию в разных странах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_zarubezhnyh_stran_v_realizatsii_programmy_statya.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт зарубежных стран в реализации программы

обучения  плаванию в рамках школьной программы.

Опыт показывает, что во всех странах, где плавание является обязательным школьным предметом (Австралия, Австрия, Германия, США, Вьетнам, Швеция, Япония, Польша, Чехия и Словакия, Болгария, Норвегия, Эстония и другие), число несчастных случаев на воде значительно ниже.

В Норвегии половина часов школьной программы, выделенных на физкультуру, отводится плаванию.

В Швеции урок по плаванию проводится один раз в две недели на протяжении всего периода школьного обучения. Ежегодно ученики сдают экзамен по плаванию. Требования к учащимся растут из года в год. Те школьники, которые не осваивают программный материал за год, проходят курс дополнительных занятий в летнее время в школах плавания.

В США начальным обучением плаванию охвачены все ученики младших классов. Обязательная  программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю. Обучают двум способам плавания — кролю на груди и на спине одновременно. После курса обучения ученики обязаны проплыть  50 метров. Те, кто не овладел программным материалом, посещают дополнительные занятия. Есть 36-часовая программа факультативных занятий. Она не повторяет обязательных уроков: мальчики на внеклассных занятиях играют в водное поло, девочки осваивают элементы синхронного плавания. Обучение платное.

Во Франции обучению младших школьников плаванию уделяется огромное внимание. К окончанию школы дети должны уметь плавать. Обучение не ограничивается лишь тем, что ребенок может благополучно выбраться из воды при опасной ситуации или суметь проплыть небольшое расстояние. Умение плавать необходимо рассматривать, как нечто большее и значительное.

В школьной программе республики Вьетнам обязательные занятия по плаванию проводятся с пятого класса. Цель обучения — не только приобретение жизненно важного навыка, но и воспитание выносливости и прикладных умений.

В Чехии и Словакии начало занятий плаванием предусмотрено программой с первого класса. Задача первых двух лет обучения — прочно освоить подготовительные упражнения и прыжок вниз ногами. В третьем классе все ученики обязаны овладеть техникой одного спортивного способа плавания. Контрольный норматив, определяющий умение плавать, 25 метров спортивным способом. Основная направленность обучения в школе — овладение техникой спортивных способов и приобретение прикладных навыков. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность урока — 45 минут. Урок состоит из двух частей (на суше и в воде). Обучение спортивной технике начинается с обучения кролю на спине. Широко используются подручные средства (штанги, доски, кольца, мячи,  и т.д.). Большой объем упражнений направлен на овладение техникой движений ногами. Начальный курс обучения рассчитан на 40 уроков, затем ученики сдают экзамен по плаванию, где обязаны продемонстрировать умение проплыть 50 метров двумя спортивными способами. На плавание в целом в начальной школе отводится до 250 часов.

В бывшей ГДР плавание являлось обязательным предметом. Обучение начиналось с третьего класса. К моменту окончания средней школы все учащиеся должны были уметь плавать. Зачет получали школьники, овладевшие двумя способами плавания, одним из которых обязательно должен быть брасс.

Таким образом, можно с уверенностью заключить, что проблеме обучения детей плаванию во многих странах мира уделяется серьезное внимание.

Наиболее отличительными являются следующие признаки системы обучения:

  • уроки плавания включены в школьное учебное расписание;
  •  ежегодный экзамен с выставлением оценки; один—три урока в неделю;
  • количество занимающихся в одной группе — не более 15 человек;
  • учебный материал изучается на суше и в воде;
  • изучаются не только элементы начального плавания, но и спортивные способы плавания, главным образом, кроль на груди и брасс.

Несмотря на недостаточную обеспеченность крытыми плавательными бассейнами, проблема массового обучения детей (школьников) уже сегодня  успешно решается. В ряде городов Российской Федерации есть положительный опыт работы.

Вода — колыбель нашей жизни. По сути, она — сама жизнь. Такое понимание позволяет квалифицировать движения в плавании как естественные, а существующие сегодня спортивные способы плавания считать тем лучшим, что отобрано человеком в процессе его эволюции и взаимоотношений с водной средой. Это дает возможность рассмотреть, проанализировать, описать плавательные движения с помощью всех известных в природе и обществе законов. Это могут быть законы физики, химии, философии, биологии, медицины и многих других дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство XXI века в рамках школьной программы по изобразительному искусству

Материал может быть использован учителями ИЗО для подготовки к урокам по программе Б.М. Неменского....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Опыт работы с родителями в рамках реализации программы драматического кружка.

Делюс опытом работы с родителями. Как яработую с родителями, как нахожу с ними контакт. В чём состоит моя задача. Сотрудничество с семьёй. Как проходят беседы с родителями.Основные формы работы....

Выступление по теме "Читательский конкурс"Самый активный читающий класс" в рамках школьной программы "Одарённые дети"

Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Осознавая всю важность этой проблемы, школа пытается найти новые, наиболее оптимальные пути приобщения ребёнк...

Обучение программированию в рамках школьной программы

Мой опыт преподавания программирования в рамках школьной программы: на что следует обратить внимание. Разбираем ключевые моменты....

Основные различия между британским и австралийским вариантами английского языка в рамках школьной программы 10 класса средней общеобразовательной школы

Данная статья представляет собой краткое описание наиболее интересных и заслуживающих внимания различий между британским и австралийским вариантами английского языка. Данная статья станет интересным д...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Химия: трудные места школьной программы"

Программа предназначена для детей, испвтывающих сложности в изучении курса химии основной школы. Предполагается изложение основополагающих вопросов школьного курса простым языком , выяление логических...