ИКТ-компетентность преподавателя физической культуры
статья по физкультуре (5 класс)

Белевич Вадим Викторович

Информатизация образования является одним из направлений в модернизации и развитии нашего техникуме. Внедрена и реализована «Модель процесса формирования ИКТ-компетенции преподавателей», которая «построена на основе поэтапного взаимодействия компонентов: когнитивного – изучение информационно-коммуникационных технологий; моделирующего – моделирование и конструирование образовательной среды на основе современных информационных технологий; управленческого – эффективное управление образовательным процессом средствами информационно-коммуникационных технологий»[1]. Внедрение в процесс обучения средств новых информационных технологий является приоритетным направлением в реформе системы образования, а владение методиками применения средств новых информационных технологий обучения – приоритетным направлением подготовки педагогических кадров. Преподаватели нашего техникума, в том числе и преподаватели методического объединения физической культуры и ОБЖ на данном этапе развития современного образования ведут активную  работу по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00052b1c-ce5ba7f0.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:        

                                                                                                                 «ИКТ – компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС»

Составитель: Белевич В. В.

Учитель физической культуры

МОУ "Победненская школа"

Победное 2021

 Внедрение  ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм учителя – синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий «компетенция» и «компетентность».

 Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

 Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

 Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

 Для формирования базовой  ИКТ-компетентности  необходимо:

  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
  • использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  • участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  • обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  • формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

 Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

 Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

 Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала. Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.

 В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.

 Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, у ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные ученики.

Современные компьютерные технологии желательно использовать и во внеклассной работе. Например, проводить различные викторины по предмету с применением презентаций, в которые включена и соответствующая музыка, и необходимые иллюстрации, вопросы викторины, задания для команд. Такие мероприятия интересны всем: и участникам, и болельщикам, и жюри.

 Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

  Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении физической культуре являются подача знаний,  контроль знаний, формирование универсальных учебных действий  и самообразование.

 Как и учитель любого другого предмета,  учитель физической культуры должен овладевать методиками, приемами и педагогическими технологиями современного образования для внедрений их в свою педагогическую деятельность. Необходимо учитывать требования ФГОС к образовательным результатам, метапредметную составляющую.

Во-первых, педагог изначально должен себя нацелить на работу с ИКТ. Выявить степень необходимости и возможность реализации данной технологии в рамках своего предмета.

Во-вторых, невозможно применять ИКТ без необходимой материально-технической базы.

В-третьих, специфика предмета «Физическая культура» предполагает проведение занятий в спортивном зале, либо на открытом воздухе. Поэтому для применения ИКТ необходимо согласовывать с администрацией школы режим и место проведения уроков с использованием данной технологии.

Рекомендации по применению ИКТ в деятельности учителя физической культуры

1. MS Office Word

Для подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок.

2. Ms Office Excel

Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

3. MS Office

Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ Microsoft Word,  Microsoft Power Point, Microsoft Excel (работа с мониторингом физического развития учащихся). 

4. Тестовые оболочки Hot Potatoes, КТС-Net2

Использование возможностей компьютерного тестирования.

5. Internet

Использование Интернет-ресурсов для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности, разработки собственного образовательного пространства на Веб-ресурсе (личный сайт, блог).

Использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации, для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет, дистанционного обучения.

6. Профессиональные форумы, блоги.

По программе физического воспитания в школе закладываются основы техники специфических действий по разным видам спорта.  Это может быть бросок баскетбольного мяча, прием волейбольного мяча, финиширование  в легкой атлетике и др. Обучение двигательному действию эффективно начинать с демонстрации показа техники изучаемого элемента.  Эта цель прекрасно реализуется через использование при показе различных презентаций.  Просмотр школьниками техники двигательных действий, создает базу для теоретических знаний, способствует развитию логического, образного мышления.  А применение цветового эффекта позволяет воссоздать реальную технику движений, способствует более быстрому усвоению учебного материала.

На уроках физической культуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов можно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища. Как результат — возможен разбор ошибок и нарушений правил игры. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног.

 Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются: абсолютная доступность при любой физической подготовленности;  

заинтересованность учащихся в изучении техники приемов;   

применение этих знаний и умений в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);                   

Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее. 

В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.

I этап — визуальный (5–7-й классы) — предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание целостного двигательного действия из элементов.

Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

II этап — технический (8–9-й классы) — предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку подетально.

У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.

III этап — аналитический (10–11-й классы) — старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, активности сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.

 При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеозаписи, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, выявляет ошибки  и самостоятельно устраняет их, что делает урок более содержательным и увлекательным. 

На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока — индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.   

На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность совершенствования двигательного действия включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:                                                                                                используется индивидуальный подход;

учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися;

упражнения дифференцируются по степени трудности;

повышается объективность оценивания;

фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Формами контроля являются: самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.

В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала.

 Одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по физическому воспитанию является олимпиада по предмету «Физическая культура». Основной особенностью олимпиады является тесная связь с учебным материалом  школьной программы  и одновременная проверка качества его освоения школьниками в жестких условиях конкурсных испытаний. Поэтому в настоящее время возрастает роль  использования ИКТ при подготовке к олимпиаде по предмету «физическая культура».

Количество технических  новинок и  программных  разработок  постоянно  растет. Знания и опыт учителя регулярно дополняются. На уроках для решения своих задач, учитель может использовать различные виды компьютерных программ, электронные ресурсы учебного назначения:

информационно-справочный материал: для доступа к необходимой образовательной информации с помощью Интернета.

программы-тренажеры: они формируют и закрепляют умения и навыки, а также применяются для самоподготовки учащихся. Эти  программы используются, когда теоретический материал уже усвоен.

учебные программы: используются  в основном для объяснения нового материала.            

демонстрационные программы: для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты, плакаты).  Демонстрационные программы помогают учителю наглядно показать в статике то или иное исходное положение. Т.к. зачастую неудобно и показывать на себе и рассказывать одновременно. Физическая культура охватывает безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые не совсем характерны для повседневной жизни человека, поэтому у нее своя специальная терминология. Здесь представлены схемы построения и перестроения учащихся в строю. Наглядные пособия помогают ученикам лучше ориентироваться.

контролирующие программы: для контроля уровня знаний и умений. Эти программы  представляют собой разнообразные проверочные задания в тестовой форме. Используются в качестве индивидуального подхода, фиксируют  детальную картину успехов и ошибок учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке физической культуры позволяет решать одну из важных задач обучения — повысить уровень знаний учеников.  Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения.

Методически оправданное использование компьютерных технологий в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, создает благоприятный психологический климат на уроках, формирует у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.

 Подводя итог, можно отметить, что на современном этапе преподавания физической культуры в школе  необходимо использование ИКТ. Это  позволяет успешно  развивать физические, интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор. Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры

Выбирая конкретные объекты педагогиче­ского мониторинга, мы исходим из того, что мони­торинг является элементом системы инфор­мационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»...

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура  в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»...

Педагогическая культура преподавателя физической культуры

Педагогическая культура преподавателя физической культуры...