Методическая разработка на тему: "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"
методическая разработка по физкультуре

Краснолобова Татьяна Юрьевна

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Реализация здоровье сберегающих технологий на уроке физической культуры»

«Двигательная активность в любом её  проявлении должна стать неотъемлемой частью жизни каждого человека».  

Здоровье – это не только хорошая физическая форма  и отсутствие болезней, но и состояние нравственной, душевной гармонии. Здоровый человек создаёт благополучное общество.

Это важная потребность человека, которая определяет его способность к труду и обеспечивает гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к самопознанию, самоутверждению и счастью Здоровый человек способен жить в гармонии с окружающим миром.   По исследованным данным Всемирной организации здравоохранения, человеческое здоровье только на 10 процентов зависит от организации здравоохранения, на 20 -  от наследственных генных особенностей организма, на 20 -  от условий окружающей среды и на 50 - от образа жизни.

Здоровый образ жизни — это система поведения человека, которая обеспечивает ему физическое, душевное, социальное благополучие в жизни, окружающей среде и активное интересное долголетие.

Основные составляющие принципы ЗОЖ – прежде всего это физическая двигательная деятельность, правильное полноценное питание, соблюдение режима дня, безопасное поведение, отсутствие вредных привычек, позитивное мышление (умение справляться с психологическими нагрузками), чередование трудовой деятельности и отдыха.

Здоровье человека – главная ценность, в детском школьном возрасте закладываются основные принципы здоровье сберегающего мышления и личностного поведения.

По научным данным, у 90 процентов детей имеются отклонения в психическом и физическом здоровье. 30-35 процентов детей, поступивших в школу, уже имеют заболевания хронического характера,  за годы обучения увеличивается  количество учеников с нарушением зрения и осанки, растёт количество патологий психического здоровья и заболеваний органов пищеварения. Общая двигательная активность детей с поступлением  в школу падает почти на 50 процентов и снижается от младших классов к старшим. При гиподинамии (малоподвижном образе жизни) возникают изменения со стороны жизненно важных систем: нарушается обмен веществ, кровообращение, слабеют мышцы сердца, появляется сколиоз и избыточная масса тела, истончаются кости, атрофируются скелетные мышцы, сосуды теряют эластичность и легко повреждаются.

Симптомы гиподинамии – слабость, вялость, учащённость сердцебиения и пульса, повышенное артериальное давление, общее недомогание, сонливость, эмоциональная нестабильность, нервозность, снижение работоспособности, бессонница.  

Политика нашего государства направлена на оздоровление всех граждан нашей страны. Особое внимание уделяется проблемам здоровья подрастающего поколения.  Федеральным государственным образовательным стандартом разработаны программы по здоровье - сбережению и введены в образовательный процесс.

Большая ответственность за формирование ЗОЖ у школьников возлагается на уроки физической культуры. Учитель должен объяснить ребёнку, что здоровье – это  важная жизненная ценность, а главным составляющим здоровья человека является его образ жизни, дать нужные знания, сформировать потребность в здоровой и интересной жизни, навыки занятий физической двигательной активностью. Здоровые дети – это здоровая, сильная  нация.

Целью предмета «Физическая культура» является воспитание разносторонне физически развитой личности, которая способна активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения сыоего здоровья на протяжении всей жизни. Оптимизации организации досуга, активного отдыха и трудовой деятельности.

Тема «Здоровье» в наши дни актуальна как никогда! Мир столкнулся невидимым врагом – короновирусом. Это инфекционный вирус способный вызвать целый ряд заболеваний у людей. Наука доказала, что короновирус опасен прежде всего поражением лёгочной ткани и как правило заболевание тяжело переносят люди с сопутствующими хроническими болезнями, физически не активные, имеющие вредные привычки, обладающие слабым иммунитетом. Как доказали исследования, люди ведущие активный образ жизни, с умеренными нагрузками, закаливанием, правильным питанием, с отсутствием хронических заболеваний и вредных привычек, чаще всего переносят болезнь в лёгкой форме, либо бессимптомно. Гиподинамия, в том числе связанная с переходом на дистанционное обучение, наносит удар по иммунитету.  

Поэтому, я считаю, что приоритетным направлением в моей работе является создание наиболее оптимальных условий для реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

 Здоровье сберегающая технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учеников и педагогов.

Основная цель здоровье сберегающих технологий – укрепление и сохранение здоровья учащихся.

 Задачи:

-повысить интерес к уроку физкультуры

-актуализировать проблему здоровье сбережения, повысить безопасность во время уроков и внеурочной деятельности.

-укрепить здоровье, содействовать нормальному физическому развитию: формированию красивой правильной осанки, развитию различных групп мышц, активизировать нервную, сердечно-сосудистую систему организма

-обеспечить оптимальное для каждого возраста и пола развитие физических качеств.

-повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды

-повысить общую работоспособность и привить гигиенические навыки

-создать на уроке «Ситуацию успеха» для каждого ребёнка.

-формировать у учащихся общественные и личностные представления о престижности  высокого уровня здоровья;

-воспитать потребности и навыки для самостоятельных занятий физическими упражнениями,  сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Здоровье сберегающие технологии, реализуемые на уроке физкультуры и во внеурочное время:

  1. Повышение интереса к уроку путём создания позитивной, дружеской атмосферы на занятии, интересного и развивающего урока. Чередование видов физической деятельности, многообразие форм организации урока. Вовлечение для участия в культурно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, туристических походах и экскурсиях.  
  2. Актуализация проблемы здоровья через проведение бесед, показ видеоматериала, презентаций, приглашение на урок гостей с медицинским образованием, регулярно проводить инструктажи по технике безопасности, следить за исправностью спортивного оборудования и инвентаря.
  3. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию с помощью дозирования физических нагрузок, двигательной активности на уроке, развитие основных физических качеств: силы, быстроты, гибкости, координации движений, выносливости.
  4. Подбор оптимальной  физической нагрузки для каждого возраста и пола.
  5. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды с помощью проведения уроков на открытом воздухе, занятием лыжной подготовкой, объяснения и популяризации способов и видов закаливания, дыхательной гимнастики, соблюдения гигиенического режима.
  6. Повышение работоспособности с помощью комплекса общеразвивающих упражнений, длительного бега (развитие выносливости), составления режима дня, привития гигиенических навыков.
  7. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Дать возможность каждому ребёнку проявить себя и почувствовать успешным в наиболее подходящем для него виде двигательной деятельности.
  8. Пропагандировать ценность и моду ЗОЖ. Собственным примером показать возможность на протяжении всей жизни сохранять хорошую физическую форму, активно заниматься несколькими видами спорта,  интересно жить и быть здоровым. Приглашать на уроки действующих и бывших спортсменов для бесед и дискуссий.
  9. Воспитывать потребность в самостоятельных регулярных занятиях физической культурой на протяжении всей жизни, организацию труда, досуга и отдыха,  с помощью обучения спортивным и подвижным играм (баскетбол, флорбол, футбол, волейбол, хоккей, лапта, пионербол и др), организации туристических походов во внеурочное время.

Уроки физической культуры направленные на реализацию здоровье сберегающих технологий проводятся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего общего образования, на основе Примерной образовательной программы, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по начальному, общему, среднему образованию.

В ходе уроков физкультуры, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, самостоятельных занятиях спортом в свободное время формируются:

          Личностные результаты:

•        воспитание патриотизма, любви, гордости и уважения к своей Родине;

•        формирование осознанного и ответственного отношения к обучению

•        формирование нравственных чувств и поведения, ответственного отношения к своим поступкам;

•        формирование коммуникативных навыков  общения и взаимодействия со сверстниками, детьми разных возрастов, взрослыми в процессе образовательной, соревновательной, общественной деятельности;

•        формирование ценности здорового образа жизни и усвоение правил безопасного поведения;

Метапредметные результаты:

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить возможности её решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

•        умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем; проводить индивидуальную и группоыуюработу.

•        Развитие и формирование экологического мышления, умение применять его в коммуникативной, познавательной, социальной практике.

•        умение определять цели и задачи своего обучения, планировать способы достижения целей, сопоставлять  свои действия с планируемыми результатами, корректировать действия в соответствии с меняющейся ситуацией.

Предметные результаты:

•        понимание значения физической культуры в формировании личностных качеств, активное включение в здоровый образ жизни, сохранение и укрепление своего здоровья;

        усвоение знаний о физическом развитии человека, формирование интереса к расширению знаний по истории физической культуры, спорта,  олимпийского движения, овладеть умением отбирать и регулировать физические нагрузки  для самостоятельных систематических занятий.

•        приобретение опыта для организации самостоятельных систематических занятий физической активностью с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; учиться оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах.

        формирование умения самостоятельно вести наблюдение за изменением развития своих физических качеств: научиться оценивать состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой

•        формирование умений  и навыков выполнять комплексы общеукрепляющих, корригирующих и оздоровительных упражнений, учитывающих индивидуальные особенности и способности, режим учебной деятельности и состояние здоровья; освоение основ тактических и технических действий, физическими упражнениями и приёмами из базовых видов спорта, умением их использовать  в разных видах соревновательной и  игровой деятельности; расширение двигательного опыта с помощью  упражнений, направленных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыИспользование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии н...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Методическое сообщение

Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, по...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...