Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС) Способы двигательной (физкультурной) деятельности
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Урок на тему: Развитие  основных двигательных способностей: гибкости, силы, быстроты и ловкости с использованием  здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)

Ф.И.О.: Прусакова Наталия Владимировна

Раздел: Развитие двигательных способностей

Тема урока: Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Цель урока: Развитие  основных двигательных способностей: гибкости, силы, быстроты и ловкости с использованием  здоровьесберегающих технологий. 

Планируемые результаты:

предметные: Научатся выполнять упражнения для развития гибкости, силы, быстроты и ловкости.

метапредметные:

П.: найти информацию о  упражнениях для развития гибкости, силы, быстроты и ловкости, как средство формирования  основ здорового образа жизни и пользе физических упражнений для сохранения правильной осанки.                     

Р.:  оценивать свою гибкость, силу, быстроту и ловкость по приведённым показателям.

К.:   умение находить общий язык с товарищем по команде во время выполнения упражнений для развития основных двигательных способностей.                                                                                                                                                                               личностные: реализовывать себя  как личность, развивать самостоятельность и личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.                                                                                                                                                      Тип урока: Комбинированный.                                                                                                                                                 Используемые учебники и учебные пособия:  Рабочая программа по физической культуре с учетом ФГОС  КУМК В. И. Ляха. 2014 года                                                                                                                                                                                                Используемое оборудование: секундомер, свисток, фишки 10 штук, стойки с веревочками 5 штук.

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Личностная

Регулятивная

Познавательная

Коммуникативная

1

2

3

4

5

6

Подготовительный (10 минут)

1.Сообщение учебных задач  на урок.

Знакомство с темой и планом урока.

Повторить теоретические сведения о правильной осанке.

-  Что такое осанка и ее значение?

- Чем вызваны нарушения осанки?

Строевые упражнения:
1-2- поворот нале-во;
3-4-поворот напра-во;
5-6- поворот кру-гом.

Стопотерапия. Профилактика плоскостопия

 Упражнения в ходьбе:                                        1) на носках, руки вперёд.                                   2) на пятках, руки за голову.                              3) ходьба на наружном крае стопы.                                           4) в приседе, руки вперёд.                                   Бег  1 -2 минуты                                             Ходьба с упражнениями на восстановление дыхания.                                           Перестроение из колонны по одному в колонны по  четыре.                                Команда «Разомкнись»                       Общеразвивающие упражнения на месте:                         Упражнение на улучшение процесса аккомодации

1) И.П.-О.С.  Руки вперед ладони к низу.                               1- подвести  указательный палец правой и левой рук к кончику носа, взгляд на пальцы сфокусировать  3 секунды.                                  2- выпрямить  руки вперед провожая взглядом кончики пальцев, сфокусировать взгляд  на 3 секунды.                                           2)  И. П.–- руки на поясе;                                     1-наклоны головы вправо,                                 2-влево,                                                                 3-вперед,                                                                  4-назад                                                    Упражнения для формирования правильной осанки                                                  3) . И. П.– о.с. Руки к плечам.                        1-4 Круговые вращения согнутыми руками вперед,                                                                  5-8 — назад.                                                          4) И. П. – о.с. Руки  вдоль тела                           1-4 медленно поднимать руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, подняться наносочки и прогнуть спину.              5-8  вернуться медленно в И.П.                          5)  И. П. – о.с. Руки в стороны.                          1-2 поднять согнутую  в колене ногу   с одновременным подъемом рук вверх,                        3-4 то-же с другой ногой.                                     6)  И. П. – о.с. Руки на пояс.                          1-4 .отставления правую ногу на всю ступню, на носок, вперед, в сторону, назад;                               5-8  - то-же с левой ногой.                                 7)  И. П.- руки в стороны;                                     1- мах правой ногой вверх, сведение рук вперед;                                                               2- И.П.                                                              3-то-же слевой
4-И.П.

8) И.П.-руки на пояс                                          1-4 –прыжки на правой ноге;                         5-10-прыжки на левой ноге;                              11-20-прыжки на обеих ногах;                             - разминка окончена.

Построение класса, приветствие, сообщение учебных задач  на урок, предлагает ученикам высказать своё мнение по теме урока, инструкция по технике безопасности на уроке, настроить обучающихся  на урок. Рассказ об осанке человека и о факторах влияющих на её формирование.            

Рассказ о пользе физических упражнений для сохранения правильной осанки.                    Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока.                                 В процессе бега следить за соблюдением дистанции и темпом бега.              Соблюдать интервал. Следить за правильным выполнением строевых команд.                                    Все упражнения разминки выполнять по 6 повторений.                                  

Следить за осанкой и положением рук.

Следить за правильным выполнением упражнения на улучшение процесса аккомодации.

Упражнения выполнять на максимальной амплитуде

При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения  упражнений для формирования правильной осанки.

Руки не сгибать.

Носок тянуть, спина прямая.

Носок тянуть, колени несгибать.

Ноги в коленях не сгибать, руками достать пол.

При выполнении прыжков на месте – сохранять дистанцию

Формирование интереса к сохранению правильной осанки.

Установить роль разминки при выполнении упражнений для развития физических качеств.

Умение выполнять физические упражнения для формирования правильной осанки.

Правильно выполнять упражнения для профилактики плоскостопия.

Безопасное поведение во время выполнения упражнения на улучшение процесса аккомодации.

Правильное выполнение  упражнений для формирования правильной осанки.

Безопасное поведение во время выполнения задания при выполнении  упражнений для формирования правильной осанки

Активное участие в диалоге с учителем.

Соблюдают основные гигиенические правила.

Самостоятельно выстраивают комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

Сознательное выполнение упражнения для профилактики плоскостопия.

Оценивают собственное поведение и поведение сверстников при выполнении упражнения на улучшение процесса аккомодации.

Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой при выполнении  упражнений для формирования правильной осанки

Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя при выполнении  упражнений для формирования правильной осанки

Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя

Совместно с учителем делают вывод: что же такое «Правильная осанка и ее значение»?

Планируют путь достижения цели, ставят познавательные задачи для формирования правильной осанки.

Описывают технику упражнения на улучшение процесса аккомодации.

Произвольно строим речевое проговаривание счета   упражнений за учителем при освоении   упражнений для формирования правильной осанки

Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Строят высказывания по теме «Правильная осанка»

Обсудают ход предстоящей разминки.

Соблюдают тишину, проявляют уважение к одноклассникам  при выполнении упражнения на улучшение процесса аккомодации.

Активное взаимодействие при проведении разминки  со сверстниками и с учителем при выполнении  упражнений для формирования правильной осанки

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем при выполнении  упражнений для формирования правильной осанки

Команды «Направо», «Класс сомкнись»

Основной  (25 минут)

  Сегодня мы с вами выполним  упражнений поэтапно в виде круговой тренировки для развития физический качеств силы, гибкости, ловкости, быстроты.

Работа будет проходить в несколько этапов.                                                           Первый этап включает  5   упражнений                                     Упражнение  № 1                  Отжимания в упоре  на следы рук на полу.

Упражнение  № 2                                           Бег до зоны для прыжков.  Встать на следы стоп и выполнить пять прыжков вверх на месте.

 

 Упражнение  № 3

Прыжок в длину с места

Упражнение  №  4

Бег до фишки. Челночный бег 3х6м.

Упражнение  №  5

Забежав за лицевую линию выполнять профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

Встать прямо, медленный вдох через нос, как только грудная клетка начинает расширяться, вдох закончить и сделать паузу. Кто сколько сможет, затем медленный выдох через нос. Это упражнение на расслабление и восстановление организма после физической нагрузки.

Второй  этап                                            Учащиеся повторяют                                      Упражнение   № 1  Отжимания.                                        Упражнение   № 2 Прыжки на месте.                               Упражнение   № 3 Прыжок с места.                               Упражнение   № 4  Челночный бег 3х6                            Упражнение  № 5   Дыхательные упражнения.                                           Упражнение № 6    Измерение частоты сердечных сокращений                    Измеряют пульс   сразу после  выполнения  дыхательных упражнений, два пальца прикладывают на запястье или сонную артерию и считают количество раз ЧСС   за 10 секунд Х на 6.

Третий этап                                          Учащиеся повторяют                    Упражнение   № 1   Отжимания.             Упражнение  № 2                                          Бег до следов стопы на полу. Встать на следы ногами. Выполнить   три приседания.                                        Упражнение   № 3   Прыжок с места.                               Упражнение   № 4  Челночный бег 3х6 м.                            Упражнение  № 5                 Прыжки через веревочку  высотой 10 см. –  пять раз.

  Упражнение  № 6 Дыхательная упражнения. Забежав за лицевую линию выполнять дыхательные упражнения для  укрепления  верхних дыхательных путей. Встать прямо, расслабиться. Выполнить вдох на три счёта, выдох на четыре счёта.                     Упражнение № 7    Измерение частоты сердечных сокращений за 10 секунд.

Четвертый  этап                        Упражнение   № 1                                      И.П.- ноги на ширине плеч руки  опущены, выполнить три наклона с касанием  руками  следов  на полу.             

Упражнение  № 2                                          Бег до следов стопы на полу. Встать на следы ногами. Выполнить   три приседания.                                             Упражнение   № 3 Прыжок с места.                               Упражнение   № 4  Челночный бег 3х6                          Упражнение  № 5                 Прыжки через веревочку  высотой 10 см. –  пять раз.                           Упражнение  № 6   Дыхательная упражнения.          Стоя, руки вытянуты вдоль туловища, мускулы тела расслаблены: сделав выдох, медленно и плавно вдыхать через нос; удержав на секунду воздух, — выдохнуть. Задача упражнения — овладеть техникой полного вдоха и выдоха.                                    Упражнение № 7    Измерение частоты сердечных сокращений                    Измеряют пульс   сразу после  выполнения  дыхательных упражнений, два пальца прикладывают на запястье или сонную артерию и считают количество раз ЧСС   за 10 секунд Х на 6.

Подвижная игра для формирования правильной осанки     «Ходим в шляпах» Играющие стоят. На голове «шляпа». По сигналу обучающие начинают ходьбу, сохраняя правильную осанку.

Класс строится на лицевой линии в четыре колонны.

 

Рассказ и показ техники выполнения заданий                   1 этапа.

Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий.

Руки опустить на следы на полу.  Обратить внимание на  правильное сгибание рук  во время выполнения отжиманий.                   Упражнение  выполняется  2 раза

 Организовывает наглядность выполнения отжиманий

Рассказ учителя: отжимание это  сгибание и  разгибание рук, спина должна быть ровной, ноги прямые. «Лучше выполнить один раз, но правильно»Обратить внимание учащихся на стойку и расположение рук и пальцев на полу.

Следить, чтобы во время прыжка обучающиеся отталкивались сильнее и выпрыгивали выше при освоении прыжков.

Обратить внимание на работу рук в полете.

Помогает и поправляет при освоении техники челночного бега.

- У вас все получилось, вы молодцы!

Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими.

Следить за мощной работой рук при выполнении отжиманий.

Учащимся объясняется, как чередовать физическую нагрузку с отдыхом, чтобы добиться высокой работоспособности. Упражнения выполнять в том же темпе, а затем после дыхательных упражнений  добавляется еще одно упражнение № 6 Измерение   ЧСС.

Рассказ о правилах измерения ЧСС.

Следить за тем, чтобы в третьем этапе обучающиеся постарались выполнять упражнения в том же темпе.

Во время выполнения дыхательных упражнений.

 соблюдать технику безопасности.

Ноги в коленях не сгибать, наклоны выполнять пружинисто.

Следить, чтобы наклоны были глубокими и правильными.

Следить за правильной постановкой ног. Приседания глубокие.

 

Рассказ о технике челночного бега.

  Прыжки выполнять на двух ногах. Пятки неопускать.

Рассказ о игре: «шляпа» для каждого игрока — колесико от пирамиды. Голова прямо,плечи на одном уровне, парралельны полу, руки спокойны лежат вдоль туловища. Выигрывает тот у кого  «шляпа» ни разу не упала. Далее можно усложнять: пройти по линии, через предметы, по скамье.                       Организация диалога.          Организация игры Помогает и поправляет- Молодцы!                              Нам надо стараться следить за своей осанкой, чтобы  быть здоровыми и красивыми.               Организация диалога. Организация игры.

Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление  дисциплинированности.

Повторяют за      педагогом и запоминают технику выполнения отжиманий.

Оценивают правильность выполнения отжиманий.

Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок в отжиманиях.

Развитие скоростно - силовых способностей в сложных двигательных.

Активное  выполнение прыжков и

взаимодействие со сверстниками.

Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность  их выполнения  при освоении техники челночного бега.

Развитие доброжелательно

го отношения к учителю и товарищам во время  выполнения дыхательных упражнений.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности при выполнении отжиманий, прыжков и бега.

Развивать мотив освоения техники дыхательных упражнений для улучшения работоспособности.

Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок при выполнении упражнений для развития гибкости..

Самоконтроль правильности выполнения упражнений на восстановление дыхания.

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в прыжках.

Проявлять волевые качества для достижения наилучших результатов в беге на развитии быстроты.

Самоконтроль правильности выполнения упражнений для развития гибкости.

Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам при освоении упражнений для развитии гибкости.    

 

Вырабатывать правила поведения, способствующие

своей осанкой.

Оценивать ситуации и поступки  в игровой деятельности.

Развивать мотив закрепления упражнений для формирования правильной осанки.

Умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе при освоении техники отжиманий.

Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма при выполнении отжиманий.

Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать.

Осуществлять контроль за выполнением отжиманий.

Оценивать выполнение  при освоении техники отжиманий.

Сохранять иоценивать свои теоретические знания в процессе выполнения прыжков

Сохранять учебную цель и задачу и осуществлять самоконтроль при освоении прыжков.

Самоконтроль правильности выполнения упражнений

 при освоении техники челночного бега.

Умение собраться, настроиться на освоение упражнений на дыхание.  Оценивают правильность выполнения дыхательных упражнений.

Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона      при выполнении отжиманий, прыжков и бега.

Учиться самостоятельно контролировать свое самочувствие    по ЧСС.

Оценивать и корректировать выполнение приседаний.

Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) о дыхательной гимнастике.

Определять успешность выполнения  дыхательных упражнений.

Контролировать наклоны, аргументировать допущенные ошибки при освоении упражнений для развития гибкости.  

Самостоятельно оценивать свою гибкость.

Понимать заданные учителем упражнения.

Контролировать  эмоции  при выполнении  дыхательных  упражнений.

Уметь дозировать свою нагрузку и проявить контроль  за ЧСС во время игры.

Уметь правильно выполнять упражнения в игре «Шляпа»

Выполняют

команды

учителя,

контролируют

 свои действия

 согласно

 инструкции

учителя во

 время

подведения

итогов урока.

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое при освоении техники отжиманий.

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачупри освоении техники отжиманий.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов о двигательных качествах.

Владение знаниями о технике отжиманий.      

Умение выделять необходимую  информацию о пользе   прыжковых упражнениях.

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте  при освоении прыжков.

Анализ полученной информации о дыхательных упражнениях.

Описывают  правила дыхания через нос

Умение сосредоточиться для достижения цели  при выполнении отжиманий, прыжков и бега.

Овладеть знаниями о норме пульса в покое, во время нагрузки, и после.

Составлять свой план действий  по развитию быстроты и силы.

Умение выделять необходимую  информацию о пользе   упражнений для развития гибкости.

Уметь находить  наиболее подходящий способ подсчета ЧСС.

  Анализировать  технику  упражнений для развития гибкости.

Иметь представление о   гибкости.    

Уметь осуществлять поиск информации о гибкости  с  использованием  Интернета.

Уметь давать определение понятиям быстрота и

Уметь обосновывать  правильность выполнения дыхательных упражнений.

Осознавать познавательную задачу в игровых заданиях. Инструктаж выполнения домашнего задания, показ модели выполнения и способов рациональной организации учебной работы.

Анализировать свою ос постоянному контролю заанку.

Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий при освоении техники отжиманий.

Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения  отжиманий  одноклассниками

Уметь договариваться в совместной  деятельности, взаимодействовать со сверстниками при освоении техники отжиманий.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами при освоении техники отжиманий.

Формирование умения работать в группе, договариваться, контролировать действия партнера в процессе выполнения прыжков

Умение заметить достоинства и недостатки  своего исполнения движений при освоении прыжков.

Оказывать посильную помощь  и моральную поддержку сверстникам  при освоении техники челночного бега.

Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи во время  выполнения дыхательных упражнений.

Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников при освоении бега н скорость.

Взаимодействовать с товарищем в парах во время выполнения дыхательных упражнений.

Взаимодействовать с товарищем в парах во время выполнения дыхательных упражнений.

Формирование умения работать в группе, договариваться, контролировать действия партнера в процессе выполнения прыжков

Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками во время подсчета ЧСС.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения при выполнении приседаний.

Сотрудничать в поиске и сборе информации о дыхательных упражнениях и правильного подсчета ЧСС. Соблюдать правила безопасности.

Уметь выражать поддержку друг другу в игре «Шляпа».

Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь в игре «Шляпа».

Развивать умение общаться со сверстниками во время подведения итогов урока

Заключительный- рефлексия  (5минут)

Ходьба по залу для восстановления дыхания.

Построение в одну шеренгу.

 Анализ выполнения учебной задачи  обучающимися,  рефлексия.

Объявление о  домашнем задании: отжимания до 5 раз;

приседания до 20 раз;

прыжок с места 2-3 раза;

бег на месте до 2 минут.

 Учитель задает вопросы:

- что нового узнали на уроке?

  • как вы понимаете, что такое осанка?

- упражнения для развития каких  физических качеств мы выполняли?                                        - оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов занятия.                                - Что понравилось (не понравилось)  почему?                                                                - Что бы вы хотели выполнить еще раз? Что сделали бы по-другому?

Восстанавливаем пульс, дыхание. 10-20 секунд.

Ставим  на дом учебные задачи.

Проверяем степень усвоения обучающимися ученой задачи.

Для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье, необходимо формировать правильную осанку.  Важно укреплять мышцы спины.

Организует подведение итогов, самооценку

Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Осознать нужность домашнего задания.

Условия, необходимые для выполнения домашнего задания.

Определить смысл поставленной на уроке  учебной задачи.

Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя

Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения  учебной задачи.

Обсуждают работу на уроке.

Повторяют новые полученные знания на уроке.

Оценивают свою деятельность во время урока.

Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей

Отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие «Осанка и ее значение»

Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке.

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по физической культуре 3 класс

Игровые(подражательные) корригирующие упражнения:     «Цапли» - ходьба с высоким подниманием бедра (формирование осанки);      «Лошадки» - бег с высо...

Конспект урока по физической культуре 5 класс. Тема урока: Гимнастика. Акробатика : кувырок вперед, назад, стойка на лопатках.

Тема урока: Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. Задачи урока: 1. Обучение технике кувырка вперед, назад, стойке на лопатках. 2. Развитие ловкости, гибкости. 3. Воспитание дисциплинированн...

План-конспект урока по физической культуре 11 класс. Тема урока: Совершенствование технических действий в баскетболе.

совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении;совершенствовать умения в бросках мяча в корзину, в движении с отражением от щита, подбор мяча;совершенствовать игровые сп...

План-конспект урока по физической культуре 11 класс. Тема урока: Волейбол

Совершенствование умений игры в Волейбол; Совершенствование основных двигательных качеств; Совершенствование техники высоких и низких передач мяча; Совершенствование скоростно – силовых качеств...

План-конспект урока по физической культуре 7 класс. Тема урока: Волейбол

Закрепить технику выполнения верхней передачи. Продолжить обучение технике нападающего удара.  Содействовать воспитанию сознательного отношения к выполнению физических упражнений как фактору укре...

Конспект урока по физической культуре 8 класс «КроссФит» на уроке гимнастики

Создать условия для развития скоростно-силовых качеств по физической культуре 8 класс «КроссФит» на уроке гимнастики...