Организация и проведение соревнований по спортивной гимнастике.
статья по физкультуре

Малюченко Людмила Николаевна

Педагогическое и агитационное значение соревнований по гимнастике в школе.

Особенности организации и проведения соревнований по гимнастике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение соревнований по спортивной гимнастике.

Цели и задачи: Педагогическое и агитационное значение соревнований по гимнастике в школе. Особенности организации и проведения соревнований по гимнастике.

1. Виды соревнований по гимнастике.

Соревнования по гимнастике бывают различными по характеру, по представительству, по форме зачета, по целевой установке.

  1. Проводятся массовые соревнования по облегченной неклассификационной программе с целью широкого охвата занятиями гимнастикой детей, юношей и девушек. Такие соревнования особенно популярны среди школьников. Для того, чтобы соревнования прошли быстро (ввиду большого количества участников), их можно проводить в несколько потоков. При этом вольные упражнения выполняют сразу несколько человек с нагрудными номерами. Судьи распределяют участников между собой и производят судейство каждый по своим номерам.

При судействе на снарядах судья называет оценку, участника, помощник записывает ее в протокол. Заполненные протоколы передаются на следующий вид.

2. Соревнования учебно-классификационные. На этих соревнованиях гимнасты выступают по существующей классификационной программе с целью выполнения или подтверждения разрядного норматива. Они служат как бы экзаменом проделанной работу тренера и гимнаста.

  1. Проводятся первенства для выявления лучших гимнастов, команд, коллективов (первенство школы, первенство города, области и др.). Они проводятся; как правило, 1-2 раза в год.
  2. Отборочные соревнования проводятся с целью выявления кандидата на личное первенство или же в сборную команду. Перед такими соревнованиями обычно проводятся сборы. На эти сборы попадают лучшие гимнасты города, области, края и т. д. В конце сборов устраиваются прикидки в форме соревнований, на них выявляются наиболее подготовленные гимнасты.
  3. Часто, в свободное от календарных соревнований время, проводятся матчевые встречи по гимнастике. Делаются они в основном для оживления учебного процесса. На таких встречах можно также выполнить разрядный норматив. Матчевые стречи приводятся между городами, областями и др.
  4. Бывают соревнования территориальные (первенство России) и ведомственные (Первенство ЦС «Буревестник»), личные (выявляется лучший гимнаст) и личнокомандные (выявляются одновременно лучшая команда и лучший гимнаст).

2. Составление положения.

Для четкого проведения соревнований по гимнастике разрабатывается положение о соревновании. Положение составляется организацией, проводящей соревнование. Положение определяет:

  1. Характер, цели и задачи соревнований.
  2. Место и время проведения соревнований.
  3. Руководство соревнований.
  1. Программу соревнований (если соревнования проводятся по классификационной программе, то делается ссылка на нее, если проводятся по неклассификационной, то такая программа заранее доводится до сведения участников).
  2. Участвующие организации и участники соревнований (указывается состояние участвующих организаций, численный состав командой если это междугородние соревнования — тренер и аккомпаниатор).
  3. Порядок и условия определения личного и командного первенства.
  4. Условия и порядок награждения победителен, день приезда и др. организационные вопросы. Положение рассылается не позднее чем за 3 месяца до начала соревновании.

3. Порядок проведения соревнований.

За час до соревнований главный судья, секретарь, комендант и судьи еще раз проверяют, все ли готово для начала соревнований. Секретарь регистрирует явку судей, раздает им таблицы для открытого судейства. Старшие судьи получают протоколы и прочие документы по своим видам. Судья при участниках встречает команды, следит за их правильным размещением и подготавливает построение участников для парада торжественного открытия соревнований.

Врач или медработник, обслуживающий соревнования, обязан прибыть к сроку сбора участников. Соревнования не крупного масштаба обычно начинаются торжественным открытием и подъема флага. При проведении крупных соревнований, церемония торжественного открытия проводится в первый день перед вечерними сменами. За выступлением гимнастов, работой судей и общим распорядком должен наблюдать главный судья соревнований. За соблюдением точного графика на крупных соревнованиях отвечает один из заместителей главного судьи, на мелких — судья при участниках. Работой судейских бригад по потокам, женским и мужским, руководят заместители главного судьи. Спорные вопросы, возникающие в процессе судейства, решает главный судья с бригадой данного вида. За качеством судейства наблюдает просмотровая комиссия во главе с председателем. Главный секретарь организует работу секретариата. По окончании соревнования главная судейская коллегия подводит итоги соревнований.

К участию в соревнованиях допускаются гимнасты, имеющие специальную подготовку и получившие разрешение врача. Гимнасты имеют право выступать по присвоенному разряду или на разряд выше или ниже. Мальчики с 8 до 11 лет могут выступать по программам III, II, I юношеских разрядов и III разряд взрослых независимо от возраста в соответствии с уровнем спортивно-технической подготовки.

Юноши могут выступать:   по программе 11 разряда с 11 лет

  • по программе I разряда с 12 лет
  • по программе в КМС с 14 лет
  • по программе в МС с 16 лет

К участию в соревнованиях взрослых допускаются гимнасты с 17 лет, возраст определяется по году рождения без учета числа и месяца рождения.

Участники соревнований должны знать правила соревнований и выполнять их. Быть вежливыми по отношению к судьям. Участник имеет право обращаться к старшему судье через тренера. В каждой команде есть тренер который имеет право находиться около своей команды, страховать участников в тех видах, где это разрешается правилами (перекладина, брусья, кольца). Но ему не разрешается во время выполнения упражнения подсказывать участнику и подавать ему сигналы. Как у участников, так и у тренера должна быть эмблема своей организации. Соревнования по гимнастике обслуживает судейская коллегия. В ее состав входят: главный судья и его заместитель главный секретарь и секретари, старшие судьи, судьи, судьи при участниках, судья информатор, просмотровая комиссия, врач соревнований. Соревнованиями руководит главная судейская коллегия в составе главного судьи, его заместителей и главного секретаря. Судейская коллегия формируется организацией, проводящей соревнования. Судьи должны иметь при себе классификационный билет, и одетыми в черный костюм и белую рубашку.

  1. Главный судья возглавляет судейскую коллегию, руководит соревнованиями в целом.
  2. Главный судья обязан проверить оборудование и инвентарь, провести инструктаж судей, руководить соревнованием и следить за правильным его проведением; провести заключительное совещание судей и сдать отчет о соревнованиях. Главный судья имеет право задержать или прекратить проведение соревнований, отстранить от судейства судей, совершивших грубые ошибки, или не справляющихся со своими обязанностями. Снять с соревнования участников за неподготовленность к соревнованиям или за недисциплинированность. Главный судья имеет право также увеличить или уменьшить оценку при недопустимых расхождениях.

Заместители главного судьи работают по указанию главного судьи и в его отсутствии, один из заместителей исполняет обязанности главного судьи. Бывают заместители главного судьи по мужскому потоку и по женскому.

Главный секретарь организует работу секретариата, проверяет заявки на участников, подготавливает протоколы соревнования, ведет подсчет результатов соревнований, заготавливает справки о выполнении гимнастами разрядных норм, заносит результаты в классификационные книжки спортсмена, составляет отчет о соревновании.

Секретари работают под руководством главного секретаря.

Старший судья руководит работой судейской бригады в соответствии с правилами соревнований и указаниями главного судьи и оценивает исполнение упражнений.

Старший судья проверяет надежность снаряда, не допускает к выполнению упражнений участников, одетых не по форме. Старший судья выводит окончательный балл. При недопустимом расхождении между оценками, старший судья выясняет у судей причины расхождения и устанавливает единую точку зрения. Определяющими являются большинство оценок и оценка старшего судьи. Если судьи не пришли к соглашению, старший судья обращается к главному судье для получения указаний. По окончании соревнований старший судья дает письменную характеристику работы судей своей бригады.

Судьи оценивают выполнение упражнений в соответствии с правилами соревнований. Судьи самостоятельно определяют величину сбавки за ошибки в выполнении упражнения. Судьи не должны объяснять оценку участникам, тренерам и представителям. Судья при участниках руководит передвижением команд, следит за порядком и дисциплиной.

Каждая команда, организация, участвующая в соревнованиях, имеет своего представителя. Он является руководителем команды и несет за нее ответственность. Представитель имеет право обращаться по вопросам проведения соревнований в главную судейскую коллегию. Он подает протесты, в случае, если по его мнению была допущена ошибка, до окончания командой вида соревнований. Представитель обязан следить за точным выполнением участниками установленного распорядка соревнований.

 4. Состав судейской коллегии. Техника судейства соревнований по гимнастике.

В отличии от судейства других видов спорта, где результат спортсмена определяется объективно (рулеткой, секундомером или весами) в гимнастике мастерство спортсмена определяется качеством исполнения упражнения, трудностью, композицией ной правильностью, а также технической правильностью исполнения упражнений, определяется субъективно каждым судьей отдельно. Поэтому к судье по гимнастике предъявляются особые требования.

Судья должен быть технически грамотным, должен четко представлять безукоризненное выполнение каждого элемента и соединения. Упражнение должно выполняться без ошибок, без нарушения структуры элемента с хорошей осанкой, с большой амплитудой движения, четко и легко, уверенно и красиво. Содержание обязательного упражнения должно соответствовать его описанию. В произвольном упражнении гимнаст должен выполнять требования трудности и композиции. Началом выполнения упражнения является О. С., принятая гимнастом перед снарядом, а в опорных прыжках — момент касания мостика. Окончанием упражнения считается момент, когда участник после приземления принимает О. С.

Все отклонения от безукоризненного выполнения элементов к соединений, а также невыполнение требовании к содержанию упражнений ведут к соответствующим сбавкам, в зависимости от величины и характера отклонения. К технике исполнения одних и тех же элементов в упражнениях различных разрядов предъявляются одинаковые требования. Все упражнения оцениваются от 0 до 10 баллов.

В классификационных соревнованиях разряда м/с и к/мс судейство проводится закрытым способом.

Судейство соревнований по программе I разряда и ниже (взрослых и юношей) — открытое.

Во всех видах многоборья гимнасту предоставляется только одна попытка. В опорных прыжках предоставляется тоже одна попытка. Если участник остановится и отойдет назад после того, как начнет разбег или пробежит мимо, то попытка считается использованной. Если выполнению упражнения помешали неисправность снаряда или другие, не зависящие от гимнаста причины, то участник с разрешения главного судьи возобновляет попытку. Если участник упадет или сойдет со снаряда, то он может продолжить выступление. Перерыв при этом не должен превышать 30 секунд. Если через 30 секунд упражнение продолжается, то оно считается законченным и оценивается только выполненная часть, сбавка за падение не производится. При выполнении упражнения могут быть допущены мелкие, средние и грубые ошибки, а также ошибки, вследствие которых элемент не может считаться выполненным.

Мелкие ошибки - это небольшое несущественное отклонение от безукоризненного выполнения. Сбавка производится 0.1 балла. К категории мелких ошибок относится: неправильное положение кистей, головы, носков. Слегка согнутые плечи, руки, тело, слегка разведенные ноги, небольшое отклонение от полной амплитуды (при выполнении маховых движений), недостаточная четкость, легкость, уверенность, ритмичность в выполнении упражнений, недостаточная мягкость приземления или схождение с места небольшим шагом или прыжком после приземления. Сюда же относится легкое касание снаряда, недостаточно медленное и равномерное исполнение силового элемента. Незначительное дрожание ног или рук в силовых элементах, незначительное замедление в маховом элементе. Чрезмерно продолжительная остановка в статическом положении, если это необоснованно или выполняется для отдыха (на кольцах статический элемент удерживается 2 сек., на всех остальных снарядах 2 сек.), кратковременное и недостаточное разгибание при выполнении соскоков, нечеткий подход и отход от снаряда.

Средние ошибки — это, когда в исполнении элемента наблюдается значительное отклонение от безукоризненного выполнения. Сбавка производится 0,2-0,3 балла. К таким ошибкам относятся: значительное сгибание рук, ног, тела. Значительное разведение ног, малая амплитуда движения. Схождение с места выпадом, большим прыжком, касание руками одной или двумя руками при приземлении.

Значительное касание без потери темпа, остановка, незначительно нарушающая слитность упражнения, значительная неравномерность или кратковременная остановка при выполнении силового элемента. Исполнение силового элемента рывком, махом с дожимом. В обязательных упражнениях при выполнении статических элементов за каждую недостающую секунду сбавка 0,2 балла. Неполный разгиб или его отсутствие (при выполнении соскоков), небрежный подход или отход от снаряда.

Грубые ошибки — большое искажение, и том числе граничащие с невыполнением, сбавка 0,4-0,5 балла. К ним относятся: значительное сгибание рук, ног или тела, значительное отклонение от правильного положения тела. В элементах, основная трудность которых заключается в выполнении с прямыми руками (упор руки в стороны), ногами (соскок согнувшись через перекладину), прогнутым или выпрямленным телом (сальто прогнувшись), с правильным положением тела (горизонтальный упор, вис). Падение после приземления, явно выраженная опора руками о пол при приземлении, сильное касание со значительной потерей темпа или с остановкой.

Невыполнение элемента — искажение элемента, когда невозможно определить, какой элемент получился. Сбавка — стоимость элемента. Сюда же относится: сильное сгибание рук, ног, туловища, большое отклонение от правильного положения тела (более чем на 45°). Приземления на любую часть тела, кроме ступней. Дополнительная опора во время выполнения элемента. Исполнение силового элемента маха или махового силой, отсутствие остановки в статическом элементе.

Каждый судья выводит свою оценку за исполнение упражнения, отнимая от 10 сумму сбавок за ошибки, допущенные гимнастом. Окончательная оценка за исполнение упражнения выставляется следующим образом.

а)        При четырех судьях берется среднее арифметическое из 2-х средних оценок (пример).

б)        При трех судьях берется средняя оценка.

в)        При двух судьях — среднее арифметическое.

Расхождение в оценках не должно превышать: 0,3 балла, при окончательной оценке от 8 до 8,95; 0,5 балла при окончательной оценке от 0,5 до 7,95 балла; от 0,8 — при окончательной оценке от 4,0 до 6,45; 1 балл — при окончательной оценке ниже 4 баллов.

Обязательные упражнения должны выполняться в точном соответствии с записью и указаниями к их выполнению. Упражнения могут выполняться полностью в другую сторону. Выполнение частей упражнения в другую сторону возможно лишь в том случае, если это предусмотрено программой. За выполнением частей упражнения в другую сторону, если это не предусмотрено программой, оценка снижается на половину их стоимости.

При выполнении обязательной комбинации может быть не выполнен какой-нибудь элемент из-за пропуска искажения или замены.

Считать элемент невыполненным можно лишь в том случае, когда он искажен на столько, что нельзя определить, какой элемент получился, или если в результате искажения он превратился в другой элемент. В элементах, которые считаются невыполненными из-за их искажения, сбавка за ошибки выполнения, включая сбавки за ошибки приземления, не производится.

Каждый раз в случае не выполнения одного или нескольких элементов подряд (в одном месте) расцененных и нерасцененных, а также тех и других вместе, оценка снижается на сумму стоимости пропущенных элементов соединений, но не менее чем на 0,5 балла. Если не выполняется часть соединения, состоящего из нескольких элементов, объединенных одной оценкой, то судья самостоятельно оценивает стоимость невыполненных элементов и производит соответствующую в пределах стоимости этого соединения (пример).

Изменение элемента, в результате которого получился явно другой элемент, если не предусмотрено программой, приравнивается к невыполнению элемента. Но кроме невыполнения элементов обязательной программы, могут быть также и добавления элементов. Такие добавления являются ошибкой в исполнении и за них снижается оценка. При этом каждый раз в случае добавления одного элемента, или в одном месте упражнения нескольких элементов подряд, сбавка — 0,5 балла. При добавлении элементов до и после падения сбавка не производится. Сбавка за ошибки выполнения в добавленных элементах производится на общих основаниях. При добавлении элементов внутри соединения, соединение не оценивается, но производится сбавка на 0,5 балла. Повторение элемента рассматривается как добавление элемента.

Если в одном месте гимнаст не выполняет и добавляет элементы, то сбавка производится только за невыполнение элемента, но не менее 0,5 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

положение о проведении соревнований "Президентские спортивные игры"

В положении о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские спортивные игры" освещены:- общие полложения;- место и сроки проведения;- организаторы соревнов...

Положение о проведение соревнования по силовой гимнастике.

Положение о проведении соревнования. Правило проведения соревнования....

Семинар-практикум: «Основы правил и тактики игры в нападении уличного баскетбола (Стритбола) в рамках организации и проведения соревнований».

Цель: Рассмотреть «Официальные Правила «Стритбаскет – Россия 3х3 ФИБА 2011» и применить их в ходе судейства стритбольных матчей среди школьников.Задачи: 1) Ознакомить с «Официальными Правилами «Стритб...

Семинар-практикум: «Методика судейства баскетбольных матчей в рамках организации и проведение соревнований по баскетболу».

Цель: Рассмотреть «Официальные Интерпретациями ФИБА Правил баскетбола ФИБА 2010» действующие с 1 октября 2010 г. и применить их в ходе судейства баскетбольных матчей среди школьников.Задачи: 1) Рассмо...

Семинар-практикум: «Методика судейства баскетбольных матчей в рамках организации и проведения соревнований в 2013г.».

Цель: Знакомство с изменениями в документе «Официальные Правила баскетбола ФИБА 2012. Официальные Интерпретации».Задачи: 1) Проанализировать нововведения в Правилах и Интерпретации ФИБА 2012 г.2) Прим...

Организация и проведение соревнований по спортивной гимнастике в школе.

Как проводятся данные соревнования на базе нашей школы.Может наш опыт поможет в работе коллегам....

РЕКОМНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

В сборник включены выдержки из нормативных документов по спортивному туризму, образцы положений о соревнованиях, образцы технических условий дистанций, разновидности схем постановки дистанций, фотогр...