П.К. 3.3
рабочая программа

Бронских Анна Романовна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Кафедра физического воспитания

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении

баскетбольного турнира

среди студентов колледжа

V подгруппа

Челябинск 2020

1. Цели и задачи:

  • Развитие и популяризация баскетбола
  • Воспитание высоких нравственных качеств
  • Повышение уровня популяризации баскетбола
  • Определение сильнейших команд

2. Возраст: Студенты колледжа 1 курса и кафедры Физического Воспитания.

3. Место и время проведения: Спортивный зал ЧПК №1, 28 октября  2020 года, в 14:00.

4. Организация соревнований:

Организация и проведение соревнований возлагается на 39 группу и непосредственно на судейскую коллегию. Главный судья – Добрынина Н.А.

5. Правила игры:

  • Необходимы две команды, в каждой из которых должно быть по 12 человек. Полевыми игроками считаются 5, остальные при необходимости заменяют основной состав (количество замен не ограничивается).
  • Матч по баскетболу состоит из 4-х четвертей. Точное время зависит от баскетбольной ассоциации, которая проводит встречу. Например, FIBA проводит каждую четверть по 10 минут, а NBA – по 12. Это, так называемое, чистое время. Перерыв между четвертями – 2 минуты, между двумя частями встречи – 15 минут.
  • Мяч можно трогать только руками.
  • Нельзя бежать с мячом, просто держа его в руках, наносить удары по мячу рукой или ногой, блокировать телом. Неумышленное касание какой-либо частью ноги не считается нарушением.
  • Очки будут засчитаны, если мяч попадет внутрь корзины.
  • В зависимости от места броска и его расстояния до сетки начисляется, получает разное количество очков. Во время штрафного баскетбольный судья дает 1 очко, с близкого или среднего расстояния – 2 очка. Если получается  попасть из-за трехочковой линии – это 3 очка. Если игрок ошибается и попадает мячом в свою корзину, в этом случае команда противника получает 2 дополнительных очка.
  • В случае одинакового турнирного счета командам предоставляется 5-минутный овертайм. Если за этот промежуток времени победитель не выявлен, овертайм назначается вновь. Игра будет продолжаться до тех пор, пока одна из команд не выиграет.

6.Распространенные нарушения в баскетболе:

  • Пробежка, когда игрок делает более двух шагов с мячом в руках. Наказание: сбрасывание отдается команде противника.
  • Аут. Мяч покидает зону игрового поля. После этого передается другой команде.
  • Неправильное ведение. Играющий ведет мяч сразу двумя руками.
  • Прыжки с мячом в руках. Разрешается прыгать только при забрасывании снаряда в корзину.
  • Трехсекундное нахождение в зоне под корзиной противоположной команды запрещается.
  • Пятисекундное правило. В течение этого времени игрок должен повести мяч, бросить его в корзину или передать другому. Иначе фол – нарушение.
  • Восьмисекундное время. Команда, обладающая мячом, должна выйти в передний участок. Иначе спортивный снаряд достанется противнику.
  • Правило «24 секунды». За это время команда должна сделать бросок в корзину соперника. Если этого не произошло, мяч выбрасывает в аут и передается другой команде.
  • Несоблюдение зон. Запрещено перебрасывать мяч из зоны противника в свою.
  • За жестокость и нарушение спортивных правил полагается штрафной бросок.

7.Составы команд :

  • Команда девушек

Состав 5 человек. Время игры 4 минуты , 3 тайма

  • Команда юношей

Состав 5 человек. Время игры 7 минут, 3 тайма

Олимпийская система выбывания



Предварительный просмотр:

Схема создания игры

Структурные компоненты игры

Содержание работы

  1. Функциональные характеристики

Название игры, её цель и задачи

"Найди близнеца"

Цель: Узнать как можно больше информации о товарище во временном коллективе детей, путем поиска своего “близнеца” и взаимодействию с участником

Задачи:

1. снять барьеры телесно-ориентированной коммуникации у членов малознакомой группы участников;

2. формировать позитивное принятие новых правил знакомой игры, как условие к развитию личности и коллектива.

  1. Описание игры

Ребята из одного отряда должны найти человека, с которым у него день рождения в один день или найти того, с кем день рождения максимально близко, например разница в 5- 10 дней. После того, как пара будет найдена, необходимо в течение 3-5 минут друг другу рассказать основную информацию о себе ( как зовут ,сколько лет, чем увлекается в свободное время, что любит покушать и тд) или рассказывать несколько интересных фактов о себе. После того, как время выйдет, второй человек должен будет рассказывать другим из отряда о вас. Рассказать нужно интересно и стараться ничего не забыть, чтобы другие ребята узнали о вашем собеседнике

  1. Структура игрового взаимодействия

Описание игрового взаимодействия в Вашем упражнении через контекст выделенных этапов, в соответствии с их последовательностью:

Эмоции:

Все играющие расходятся ищут человека, с которым день рождения в один день (позитивная эмоциональная зарядка)

Интрига

Интрига будет заключаться в поиске своего временного близнеца и в том, что он будет узнавать об этом человеке.

Инструкция

Игроки ходят и ищут своего временного близнеца, старается узнать о нем как можно больше, после чего знакомит его со всем отрядом.

Жирная Эмоциональная Точка

В финале игры дети ближе познакомятся друг с другом в позитивной атмосфере.

  1. Формирование пластов игрового взаимодействия

(см. «Айсберг» далее)

и АВТОРСКОЕ моделирование пластов игрового взаимодействия

(не менее 2-х измененных пластов игрового взаимодействия)

Описание и обоснование пластов игрового взаимодействия в соответствии с классификацией «Айсберг игрового взаимодействия»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАСТ

Оригинал игры. Все играющие ищут свою пару и узнают информацию о” близнеце”

Авторские изменения игры.

Игра полностью авторская.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАСТ

Оригинал игры. -

Формирование возбуждающей функции головного мозга, развитие взаимоотношений между друг другом.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАСТ

Оригинал игры. Развитие внимания, поднятие эмоционального состояния, приобретение коммуникативных навыков через снятие эмоциональных барьеров посредством общения со своим отрядом.

Участники сконцентрированы на словах и действиях, возбуждены. Эмоциональный подъем у играющих.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАСТ

Оригинал игры. Вырабатывание чувства «мы», сопричастности к коллективу.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПЛАСТ

Оригинал игры. Личностная бессознательная оценка «Я – образа»:

ловкий или медлительный, внимательный или рассеянный, похож или не похож на других, все довольны совместной игры или я не доволен совместной игрой или парой.

  1. Предложения по содержательному изменению упражнения

Какие пласты содержательно изменяете (с описанием):

6.Вывод.

Рефлексия на практическую значимость созданной игры: Было ли вам весело и интересно?



Предварительный просмотр:

Подвижные игры на уроках физической культуре

«Рыжий кот» Описание игры: учитель выбирает одного водящего – это “Рыжий кот”. Он становится в центре зала, а остальные участники игры (“мыши”) располагаются вокруг “кота” и берутся за руки. Затем “кот” приседает и закрывает глаза ладонями, как будто он спит. После этих слов “мыши” разбегаются, а “кот” их ловит. Пойманные “мыши” садятся на скамейку и “горюют”, так как “кот” их съел. Игра продолжается 10-20 секунд, после чего “кот” выбирает нового “кота” из непойманных “мышей!. Затем “съеденные мыши” вновь входят в игру, и она продолжается. Игра проводится 3-5 раз.

«Волки, охотники и ёлки» Описание игры: выбирается один или несколько водящих, (в зависимости от величины площадки и количества участников), которые располагаются в углу зала или с краю площадки - это охотники. Остальные участники – волки. По сигналу охотники выбегают из своего убежища и стараются осалить волков (мячом или рукой). Пойманный волк не выходит из игры, а “трансформируется” в ёлку – останавливается на месте и поднимает руки как ветви. Рядом стоящие ёлки могут перемещаться друг к другу, браться за руки и образовывать лес. Те волки, которых ещё не осалили, могут прятаться за ёлками или за лесом, но и в этом случае их можно осаливать. Выигрывает волк или несколько волков, осаленные последними (они и становятся охотниками).

«Мышеловка» Участники распределяются на две неравные подгруппы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг - мышеловку. Остальные - мыши, они находятся за кругом. Игроки, образующие круг-мышеловку, поднимают вверх сцепленные руки. Игроки-мыши вбегают в круг и тут же выбегают. По сигналу «Хлоп!» играющие в кругу опускают руки и приседают. Мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они становятся в круг, и игра продолжается. Когда поймана большая часть мышей, играющие меняются ролями.

«Захват флага» Участвуют две команды. Зал условно делится на две равные половины (можно провести черту или обозначить ориентиры). Знамя находится в центре окружности, находящейся на задней линии лагеря. Задача обеих команд – захватить знамя противника и пронести его на свою территорию, не будучи осаленным. В случае захвата знамени несколькими игроками флаг разрешается передавать (бросать знамя нельзя). Знамя могут охранять не более пяти человек, но не в непосредственной близости от него, а на расстоянии (4-5 метров от флага), т.е. в окружности радиусом 4-5 метра. У охраняющих нет права воздействовать (салить) на противника, если тот находится уже внутри этой окружности. Охраняющие могут только лишь не выпускать захватчиков обратно, когда те пытаются покинуть спасительную зону. Салить можно только на своей территории. В лагере осаленных игроков бдительно охраняют, однако он может освободиться, если игрок из его команды незаметно проберётся и коснётся его (распятнает).



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Бронских Анна Романовна

ЙОГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

 с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2020 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________ подпись руководителя

Не рекомендован ______________ подпись руководителя

Специальность: 49.02.01. Физическая культура

Физическая культура

 Курс: 2, группа: 29

Руководитель: Сибиркина Наталья Владимировна

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЙОГИ        4

1.1. Характеристика гибкости как психофизического качества        4

1.2. История возникновения йоги как одной из древнейших систем оздоровления тела.        9

1.3. Физиологические основы йоги.        13

1.4. Основные виды йоги.        16

1.5. Как влияет йога на развитие гибкости        20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.        25


ВВЕДЕНИЕ

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в решении задач физического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание психофизических качеств, к которым относится гибкость.

Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие педагоги недооценивают значение гибкости для полноценного здоровья и жизнедеятельности детей в процессе их взросления. Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем.

Проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время еще и потому, что большинство используемых физических упражнений при традиционном физическом воспитании лишь косвенно влияют на это психофизическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы развития гибкости посредством йоги

1.1. Характеристика гибкости как психофизического качества

Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Среди двигательных качеств человека значительное место занимает гибкость. «Важность и значимость гибкости не подлежит сомнению. Прежде всего, гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им»,- отмечал И. П. Павлов.

Степаненкова Э. Я.  доказывает, что гибкость даёт лёгкость, свободу действий, раскрепощённость, непринуждённость движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость предаёт грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям. Гибкий человек никогда не растрачивает свои силы на лишнее, ненужное движение, у гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и логична. Гибкость позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, гибкость и другие физические качества.

Гибкость -это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Как отмечают Степаненкова Э. Я., Вильчковский.Э. С., Хухлаева Д. В. - это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Слабое развитие данного качества приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. По мнению Матвеева Л. П и Новикова А.Д. гибкость - это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движений.

Степаненкова Э. Я.  выделяет активную и пассивную гибкость. Активная гибкость характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям. Пассивная - отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнёра). В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большей амплитудой. Специальная гибкость - это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально -прикладной деятельности.

Фарфель В. С. доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических (эластичности мышц, связок, суставных сумок); физиологических (степени возбудимости растягиваемых мышц, которая снижается при большей возбудимости); психологических (психологического состояния, при эмоциональном подъёме гибкость увеличивается); изменение ритма движений; изменение исходного положения; от массажа (предварительный массаж увеличивает гибкость на 15%); разминки; внешней температуры; возраста; уровня развития силы (физически сильные люди -  менее гибки).

Так анатомическими факторами являются: форма суставов и степень соответствия сочленяющихся поверхностей друг к другу. Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, увеличению показателей гибкости. Возможный предельный размах движений обуславливается не только формой сустава и соответствием сочленяющихся поверхностей друг к другу, но и другими индивидуальными особенностями суставного аппарата: конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Однако эти особенности не оказывают существенного влияния на показатели реальной гибкости. Самый важный фактор, определяющий амплитуду движения при выполнении двигательного действия, мышцы окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться. Но размах движения может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов. Поэтому,

проявление гибкости зависит не только от эластичных свойств мышц, связок, сухожилий, которое определяется степенью упругости ткани, её способности противостоять деформирующим силам растягивающего характера. От формы особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Охранительные реакции на растяжение протекают по- разному и зависят от конституционных особенностей и функционального состояния и прежде всего, от состояния кровотока и интенсивности обмена веществ в мышцах, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем «легче» выполняются эти движения, считает Степаненкова Э. Я.

С. Н. Власенко  отмечает, что у разных людей своя предрасположенность к гибкости. Так дети с крупными костями тяжёлой мускулатурой обычно менее гибки, чем дети с тонкими костями. Для увеличения способности мышцы к растягиванию применяется ряд специальных упражнений, например: наклоны, сгибания, приседания, вращения, подпрыгивания. При этом упражнения на «растягивание» способны улучшить эластичность, а следовательно предупредить травмирование ткани. Другими словами, с их помощью можно создать запас гибкости, необходимый для выполнения упражнения, и предотвратить дегенеративно-дистрофические процессы во всех элементах опорно-двигательного аппарата. Если при выполнении упражнения появилась боль, значит, наступил предел гибкости на данный момент и на этот раз следует ограничиться достигнутым.

Таким образом; среди двигательных качеств человека значительное место занимает гибкость, под которой подразумевается способность выполнять движения с наибольшей амплитудой. Данное физическое качество характеризуется степенью подвижности в различных звеньях опорно-двигательного аппарата человека. Она зависит от формы и строения суставов, от эластичности мышц и связок, от функционального состояния нервной системы и двигательного аппарата. На необходимость развития данного качества уже с дошкольного возраста обращали внимание Вильчковский Э. С., Вавилова Е. Н. , Волков Л. В. , Степаненкова Э. Я. и многие другие исследователи.

Хатха-йога, как один из способов развития гибкости.

Йога имеет многотысячелетнюю историю, и является одним из нетрадиционных методов в оздоровлении дошкольников, т. к. интерес к ней не затухает, а всё более растёт. Суть йоги -  достижение гармонии внутри себя и с окружающим миром. Улучшается здоровье, укрепляется сон, обостряется ум, прибавляется жизнерадостность. Тело постепенно обретает приятную лёгкость и гибкость, заметно улучшается зрение, внешний облик, осанка.  

Йога - это наука, которая даёт человеку знания об истинной его сути; это метод, система физического, умственного развития. Буквально йога означает «союз» соединение чистого сознания и индивидуального сознания внутри человека. Однако чтобы достичь этого высокого состояния существования, нужно начинать с самой первой ступеньки йоги, с хатха-йоги. Значение слова хатха-йога - это солнце - символ основан на союзе противоположностей который создаёт равновесие, гармонию, как отмечал Иванов Ю. М.

Хатха-йога является древнейшим учением, предназначенным для оздоровления тела и души. В настоящее время изучением этого направления занимаются современные исследователи Белов В. И., Чернова Е., Сергеев С., Иванов Ю. М., Шивананда С.  и др. Хатха-йога - это практический метод создания здоровья, здорового тела, и здоровой психики с помощью специальных упражнений, процедур, релаксаций, образа жизни, питания. Асаны -  это искусство, ориентированное на анатомию человеческого тела, в то время как гимнастика -  форма движения, обращённая лишь к мышцам тела.

Как свидетельствуют авторы Шивананда С., Белов В. И., Розамунда Белли др., асаны -  великолепное средство преодоления недугов, поддержания жизненных сил и психической устойчивости. Они восстанавливают тонус внутренних органов, поддерживают в хорошем состоянии суставы и мышцы живота, таза, груди, конечностей. Выполнение асан обеспечивает гибкость позвоночника. Гибкость позвоночника -основа долголетия. Сохранение гибкости позвоночника обеспечивает активную жизнедеятельность спинного мозга и нервных ответвлений, отходящих от него. Выполнение асан активизирует так же деятельность желез внутренней секреции, стимулирует иммунную и сердечно- сосудистую систему, способствует работе пищеварительного канала. Асаны помогают сохранить фигуру и придают ей более  динамичный вид, улучшают состояние вен, замедляют старение.

Асаны являются оздоровительными и лечебными статическими упражнениями. Они создают наиболее благоприятные условия для притока крови к тем органам, которые в этом нуждаются. Именно поэтому, асаны позволяют сохранить то самое дорогое, чем природа наделила человека - здоровье.

Руководители институтов йоги в Канаде (С. Шивананда), в Индии (Б. К. Айенгар и С. Сарасвати) разработали методики занятий хатха-йогой с беременными женщинами. Сегодня в Канаде, США, Англии родилось уже более тысячи детей, начавших заниматься хатха-йогой в состоянии эмбрионов. Все дети после рождения прошли стандартные тесты (общение, моторика) с показателями в среднем в 3-4 раза лучше, чем у детей, матери которых в период беременности не занимались хатха-йогой. «Экспериментальные груднички» лучше развиваются физически: у них растут гуще волосы, ногти становятся более твёрдыми, быстро появляются молочные зубы и они реже болеют, отмечает Шивананда  С. Американцы ещё в 70-х годах ХХ века во многих дошкольных учреждениях ввели занятия с детьми по хатха-йоге.

1.2. История возникновения йоги как одной из древнейших систем оздоровления тела.

Ведийский период        

Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову

Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды.

Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе (там упоминается прообраз йогина - святого мудреца отшельника Муни). Разумеется, это символические описания, и из чтения Вед можно мало что узнать о йоге, как её понимают в наши дни. Но все-таки там упоминаются многие аспекты йоги, например, дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и так далее, хотя и без особых подробностей.

Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.

В более поздней Веде-Атхарваведе (первый  индийский текст, связанный с медициной) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса» и мистического жара.

Можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по-настоящему сформулирована в доведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.

Далее по датировкам, появляются комментарии к Ведам - это Брахманы и Упанишады, где о йоге можно узнать уже намного больше.

Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются «джапа» (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и «мауна» (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»).

Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение.

Уже в этих текстах Йога начинает причудливо трансформироваться, возникают ее не классические формы.

Появляться основы науки «свара йоги» (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте «Шива Свародайя».

В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.

Упанишады дают уже более конкретные формулировки относительно йоги и ее техниках.

Слово «Упанишада» составлено из санскритских слов /шад —/ «сидеть», /упа/ — «рядом» и /ни/ — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово «упанишада» можно истолковать как тайное учение.

Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры.

По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия.

Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка.

Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.

Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.

Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации.

Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.

Определения йоги звучат:

«Уравновешенность йогой зовется»

«Йога - это мудрость, благодаря которой избежишь порабощения кармой» (то что предопределено тебе судьбой)

« Йога - это искусность в действиях, тотальность в действиях.

На стыке эпох. Эпоха новых учений

На рубеже "старой" и "новой" эры рождаются такие реформаторы, как:

  1.  Будда Гаутама (около 563 до н. э. или 623 до н. э. - духовный учитель, легендарный основатель буддизма.
  2. Махавира (599 до н. э.) - основатель джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы.
  3. Конфуций (Китай) (около 551 года до н. э.) - древний мыслитель и философ Китая.
  4. Сократ (Греция) (около 469 г. до н. э. - древнегреческий философ.

1.3. Физиологические основы йоги.

Согласно учению йогов наше тело живет за счет “положительных” и “отрицательных” токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно говорить об отличном здоровье (речь идет, видимо, о равновесии процессов ассимиляции и диссимиляции в обмене веществ). На языке древней символики “положительный” ток обозначался словом “ха” (Солнце), а “отрицательный” - словом “тха” (Луна). Слиянием этих двух слов и получено слово “хатха”, смысл которого символизирует единство противоположностей. Как считает В. Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение хатха-йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.

Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: “...мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны - статичные упражнения йогов - хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии”. В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного - духа (“тренированное тело способствует тренировке ума”).

Незначительные траты энергии резко отличают хатха-йогу от европейской атлетики. Расслаблению уделяется больше внимания, чем напряжению мышц. Не случайно в некоторых исследованиях полушутя отмечается, что “йога - это гимнастика для лентяев”. Однако сами йоги ставят это себе в заслугу. “...Мышечное развитие отнюдь не тождественно здоровью... Все движения выполняются медленно и плавно... Основная цель - в усилении циркуляции крови и притоке кислорода. Это достигается при посредстве движений позвоночника и различных сочленений, при глубоком дыхании, но без интенсивной работы мышц” (Косамби Д., 1968). Другое мнение высказано Е. А. Крапивиной (1991), которая считает, что европейская физическая культура, уходящая корнями в классическую Элладу, куда естественнее и ближе к природе, чем йога. Упражнения на гибкость тела и силу отдельных мышц (а таковы основные асаны) широко практикуются в европейской атлетике при отборе новичков в спортивные секции.

Давно замечено, что некоторые достаточно дискомфортные положения тела стимулируют внутренние силы организма, вызывают ответную сопротивляемость. Дело в том, что при таких позах происходят “зажимы” в организме, спирает дыхание, отчасти перекрываются крупнейшие кровеносные сосуды, а в ряде случаев и лимфоток. Этим “жизненным сокам” приходится преодолевать значительные препятствия на своем пути, и сосуды при этом как бы упражняются. Регулирующие их миниатюрные мышцы, совершая дополнительную активную работу, требуют больше кислорода, питательных веществ. Своеобразное упражнение без движения, в чем-то подобное изометрической гимнастике. Отдельные участки тела работают при этом в экстремальных условиях. Давление крови в тех или иных местах повышается из-за “перетяжек”. Она стремиться растечься по прилегающим мелким сосудам, капиллярам. Активнее включаются в работу не только главные лимфатические русла, но и межтканевые, межклеточные промежутки. Отсюда и ощущение тепла в данных зонах.

В работах Д.Эберта, В.Райха, А.Сафронова, Р.Минвалеева и других ученых выявлено позитивное влияние элементов хатха-йоги на основные физиологические системы: нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую, мочеполовую, эндокринную, пищеварительную и на систему опорно-двигательного аппарата.

Исследования физиологических аспектов хатха-йоги Д.Эбертом (1986) показали, что одним из механизмов влияния на деятельность физиологических систем организма является изменение гидростатического давления в различных его полостях при выполнении упражнений хатха-йоги.

Кроме гуморального механизма в работах Г.Захарьина и Г.Геда (1883) также был выделен и рефлекторный механизм, суть которого заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, а также кожно-висцеральных и моторно-висцеральных рефлексах, позволяющих напрямую влиять на функции различных органов. Их существование основано на том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц пересекаются на уровне сегментов спинного мозга. Как следствие, напряжение определенных мышц и стимуляция определенных участков кожи воздействует на внутренние органы (А.Сафронов, 2005).

Кроме этого можно выделить также: стрессовый (Л.Гаркави), психосоматический (В.Райх, У.Джеймс, А.Лоуэн), гормональный (Р.Минвалеев) и энергетический (Д.Эберт, А.Сафронов) механизмы влияния элементов хатха-йоги на организм человека.

Также, необходимо подчеркнуть механизм механического влияния элементов хатха-йоги на организм человека за счет специфических деформаций формы тела. Благодаря чему оказывается механическое воздействие не только на мышечную систему, но и на внутренние органы, а также на различные участки вегетативной нервной системы, которая принимает участие в регуляции деятельности всех внутренних органов и желез, а также обмена веществ.

На основе выше приведенных исследований становятся очевидными результаты занятий хатха-йогой. Благодаря которым достигается общая рекреация организма, регулируется вес, нормализируется психоэмоциональное состояние, сон, повышается работоспособность, активизируются иммунные функции организма, улучшается иннервация и кровоснабжение внутренних органов, развивается физиологическая адаптационная реакция организма, гибкость и подвижность опорно-двигательного аппарата, происходит тренировка внутренней мускулатуры и коррекция позвоночника.

Социальное значение практики Хатха-йоги основано на активизация энергетического потенциала человека, профилактике психологического стресса и воспитании здоровой гармоничной личности.

1.4. Основные виды йоги.

Хатха-йога

Первое упоминание о йоге встречается в Ригведе, и используется в смысле «обуздание, упряжка». В различных писаниях говорится о проявлении йоги одновременно с творением материального мира.

Согласно легенде, бог Шива открыл и познал в медитации тайны йоги и передал их для развития, как средство для постижения истины и избавления от иллюзий. В других писаниях это делает Брахма, рождая Знание, Йогу, Отречение и Тапас.

Хатха-йога – направление йоги, с древнейших времен объединяющее в себя первые её ступени: этическо-нравственные аспекты Яма и Нияма, Асаны, Пранаямы, а также очистительные техники Шаткармы. С санскрита дословно «ха» – это солнце, «тха» – луна. Cолнечный аспект символизирует силу и активность, лунный – гибкость и расслабление. В буквальном смысле «хатха» переводится, как союз солнца и луны, силы и гибкости. В Хатха Йоге Прадипика автор Сватмарама расшифровывает термин «хатха», как комбинацию двух биджа мантр. «Тха» - прана, сила жизни, а «ха» - ум, ментальная энергия. Хатха-йога представляет собой союз пранической и ментальной сил, при объединении которых происходит пробуждение высшего сознания.

Целью хатха-йоги является создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии, что обеспечивает подготовку практика к высшим ступеням йоги. Классическими текстами по хатха-йоге считаются Йога-сутры Патанджали, Хатха йога Прадипика, Шива-самхита, Гхеранда-самхита и другие.

Существует множество стилей хатха-йоги. В этой статье мы расскажем о направлениях йоги, наиболее известных на западе.

Аштанга-виньяса йога

Основателем школы Аштанга-виньясы является Шри Паттабхи Джойс, знаменитый ученик Шри Тирумалая Кришнамачарья. Термин «аштанга» означает «восемь основ» и восходит к восьми основным принципам этого вида йоги. Аштанга-виньяса – разновидность хатха-йоги, представляющая собой динамическую практику, в которой последовательности асан переходят одна в другую через виньясы (последовательности движений, сопровождаемых дыханием), бандхи (энергетические замки), дришти (концентрация взгляда на различных зонах тела). Для всех поз установлено определенное количество виньяс – от пяти до восьми. Существует около семи уровней Аштанга-виньяса йоги, зависящие от уровня сложности практики.

По одному из мнений, начало этих практик положено в Гималаях и Тибете, где прохладный климат позволял заниматься активно динамическими практиками, и не было большой нагрузки на сердце, как это могло произойти в жаркой индийской части. Одним из самых известных динамичных комплексов является Приветствие солнцу «Сурья Намаскар». Комплекс сочетает 12 асан с пранаямой, а также может исполняться с мантрами и концентрациями-визуализациями одновременно.

Йога Айенгара

Один из стилей хатха-йоги, который был основан Беллура Кришнамачарьи Сундарараджа Айенгаром, учеником Шри Тирумалая Кришнамачарья. Айенгар пришёл в йогу в молодости по причине очень слабого здоровья, его личная практика была очень строгой и жесткой. Со временем он сместил акцент со степени силовой нагрузки и тренировки выносливости на глубинную и статичную отстройку каждого положения в йоге, так он систематизировал более 200 асан и создал свою систему, которая является методической и постепенной. Характерной особенностью данного направления является подробное детальное построение тела в асанах с различными вспомогательными материалами - пропсами в виде кирпичей, ремней, валиков, одеял и прочее, также особое место уделяется безопасности. Каждая асана выполняется в течение длительного времени и переход к последующей асане происходит медленно и плавно.

«Самое важное в занятиях йогой – не техника дыхания, знание асан или гибкость суставов. Самое важное - это расстелить коврик и начать заниматься.» Б.К.С. Айенгар.

Вини-йога

Стиль йоги, предложенный Т. К. В. Десикачаром, сыном и учеником Шри Тирумалая Кришнамачарьи. Вини йога (viniyogah - «применение», «действие») является мягкой и динамичной практикой, которую в большей степени относят к области йогатерапии. Индивидуальный и одновременно комплексный подход к занятиям, которые выстраиваются в зависимости от возраста, культурного уровня, физических и умственных возможностей практикующего, характерен для данного вида йоги. Кроме основных и компенсирующих поз йоги, внимание уделяется дыханию, ведическому пению в комбинации с асанами, мудрам, бандхам, медитациям и узучению философии, йогических текстов. Практика может начинаться, как с изучения сутр, так и с медитации. Вини йога преподаётся индивидуально от учителя к ученику в зависимости от поставленных терапевтических целей.

Шивананда-йога

Эта методика хатха-йоги разработана йога-практиком Свами Шиванандой. Шивананда-йога — это классическая индийская йога, основанная на пяти принципах: правильные упражнения, правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление (шавасана), правильное питание, правильное понимание (изучение священных писаний и медитации). Практика включает в себя тренировку тела, изучение священных писаний, беЗкорыстный труд, служение миру, собранность ума и никакого аскетизма.

Занятия начинаются с комплекса Приветствия Солнцу Сурья Намаскар, после проводятся статические асаны, состоящие из 12 базовых асан, которые идут в определенном порядке и их вариациях: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матьсиендрасана, Бакасана, Падахастасана, Триконасана. В процессе освоения дополняются сложные варианты. Практика йоги включает пранаямы, медитации и пение мантр. В данном стиле йоги не приветствуется строгий аскетизм. Свами Шивананда был врачом и разрабатывал свою систему упражнений, учитывая их глубокий терапевтический эффект, в практике акцент делается на расслабление.

Кундалини-йога

Современное направление в йоге, получившее мировое распространение в 60-х годах благодаря Йоги Бхаджану. Ранее эта техника передавалась только от учителя к достойному ученику. В годы распространения Кундалини-йоги в Америке был бум наркомании, алкогольной и прочих зависимостей и практика йоги стала спасательным кругом в вопросе о возвращении к здоровому образу жизни. Человек, недавно начавший заниматься эффективной Кундалини-йогой, за короткий промежуток времени может ощутить невероятный эффект пробуждения энергий и позволить себе заменить одни пристрастия новыми переживаниями. С 90-х годов прошлого столетия стиль Кундалини-йоги доступен и в России. В практике Кундалини-йоги используются классические асаны хатха-йоги с динамическими элементами, объединенные в специальные последовательные крии (действия), зачастую с интенсивными дыхательными техниками, концентрациями, мудрами, бандхами (энергетическими замками), мантрами.

1.5. Как влияет йога на развитие гибкости

Хороший учитель обязательно скажет вам, что йога — это не просто растяжка.

Йога — это дисциплина, которая учит нас по-другому воспринимать мир. Так, что мы можем отказаться от своей привязанности к страданиям.

Джудит Ласатер (Judith Lasater), физиотерапевт

По мнению Ласатер, есть только две асаны: осознанная и неосознанная. Другими словами, то, что делает асану позой, — это осознанность, а не просто изменение положения тела.

Однако растяжка тоже важна для прогресса в йоге, ведь пластичное тело практикующего позволит ему лучше управлять энергией — праной. И нет никакого противоречия в использовании аналитических выводов западной науки для углубленного эмпирического познания древних асан.

Учитель Б. К. С. Айенгар, наверное, самый влиятельный йог в западной хатха-йоге, всегда поощрял научные исследования, выступая за применение строгих физиологических принципов для совершенствования практики утончённых асан.

Может быть, вы сторонник традиционной йоги и считаете, что древних техник достаточно, чтобы развить гибкость и получить все преимущества. Но, возможно, дополнив мудрость Востока открытиями западной науки, вы сможете дальше продвинуться в своей практике.

Есть параметры, которые свободно поддаются релаксационной «обработке» (усилие, скорость смены асан), а есть и более автономные, например дыхание, которое обычно «зажимается» от непривычной формы либо при излишнем нервном напряжении. Как только частота дыхания либо его интенсивность достигают какого-то предела, ВНС (вегетативная нервная система) автоматически переводит систему в расходный, не йогический режим. Интенсивное потоотделение также является признаком симпатического преобладания и не присуще традиционной практике асан, хотя при большой выдержке на каких-то участках тела может появиться испарина.

Среди множества прочих есть у человека константа, именуемая общая гибкость (мобильность суставно-связочного аппарата). Известно, что практика асан до какой-то степени меняет её, многие школы «современной йоги», как в самой Индии, так и за её пределами (единственным исключением является, пожалуй, школа Кувалаянанды, сохранившая в подходе к асанам разумный минимализм и функциональную насыщенность) превратили это в самоцель. Гибкость — естественный резерв изменения телесной формы. Систематически и мягко, в полной релаксации, давая в асанах константе гибкости предельные значения, мы приводим систему к адаптационной жёсткости, в ответ она меняет границы толерантности этой систематически напрягаемой переменной — гибкость растёт.

Частота затрагивания границ этой переменной становится критерием её изменчивости, иными словами посредством Хатха-йоги грамотно и разнообразно «напрягая» психосоматику мы создаём ей дополнительный запас прочности, ибо, если данная переменная — мобильность суставно-связочного аппарата — слишком долго остаётся в пределах средних значений, она фиксируется. При этом данный контур обратной связи становится максимально жёстким, а это опасно. Известен случай, когда очень пожилой человек, стоя на стремянке, сделал скручивающее движение, намереваясь поставить цветы на полку, справа, при этом у него произошёл перелом позвоночника в трёх местах.

Физическая практика традиционной йоги, загружая тело в ресурсосберегающем режиме, увеличивает устойчивость системных констант первого рода, причём диапазоны адаптации могут постепенно достичь удивительных пределов. И тогда мы видим йога, равно безразличного к жаре и холоду, наличию либо отсутствию сна, выполняющего тяжёлую работу без отдыха и с минимумом еды, и так далее. Организм всегда стремится иметь запас прочности по любой константе, в практике асан мы систематически лишаем его запаса гибкости, что ведёт к её росту до природных границ.

Позы на гибкость и растяжку можно повторять до трёх раз. Если всё нормально, то тело свободно сгибается до уровня, достигнутого в предыдущем подходе, и «стекает», до нового промежуточного предела, пока этот процесс не «упрётся» в абсолютную на сегодня границу. Если при повторении асаны тело гнется хуже, чем в первый раз, то либо вы неверно делаете позу, либо повторять её нет смысла.

Рекомендации для развития гибкости

Рост гибкости предполагает растяжение мышечной ткани и увеличение мобильности суставов. Перечислим основные рекомендации на эту тему.

1. Предварительно следует разогреть тело разминочными упражнениями, например — круговыми вращениями суставов рук, ног, неглубокими наклонами туловища. Затем можно сделать несколько силовых упражнений (в не слишком напряженном ритме) — поотжиматься, поприседать. Все эти подготовительные действия полезно чередовать с несложными дыхательными упражнениями, в процессе которых дыхание (вдох и выдох) постепенно будет растягиваться. Желательно, чтобы возникло ощущение «продышанности», и чувство готовности к выполнению более серьезных асан.

Такая подготовка играет большую роль, поскольку в противном случае тело плохо воспримет попытки развить гибкость. Если организм не разогрет легкими динамическими и силовыми упражнениями, попытки растянуть мышечную ткань будут чреваты дискомфортом и сопровождаться риском получить травму. Кроме того, вредно пытаться наращивать гибкость в состоянии умственного или физического перенапряжения. Если вы слишком устали, следует хотя бы немного отдохнуть (полежать, подремать) — и лишь затем приступать к хатха-йоге.

2. Наращивать гибкость следует очень осторожно и постепенно. Не стоит сразу пытаться принять точно такую позу, как показано на картинке или на видео. Пусть вначале это будет лишь приблизительный «набросок», первый шаг к принятию телом нужной формы. Расслабившись и внимательно отслеживая все физические ощущения, мы очень медленно пытаемся «влиться» в нужное положение, ни в коем случае не допуская боли.

Для углубления асаны следует использовать принцип взаимодействия мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Например, при складывании сидя с прямыми ногами (пашчимоттанасана) можно попробовать напрягать передние мышцы бедер и голеней (сгибатели), тогда противоположные им мышцы-разгибатели (задняя часть ног) будет растягиваться мягко, пассивно и без дискомфорта.

3. Полезно синхронизировать процесс растягивания тела в асанах с ритмом дыхания. Сначала можно просто сосредоточиться на возникающих ощущениях, не думая о вдохах и выдохах, чтобы дыхание текло само по себе, непроизвольно. Затем, убедившись, что текущее психофизическое состояние комфортно и стабильно, следует часть внимания сконцентрировать на дыхании, просто наблюдая за ним и не вмешиваясь в процесс. Подождав еще некоторое время, можно понемногу растягивать вдохи и выдохи, с каждым выдохом пробуя постепенно растянуться чуть больше. Достигнув ощущения предела, за которым может наступить дискомфорт, надо остановиться, немного побыть в данном положении, и затем медленно приступить к практике другой асаны. Или, если тело попросит отдыха, сначала немного полежать в шавасане.

4. Если в теле есть какие-либо травмированные участки, им надо уделить особое внимание. Например, если в прошлом были перерастянуты сухожилия голеностоп, это надо учитывать при практике тех асан, когда затрагивается эта зона. Недопустимо провоцировать и терпеть боль, важно построить упражнения таким образом, чтобы поврежденное место не подвергалось слишком сильной нагрузке.

5. Существуют приоритетные области тела, работу с которыми надо акцентировать при развитии тела. Прежде всего, это область позвоночника. В первую очередь важно научиться правильно сгибать не ноги и руки, а именно позвоночник. Для этого надо учитывать, что мышечный корсет вокруг позвоночника (паравертебральные и другие мышцы) всегда находится в определенном тонусе. У обычного человека одни участки этого корсета перенапряжены, другие слишком растянуты или слишком расслаблены. Правильно подобранные и правильно выполняемые асаны помогают выровнять ситуацию.

Необходимо научиться правильно двигать позвоночник (спину, шею) в сагиттальной и фронтальной плоскостях, а также правильно скручивать его. Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. Зато усвоив основные принципы, можно безопасно и гармонично развивать свое тело, избегая многих проблем, которыми чревато слишком поспешное отношение к упражнениям. В этом могут помочь опытные преподаватели йоги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вследствие всего выше сказанного, хочется еще раз проговорить, что гибкость – одно из важнейший физических качеств человека, развивать которое надо с раннего детства и систематически.

Оно также является неотъемлемой частью в развитии других физических качеств, поэтому значение гибкости в физическом развитии школьников – крайне велико.

Йога, как средство развития гибкости, также необходима для школьников. Поскольку, чаще всего, учащимся бывает скучно на классических занятиях гимнастики на уроках физической культуры, а также не всегда вызывает занятия акробатики на уроке. В связи с этим в учебный процесс можно ввести занятия йоги. Они будут способствовать как развитию гибкости, а также, что не мало важно, учащиеся будут меньше испытывать стресс на других общеобразовательных занятиях. Они будут больше сконцентрированы на других общеобразовательных дисциплинах.

Тем самым йога может быть интересна учащимся, поскольку это новый метод развития гибкости, а еще может повысить интерес на занятиях гимнастики на уроках физической культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. https://www.yoga-world.ru/razvitie-gibkosti/
  2. https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/yoga-i-gibkost/
  3. https://vuzlit.ru/378489/fiziologicheskie_osnovy_yogi
  4. https://medium.com/eggheado-health/f69245247853
  5. https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/yoga-styles/
  6. https://revolution.allbest.ru/sport/00501702_0.html

  1. Асташенко, О. И. Гимнастика для суставов и сосудов / О.И. Асташенко. - М.: Невский проспект, Вектор, 2007. - 128 c.

  1. Бергер, Барбара Гимнастика для души. Первые шаги обретения силы / Барбара Бергер. - М.: Рипол Классик, 2005. - 160 c.

  1. Борисова, Вера Гимнастика. Стретчинг / Вера Борисова , Татьяна Шестакова. - М.: Бибком, 2011. - 794 c.

  1. под общ. ред. И.Б. Павлова, В.М. Баршая: Гимнастика с методикой преподавания. - М.: Просвещение, 1995

  1. Фомин Н.А.: Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект классного часа

“Влияние сахара на организм человека”

Дата проведения:

Класс: 7

Тема: «Влияние сахара на организм человека»

Цели:

  • Расширить представление воспитанников о вреде и пользе такого продукта, как сахар.
  • Способствовать воспитанию самоконтроля в повседневной жизни.
  • Способствовать развитию у воспитанников здорового образа жизни.

Оборудование: презентация

Подготовительная работа: подбор информации, разработка презентации, создание

тренировочного задания.

Продолжительность: 15 минут

Ход классного часа

Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

  1. Организационный

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех здесь приветствовать. Перед тем, как мы начнем классный час, я предлагаю вам отгадать загадку:

Учитель: Белый камень В воде тает (Сахар) Бел как снег, в чести у всех. В рот попал- там и пропал (сахар)

В древности в качестве подсластителя использовался мёд, именно поэтому люди жили долго. Это не пустой звук, а выводы многочисленных исследований учёных. Сегодня сахарный песок составляет основу практически всех десертов. Но мало кто знает, какими на самом деле качествами обладает сахар. Давайте рассмотрим эти аспекты, выделим ключевые моменты и подведём итоги, поразмышляем, сможем ли мы прожить без сахара и как сахар влияет на наш организм?»

Тема нашего классного часа называется «Как сахар влияет на организм человека»

  1. Основной

Какие семейства сахаров вы знаете?

Дисахариды  органические соединения, одна из основных групп углеводов. Являются частным случаем олигосахаридов.

Твёрдые, кристаллические вещества, от слегка белого до коричневатого цвета, хорошо растворимые в воде, имеют оптическую активность, сладкие на вкус.

Лактоза

Лактоза  углевод группы дисахаридов, содержится в молоке и молочных продуктах. Молекула лактозы состоит из остатков молекул β- глюкозы и β-галактозы.

Мальтоза

Мальтоза— дисахарид, состоящий из двух остатков глюкозы, содержится в больших количествах в проросших зёрнах ячменя, ржи и других зерновых. Обнаружен также в томатах, в пыльце и нектаре ряда растений.

Олигосахариды — углеводы, которые содержат от двух до десяти моносахаридных остатков.

Сахароза  в быту просто сахар, — дисахарид из группы олигосахаридов, состоящий из двух моносахаридов: α-глюкозы и β-фруктозы.

Полисахариды

Крахмал

Какие заболевания вызывает сахар? Как влияет на организм?

(опрос+рассказ)

Чем опасен сахар

1. Способствует перепадам глюкозы в крови, что ведет к частой смене настроения, головным болям.

2. Приводит к нарушению работы иммунной системы, поскольку провоцирует рост дрожжей и бактерий, при нарушении баланса которых иммунитет ослабевает в 17 раз.

3. Чрезмерное употребление приводит к ожирению, сахарному диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям.

4. Промышленный сахар токсичен, поскольку для собственного переваривания извлекает из организма ценные витамины и минералы, иссушая тело. Употребляемый ежедневно в больших количествах переработанный продукт способствует повышению кислотности желудка. Для восстановления баланса требуется все больше и больше минералов. При этом из зубов и костей выводится много кальция, что ведет к их разрушению и ослаблению организма.

5. Вызывает изнашивание всех органов в теле. Начиная с печени, которая со временем расширяется и, достигнув определенного предела, выбрасывает избыток гликогена в кровь в виде жирных кислот. Последние откладываются в различных участках тела: на животе, бедрах, ягодицах, спине. После заполнения менее активных участков тела жирные кислоты заполняют сердце, почки, что приводит к повышению кровяного давления.

6. Ускоряет процессы старения, оказывая негативное влияние на кожу. Соединяясь в крови с протеинами, молекулы сахара вызывают гликолиз, в процессе которого происходит ослабление упругости тканей тела.

7. Переедание сахара вызывает те же хронические болезни, что алкоголизм и табакокурение. Аналогичным образом воздействует на центры вознаграждения в мозге, провоцируя человека на прием новой дозы.

Рассказ о том, как сахар работает в организме после поступления

(информация на слайде)

Сколько сахара нужно употреблять человеку в день для поддержания норм жизнедеятельности ?

(опрос)

Сколько содержится сахара в продуктах?

(информация на слайдах)

3.Заключительный

Викторина: Что мы сегодня с вами узнали?

  1. Сколько сахара нужно употреблять взрослому человеку в день? (25гр)
  2. Диабет какого типа вызывает сахар? (2)
  3. Какой гормон “доставляет “ глюкозу к клеткам? (инсулин)
  4. Какое количество сахара на 100гр продукта считается большим ?

( более 22, 5 гр)

  1. А какое маленькое? (менее 5 гр на 100гр продукта)
  2. Какой сахар поступает с фруктами? ( фруктоза)
  3. Какой сахар содержится в молочных продуктах? (лактоза)
  4. Чем опасны сладкие напитки? (быстрее всего вызывают чувство голода)
  5. Назовите 3 болезни, которые вызывает сахар
  6.  Какие орган синтезирует инсулин? (поджелудочная железа)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЛИЯНИЕ САХАРА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 2

Семейства сахаров: • Глюкоза — самый простой сахар. Он быстро попадает в кровеносную систему. Ее также называют декстрозой, если добавляют в какие-то компоненты. • Фруктоза — один из главных видов сахаров, содержится в меде и фруктах. Усваивается более медленно и не сразу попадает в кровеносную систему организма. • Лактоза — сахар, который содержится в молочных продуктах. • Мальтоза состоит из двух молекул глюкозы. Содержится в ячмене и других злаковых. Если в состав пива входит мальтоза, оно способствует быстрому повышению уровня сахара в крови. Дисахариды — органические соединения, одна из основных групп углеводов. Являются частным случаем олигосахаридов. Сахароза- является наиболее распространенным видом сахара. Она часто называется «столовым сахаром», и является натуральным углеводом, который содержится во многих фруктах и растениях. Столовый сахар обычно добывают из сахарной свёклы или сахарного тростника. Он состоит из 50% глюкозы и 50% фруктозы, связанных вместе. Сахароза содержится во многих продуктах. Вот некоторые из них:

Слайд 3

Заболевания, вызванные употреблением сахара Диабет Диабет – это общее название группы хронических эндокринных заболеваний. Все недуги этой группы имеют общий симптом – полиурию (повышенное образование мочи). Но только сахарный диабет связан с повышением концентрации глюкозы в крови. Сахарный диабет – это одна из самых острых проблем мирового здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от него страдают около 500 млн человек во всем мире. Это заболевание характеризуется множественными метаболическими нарушениями: регуляции глюкозы; белкового обмена; углеводного обмена; липидного обмена; водно-солевого баланса; минерального обмена. Главную роль в развитии патологии играет инсулин – белково -пептидный гормон поджелудочной железы. Он отвечает за поддержание нормального уровня глюкозы в крови, обеспечивая ее поступление в клетки тканей для их питания. При сахарном диабете происходит сбой обменных процессов. В зависимости от типа заболевания, либо поджелудочная железа не вырабатывает достаточно инсулина, либо организм теряет восприимчивость к нему. В результате глюкоза не достигает клеток, а накапливается в крови. Ткани испытывают энергетическое голодание.

Слайд 4

ОЖИРЕНИЕ Развитие ожирения чаще всего вызывается нарушением баланса между поступлением энергии с пищей и энергетическими затратами организма. Избыточные калории, поступившие в организм и не израсходованные им, преобразуются в жир, который накапливается в жировых депо организма (преимущественно в подкожной клетчатке, сальниках, брюшной стенке, внутренних органах и т. д.). Увеличение запасов жира ведет к нарастанию массы тела и нарушению функционирования многих систем организма. Переедание приводит к ожирению более чем в 90%, еще около 5% случаев ожирения вызвано расстройством обмена веществ.

Слайд 5

КАК САХАР РАБОТАЕТ В ОРГАНИЗМЕ

Слайд 6

Сахар из еды всасывается в кишечнике и поступает в кровь в форме глюкозы (декстрозы) и фруктозы. Глюкоза должна зайти в клетки для того чтобы она могла быть использована для продукции энергии или других метаболических процессов. Гормон инсулин необходим для того, чтобы «открыть дверь», то есть сделать возможным транспорт глюкозы внутрь клетки через клеточную стенку. После того, как глюкоза попадает внутрь клетки, она превращается с помощью кислорода в углекислый газ, воду и энергию. Углекислый газ затем поступает в легкие, где происходит обмен его на кислород

Слайд 7

Сахарный диабет 1 типа – это заболевание, при котором отсутствует свой инсулин. В результате этого глюкоза не может зайти в клетки. Клетки в этой ситуации действуют так, как будто они находятся в фазе голодания, описанной выше. Ваш организм будет пытаться поднять уровень глюкозы крови до еще более высоких значений, так как он считает, что причиной отсутствия глюкозы внутри клеток является низкий уровень глюкозы крови. Такие гормоны как адреналин и глюкагон посылают сигналы для выброса глюкозы из печени (активируют распад гликогена). В это время внутри клеток происходит синтез жирных кислот, которые затем трансформируются в кетоны в печени, и они также начинают выделяться с мочой. Когда человеку назначается инсулин, его клетки начинают снова нормально функционировать и порочный круг прекращается

Слайд 10

Викторина: Что мы сегодня с вами узнали?

Слайд 11

Сколько сахара нужно употреблять взрослому человеку в день?

Слайд 12

25 грамм в день Сколько сахара нужно употреблять взрослому человеку в день?

Слайд 13

Диабет какого типа вызывает сахар?

Слайд 14

2 типа Диабет какого типа вызывает сахар?

Слайд 15

Какой гормон “доставляет “ глюкозу к клеткам?

Слайд 16

инсулин Какой гормон “доставляет “ глюкозу к клеткам?

Слайд 17

Какое количество сахара на 100гр продукта считается большим ?

Слайд 18

Более 22,5 грамм Какое количество сахара на 100гр продукта считается большим ?

Слайд 19

А какое маленькое?

Слайд 20

менее 5 гр на 100гр продукта А какое маленькое?

Слайд 21

Какой сахар поступает с фруктами?

Слайд 22

фруктоза Какой сахар поступает с фруктами?

Слайд 23

Какой сахар содержится в молочных продуктах?

Слайд 24

лактоза Какой сахар содержится в молочных продуктах?

Слайд 25

Чем опасны сладкие напитки?

Слайд 26

Быстрее всего вызывает чувства голода Чем опасны сладкие напитки?

Слайд 27

Назовите 3 болезни, которые вызывает сахар

Слайд 28

Какие орган синтезирует инсулин?

Слайд 29

Поджелудочная железа Какие орган синтезирует инсулин?



Предварительный просмотр:

Сценарий стартинейджера
«В мире мультфильма»

Эрик Картман: Раз-два-три-четыре!
Через речку, через мост,
Через расстояние,
Прибывайте, паровозы,
К нам на мероприятие!
В нашем зале, мы приветствуем: 11 группу, 12 группу, 13 группу, 14 группу, 17 группу, 18 группу, 19 группу.

Приветствие команд под песню «Дискотека Авария-новогодняя»

Кайл Брофловски:

Здравствуйте, друзья!
Я к вам пришла
Из сказки зимней.
Я из Южного парка.
Мои друзья — Эрик, Кенни,Cтэн, Баттерс и другие .
И я со своими прекрасными друзьями хотим подрузиться с вами в мир мультфильмов!

И ощутить эту прекрасную атмосферу не только грядущего Нового года, но и это сказочного мира мульфильмов.

Эрик Картман:

Говорят, что в Новый год,  что не пожелаешь,

Все всегда произойдет, все всегда сбывается.

Сегодня, для вас день будет самым незабываемым. Сегодня можно хлопать в ладоши, топать, свистеть, прыгать, а самое главное танцевать!

Блеск искусственного света! Мы под басы, раскрутим всю планету!

И покорим вершины хит-парада! Давайте же ребята, Танцы до упада.

Кайл Брофловски:

Сегодня мы собрались здесь на Новогодний стартинейджер.
А кто из вас знает, что означает слово 
стартинейджер? Это слово происходит от слияния двух английских слов: «стар» - звезда и «тинейджер» - подросток. Значит, в нашем празднике участвует сегодня звездная молодежь, поэтому за победу в каждом конкурсе вы будете получать баллы. Та команда, которая получит больше баллов, станет победителем.

А вот присуждать эти баллы будут высокоуважаемые члены жюри. Давайте же поприветствуем их:

И наши верные помощники: Герои мультфильма "Южный парк"

Эрик Картман: Итак, вперед!  Болельщики готовы?- Команды готовы?- Начинаем!!!

Первый конкурс: «Творческое представление команд». В них будут отражены название команды, девиз, имидж. Жюри оценивает форму одежды, оригинальность представления, музыкальность, сплоченность команд.

А первыми покажут свое выступление:

  • 11 киностудия

Кайл Брофловски: Давайте громко поддержим 11 киностудию. Молодцы ребята! А к нам уже спешит показать свое выступление:

12 киностудия

Эрик Картман: Отличное выступление! А мы приветствуем:

13 киностудию

Кайл Брофловски: Громкие аплодисменты мы дарим 13 киностудии, очень яркое выступление показали ребята! Встречаем:

14 киностудию

Эрик Картман: Давайте поддержим ребят громкими аплодисментами. А к нам уже спешит:

17 киностудия

Кайл Брофловски: Отличное выступление, давайте подарим ребятам аплодисменты! Встречаем:

18 киностудия

Эрик Картман: Какой замечательный номер показала 18 киностудия, аплодисменты! И завершает творческое представление:

19 киностудия

Эрик КартманТанцевали от души, вы сегодня хороши.

Стартинейджер приглашает, раскрыть талантики свои!

Кайл Брофловски: Ну что ж, а сейчас наступило время «Конкурсов»  !

Первый конкурс "небо и земля". Ваша задача будет танцевать противоположному ритму песни. Под медленную музыку нужно танцевать быстро и активно, а под активную музыку- спокойно.

- На счет раз- два - три - Начали!"

Эрик Картман: Кайл! Посмотри , какие крутые и талантливые ребята! Просто глаз не оторвать. Поехали дальше.

Кайл Брофловски: Эрик, у меня есть еще зажигательные конкурсы- танцуй как персонаж мультфильма

Для вас будет звучать музыка. Ваша задача танцевать как персонаж мультфильма.

Жюри оценивает точность исполнения танца и разнообразие танцевальных движений.

Эрик Картман: Да, ребята молодцы! Порадовали нас! Был тут недавно случай, решил я зайти в гости к Кенни, а он в пляску с мишурой пустился, да так танцевал, что я не удержался, и тоже в пляс пошёл.

Кайл Брофловски: Здорово! А Давай проверим, смогут ли наши ребята танцевать как их родители в молодости!

Эрик Картман: А как это?

Кайл Брофловски: Конкурс называется "вспомни прошлое". Мы включим вам музыку молодости ваших родителей. Оценивается ритмичность, активность и креативность танца.

Эрик Картман: Отличные танцы, а какая музыка! я словно окунулся в прошлое вместе с участниками! А теперь мы идем дальше и следующий конкурс называется "Танец с предметом". Каждой команде дается предмет, с которым они будут танцевать.

Кайл Брофловски:  Вы молодцы! Давайте поддержим друг друга аплодисментами. А следующий конкурс "Танцуй под стиль музыки".

Вам будут включать различную , под которую вы должны танцевать точно в ритм. Если это спокойна музыку, то танец ваш- медленный и грациозный. Если же это музыка танца какого-то народа, вам необходимо его продемонстрировать.

Эрик Картман: Ребята, Вы невероятно творческие! А давайте посмотрим, как Вы справитесь c последним конкурсом «Батл капитанов».   Каждый капитан  отстаивает честь своей команды.

Побеждает самый зажигательный капитан, самый активный, самый талантливый!

Кайл Брофловски: Задача была не из простых, но вы справитесь

Эрик Картман: Ну что ж, наш «стартинейджер» подходит к концу. Пока жюри подводят итоги. А в это время мы встаем на массовые танцы!

Наше жюри подвело итоги, и мы передаем микрофон…

Награждение и подведение итогов

Эрик Картман: Я в Новом году всем желаю успеха, 
Побольше веселого, звонкого смеха. 
Побольше веселых друзей и подруг, 
Чтоб с вами все вместе смеялись вокруг. 

Кайл Брофловски: Хорошо у вас, ребята, 
Но пора нам уходить. 
Этот праздник новогодний 
Никогда нам не забыть.

 
Эрик Картман:  На прощанье всем народом

Грянем снова:

Все: С Новым годом!
До новых встреч, друзья!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория и практика физической культуры Выполнила Бронских Анна, 39 гр

Слайд 2

Периодичность выпуска Журнал выпускается с 1925- по н.в . Выпусков в год: 12

Слайд 3

Журнальные статьи Т акие рубрики как «Критика и библиография», «Консультации», «За рубежом», «Хроника» (незначительно меняя названия) прошли почти через всю историю журнала. Ряд рубрик прекратили существование, но имеют большой вес по количеству представленных в них статей: 1966—1989 — Тренировка, техника, тактика (1415 статей). 1966—1991 — Физиология, спортивная медицина (1207 статей). 1968—1989 — Юношеский спорт (627 статей). 1968—1986 — Физическое воспитание учащейся молодежи (554 статьи). 1967—1986 — Физическую культуру в быт народа (481 статьи). 1966—1989 — Обсуждаем, спорим (475 статей). Из рубрик действующих в настоящее время наибольшее представительство имеют « Tренер — журнал в журнале», «Из портфеля редакции», «Профессиональное образование».

Слайд 4

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: Статей в выпуске: 32 Статьи по проблемам теории и методики физического воспитания и спортивной подготовки, истории, философии и социологии спорта, менеджмента, маркетинга и экономики физической культуры и спорта, спортивной педагогики, психологии, медицины, физиологии, морфологии, биомеханики.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: