Психологическая готовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию
статья по физкультуре

Чистобаева Наталья Владиславовна

Психологическая готовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А. Сухомлинский

Инклюзивное образование - это процесс, в котором учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. И ведущую роль в этом процессе играет педагог, который работает с детьми, именно от его настроя, желания и профессиональных качеств зависит успех реализации инклюзивного образования. Огромное значение имеет личность педагога, так как она является «инструментом», основой успешной педагогической деятельности. Именно от психологической готовности педагога зависит успех реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении. В структуре психологической готовности С.В. Алёхина выделяет следующие критерии:

• эмоциональное принятия детей разных нозологических групп;

• готовность включать детей с различными типами нарушений в непосредственной образовательной деятельности;

 • удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

С.В. Алёхина, М.Н. Алексеева и Е.Л. Агафонова отмечают в своих исследованиях, что первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации инклюзивного обучения и воспитания является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетенций. Основным психологическим «барьером» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагогов, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – детей с ограниченными возможностями здоровья. Но самое важное, чему должны научиться педагоги образовательных учреждений – это работать с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Одним из самых важных профессиональных качеств является его стрессоустойчивость. Фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой ее отсутствию.

А также успех реализации инклюзивного образования зависит от психологической готовности родителей. В рамках данного исследования делается акцент на вопросе, как родители детей с ограниченными возможностями относятся к инклюзивному образованию. Психологические особенности родителей ребенка с ОВЗ таковы, что они находятся в состоянии фрустрации, не уверенны в себе, в недостаточной степени владеют навыками конструктивного поведения и пр. Они также переживают по поводу риска снижения качества образования при инклюзивном подходе к обучению, не уверены в компетентности педагогов, отмечают «слабость социальных побудителей, заставляющих следовать нормам гражданского общества». Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут переживать по поводу того, насколько готово образовательное учреждение к практике инклюзии: организована ли безбарьерная среда, есть ли необходимые учебные и методические материалы, подготовлены ли педагоги для работы с детьми с ОВЗ, есть ли в образовательном учреждении специалисты службы сопровождения и пр. В связи с этим родители таких детей должны быть включены в адаптацию ребенка к образовательному учреждению. Здесь описано состояние настороженности и недоверия родителей детей с ОВЗ по отношению к инклюзивному образованию. Однако возможна и обратная ситуация: родители, «отдавая» детей с интеллектуальными нарушениями учиться в массовую школу, могут недостаточно осознавать природу такого нарушения и полагать, что нарушения могут сойти на нет. В это же время нарушения, обусловленные умственной отсталостью, требуют длительной психолого-педагогической коррекции. У родителей ребенка с ОВЗ нередко прослеживается недопонимание роли коррекционной работы в удовлетворении особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. Родители, воспитывающие детей с нарушениями интеллекта должны получать консультации со стороны квалифицированных специалистов относительно определения образовательного маршрута для ребенка – с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. В ходе консультаций важно помочь родителям в выборе организации, форме обучения и пр., в условиях которых реализуемое содержание образования будет ориентировано на потребности ребенка, позволит обеспечить овладение им необходимым минимум академического знания и жизненными компетенциями. Как мы видим, что понятие психологической готовности родителей детей с ОВЗ включает в себя достаточно большое количество вариативных характеристик. Т.Н. Адеева предлагает собственное понимание психологической готовности родителей ребенка с ОВЗ к инклюзивному образованию как совокупность качеств, свойств и отношений личности, способствующих развитию инклюзии. Структуру психологической готовности родителей составляют следующие компоненты:

  1. Мотивационный компонент: принятие целей и задач инклюзивного образования, наличие адекватной мотивации обучения соответственно индивидуальным особенностям ребенка.
  2.  Эмоциональный компонент: специфика отношения родителей к инклюзивному образованию, характер опасений.
  3. Когнитивный компонент: понимание особенностей развития ребенка, знание целей и задач инклюзивного образования, основных изменений в законодательной базе в сфере общего образования.
  4.  Поведенческий компонент: достаточное развитие коммуникативных качеств, преобладающий тип межличностных отношений, наличие качеств, способствующих эффективному взаимодействию участников образовательного процесса (уровень толерантности и эмпатии), готовность к участию в различных формах учебной и внеучебной деятельности ребенка в школе.

Психологическая готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Формированию толерантности, положительного отношения, эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья, снятию психологического напряжения и формированию положительной мотивации к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. А в структуре психологической готовности родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию выделяется когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты. Таким образом, от психологической готовности педагогов и родителей зависит успех инклюзивного образования.

 

Список литературы

1. Агаева И.Б., Марьясова Н.Е. Инклюзивное образование детей с интеллектуальными нарушениями // Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2017

2. Адеева Т.Н. Мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты психологической готовности к инклюзивному образованию родителей различных категорий детей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Том 6

 3. Адеева Т.Н. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей: монография. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017

 4. Алехина C.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1

 5. Алехина С.В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 3 (5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление психологической готовностью педагогов к организации внеурочной деятельности.

Всё большее число руководителей современных российских организаций уделяет сегодня своё внимание поиску наиболее эффективных способов подготовки внутри орган...

"Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации"

Текст доклада на Всероссийской конференции "Актуальные проблемы коррекционной педагогики" содержит результаты проводимого в школе анонимного анкетирования педагогов.Рассмотрен процесс постеп...

Психологическая готовность педагога к инклюзии

  В условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется. Профессиональная деятельность связ...

Выступление психолога "Изучение готовности педагогов ОО к внедрению инклюзивного образования"

Материалы выступления педагога-психолога на педагогическом совете по результатам анкетирования педагогов в рамках работы Региональной инновационной площадки "Выстраивание системы инклюзивного обр...

Психологическая готовность педагога к взаимодействию с семьей ребенка с ОВЗ. Снятие психологических барьеров

Эффективность реализации образовательной инклюзии и успех процесса адаптации ребенка с ОВЗ в школе во многом определяется инклюзивной готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностя...

презентация Психологическая готовность детей и родителей к ОГЭ

психологическая поддержка родителей  в период подготовки детей к ЕГЭ...