Открытый урок физической культуре в 5 классе по теме: «Формирование культуры питания, развитие двигательных навыков».
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Воропаева Татьяна Михайловна
Урок по теме "Форимрование культуры питания, развитие двигательных навыков" разработан на основе раздела "Подвижные игры". Урок предусматривает  игровую форму "Биатлон". Обучающие выполняют задание, отвечают на вопросы, связанные с культурой питания. При неверном ответе выполняют дополнительное задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Формирование культуры питания, развитие двигательных навыков»

5 класс

Дата урока

08.02.2017 г.

Цели деятельности педагога

Сформировать ценностное отношение к культуре здоровья, культуре питания. Создать условия к осмыслению значимости культуры питания и развития двигательных навыков через выполнение упражнений.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширят свои представления о культуре здоровья, культуре питания, организуют рабочее место, усвоят суть понятий «режим питания», «здоровье», «биатлон»; познакомятся с зимними видами спорта; научатся  выполнять  физические упражнения.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; оценивают свои возможности на уроке; вступают в общение в группах, умеют выбирать средства для реализации выполнения задания.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы и формы обучения

Объяснение, показ; индивидуальная, групповая.

Основные понятия и термины

Культура здоровья, культура питания,  основы правильного питания, здоровый образ жизни, режим питания, рацион питания.

Наглядно-демонстрационный материал

Набор иллюстраций «продукты питания».  Оформление спортивного зала плакатами: «Здоровое питание – здоровье нации», «Правильно питайся – здоровья набирайся».

Оборудование

Гимнастические скамейки,  скакалки, ноутбуки.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Универсальные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

  1. Органи-

зационный этап

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Получив целевую установку, слушают учителя и готовятся отвечать на поставленные вопросы.

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре здоровья;

развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей.

  1.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Освоение новых знаний.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о том, как сохранить своё здоровье на долгие годы, как правильно питаться, а так же вы покажете свою ловкость, быстроту, выносливость.

Как вы считаете, McDonalds - хорошее заведение? Тогда почему наши люди умирают в 57 лет?  «Как съедающие очень много не бывают более здоровы, чем употребляющие в пищу самое необходимое, так и истинно ученые бывают не те, которые читают многое, но те, которые читают полезное». Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока, если мы завели разговор о   McDonalds, о пище полезной, и не очень? Да, вы правы речь пойдёт о здоровье, а именно том, как правильное питание  помогает сохранить наше здоровье.

-В народе про здоровое питание сложили много пословиц и поговорок. Найдите некоторые из них в интернете и объясните, как вы их понимаете. (На задание отводится две минуты. На двоих один ноутбук.).

«Какова пища - таков и ум, каков ум - таковы и мысли, каковы мысли -таково и поведение, каково поведение -такова и судьба».

Слушают учителя.

Поиск в распечатке «Пословицы и поговорки» пословиц и поговорок про здоровое питание.

-«Большая сыть брюху вредит». Это значит, что переедать нельзя.

- «Лук от семи недуг». Это значит, что лук полезный продукт.

Групповая работа.

Работа в парах.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре здоровья, культуре питания;

имеют мотивацию учебной деятельности.

Познавательные:

Имеют способность к эмоциональному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о правильном питании; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о культуре здоровья.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Устные ответы

Устные ответы.

  1. Актуализация знаний

Вводный инструктаж

Для запоминания упражнений используется знакомая ритмичная музыка.

Построение. Равняйсь, смирно, вольно.

Проводится инструктаж по технике безопасности: гигиенические требования, организация рабочего места.

Сильные и  здоровые люди могут достичь успехов и победы.  Ребята, вспомните, что помогает нам сохранить своё здоровье на уроках? Правильно, общеразвивающие упражнения. Давайте вспомним и выполним некоторые из них.

Организовать разминку под ритмичную музыку.

  Приветствуют и слушают учителя.

Ходьба, медленный бег

-равномерный;

-передвижение приставным шагом правым боком:

-передвижение приставным шагом левым боком

-с высоким подниманием бедра;

-за хлёстом голени

назад.

 Упражнения на восстановление

дыхания в движении.

Групповая работа.

Фронтальная работа

 Познавательные:

стремятся к расширению своей познавательной сферы, стараются производить логические мыслительные операции.  

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники выполнения упражнения.

IV. Этап «Первичное закрепление знаний и умений».

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Питательные вещества. Гигиена питания».

Каждый из вас хочет быть здоровым и никогда не болеть. Сегодня мы с вами узнаем, что же за помощники сохраняют наше здоровье, делают его крепче. Как вы думаете, что же стоит на первом месте в сохранении нашего здоровья?

Что же такое режим дня?

Что такое «Белки», «Жиры», «Углеводы»? Продукты, в которых они содержатся.

Слушают учителя.

Групповая работа.

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V. Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Закрепить полученные знания. Отработать на практике упражнения, способствующие совершенствованию физических качеств.

Создать условия для формирования у обучающихся навыка анализа собственной деятельности в команде.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ правильных и ошибочных элементов и способах их устранения.

Чтобы продолжить наш необычный урок нам необходимо разделиться на четыре команды.

А теперь каждая  команда придумывает название. (Например: «Здоровичок» и «Чемпионы»).

Приступают к выполнению задания.

Контролируют ход выполнения работы по технике  безопасности.

Закрепление материала проходит в игровой форме «Биатлон». По сигналу учителя первая команда в полном составе отправляется со стартовой линии до первого рубежа «Режим дня». Команде необходимо правильно расставить порядок режима дня. Если задание выполнено верно, команда следует к следующему рубежу. Если есть ошибки, то вся команда бежит штрафной круг.

2 рубеж «Белки». Если задание выполнено не верно, то вся команда выполняет пять приседаний.

3 рубеж «Жиры». Если задание выполнено не верно, то вся команда выполняет пять отжиманий от скамейки.

4 рубеж «Углеводы». Если

задание выполнено не верно, то вся команда выполняет пять прыжков через скакалку.

5 рубеж «Выбрать картинки с изображением продуктов, которые способствуют сохранению здоровья». Если задание выполнено не верно, то вся команда преодолевает штрафной круг, передвигаясь «с кочки на кочку».

Команда, показавшая наименьшее время является победителем «Биатлона».

Дыхательные упражнения.

Индивидуальная  работа.

Групповая работа

Регулятивные:

Самостоятельно ставят цель предстоящей работы, планируют способы достижения поставленной учебной (практической) задачи.

Предметные:

демонстрируют умение пользоваться физическими способностями.

Познавательные:

стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараются производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение).

Коммуникативные:

Умение рассуждать о правильности выполнения упражнений.

Личностные:

Развитие основ самоорганизации – организация физического пространства ученика.

Наблюдение. Выполнение работы.

VI.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.

В рабочей тетради записать свой режим питания.

Выполнить комплекс общеразвивающих упражнений.

Определение победителей, подведение итогов урока.

Получив целевую установку, слушают учителя

Индивидуальная работа

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять на практике методы информационного поиска.

VII.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Обобщающая беседа

Перечислите самых главных помощников в сохранении здоровья.

Чем понравился вам сегодня урок?

Как вы думаете над, чем нам надо ещё поработать?

Какое задание понравилась больше всего?

Отвечают на вопросы.

Индивидуальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают и анализируют свою работу, определяют то, что получилось лучше.

Коммуникативные:

умение рассуждать о культуре здоровья в целом, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Устные ответы

Путем опроса учащихся выяснились причины снижения интереса к культуре здоровья и культуре питания

–  недостаточная мотивация к систематическим занятиям и повышения общего уровня развития;

- временные или хронические заболевания;

- невозможность выдерживать должный режим труда и отдыха, питания;  

- социально – бытовые условия.

Полученная информация привела к вопросам, за которыми намечалось решение проблем

1.Что необходимо предпринять, чтобы вызвать у обучающихся интерес к формированию знаний о культуре здоровья и культуре питания.

2. Какими средствами и методами можно вывести обучающихся на уровень потребности в знаниях о здоровом образе жизни.

3.Какие приемы подростки должны освоить, чтобы  выдерживать должный режим питания, труда и отдыха.                                                                                      

    Основной ступенью на этом пути является комплексное педагогическое воздействие на  формирование культуры здоровья и культуры питания обучающихся.

   Планируемые результаты:      

1. Повышение интереса к формированию знаний о культуре здоровья и культуре питания.

2.  Формирование установки  на уровень потребности в знаниях о здоровом образе жизни.

3. Овладение приемами выдерживать должный режим питания, труда и отдыха.                                                                                              

       Урок по теме «Формирование культуры питания, развитие двигательных навыков»  разработан на основе раздела «Подвижные игры».

       Урок предусматривает  игровую форму «Биатлон». Обучающиеся выполняют задание, отвечают на вопросы, связанные с культурой питания. При неверном ответе выполняют дополнительное задание.

        В последнее время в России наблюдаются общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, растет число инфекционных заболеваний. От начала обучения в школе к его концу, наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. То есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Создавшееся положение требует усиления контроля формирования культуры здоровья и культуры питания школьников.

В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях школьного общеобразовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Данный урок основан на соблюдении основных педагогических принципов, определяющих успешность обучения школьников физическим упражнениям: сознательное и активное отношением к занятиям лечебной гимнастикой, наглядность, доступность, систематичность, постепенное повышение уровня нагрузки.

Педагог должен состоять в тесном взаимодействии с родителями, так как родители – это главный и основной пример для своих детей. Педагогам необходимо стремиться к перестройке своей работы с учетом приоритета  - сохранение и укрепление здоровья учащихся. И пока учитель не осознает проблемы возможного негативного воздействия школы на здоровье учащихся, он её не решит. А решить эту проблему можно только овладев технологиями комплексного педагогического воздействия и применив полученные знания на практике в тесном взаимодействии с другими педагогами, медиками, учащимися и их родителями.                                                                                                                                      

     Основные понятия: культура здоровья, культура питания, основы правильного питания, здоровый образ жизни, режим питания, рацион питания, рубеж, биатлон, двигательные навыки.

     План изучения нового материала: 1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала. Сообщение нового материала. Закрепление полученных знаний.

     Наше образовательное учреждение одной из главных своих задач выдвигает задачу укрепления знаний о культуре здоровья, культуре питания. Именно знания, поступающие из различных источников информации, наиболее прочно закрепляются в памяти обучающихся и позволяют превратить школьника из пассивного в активного созидателя своего здоровья.

Целью данного урока является не только обучение, но и   формирование в каждом обучающем сознательного отношения к своему здоровью, формирование знаний о культуре здоровья, культуре питания, понимания  взаимосвязи между здоровьем и успехами школьников в учении,  раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни.      

    

  Задачи урока:

Сформировать ценностное отношение к культуре здоровья, культуре питания. Создать условия к осмыслению значимости культуры питания и развития двигательных навыков через выполнение упражнений.

        Оборудование (оснащение) урока: иллюстрации с изображением продуктов питания, скакалки, гимнастические скамейки, ноутбки.  

        В данном уроке использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Внедрение в практику работы данного приёма здоровьесберегающих технологий, мне позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным,    повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье  детей.                                                                                                            

    Добиться результатов на уроке помогает определенная взаимосвязь между учителем и учащимися при совершенствовании соревновательно - игрового двигательного действия. Если нет данной взаимосвязи, трудно добиться какого-либо результата. В заключительной части урока выявляются победители, призеры. Это закрепляет хороший результат и является отличным стимулом на дальнейших занятиях.                                                                                    

В основе разработки лежит  авторская   программа доктора педагогических наук В.И Ляха «Физическая культура»   предметная линия учебников В.И. Ляха 5—7 классы  (Москва,  Просвещение.  2016г).

     Методика проведения урока имеет свою специфику.  Ведущий принцип в этой работе – подход сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Преимущества данной разработки заключается в достижении,  как образовательных задач, так и развивающих, путем урока комплексного применения знаний.

Универсальные учебные действия:

 Личностные:  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Регулятивные: обоснование ценности и значимости знаний о культуре питания для физического развития человека.

Познавательные: владение основами знаний о культуре здоровья, культуре питания

Коммуникативные: владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок английского языка в 5классе по теме "Достопримечательности Лондона"

Разработка и презентация комбинированного урок-экскурсии с применением ИКТ технологий (ЦОР, ЭОР, ).  Тема раздела: « Learning more about London», тема урока: « London sightseeing tour ». Уч...

Урок физической культуры в 5 классе «Развитие двигательных навыков и умений на уроке гимнастики»

Представлен подробный план-конспект урока гимнастики. Цель урока: формирование практических умений в самостоятельном выполнении акробатических упражнений, лазании по канату, равновесии о опорных прыжк...

Сценарий открытого урока по обществознанию в 7 классе. Тема: Правовая культура. Я – ребенок, я имею право.

Сценарий открытого урока по обществознанию в 7 классе. Тема: Правовая культура. Я – ребенок, я имею право....

Психологические аспекты развития двигательных навыков в процессе занятий физической культурой

   Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательным действием, имеют исключительно важное значение в учебной, трудовой, бытовой, физкультурно-спортивной деятельности. [2,...

Урок физической культуры в 5 классе Тема: «Развитие двигательных навыков и умений на уроке гимнастики»

Цели и задачи урока:1) Совершенствование ранее изученных элементов акробатики.2) Закрепление техники подготовительных упражнений опорного прыжка.3) Развитие гибкости, координации движений, вестибулярн...

Открытый урок в 10 б классе по теме «Формирование умений описывать фотографии как элемент подготовки к аспекту «Говорение» ЕГЭ по теме «Мой семейный альбом»».

laquo;Формирование умений описывать фотографии как элемент подготовки к аспекту «Говорение» ЕГЭ по теме «Мой семейный альбом»»....