Методическая разработка: Технология устранения ошибок в процессе обучения метанию мяча
методическая разработка по физкультуре

Пояснительная записка

  К наиболее обобщённым показателям обученности учащихся относятся: выполнение двигательного действия в рамках допустимых (но не максимальных с позиций спортивной техники, т. е. не искажающих сущность движений) требований к пространственным, временным, динамическим и ритмическим характеристикам; отсутствие ненужных дополнительных элементов движения; исключение излишнего напряжения и скованности при выполнении движений. Практика показывает, что при любых методах и методиках обучения избежать ошибок в технике выполнения, прежде всего сложных двигательных действий, не удаётся. Трудно предполагать, что освоение двигательных действий (на уровне навыка) возможно после первой попытки его выполнения и без ошибок. Количество ошибок и их уровень определяют успешность процесса обучения двигательным действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx52.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Технология устранения ошибок в процессе обучения метанию мяча

Выполнил : учитель физической культуры

первой квалификационной категории

Кокоулина Н.Ю.

р.п Пжма

Содержание.

  1. Введение – 3.
  2. Теоретические аспекты деятельности обучения двигательным действиям – 4.
  3. Ошибки и их коррекция в процессе обучения двигательным действиям – 5.
  4. Основной путь исправления ошибки – 6.
  5. Методические рекомендации для исправления ошибок – 8
  6. Возможные ошибки, причины возникновения и пути устранения – 9.
  7. Упражнения, используемые для обучения и устранения ошибок – 11
  8. Развитие физических качеств, необходимых для обучения метанию мяча, а также, при необходимости, для устранения тех или иных ошибок в метании – 14
  9. Выводы – 24
  10. Список литературы – 25

Пояснительная записка

  К наиболее обобщённым показателям обученности учащихся относятся: выполнение двигательного действия в рамках допустимых (но не максимальных с позиций спортивной техники, т. е. не искажающих сущность движений) требований к пространственным, временным, динамическим и ритмическим характеристикам; отсутствие ненужных дополнительных элементов движения; исключение излишнего напряжения и скованности при выполнении движений. Практика показывает, что при любых методах и методиках обучения избежать ошибок в технике выполнения, прежде всего сложных двигательных действий, не удаётся. Трудно предполагать, что освоение двигательных действий (на уровне навыка) возможно после первой попытки его выполнения и без ошибок. Количество ошибок и их уровень определяют успешность процесса обучения двигательным действиям.

Условно говоря, процесс обучения можно определить как процесс борьбы с ошибками обучаемых в осваиваемых двигательных действиях. Поэтому представление о возможных ошибках, причинах их появления и возможностях их устранения является необходимой предпосылкой эффективности обучающей деятельности.

В этой работе попробую выявить основные ошибки, возникающие в процессе метания мяча и найти способы их устранения.

 

 Теоретические аспекты деятельности обучения двигательным действиям

  Усвоение учебного материала по предмету «Физическая культура» зависит от влияния базовых факторов: особенностей учащихся (возрастных, индивидуальных), особенностей содержания информации (объёма, сложности, личной значимости), особенностей профессиональной деятельности учителя. Успешность обучения определяется наличием предпосылок, необходимых и достаточных для образовательной деятельности в процессе физического воспитания. Такие предпосылки создаются: а) на основе наличия готовности учителя; б) на основе наличия готовности обучаемого; в) условий, в которых будет осуществляться обучение.
      
Готовность учителя – это, прежде всего, профессиональная готовность. Это, на мой взгляд, личностное образование на основе потребностей и способностей специалиста. Исходя из потребностей образовательного процесса в связи с обучением двигательным действиям, из множества знаний специалиста решающее значение приобретают прикладные и предметные знания. Прикладные знания — это знания педагогики, анатомии, физиологии, психологии. Предметные знания — это знания, непосредственно определяющие содержание и организацию процесса физического воспитания (теория и методика физического воспитания, биомеханика, теория и методика видов спорта). Применительно к педагогической и физкультурной профессиональной деятельности  выделяются способы деятельности по функциям управления: организации, проектирования, регулирования, контроля и учёта. Предлагаемая дифференцировка способов профессиональной деятельности позволяет выделить не только их базовый состав, но и (в условиях их различных сочетаний) предполагаемое разнообразие этого состава.
      
Готовность обучаемых. Она характеризуется предпосылками: физической подготовленностью, двигательным опытом обучаемых, психологической готовностью, теоретической подготовленностью.
      
1-я предпосылка – физическая подготовленность обучаемого. Решение двигательной задачи требует от обучаемого определённого уровня развития физических качеств. Научиться быстро бегать или играть в баскетбол без утомления, выполнять упражнения на гимнастических снарядах, лазать по канату, метать мяч на дальность можно только при условии наличия достаточного для этого уровня развития двигательных качеств — быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости. Вот почему перед началом обучения важно выявить меру физической подготовленности занимающихся. В случае её недостаточности приступать к обучению конкретному двигательному действию нецелесообразно. Очевидно, что вначале следует «подтянуть» уровень физической подготовленности, т. е. добиться необходимого уровня развития подвижности. Иногда для этого требуется не один урок. Так, для освоения подъёма переворотом силой на перекладине предварительная физическая подготовка может осуществляться в течение целой четверти, а иногда и более.
      
2-я предпосылка – двигательный опыт обучаемых. Он определяется объёмом двигательных действий, которыми владеет обучаемый, а также качеством их усвоения и реализации. Быстрота овладения двигательным действием зависит от быстроты формирования его ориентировочной основы. Чем богаче двигательный опыт, тем больше вероятность формирования представлений о новом двигательном действии, необходимом для его освоения. При недостаточном двигательном опыте обучаемого (по отношению к сложным двигательным действиям) обучение затруднено, и преподаватель должен использовать расчленённый способ и облегчённые условия его выполнения — подводящие упражнения, помощь, замедление, ориентиры и т. п. Такие случаи следует предполагать на основе анализа двигательного опыта обучаемых по отношению к особенностям структуры двигательного действия, намеченного к изучению.
      
3-я предпосылка — психологическая готовность. Её ядро — мотивация учебной деятельности. Обучение будет успешным только в том случае, когда достижение желаемого результата станет доминирующим мотивом учебной деятельности. Необходимая мотивация формируется при активном участии педагога. Учитель должен определить структуру интереса обучаемых — негативного, положительного, индифферентного (равнодушного), вариативного. В организации обучения, прежде всего, следует определить причины негативного отношения учащихся и создать педагогические условия их устранения. Учитель должен не только стимулировать положительные мотивы учебной деятельности, но и заботиться о ликвидации отрицательных. Это достигается, прежде всего, продуманной организацией учебно-воспитательного процесса, постоянной системой требований, оправданной строгостью к обучаемым.
      
4-я предпосылка — теоретическая подготовленность. Она определяется уровнем информационного обеспечения обучаемых для ответа на вопросы процессуального (в связи с процессом физического воспитания) самоопределения: что будем изучать, для чего это изучается, какова система занятий в связи с обучением данному двигательному действию, в чём состоит его сущность, каковы требования к результату обучения, какова связь вновь изучаемого двигательного действия с ранее изученными и предполагаемыми для изучения двигательными действиями.
      
 

        Ошибки и их коррекция в процессе обучения двигательным действия      

   Есть несколько классификаций типов ошибок. Наибольшее распространение в практике физического воспитания получила классификация, согласно которой выделяют ошибки локальные (в отдельных элементах двигательного действия) и комплексные (в нескольких элементах двигательного действия), неавтоматизированные (незакреплённые) и автоматизированные (закреплённые), существенные (грубые) и незначительные (мелкие), типичные и нетипичные, общие (характерные для большинства) и индивидуальные. Выявление типа ошибки у обучаемых имеет принципиальное значение в организационно-содержательном обеспечении процесса физического воспитания, так как определяет приоритеты целей деятельности обучения, приоритеты выбора средств и форм организации.
      К наиболее
типичным причинам появления ошибок следует отнести следующие:
      1. Недостаточное понимание учеником сущности двигательного действия. Устраняется повторным объяснением, повторной демонстрацией, активизацией учеников в осмыслении задания.
      2. Недостаточный уровень развития физических способностей (силы, быстроты, гибкости, ловкости). Устраняется или предупреждается направленным их развитием.
      3. Психологический настрой (самоустановки на опасность, сложность, невыполнимость), который вызывает чрезмерное напряжение и ограничивает точность и амплитуду движений. Устраняется убеждением, оказанием помощи, надёжностью страховки, облегчением условий выполнения двигательного действия.
      4. Недостаточный уровень самоконтроля в процессе выполнения двигательных действий. Устраняется использованием методов активизации восприятия и мыслительной деятельности в процессе выполнения двигательного действия (как самим учеником, так и другими), а также использованием разметок, ограничений, ориентиров.
      5. Отсутствие со стороны учителя учёта взаимодействия биомеханических особенностей двигательных действий, находящихся в отрицательном переносе. Устраняется изменением последовательности изучения двигательных действий как на отдельном занятии, так и в системе уроков.
      6. Утомление учащихся. Сигналом является ухудшение качества выполнения движений. Устраняется за счёт предоставления пауз отдыха, переключения на другие виды образовательной деятельности, выполнения упражнений активного отдыха.
      7. Несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования врачебным, гигиеническим требованиям и требованиям теории и методики физического воспитания. Устраняется приведением в соответствие указанным требованиям.
                             

                                    Пути исправления ошибок

 Основной путь исправления ошибки — указание на неё обучаемому, показ неправильного и правильного исполнения, затем — повторные попытки овладеть правильным способом. Есть и другой путь: применение так называемых корригирующих упражнений. Один из видов таких упражнений — контрастные упражнения. Например, лыжник-новичок идёт попеременным ходом на прямых ногах. Затем, в качестве контрастного корригирующего упражнения, ему предлагается движение на чрезмерно согнутых ногах. Такое утрированное контрдействие очень эффективно.


      Ошибки при выполнении физических упражнений возникают вследствие четырёх групп причин:
      1) биомеханических;
      2) физиологических;
      3) психолого-педагогических;
      4) условий среды действия (А. А. Тер-Ованесян).
      К
группе причин ошибок в движениях, имеющих биомеханическое основание, относятся следующие:
      1. Реактивные (отражённые) силы, возникающие вследствие многозвенности человеческого тела и на первых этапах обучения сбивающие движения. Они мешают достижению двигательной цели. В последующем, по мере освоения техники физических упражнений, возникающие реактивные силы используются двигательным аппаратом человека для решения поставленных двигательных задач.
      2. Последействие неправильного выполнения предыдущих подсистем движений. Ранее допущенные незначительные неточности в последующих фазах и частях упражнения могут привести к грубым ошибкам.
      3. Недостаточное количество объективных показателей результатов движений. В отличие от трудовых действий после выполнения физических упражнений в большинстве случаев не остаётся никаких следов, по которым можно судить о качестве этих движений. Например, при обучении письму ученик может сравнивать написанную им букву с буквой, имеющейся в книге или написанной преподавателем. Результат же бега, гимнастического упражнения и некоторых других физических упражнений проявляется лишь в улучшении физического развития и физической подготовленности, укреплении здоровья и др. Непосредственно после выполнения физических упражнений в ряде случаев не остается следов (кроме утомления), которые могли бы увидеть и оценить преподаватель и занимающийся.
      4. Несоблюдение оптимального ритма движений.
      К
группе причин ошибок в движениях, имеющих физиологическое основание, относятся следующие:
      1. Иррадиация возбудительных и тормозных процессов, возникающих в центральной нервной системе, ведущая к напряжению и расслаблению тех групп мышц, участие которых (так же как и возникновение реактивных сил) мешает решить поставленную двигательную задачу.
      2. Смутность, быстротечность возникающих физических ощущений.
      3. Отрицательное влияние прежнего двигательного опыта на освоение новых движений вследствие отрицательного переноса двигательных навыков.
      4. Утомление, плохое состояние, болезнь ученика.
      К группе
причин ошибок, имеющих психолого-педагогическое основание, относятся:
      1. Недостаточное развитие необходимых двигательных качеств.
      2. Непонимание сущности изучаемых движений, ложное представление об их структуре.
      3. Психические факторы (страх, неуверенность, нерешительность, отсутствие интереса).
      4. Излишнее напряжение мышц.
      К
группе неблагоприятных условий среды, вызывающих ошибки в движениях, относятся:
      1. Несоответствие мест занятий возможностям выполнения двигательных действий.
      2. Несоответствие инвентаря, оборудования, экипировки содержанию изучаемого двигательного действия.
      3. Метеорологические и климатические условия.


      Для установления неточностей движений, которые сказываются на результатах выполнения физических упражнений, используются наблюдение, регистрация характеристик движений. Наиболее распространено в практике физического воспитания наблюдение как самый доступный и достаточно информативный способ оценивания результата обучения двигательному действию. В процессе наблюдения преподаватель сравнивает свои зрительные восприятия с тем идеальным образцом техники физических упражнений, который запечатлён в его сознании, и на основании этого судит о качестве движений ученика. Недостатком наблюдения является субъективизм восприятия и образца представлений. Наблюдение даёт положительные результаты при условии глубокого знания преподавателем техники изучаемого движения и умения оценивать.
      Преподаватель не всегда должен предупреждать ученика о своих намерениях. Неожиданные для ученика и достаточно продолжительные наблюдения дают лучшие результаты, чем одноразовый просмотр действий занимающегося, который предупреждён об этом. В процессе наблюдения за учеником, как указывалось, важно найти соответствующее расстояние и угол просмотра. Определив допускаемые неточности движений, необходимо установить причины, которые вызвали их, и найти главную из них. Таким образом,
путь исправления ошибок в выполнении физических упражнений состоит в том, чтобы сначала определить неточности движений, затем установить их причину и, наконец, найти средства и методы их устранения с учётом предмета обучения и особенностей занимающегося.
      Для выявления ошибок учащихся преподаватель должен проводить регистрацию характеристик движений. Сложность выявления причин ошибок в движениях состоит в том, что одну и ту же погрешность могут вызвать различные причины. Каждая из обнаруженных причин ошибок в движениях диктует выбор соответствующего средства её устранения. Если причиной допущенной неточности является непонимание сущности изучаемого движения, неверное представление о нём, то средствами исправления могут быть повторное объяснение, показ движений, наблюдение за лучшими исполнителями и др. Если причина недостатков в утомлении занимающегося, то средства её устранения — увеличение времени отдыха, возбуждение интереса к предмету занятия, изменение характера выполняемых упражнений и т. д.
   

            Методические рекомендации для исправления ошибок

 в выполнении физических упражнений, кроме указанных выше, сводятся к изложенным ниже положениям.
      1. Прежде всего исправлять те ошибки, которые могут привести к травмам, а также те, которые в наибольшей мере сказываются на эффективности движений, т. е. главные (основные) ошибки.
      2. Повышать интерес к предмету обучения, проводимым занятиям всеми педагогически оправданными средствами.
      3. Делать замечания персонально. Общие замечания преподавателя, фиксирующего ошибки всех занимающихся, менее эффективны.
      4. Избегать беспрерывных замечаний, которые подчёркивают только одни недостатки и тем самым подавляют веру занимающегося в свои возможности. Даже при допущении грубых ошибок следует вначале подчеркнуть положительные стороны в выполнении упражнения и лишь после этого разъяснить, в чем состояла ошибка и как её исправить.
      5. В случае систематического повторения ошибок из-за трудностей, возникающих в улавливании необходимых кинестезических ощущений, следует применять
метод контрастных заданий. Он состоит в том, что обучающемуся предлагается занять положение или выполнить движение с ошибкой, противоположной допускаемой.

      6. При обучении сложно-координированным движениям на допущенные ошибки следует указывать после выполнения всего упражнения. В циклических видах спорта ошибки, допускаемые учеником, нужно исправлять и в процессе самого движения. Элементарные ошибки можно исправлять таким образом и в ациклических упражнениях.
      7. Повторять движения до первых признаков утомления, снижения внимания. После 5–6-минутного перерыва, во время которого выполняется несколько ранее хорошо выученных или простых по координации движений, следует возвратиться к основному предмету обучения. На протяжении занятия это можно делать несколько раз. Исправление заученных ошибок, переделка освоенной техники упражнений требуют больших затрат времени и упорства по сравнению с «правильным» (без ошибок) обучением. Поэтому детей необходимо с самого начала обучать наиболее рациональной технике упражнений.


      К
закреплению первоначально изученных движений можно приступать после того, как они в достаточной степени осмыслены, выработана схема движения и усвоен допустимый ритм и темп. Закрепление способа двигательной деятельности проводится путём многократного повторения упражнения. Желательно менять условия выполнения способа двигательной деятельности, постепенно усложняя их. Для прочного усвоения важно, чтобы количество одновременно изучаемых движений не было слишком большим. Полезно между обучением двум каким-либо различным способам движения делать достаточный перерыв, чтобы первый как следует отложился в памяти и не возникло какой-либо путаницы со следующим. Что значит научить метать?

      Метания содействуют общему физическому развитию учащихся всех возрастных групп. Но не все виды метаний можно в равной мере применять при обучении детей.
      Необходимо научить владеть метаемым снарядом, т. е. правильно использовать свои усилия в зависимости от особенностей метаемого снаряда. Прежде всего учеников надо научить выполнять заключительное усилие при метании свободно и быстро. Совершенствование умения владеть снарядом при бросании продолжается во всё время обучения в школе. Метания мяча на дальность необходимо проводить с места и с разбега.
      При метании мяча можно устраивать соревнования на дальность отскока мяча от стены, заранее определив условия соревнований.
      Обучая метанию мяча, надо научить учащихся правильно его держать, бросать с места — стоя грудью к направлению броска (с замахом сверху), стоя боком к направлению броска (с замахом снизу), бросать с двух шагов с замахом снизу. С первых же бросков необходимо обратить внимание учеников на хлёстообразное движение кисти в момент броска.

Одна из основных задач подготовительного периода — развитие специальной «взрывной» силы. Сочетание бросковых упражнений с силовыми является основным средством решения этой задачи. Исследования дают основание заключить, что достижения в метаниях зависят, по меньшей мере, от двух факторов: от степени владения двигательным навыком, в котором главное — умение использовать биомеханические преимущества хлестообразного броска, и от уровня развития скоростно-силовых качеств.

Возможные ошибки, причины возникновения и пути устранения.

     Метание с места

  1. В и. п. стопы расположены на одной линии. Это не даёт устойчивого положения тела в финальной части броска.

Причина - дети привыкли ставить ноги таким образом.

    Средства для устранения - начертить мелом линию на полу и поставить стопы учащегося так, чтобы большой палец левой стопы был на одной линии с пяткой правой стопы. Выполнить с учащимися метание мяча из различных и.п.: из основной стойки, из положения стоя на коленях, из положения лежа на животе, т.о. предоставить учащимся возможность выявить самый эффективный способ метания, устранить ошибку.

2.Рука с мячом опущена ниже линии плеч и согнута в локтевом суставе. Это ведёт к тому, что не будет далёкого броска и возможно получение травмы локтевого сустава.

Причина - недостаточно укреплен плечевой пояс учащегося. Непривычное положение рук.

Средства для устранения - использовать упражнения для укрепления плечевого пояса. Следить за положением руки в и. п.

3.Левая рука опущена вниз во время выполнения броска. Это ведёт к «раскручиванию» плеч и мяч будет улетать из сектора метания влево.

Причина - рассеянное внимание учащихся, больше внимания обращают на руку с мячом.

Средства для устранения - обращать внимание учащихся на положение левой руки словами: «Покажи левой рукой куда будешь метать».

4.Подбородок опущен и взгляд направлен вниз. Это не даёт возможность контролировать угол вылета снаряда.

Причина - ученики смотрят под ноги, боясь потерять равновесие при выполнении броска.

Средства для устранения - подбородок направить вверх, взгляд направить в точку метания. При таком положении подбородка мяч полетит по нужной траектории.

5.При отклонении туловища перед финальным усилием ломается линия: левая нога – туловище. Метание будет осуществляться только  рукой, исключая нижние звенья туловища.

Причина - движение сложное по координации выполнения.

Средства для устранения - использовать больше имитаций упражнений на месте. Заострить внимание на правильном положении туловища при показе упражнения.

6.Не выполняется «захват» снаряда, следовательно, не будет выполнено положение «натянутого лука», не будет резкого броска.

Причина - нет вращения на правой стопе коленом внутрь. Не разворачивают плечи вперёд, оставляя правую руку далеко сзади. Преждевременно переносят вес тела на левую ногу.

Средства для устранения - использовать имитацию вращения на стопе коленом внутрь. Помочь ученику правильно выполнить это движение медленно, взяв его за правую кисть. А своей левой рукой помочь развернуть плечи, уперевшись ей под правую лопатку.

7.Выполняют бросок, не разворачивая плечи. Пропускают «захват» снаряда и не выполняют положение «натянутого лука». Как следствие - нет далёкого броска.

Причина - не выполняют «захват» снаряда.

Средства для устранения - учитель должен помочь почувствовать ученику правильное движение плеч и ног при выполнении «захвата» снаряда.

8.Рука медленно работает при выполнении самого броска. Нет хлёсткого движения рукой.

Причина - учитель должен помочь почувствовать ученику правильное движение плеч и ног при выполнении «захвата» снаряда.

Средства для устранения - Объяснить, что такое «хлёст», используя образные выражения и сравнения, понятные детям («кнут», верёвка, «хлестнуть»).

Использовать больше подвижных игр с элементами броска. Использовать упражнения для развития «хлёста» (метание на дальность теннисного шарика, или спички).

9.При выполнении финального усилия сгибают левую ногу в коленном суставе.

 Бросок уходит вниз, нет хорошего положения «натянутого лука», выключаются нижние звенья туловища, дальность броска существенно снижается.

Причина - торопятся выполнить бросок, не выдерживают нужную последовательность работы звеньев в метании.

Недостаточно укреплены мышцы ног.

Средства для устранения - медленно выполнять имитацию броска с места, обращая внимание на то, что левая нога должна быть выпрямлена в коленном суставе до конца броска и выполнять функцию жёсткой опоры.

Использовать упражнения для укрепления мышц ног (много прыжковой работы).

 Метание с двух шагов .

10. Из и.п., выполняя шаги, разворачивают туловище в направлении броска.

При таком положении туловища,      нет «захвата» снаряда и уменьшается длина рычага, следовательно, и путь, пройденный снарядом.

Причина - недостаточно укреплены мышцы ног.

Координационно сложное выполнение.

Недостаточно укреплены мышцы спины, брюшного пресса, косые мышцы живота.

Средства для устранения - укреплять мышцы ног («пистолеты», приседания,  выпрыгивания из приседа).

Использовать имитации выполнения броска с одного шага.

         Метание с разбега

11.Шаги перед скрестным выполняют прыжком.

Плечи «уходят» вперёд и нет положения «натянутого лука», нет далёкого броска.

Причина - сложное по координации выполнения упражнение.

Средства для устранения - учить ритму выполнения шагов, используя различные методы, в том числе и звуковые (удары в ладоши в нужном ритме).

12.Нет опережения плеч ногами после выполнения скрестного шага.

Причина - не достаточно активно выполняется скрестный шаг.

Скрестный шаг выполняется шагом, а не прыжком.

Не соблюдается правильный ритм бросковых шагов.

Средства для устранения - учить выполнению скрестного шага используя гимнастическую скамейку (из и.п. стоя левым боком к скамейке толчком левой ногой запрыгнуть на скамейку правой стопой, вынося правую ногу согнутую в коленном суставе скрестно левой ноге).

Использовать имитацию выполнения скрестного шага (и.п. – стоя, левая нога впереди, грудью в направлении броска. Правая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперёд с одновременным поворотом туловища вправо, после вынесенная вперёд нога, возвращается в и.п.

Учить ритму бросковых шагов (первый шаг спокойный, а второй и третий выполняются с нарастанием скорости).

13.Могут возникнуть любые из приведённых выше ошибок в метании с места, так как после выполнения бросковых шагов ученик приходит в и.п. для метания с места боком.

 Упражнения, используемые для обучения и устранения ошибок в держании и выбрасывании снаряда.

  • ноги на ширине плеч, вес тела преимущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опущена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрямлением руки вперед-вверх (без перерыва 8-10раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сторону, назад и до исходного положения;
  • из того же исходного положения бросить малый мяч в пол и поймать его после отскока;
  • то же, но метание малого мяча в стену, а затем в мишень с расстояния 3-5м;
  • стоя лицом, а потом боком в сторону метания, левая нога ставится впереди.. Бросок мяча или гранаты за счёт хлестообразного движения руки

     Цель этих упражнений – овладеть движением руки хлестообразным рывком, научиться расслаблять мышцы руки, точно проносить её над плечом и последовательно выпрямлять вперед-вверх в направлении броска.

 Упражнения, используемые для обучения и устранения ошибок в метании мяча с места.* имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут, закрепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;

  • метание малого мяча (набивного мяча) в стенку из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
  • стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решётку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;
  • метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.

Упражнения, используемые для обучения и устранения ошибок в метании мяча с бросковых шагов.

              *    метание  мяча с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;

  • имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела – на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5-3 стоп от правой, а левая рука – перед грудью. Сделать легкий скачок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
  • выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую ногу поставить в положение шага и выполнить бросок  мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
  • метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположена на расстоянии 10-12м от линии броска.

  Упражнения, используемые для обучения и устранения ошибок в технике выполнения разбега и отведения мяча.

     Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и способов отведения бросковых шагов и способов отведения снаряда.

        Метание с 4 бросковых шагов с отведением  мяча на 2 шага способом «прямо-назад»;

        Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед-вниз-назад»;

        Метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед-вниз-назад»;

Упражнения, используемые для обучения и устранения ошибок в технике метания мяча с полного разбега.

     *Из исходного положения, стоя лицом по направлению метания, левая нога находится впереди, снаряд – над плечом, производятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением  мяча;

  • То же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • То же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение и ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая внимание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

      Перечисленные упражнения выполняются с 6-8 шагов разбега, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений.

 Совершенствование техники метания  мяча.

Для совершенствования техники метания мяча необходимо ознакомить занимающихся с различными вариантами техники. Рост результатов в метании этих снарядов зависит не только от совершенствования техники, но и от развития физических качеств, в первую очередь от укрепления связок локтевого и плечевого суставов.

 

  Развитие физических качеств, необходимых для обучения метанию мяча, а также, при необходимости, для устранения тех или иных ошибок в метании.

1. Развитие координации:

1.1 - Бег с изменяющимся направлением во время передвижения (по 20 метров):

а) бег змейкой;

б) бег с продвижением спиной;

в) бег с продвижением левым боком;

г) бег с продвижением правым боком;

д) бег по диагонали;

е) бег по кривой (обегая кубики).

1.2 -  Бег по ограниченной опоре (от 15 –20 метров):

а) бег по скамейке;

б) бег строго по начерченной дорожке;

в) бег по кривой;

г) бег по кочкам;

д) бег по прямой линии;

е) бег по скамейке с мешочками.

1.3 -  Пробегание коротких отрезков из разных исходных положений (от 15 – 20 метров):

а) И.п. – о.с., руки за голову;

б) И.п. – о.с., руки за спиной;

в) И.п. – в упоре присев спиной, руки за голову;

г) И.п. – выпад правой, руки за спиной;

д) И.п. – правым боком вперёд, руки на пояс;

е) И.п. – левым боком вперёд, руки на пояс;

ё) выполнение высокого старта;

ж) выполнение низкого старта.

1.4. -  Прыжки через скакалку на месте на одной (10 – 20 раз):

а) в кругу;

б) в квадрате;

в) со сменой ног;

г) с поворотом;

д) не сгибая колен;

е) количество раз;

ё) чередуя скрестными руками;

1.5 -  Прыжки через скакалку на месте двумя ногами (15 –20 раз):

а) прыжки на двух с чередованием рук (прямо, скрестно);

б) с поворотом на 90;

в) с поворотом на 180;

г) несгибая колен;

д) прыжки в парах;

е) прыжки через длинную скакалку;

ё) прыжки с изменением темпа.

1.6 -  Прыжки через скакалку на месте поочерёдно на правой и левой ноге (для 1-2 класса 15-20 раз; 3-4 класса 20-30 раз):

а) с высоким подниманием бедра;

б) с продвижением вперёд;

в) поочерёдной сменой ног (скрестный);

г) с подскоками;

д) прыжки с продвижением вперёд с изменением темпа.

2. Развитие быстроты:

2.1 -  Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с низкого старта (от 15 – 20 метров):

а) бег с неполным подниманием бедра;

б) бег с высоким подниманием бедра;

в) бег с захлёстыванием голени;

г) бег на прямых ногах;

2.2 - Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта (от 15 – 20 метров):

а) перекат с ноги на ногу;

б) бег с неполным подниманием бедра;

в) бег с высоким подниманием бедра;

г) бег с захлёстыванием голени;

д) бег на прямых ногах;

е) многоскок;

ё) семенящий бег.

2.3 -  «Челночный бег»(3*10):

а) с перенесением мячей (резиновых);

б) с кубиками деревянными (на технику);

в) с обеганием мячей;

г) с касанием линий;

д) с кубиком на время.

2.4 - Бег с «горки» в максимальном темпе (до 30 метров):

а) под команду с высокого старта;

б) под команду с низкого старта;

в) под команду в парах;

г) бег за впереди катившемся мячом;

д) бег за впереди бегущем.

2.5 -  Ускорения из разных положений (по 10 – 15 метров);

а) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки за голову;

б) И.п. – сидя спиной, руки за голову;

в) И.п. – сидя, ноги скрестив, руки за спину;

г) И.п. – упор присев;

д) И.п. – упор присев спиной;

е) И.п. – упор лёжа.

2.6. -  Броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе (от 5 – 10 раз);

а) метание мяча в цель;

б) метание в ориентир расположенный на высоте (от 2 – 4 метров);

в) метание на расстояние (от 4 – 15 метров);

г) метание на дальность по коридору шириной до 10 метров;

д) метание мяча с шага;

е) метание мяча с разбега.

2.7 -  Броски в стенку и ловля теннисного мяча из разных исходных положений (по 5 – 7 раз):

а) И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука назад (с мячом);

б) И.п. – то же, левая рука назад;

в) И.п. – правая нога вперёд, левая рука назад (с мячом);

г) И.п. – левая нога вперёд, правая рука назад.

2.8 -  Броски в стенку и ловля теннисного мяча с поворотом (5 –7 раз):

а) с поворотом направо, на 45;

б) с поворотом налево, на 45;

в) с поворотом направо, на 90;

г) с поворотом налево, на 90;

д) с поворотом направо, на 180;

е) с поворотом налево, на 180.

3. Развитие силовых способностей

4.1 -  Повторное выполнение «многоскоков»:

а) многоскоки с ноги на ногу

б) многоскоки с высокого старта (по 20 метров)

в) многоскок через шаг на правую ногу (20 метров)

  г) многоскок на левую ногу (20 метров)

  д) многоскок через три беговых шага на правую ногу (30 метров)

  е) многоскок через три беговых шага на левую ногу (30 метров)

ё) многоскок на время (20 –30 метров)

  4.2 -  Повторное преодоление препятствий (15-20см):

а) прыжки двумя ногами через кубики (скамейку)

   5 раз по 10 метров, интервал отдыха 20 метров ходьбы

  б) прыжки на правой ноге через кубики

  5раз по 10 метров, интервал отдыха 20 метров ходьбы

в) прыжки на левой ноге через кубики

  5 раз по 10 метров, интервал отдыха 20 метров ходьбы

г) прыжки «лягушкой» двумя ногами через кубики

  5 раз по 10 метров, интервал отдыха 20 метров ходьбы

д) многоскок с ноги на ногу через кубики

   е) прыжки на прямых ногах через кубики

  5 раз по 10 метров, интервал отдыха 20 метров

  4.3 -  Передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе:

а) мяч перед грудью, бросок мяча от груди с продвижением вперёд (в парах)

б) бросок двумя руками снизу вперёд (в парах)

в) бросок двумя руками из-за головы (в парах)

г) бросок двумя руками через голову назад (в парах)

д) передача мяча партнёру справа налево и в обратном направлении

4.4 -  Передача набивного мяча (1кг) по кругу:

а) бросок мяча от груди двумя руками

б) двумя руками из-за головы

  в) с вращением корпуса вправо, бросок мяча вперёд

  г) с вращением корпуса налево, бросок мяча вперёд

4.5 -  Передача набивного мяча(1 кг) из разных исходных положений:

а) И.п. – лёжа на животе, передача мяча от груди

б) И.п. -  лёжа на животе, передача из-за головы

в) И.п. – лёжа на спине, передача мяча от груди, с подниманием туловища

  г) И.п. – лёжа на спине, передача мяча из-за головы, с подниманием туловища

4.6 -  Метание набивных мячей (1-2 кг) одной:

а) бросок мяча правой рукой от плеча

б) бросок мяча левой рукой от плеча

в) бросок мяча правой рукой от плеча с шага

  г) бросок мяча от плеча левой рукой с шага

  д) бросок мяча от плеча  правой рукой с трёх скрестных шагов

  е) бросок мяча от плеча левой рукой с трёх скрестных шагов

4.7 –Броски набивного мяча двумя руками из разных исходных положений и разными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди):

а) И.п. – ноги  ширине плеч, мяч перед грудью. Бросок мяча от груди вперёд. -  

б) И.п. – ноги шире плеч, наклон вперёд мяч между ног. Бросок мяча двумя руками через голову назад

в) И.п. – ноги на ширине плеч, мяч внизу прижат к бедру. Активным движением бедра вытолкнуть мяч

г) И.п. – партнёры стоят друг к другу спиной на расстоянии 0,5 м, один из них держит мяч. Передача мяча партнёру справа налево и в обратном направлении

  д) И.п. – ноги на ширине плеч, корпус наклонить, мяч внизу между ног. Выпрямляясь бросить мяч снизу вперёд.

  е) И.п. – полуприсед, ноги на ширине плеч, мяч внизу. Бросок мяча двумя руками через голову назад.

  4.8 -  Повторное выполнение беговых нагрузок «в горку»:

а) Многоскок

  б) В бегание с высокого старта

  в) Бег с высоким подниманием бедра

  г) Перекат на стопе

  д) Бег с низкого старта

  4.9 -  Прыжки в высоту на месте с касание рукой подвешенных ориентиров:

а) прыжки двумя ногами вверх с касанием подвешенного ориентира

б) прыжки на правой ноге с касанием ориентира

  в) прыжки на левой ноге вверх с касанием ориентира

4.10 -  Прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком):

а) прыжки с продвижением вперёд левым боком, с выталкиванием вверх касанием ориентира (10-15 метров, интервал отдыха 15-20 метров ходьбы)

б) прыжки с чередованием правым и левым боком (10- 15 метров, интервал отдыха 15-20 метров ходьбы)

в) прыжки боком с попаданием в ориентир начерченный (кочки)

4.11 -  Прыжки с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте:

а) прыжки в длину вверх  с касанием ориентиров (5-10 метров)

б) прыжки на правой ноге с касанием ориентиров (5-10 метров)

  в) прыжки на левой ноге с касанием ориентира (5-10 метров)

г) прыжки с разбега в высоту ножницами с касанием ног подвешенного ориентира

  д) прыжки в длину с места, с постоянным продвижением в перёд

   4.12 -  Прыжки по разметкам в полуприседе и приседе:

а) «лягушка» с продвижением вперёд (5-10 метров)

б)  «лягушка» с продвижением вверх (5-10 метров)

  в) «лягушка» с продвижением в «горку» (по лестнице) (5-10 метров)

г) «лягушка через обручи, прямо (5-10 метров)

  д) «лягушка» через обручи боком (5-10 метров)

  4.13 -  Напрыгивание и последующее спрыгивание с горки матов:

а) ступенчатое напрыгивание

б) многоскок с разной высотой

в) разножка на стопе

г) спрыгивание и запрыгивание на стопе

    4. Развитие гибкости.  

5.1гибкость позвоночника:

а) наклоны

б)вращения

г)мосты

5.2гибкость в тазобедренном суставе:

а)наклон вперед касаясь из различных стоек

б)тоже из положения сидя сзади

в)шпагат, полушпагат

г)упражнения конькобежца

д)упражнения на растяжку в парах

5.3гибкость плечевого пояса:

а)махи вперед, назад,

б)упражнения с гимнастической палкой,

в)упражнения с эспандером,

Г) упражнения на гимнастических снарядах.

5. Развитие ловкости.

а) мяч бросить вверх, поймать,

б) тоже левой рукой,

в) тоже правой рукой,

г) из левой в правую вокруг туловища,

д) тоже между ног восьмеркой,

е) броски в парах,

ж) бросить в стену, поймать,

з) тоже в парах с одним мячом,

и) тоже, но первый удар в пол,

к) тоже, но мяч касается пола от стены,

л) жонглирование мячом для настольного тенниса,

м) лапта,

н) регби с мячом для метания,

о) игра «10 передач» с мячом для метания.

                               Выводы. 

     Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

       Конечно, в поисках наиболее эффективных оздоровительных средств человек будет открывать для себя новые виды физической активности. И здесь стоит задача в определении наиболее интересных и эффективных занятий. А это уже ведет к возникновению мотивов, побуждающих заниматься физической культурой и спортом. Чем раньше приобщается человек к регулярным занятиям, тем усиленнее будет результат, тем легче овладеете двигательными навыками и умениями и регулярные тренировки с целью поддержания здоровья станут жизненной необходимостью.

    Полезнее и эффективнее  то двигательное действие, которое выполнено правильно. Правильно  т.е. без существенных ошибок, не нарушая основ техники, желательно, чтобы исполнение было близкое к идеальному. Такое двигательное действие принесет пользу и спортивный результат. Правильно выполненное двигательное действие предполагает большую выполненную работу по подготовке нужных физических качеств, необходимых для выполнения данного двигательного действия.

 Метание - древнейший вид легкой атлетики, имевший большую популярность еще в Древней Греции. Метание естественно, имеет большую прикладность. С раннего детства дети метают камешки, снежки и т.д.  При обучении данный вид легкой атлетики легко мотивируется. Во время военных действий дальний и точный бросок гранаты может спасти жизнь. В экстремальной ситуации точное попадание в цель может обеспечить пропитание и т.п.

  Задача учителя физической культуры научить это делать правильно, эффективно. Надеюсь, что данная методическая разработка поможет в этом.

                                       Список литературы

1.       Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе: методические рекомендации для учителей. Выпуск 6: Легкая атлетика. Советский спорт. 2005г.

2.      Евсеев В.И. Коваль В.И, Сечкин В.Л. Организация и судейство соревнований по л/а. Москва. Советский спорт, 2004г.

3.      Матвеев А.П., Малыхин М.В. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура 1-4 классы. Москва. «Просвещение» 2002г.

4.      Матвеев А.П., Петрова Т.В. Физическая культура. Программы общеобразовательных учреждений 1-11 классы.  Москва. Дрофа.2002г.

5.      Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. Москва. Владос. 2004г.

6.      Рубакович В.Б. Организация двигательной активности в режиме здорового образа жизни. Новосибирск, 2004г.

7.      Никитушкин В.Г., Зеличенок В.Б., Чесноков А.В., Прокудин Б.Ф. Лёгкая атлетика. Бег на короткие дистанции: этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Программа. Москва. Советский спорт. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Формирование коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии"

Работа состоит из четырех глав. В первой главе кратко изложены теоретические основы компетентностного подхода, определены понятия «компетенция» и «компетентность», «коммуникативная компетентност...

методическая разработка "О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте"

Методическая разработка "О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте" рекомендована преподавателям (по классу специальность) школ искусств или музыкальных школ...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Методическая разработка по применению в образовательном процессе модульной технологии при изучении спецдисциплины «Организация и управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте»

       В методической разработке изложена  методика изучения  предмета,    определена технология организации и управления перевозочным процессом, те...

Методическая разработка "Технология личностно - ориентированного подхода в обучении"

Данная методическая разработка может быть полезна начинающему учителю, который знакомится с новыми образовательными технологиями. В ней раскрыта сущность личностно ориентированного подхода в образован...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...