Развитие двигательной активности учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6 класс)

Новичкова Ирина Петровна

Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт придавал двигательной активности человека величайшее значение и рассматривал ее как деятельность, обеспечивающую целостность развития личности: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, неразделенную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушает гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека». 1

Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании тела.

Цель - формирование необходимости оптимизации двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения этой цели я выделила важные задачи педагогической концепции:

- повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья;

- создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели;

- нормализация физического развития и физической подготовленности;

- снижение психоэмоционального напряжения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvig._aktiv.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности учащихся на уроках физической культуры

 и во внеурочной деятельности.

Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт придавал двигательной активности человека величайшее значение и рассматривал ее как деятельность, обеспечивающую целостность развития личности: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, неразделенную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушает гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека». 1

Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании тела.

Цель - формирование необходимости оптимизации двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения этой цели я выделила важные задачи педагогической концепции:

- повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья;

- создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели;

- нормализация физического развития и физической подготовленности;

- снижение психоэмоционального напряжения учащихся.

Развитие двигательной активности учащихся на уроках физической культуры и

во внеурочной деятельности.

Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре, владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма. Сегодня школьная физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в школе учат детей самоконтролю, самокритике, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.

Актуальность статьи. Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт придавал двигательной активности человека величайшее значение и рассматривал ее как деятельность, обеспечивающую целостность развития личности: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, неразделенную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушает гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека». 1

Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании тела.

Цель - формирование необходимости оптимизации двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения этой цели я выделила важные задачи педагогической концепции:

- повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья;

- создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели;

- нормализация физического развития и физической подготовленности;

- снижение психоэмоционального напряжения учащихся.

Технология опыта. Физическая активность учащихся в школе должна быть организованна при взаимодополняющем сочетании двух направлений:

  1. уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время («большие» формы занятий);
  2. «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

Основная ответственность за выполнение двигательной активности в школе ложится на урок физкультуры.

Важны все уроки, потому что на них обеспечивается формирование жизненно важных двигательных координаций.

К малым формам относятся: утренняя зарядка до учебных занятий, физкультминутки, физические упражнения на удлиненной перемене. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях. Во внеурочной форме ребенок может удовлетворить до 40% суточной потребности в двигательной активности.

Формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности:

-ежедневная утренняя зарядка;

-урок физической культуры (урок-игра, урок-соревнование, урок-турнир, интегрированный урок);

-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

-спортивные соревнования и праздники;

-занятия в спортивных секциях и кружках;

-самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Активное вовлечение учащихся в процесс совершенствования собственной физической природы способствует решению многих задач моей статьи. Работа над проблемой развития двигательной активности требует подбора наиболее эффективных методов для решения задач на уроках физкультуры и во внеурочное время. Научная обоснованность метода обеспечивает оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.

Основные методы обучения: словесный, наглядный, практический, фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, диагностика, тестирование.

На уроках физической культуры и во внеурочной деятельности я применяю соревновательные отношения и самостоятельные занятия физическими упражнениями   как средства организации свободного времени и культурного досуга.

      В своей работе опираюсь на следующую систему принципов:

Принцип посильности и индивидуальности

Подразумевает соответствие физических нагрузок возможностям человека, в связи с чем у каждого у каждого занимающегося  должна быть своя индивидуальная программа занятий

- Принцип оптимальных физических нагрузок

Необходим для получения тренировочного эффекта и повышения возможностей организма. Тренировка должна проходить в пределах возможности человека, но не приводить к переутомлению.

-  Принцип постепенности

Предполагает последовательное увеличение нагрузок как во время одной тренировки, так и от каждой предыдущей тренировки к последующей.

 -  Принцип систематичности и регулярности

Позволяет поддерживать и совершенствовать достигнутый уровень тренированности. Для повышения уровня здоровья следует заниматься не менее трех раз в неделю.

-  Принцип всесторонней направленности

Подразумевает включать в тренировку упражнений направленных на развитие всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости и гибкости)

На осн        ове требований государственного образовательного стандарта в настоящее время активно использую компетентностный, личностно - ориентированный и деятельностный подходы, что помогает в формировании осознанной потребности физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Зная особенности физического и психического развития детей, строю занятия физической культурой на основе индивидуализации и дифференциации обучения.

Учитывая возрастные особенности, предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляю возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. Мною составлены комплексы физических упражнений для учащихся с учетом уровня их физического развития. Физические нагрузки дифференцирую по половому, психологическому и физиологическому признакам.

В настоящее время в школьной программе по физической культуре произошли значительные изменения. Введение в программу третьего часа физкультуры позволило ввести увеличить количество часов на все разделы учебной программы, что положительным образом отразилось на двигательный активности и укреплении здоровья учащихся.

Чтобы разнообразить уроки гимнастики, я стала проводить разминку под музыку и постепенно переходить к элементам ритмической гимнастики.

Анализируя свой опыт в развитии двигательной активности учащихся, я пришла к такому мнению: необходимо как можно раньше начинать активные занятия физической культурой и спортом.  Чем раньше дети начинают заниматься, тем больше шансов достичь хороших результатов не только в определенных видах спорта, но и повысить свою общефизическую подготовку.

Таким образом, моя педагогическая концепция помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть общей цели – оптимизации двигательной активности, воспитания физически развитой личности, стремящейся к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....

«Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств учащегося на уроке физической культуры».

Для сохранения и укрепления здоровья детей, для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывае...

Методическая разработка на тему"Развитие двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания"

Обзор литературы по теме иследования.Активность учащихся на уроке физической культуры.Развитие интереса к занятиям физической культуры  через сочетания игрового и соревновательного метода.П...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Данная  статья  отражает  опыт работы  учителя русского языка  и  литературы по развитию  творческих  способностей  учащихся  через  внеклассную...

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...