Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7 класс)

Петров Александр Георгиевич

Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrov_a.g.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:


Среди массовых видов спорта, на мой взгляд, пожалуй, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.        

Основными направлениями здоровье сберегающих технологий в образовательной деятельности по обучению учащихся плаванию являются:

- общефизическая подготовка на суше;

- обучение и совершенствование техники плавания;

- медико-педагогический контроль;

- оздоровительно-профилактический комплекс:

- восстановительный массаж;

- дыхательная гимнастика;

- занятия фридайвингом;

- работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

- соревнования по плаванию;

- сотрудничество с семьей;

- мониторинг результатов деятельности обучающихся.

Занятия по плаванию в образовательном учреждении решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи направленные на:

- охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни;                        

-  формирование   двигательных умений и навыков, формирование знаний о видах и способах плавания.

- воспитание нравственно-волевых качества: смелость, настойчивость, чувства собственного достоинства.

Для решения перечисленных задач в образовательном учреждении созданы определенные  условия. В бассейне выделено достаточно места для активного движения детей с учетом использования оборудования и пособий.

Имеются специализированные функциональные помещения: медицинский кабинет,  физкультурный зал с тренажерами и шведской стенкой.

Созданы санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности детей: комфортный температурный и световой режим.

Соблюдается режим проветривания, кварца и уборки помещений, правила личной гигиены детей. Созданы условия для реализации различных форм закаливания.        

Разработана система занятий по обучению детей плаванию.

Главная цель обучения плаванию в начальной школе - приобщение детей

Основной целью занятий в 5-7 классах является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. За время занятий школьники должны овладеть основами плавания  в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать. Плавание предъявляет высокие требования к координационным способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, чувству ритма.

Предлагаю детям опробовать множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать  «свой», соответствующий индивидуальным особенностям. Для этого при проведении занятий использую различные методы и приемы:

выполнение движений в соревновательной или игровой форме,

- выполнение упражнений в парах с поддержкой друг друга,

- облегчение (усложнение) условий выполнения упражнений,

- контрастные упражнения,

- вариативность при изучении движений,

- медленное плавание,

- последовательное выполнение движений, держась за неподвижную опору,

 демонстрация способов плавания и различных упражнений,

- показ фотографий, рисунков, плакатов и т.д.

С целью повышения мотивации обучающихся к плаванию:

- занятия строятся разнообразно и интересно с учетом биологического развития детей и подростков;

- разработан комплекс бесед для детей о закаливании, спасательных средствах, о мерах безопасности на воде, утоплении, спасании тонущих, оказании первой помощи при утоплении и т.д.;

- для лучшего усвоения темы используется наглядность;

- Проводится анкетирование по темам, связанным со здоровьем, например: «Как ты относишься к своему здоровью?» и т.д.

Практическое применение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, совершенствование инновационной деятельности в занятиях плаванием постоянно повышает качество образования на основе улучшения физического, социального и духовного здоровья обучающихся.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

В занятия по плаванию включаются следующие виды закаливания:

-  ножные ванны,

- плавание в бассейне,

- контрастный душ,

- обтирание тела влажным полотенцем,

- оздоровительный массаж,

- упражнения для формирования правильной осанки,

- занятия на массажных дорожках.

Системная работа по закаливанию обучающихся, основанная на  соблюдении принципов постепенности, систематичности, комплексности и учета индивидуальных особенностей позволяет добиваться сокращения простудных заболеваний среди учащихся 1-7 классов.

 

Заключение

Изучив теоретические основы использования здоровьеберегающих технологий в обучении плаванию детей, я сделал вывод о том, что  плавание является средством здоровьесбережения. Непосредственно образовательная деятельность и условия ее проведения позволяют использовать широкий круг здоровьесберегающих технологий, что будет способствовать  формированию здорового образа жизни,  расширению кругозора со школьных лет, поддержанию  интерес  к различным видам оздоровления.

Рекомендую применять следующие здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием: массаж  (самомассаж, взаимомассаж, точечный массаж),  тропинка здоровья – массаж биологически активных точек стопы,  упражнения релаксации и восстановления,  упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, упражнения на дыхание, комплексы аквааэробики, фигурное плавание,  которые направлены на развитие у детей плавательных умений,   расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма и творческого самовыражения детей. Разнообразие  средств, позволяет эффективнее решать поставленные задачи в обучении плаванию детей школьного возраста.

Именно здоровый образ жизни должен быть первейшей потребностью человека, поэтому важно, начиная с раннего детства, воспитывать у ребенка активное отношение к своему здоровью, понимание того, что это – величайшая ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности

Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. ...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...