«Личностно-ориентированный подход как средство ликвидации отставания физического развития посредством урочной и внеурочной деятельности».
материал по физкультуре

Мирошниченко Юрий Андреевич
Важная задача современности – формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности. Предметом обучения физической культуре является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Личностно-ориентированный подход как средство ликвидации отставания физического развития посредством урочной и внеурочной деятельности».

 

Постоянно занимаюсь самообразованием, апробирую современные педагогические технологии в рамках ФГОС, выбирая оптимальные варианты.

Важная задача современности – формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.

Предметом обучения физической культуре является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребности школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.

В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физический культуре в основной школе ориентируется на решение следующих задач:

в укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;

формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре, в своей работе акцентирую внимание на:

реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

в расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Физическое воспитание - совершенно особый предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность школьника. Различные формы физического воспитания способны не только открыть двигательные возможности, но и гармонировать личность, ни на одном предмете во всей программе общеобразовательной школы ученик не получает столько знаний, навыков и умений, нужные для жизни, как на уроке физической культуры.

В свой работе особое внимание уделяю:

-разнообразию уроков и внеклассных спортивно-массовых мероприятий;

- связи урочной и внеурочной деятельности;

- ориентации на интерес и разносторонность учащихся;

- педагогике сотрудничества (учитель+ученик);

- воспитанию осознанного отношения к своему здоровью.

Учебная работа проводится по комплексной программе («Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»- В. И. Лях, А. А. Зданичев. – М.: Просвещение, 2008) и включает в себя следующие разделы: уроки физического воспитания; физическая культура во внеурочное время; массовые спортивные мероприятия. Учебные уроки проводятся по следующим видам спорта:

- легкая атлетика,

- гимнастика (снарядная, атлетическая),

- лыжи,

- туризм,

- подвижные игры,

- спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол).

Игры являются наиболее эмоциональными массовыми видами спорта и характеризуются большим разнообразием двигательной переменной интенсивности, насыщены элементами бега и прыжков. Большая подвижность, необходимость быстро реагировать на новую ситуацию, возникающую во время игры, предъявляют к организму разносторонние требования, приводящие к увеличению силы и подвижности нервных процессов. Спортивные игры способствуют улучшению координационных способностей, к совершенствованию функций зрительного анализатора, усилению кровообращения, дыхания, развитию двигательного аппарата. При проведении уроков физической культуры одним из главных критериев является дифференцированный подход к учащимся, учет здоровья, физического развития и подготовленности, который определяется в начале и конце года при прохождении контрольных тестов на силу, выносливость, быстроту, скоростно-силовых качеств. С учетом выполнения этих нормативов, даю определенные рекомендации для развития навыков и умений как на уроках, так и самостоятельно. Большое распространение для устранения пробелов в физическом развитии учащихся получали комплексы домашних заданий. При хорошей организации уроков, внеклассной работы, функционировании секций, успеваемость и физическая подготовленность заметно повышается. Ведется систематический учет роста физических показателей учащихся, что позволяет индивидуально подходить к отстающим учащимся и направлять способных ребят на выбор определенного вида спорта.

Из современных методов проведения уроков для повышения качества знаний и умений у учащихся я использую следующие виды знаний:

- уроки-соревнования;

- уроки методом «крайстренинга»;

- уроки-походы;

- сюжетно-ролевые уроки;

- уроки с военно-прикладной направленностью;

- уроки с применением нестандартного оборудования;

- уроки с использованием межпредметных связей.

Особое предпочтение дети отдают соревновательно-игровому методу, где ребятам предоставляется возможность проявить не только физические навыки, приобретенные на уроках, но и морально-волевые качества. Применение соревновательно - игрового метода в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по  сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными, эмоциональными. Широкое распространение на моих уроках получило использование карточек, ТСО (музыка и видеофильмы), нестандартное оборудование. Для более успешного выполнения и поддержания интереса к школьной программе, по каждому виду спорта среди учащихся проводятся соревнования, где ребята могут показать все приобретенные навыки на уроках физической культуры. Соревнования дают возможность выявить более способных учащихся в том или ином виде спорта и пополнить ими школьные команды для участия в городских и областных соревнованиях.

В настоящее время в школе отработана определенная система проведения урочной и спортивной работы. Основными спортивными мероприятиями года являются проведение внутришкольной спартакиады, участие в городской спартакиаде.

 Кроме спортивно-массовой работы ведется учебно-тренировочная работа в спортивных секциях баскетбола, волейбола, футбола, настольного тенниса, легкой атлетики, ОФП. Всей этой работе способствует наличие хорошей материально-спортивной базы: два больших зала, два малых зала, тренерский кабинет, большой и малый стадионы (с секторами для прыжков в длину и беговыми дорожками), волейбольная и баскетбольная площадки, спортивный городок, хоккейная коробка. Это только часть всей перечисленной работы, которая проводится в школе. С каждым годом повышается мой методический уровень знаний в обучении и воспитании подрастающего поколения. Задумок много, и я надеюсь их осуществить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование DVD фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.»

Целью работы является установление связи между использованием DVD фильмов и развитием социо-культурной и речевой компетентности....

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

«Игровая технология - как средство коррекции мыслительных и эмоционально - волевых нарушений у детей с задержкой психического развития» в урочной и внеурочной деятельности

Игравой  метод  имеет большое  значение  для  процессов  воображения и мышления. Значение игры для ребенка определяется тем, что затрагивает наиболее существенные с...

Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"

Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕДМЕТЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ».

В данной статье представлена реализация духовно-нравственного компонента в образовательном и воспитательном процессе по предмету физическая культура, в урочной и не урочной деятельности Частного образ...