Матвеева И. А. Особенности технической и тактической подготовки в волейболе. Тактика нападения.
методическая разработка по физкультуре

Григорьева Наталия Игоревна

Матвеева И. А. Особенности технической и тактической подготовки в волейболе. Тактика нападения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара

«Спортивная школа олимпийского резерва №17»

Отделение: волейбол

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Особенности технической и тактической подготовки в волейболе. Тактика нападения.

Составитель:

Матвеева И. А. – Тренер

Самара

Октябрь 2022


Содержание

ВВЕДЕНИЕ        3

1.        Индивидуальные тактические и технические действия        4

2.        Групповые тактические и технические действия        8

3.        Командные технические и тактические действия        10

Заключение        11

Список используемой литературы        12


ВВЕДЕНИЕ

Под тактикой игры в волейбол понимают целесообразное использование техники игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в противоборстве с соперником. Четкая организация взаимодействия игроков команды обеспечивается подбором игроков и их расстановкой на площадке, т.е. с учетом игровых функций, позволяющих наилучшим образом использовать их индивидуальные возможности.

В современном волейболе различают нападающих первого и второго темпа и связующих игроков — по характеру проявления индивидуальных качественных способностей (рост, быстрота, прыгучесть, тактическое мышление) и роли в организации атакующих действий.

Нападающий первого темпа — это игрок, который обладает надежными действиями в атаке, на блоке и хорошо играет с низких передач. Нападающий второго темпа — это универсально подготовленный игрок, обладающий высокой активностью в организации атакующих и защитных действий. Разделение нападающих «по темпу» условно, в принципе нападающие должны хорошо уметь выполнять атакующие удары в тактических комбинациях в нападении на любом месте.

Связующий игрок должен обладать высокой надежностью вторых передач мяча в различных игровых ситуациях. Учитывая, что данная игровая функция предполагает практическую реализацию тактического замысла в игре, к связующим игрокам предъявляются исключительно высокие требования как к организаторам игровых действий. Это как правило спокойные и рассудительные игроки, блестяще понимающие игру и мгновенно ориентирующиеся в ее сложных ситуациях.

С целью равномерного распределения сил в команде ее комплектуют по определенному принципу. При этом учитывается не только стартовый, но и запасной составы. Наиболее оправданным признается принцип 5+1 (пять нападающих и один связующий). Тактика игры условно делится на два больших раздела: тактику нападения и тактику защиты. Каждый из этих разделов в зависимости от принципов организации действий игроков разделяется на группы, системы, способы и средства.


  1. Индивидуальные тактические и технические действия

        Индивидуальные действия игроков представляют собой частное выражение командных и групповых взаимодействий. Они разделяются на действия без мяча и с мячом.

Действия без мяча.

        Перемещения волейболиста по площадке осуществляются:

  • для выбора места   при   приеме   мяча   от   нападающего   или обманного удара;
  • для выбора места при блокировании;
  • для выполнения нападающих ударов и отвлекающих, ложных проходов к сетке (имитирующих разбег для нападающего удара);
  • для выбора места в момент приема мяча с подачи;
  • для приема мяча, отскочившего в сторону (от рук блокирующих игроков своей команды или волейболистов, принимающих мяч с подачи и нападающего удара);
  • для выхода связующего игрока задней линии к сетке.

Большое значение для успешного ведения игры имеет способность игроков ориентироваться на площадке. Ориентировка — это не только умение видеть мяч, сетку и границы площадки, но и способность вести наблюдение за расположением и действиями партнеров и игроков противоположной команды.

Активные действия нападающего заключаются в создании постоянной угрозы атаки из своей зоны, при этом блокирующие игроки противника будут вынуждены находиться в своих зонах, блокируя каждый своего подопечного. Активность нападающего находит свое проявление в систематических, отвлекающих выходах к сетке, при которых имитируется нападающий удар, и сковываются действия блокирующих игроков.

Активность защитника состоит в том, чтобы принимать мячи не только в своей зоне, но и в любой другой части площадки в случае отскока мяча в сторону или запоздалого выхода партнера к нему.

Активность действий блокирующих игроков заключается в постоянной готовности принять участие в индивидуальном блокировании ударов с коротких и прострельных передач, в выполнении повторного прыжка или перемещении для блокирования удара с откидки, в переносе рук через сетку и давящем движении на мяч вниз при его переходе на свою сторону, и в одновременном касании мяча блокирующим и нападающим.

Действия с мячом.

Действия с мячом характеризуются выбором способа выполнения элемента. Основной тактической задачей при выполнении передач мяча является создание с помощью маскировки своих действий таких условий, в которых завершающий удар мог бы производиться при наименьшем сопротивлении блокирующих игроков противника. Это в значительной мере достигается благодаря точности первых передач, применению отвлекающих действий при вторых передачах и использованию атакующими игроками выходов, имитирующих нападающие удары с коротких передач.

Вторая передача — важное средство подготовки нападающего удара. Она находит применение главным образом при системе игры в нападении через выходящего игрока. Однако вторая передача может выполняться и из глубины площадки (при неточной первой передаче, или после отскока мяча от рук блокирующих игроков своей команды). Общая тактическая задача вторых передач состоит в том, чтобы вывести игрока, завершающего комбинацию, на удар без блокирования или против одного блокирующего игрока.

Существуют и другие факторы, которые игрок должен учитывать:

  • результативность нападающих во встрече;
  • расположение блокирующих противника, особенно – слабейших;
  • кто из нападающих находится в наиболее выгодной позиции, и какая передача для него удобней;
  • расстояние между связующим игроком и нападающим;
  • в трудных и невыгодных ситуациях игрок должен передать мяч ближайшему нападающему;
  • при передачах из глубины площадки (4 – 5 м) не следует ставить главной задачей, максимально точно передать мяч близко к сетке, просто надо отдать его в зону;
  • нельзя сводить игру на одного нападающего.

При        выполнении подач основными тактическими действиями являются:

  • чередование подач на силу;
  • подача на игрока        команды-соперника, слабо владеющего навыками приема;
  • подача на основного нападающего;
  • подача на игрока, вступившего в игру после замены;
  • подача на связующего, выходящего с задней линии;
  • подача между игроками;
  • подача в трудные для приема места площадки.

Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с игроками противника. Команда, прекрасно играющая в защите, но не имеющая в своем составе мощного нападения, никогда не сможет добиться значительных успехов. Нападающий игрок, в зависимости от игровой обстановки, т.е. от направления и высоты передач, расположения блока и игроков защиты противника, старается выбрать наиболее рациональный для конкретной игровой ситуации способ удара, позволяющий «обыграть» или «пробить» блок противника или послать мяч обманным ударом в менее защищенную зону противоположной стороны площадки. Значительно труднее провести нападающие удары против группового блокирования.

При выполнении нападающих ударов основными тактическими действиями будут:

  • выбор способа отбивания мяча через сетку;
  • имитация атакующего удара и передача («обманное действие») на сторону соперника двумя руками или одной рукой;
  • чередование способов атакующих ударов в зависимости от складывающейся ситуации;
  • атакующие удары поверх блока, от рук, блокирующих в аут, между блокирующих рук;
  • имитация атакующего удара и передача в прыжке (откидка);
  • имитация передачи в прыжке (откидки) и обманный атакующий удар (скидка);
  • имитация атакующего удара и задержка мяча над сеткой;
  • прижимание к блоку соперника.

Овладение тактикой нападающих ударов обычно проходит в три этапа:

  • Обучение тактике, совершенствование тактики нападающих ударов без сопротивления;
  • Совершенствование тактики ударов с пассивным сопротивлением блокирующих;
  • Совершенствование тактики ударов с активным сопротивлением блокирующих.

Тактическая задача может быть поставлена заранее или непосредственно перед выполнением удара. Например, когда игрок уже находится в прыжке, тренер зрительным или звуковым сигналом указывает зону, в которую должен быть направлен удар. Так же можно указывать способ или разновидность удара (прямой, боковой, походу, перевод, обман). Подобного рода упражнения необходимо выполнять из каждой зоны нападения.


  1. Групповые тактические и технические действия

Под групповыми тактическими действиями понимают взаимодействие двух или нескольких игроков. Групповые взаимодействия осуществляются:

•        между игроками задней и передней линии (принимающими подачу и нападающий удар) со связующим при игре связующего на передней линии;

•        принимающих подачу и нападающий удар, с нападающими;

•        нападающих с нападающими при имитации атакующего удара и откидке.

Все групповые взаимодействия игроков проявляются в определенных тактических комбинациях, заранее        согласованных и разученных взаимодействиях. По структуре передвижения нападающих взаимодействия можно разделить на три группы:

a)        взаимодействия без изменения направления передвижений (каждый в своей зоне);

b)        с изменением направления передвижения;

c)        со скрестным передвижением.

Рассмотрим наиболее типичные тактические комбинации каждой из названных групп.

Принимающий подачу (нападающий удар) направляет мяч связующему в зону 3, который передает его в зону 4 или 2 (за голову). Если связующий будет находиться в зоне 2, то он может передавать мяч для завершения атаки в зоны 4 или 3. Аналогичные варианты этих комбинаций возможны и при выходе связующего к сетке из тыловых зон. Ведущую роль здесь будет играть игрок зоны 3, который первым должен начинать разбег для атаки с низкой, короткой или передачи на взлете и создать впечатление у соперника, что именно он будет выполнять атакующий удар. Принимающий игрок также направляет мяч к сетке связующему в зону 3.

Связующий может передать мяч:

a.        на укороченное расстояние между зонами 4—3;

b.        по низкой траектории в своей зоне;

c.        по низкой траектории за голову;

d.        на укороченное расстояние между зонами 3 – 2.

Во всех этих вариантах нападающие игроки будут передвигаться к сетке под определенными углами, вплоть до завершения взаимодействий в «чужой зоне». Во избежание механического заучивания для реализации тактических комбинаций следует придерживаться двух положений. Основанием тактической комбинации должна служить конкретная игровая ситуация и комбинация должна соответствовать уровню технико-тактической подготовленности команды.

При нападающих ударах надо учитывать следующее. При высоких передачах на удар нападающий должен начинать движение после того, как мяч отделится от рук связующего игрока. Темп разбега медленный, с ускорением к концу и быстрым прыжком. При передачах средней высоты нападающий должен начинать движение в тот момент, когда мяч лежит на пальцах передающего игрока. Темп разбега ускоренный, с резким прыжком. При низких передачах на удар нападающий должен начинать движение, когда мяч окажется около передающего на удар игрока, до передачи. Темп разбега в этом случае быстрый, с резким прыжком.

Вначале изучают упражнения, в которых взаимодействия налаживаются только при передачах. Постепенно в какой-либо зоне увеличивают или уменьшают количество игроков, чтобы совершенствовать быстроту перемещения. Скорость и высота передач также изменяются. Многие упражнения можно выполнять не только на одной стороне площадки, но и с перебиванием мяча на противоположную сторону, если игроки располагаются там аналогично. Более сложный вариант таких упражнений, выполнение их одновременно двумя мячами. Необходимо, чтобы игроки выполняли упражнения во всех трех зонах и налаживали связи с игроками передней и задней линии. В дальнейшем необходимо отрабатывать взаимодействие в строго определенных расстановках.


  1. Командные технические и тактические действия

Организация командных взаимодействий в нападении осуществляется по трем направлениям:

  1. Со        второй передачи игрока передней линии (одной из зон атаки, преимущественно три и два);
  2. Со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон в одну из зон атаки;
  3. С первой передачи или откидки.

К вынужденным способам организации взаимодействий в нападении относятся случаи, когда вторую передачу для завершающих действий выполняют игроки тыловых зон в результате некачественного приема мяча. Нападение со второй передачи игрока передней линии – самый простой и доступный способ организации атаки. В зависимости от начальной расстановки игроков и плана ведения игры передача может выполняться с любой из зон нападения: 2, 3, 4.

Существенным недостатком данной системы игры является то обстоятельство, что в завершении атакующих действий участвуют два нападающих. Нападение со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон к сетке, позволяет значительно расширить фронт атакующих действий, что повышает их эффективность. В зависимости от расстановки игроков и плана ведения игры выход связующего игрока может осуществляться с любой из тыловых зон площадки: 1, 5, 6. Нападение с первой передачи или откидки – самый эффективный способ организации завершающих действий, однако его применение сопряжено с большой трудностью упражнения выполнения приема передач после сложных подач и атакующих ударов. Поэтому он применяется, как правило в тех случаях, когда соперник завершает взаимодействия с малой вероятностью выигрыша.


Заключение

С момента своего «изобретения» игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран - членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.


Список используемой литературы

  1. Беляев А.В. Волейбол: Теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. М.: ТВТ Дивизион, 2011. – 176 с.
  2. Бомпа Т., Буццичелли К. М.: Спорт, 2016. – 384 с., ил.
  3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский, - 4-е изд. М.: Спорт, 2019. – 200 с., ил.
  4. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. М.: Спорт, 2016. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Футбол - наиболее популярная и массовая игра у детей и юношей. Он помогает воспитывать такие ценные  морально-волевые качества, как целеустремленность и коллективизм, дисциплинированность, выдерж...

Конспект открытого урока «Технические и тактические действия игры волейбол» 10 класс

План - конспект к уроку по физической культуре по теме «Технические и тактические действия игры волейбол» 10 класс...

Техническая и тактическая подготовка лыжника

Техническая и тактическая подготовка лыжникаТехническая подготовка лыжника - это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Овладение современной те...

Методическая разработка : «Особенности организации и методика проведения учебно- тренировочного занятия по футболу. Техническая и тактическая подготовка.»

Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллектив...

Физическая, техническая и тактическая подготовка в легкой атлетике

прзенация физическая, техническая и тактическая подготовка в легкой атлетике...

Методическая разработка «Техническая и тактическая подготовка учащихся в мини-футболе»

Методическая разработка предназначена педагогам и учителям по физической культуре. Систематические занятия спортом не только укрепляют физически, но и улучшают психическую деятельность организма благо...