ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре (7 класс)

Беляева Лидия Борисовна

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления: языковая грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, цифровая грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

Учитель по физической культуре:

 Беляева Л.Б

Тема по самообразованию: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2022 год

                                                                   

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления: языковая грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, цифровая грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся [3].

Возникает ряд актуальных научно-методических проблем по воспитанию и обучению школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в современной социально-информационно-культурной ситуации развития общества привить им основы функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Само по себе формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у школьника стойкой мотивации на здоровье, стоит вести речь о культуре здоровья.

Работа учителя физической культуры  направлена на формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся. На каждом уроке  учащиеся должны получать знания, а не только умения и навыки.  

На уроках физической культуры   осуществляется формирование системы знаний о становлении современного  Олимпийского движения,  основ здорового образа жизни. Обучающиеся  знакомятся с  показателями  физического развития и основными физическими качествами  человека, учатся составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности.

Уроки физической культуры  имеют  большое  значение для воспитания ценностного отношения к здоровью, физическому  совершенствование личности,  способствуют развитию моральных и волевых качеств.

Для формирования  функциональной грамотности на  уроках физической культуры   можно использовать  ситуационные задачи, задания творческого характера (ребусы, кроссворды, загадки, головоломки). При составлении заданий по функциональной грамотности используют иллюстрации, вопросы излагают простым языком,  описываются жизненная ситуация. Это   может быть задача, поставленная вне предметной области, которая решается  с помощью предметных знаний  или ситуация требующая осознанного выбора модели поведения. Контекст таких заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

Умение оценить собственное физическое состояние по простым тестам и результатам самоконтроля имеет личностную ценность для каждого ребенка. Укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, занятия спортом,  отказ от вредных привычек приобретает особую важность и актуальность [4].

Анализ тестирования каждого школьника информирует об уровне его физической подготовленности (низкий, средний, высокий). На основе их сопоставления можно сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и всего класса в целом. В процессе занятий физической культурой в школе ученики осваивают простейшие тесты для самоконтроля здоровья. Они учатся измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживают в мониторинге уровень физической подготовленности и корректируют  индивидуальные планы физического самосовершенствования.

 Учащиеся овладевают знаниями о здоровом образе жизни, о  роли   физической культуры в организации здорового образа жизни, о своих индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности.  

Для освоения  ключевых  понятий и терминов  учащимся можно предложить работу с текстом. Полезными будут  задания, в которых имеются лишние или противоречивые  данные, тексты-задачи которые требуется дополнить сведениями.

Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры является сложным многосторонним длительным процессом, который позволяет сформировать  такие черты характера как: любознательность, инициативность, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

Список использованных источников:

  1. Мокс А.А. Функциональная грамотность в современном образовании URL: https://sch1621.mskobr.ru
  2. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов.  /  Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. – 68  с.
  3. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с.
  4. Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры URL: https://infourok.ru/statya-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-fizicheskoj-kultury-5116007.html
  5. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike
  6. Бабушкина О. В. Формирование функциональной грамотности
    обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований // Электронное периодическое издание «Преемственность
    в образовании». — 2016. — № 10. URL: http://journal.preemstvennost.ru/
    arkhiv/year-2015/50-nomer-8-04-2015/946-formirovanie-funktsionalnojgramotnosti-obuchayushchikhsya-osnovnoj-shkoly-teoriya-i-praktikamezhdunarodnykh-issledovanij

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...