"МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ХАТХА-ЙОГИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ"
статья по физкультуре (6 класс)

В статье рассматривается необходимость включения в процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста упражнений хатха-йоги, направленных на коррекцию осанки. Упражнения, основанные на элементах хатха-йоги, в основе которой лежат три принципа: растяжение, скручивание и сжатие, используются как эффективные средства для коррекции нарушений осанки. В ходе исследования была разработана экспериментальная методика использования упражнений хатха-йоги на уроках физической культуры для коррекции нарушений осанки у детей 11-12 лет. Использование упражнений хатха-йоги позволяет решить целый ряд задач, при этом основное внимание уделяется развитию силовой выносливости мышц спины и живота, а также улучшению подвижности позвоночника, гибкости плечевого пояса и симметричному развитию мышечного корсета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolov_yu.e._yagdarova_a.s.docx862.05 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.879.6

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ХАТХА-ЙОГИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ

Соколов Юрий Евгеньевич,

учитель физической культуры

МОБУ «Медведевская СОШ №3», пгт. Медведево

Ягдарова Александра Сергеевна

учитель физической культуры

МОБУ «Медведевская СОШ №3», пгт. Медведево

Аннотация: В статье рассматривается необходимость включения в процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста упражнений хатха-йоги, направленных на коррекцию осанки. Упражнения, основанные на элементах хатха-йоги, в основе которой лежат три принципа: растяжение, скручивание и сжатие, используются как эффективные средства для коррекции нарушений осанки. В ходе исследования была разработана экспериментальная методика использования упражнений хатха-йоги на уроках физической культуры для коррекции нарушений осанки у детей 11-12 лет. Использование упражнений хатха-йоги позволяет решить целый ряд задач, при этом основное внимание уделяется развитию силовой выносливости мышц спины и живота, а также улучшению подвижности позвоночника, гибкости плечевого пояса и симметричному развитию мышечного корсета.

Ключевые слова: осанка, коррекция осанки, хатха-йога, физическое воспитание, средний школьный возраст, физическая культура.

METHODOLOGY FOR USING HATHA YOGA EXERCISES TO CORRECT POSTURE IN 11-12 YEAR OLD CHILDREN

Sokolov Yuri Evgenievich,

учитель физической культуры

МОБУ «Медведевская СОШ №3», пгт. Медведево

Yagdarova Aleksandra Sergeevna

учитель физической культуры

МОБУ «Медведевская СОШ №3», пгт. Медведево

Abstract: this article discusses the need to incorporate hatha yoga exercises aimed at correcting posture into the physical education of middle school age children. Exercises based on the elements of hatha yoga, which is based on three principles: stretching, twisting and compression, are used as effective tools for the correction of posture disorders. The study developed an experimental method of using hatha yoga exercises in physical education classes to correct posture disorders in children 11-12 years old. The use of hatha yoga exercises solves a number of problems, with a focus on the development of strength endurance of the back and abdominal muscles, as well as improving the mobility of the spine, flexibility of the shoulder girdle and symmetrical development of the muscular corset.

Keywords: posture, posture correction, hatha-yoga, physical education, middle school age, physical culture.

Нарушения осанки – это отклонения от естественного положения туловища, вызванные нарушениями в физиологической кривизне позвоночника [1, с. 19]. По статистике 96,7% детей имеют функциональные расстройства и заболевания позвоночника [2, с. 34, 3, с. 12]. По данным НИИ сравнительный анализ данных профилактических осмотров в течение 10 лет показывает увеличение распространенности сколиозов среди учащихся 11-12 лет в 2,4 раза (с 14,1% до 34,6%). Нарушения осанки у школьников имеют еще большую распространенность и встречаются в 3-6 раз чаще, чем сколиозы [9, с. 136]. Так же по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 80% детей и подростков имеют низкий уровень физической активности, что это в свою очередь является одной из основных причин нарушения осанки.

Правильная осанка во многом определяет здоровье ребенка. Она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и является выражением хорошего физического развития. Плохая же осанка приводит к деформации скелета и неправильному распределению нагрузки на суставы, связки и мышцы, что в свою очередь влияет на функционирование всей опорно-двигательной системы [7, с. 42]. При отклонении позвоночного столба от своей физиологической кривизны происходит ущемление спинномозговых нервов, нарушается циркуляция спинномозговой жидкости, что может вызвать постоянные микротравмы головного и спинного мозга во время выполнения таких простых движений, как ходьба и бег, что негативно влияет на центральную нервную систему, снижает статическую выносливость организма и работоспособность школьника. Аномалии осанки также могут привести к смещению внутренних органов от их нормального положения и ущемлению других органов и тканей, что неизбежно ведет к нарушениям в работе сердца, легких, желудочно-кишечного тракта и других жизненно-важных систем организма, поэтому сохранение правильной осанки и профилактика нарушений в области позвоночника является актуальной проблемой не только для специалистов, но и для учителей, и родителей. [4, с. 124].

Из всего вышесказанного, наблюдается противоречие между необходимостью коррекции нарушений осанки у детей 11-12 лет и недостаточной разработанностью методических аспектов решения этой задачи.

Исходя из выявленного противоречия, можно сформулировать научную проблему исследования: необходимость поиска современных, наиболее эффективных средств, форм и методов коррекции нарушений осанки и разработка методики использования упражнений хатха-йоги на уроках физической культуры для коррекции нарушений осанки у детей 11-12 лет.

Цель статьи: расширение методической базы при работе по коррекции нарушений осанки детей среднего школьного возраста средствами физической культуры (из опыта работы).

Изложение основного материала исследования. Объектом исследования является процесс физического воспитания детей 11-12 лет. Предметом исследования являются методика коррекции осанки у детей 11-12 лет с применением упражнений хатха-йоги.

Цель исследования – проверить эффективность использования упражнений хатха-йоги в коррекции нарушений осанки у детей 11-12 лет.

Для реализации цели необходимо решить ряд поставленных задач:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме коррекции нарушений осанки детей 11-12 лет;
  2. Разработать экспериментальную методику использования упражнений хатха-йоги на уроках физической культуры для коррекции нарушений осанки у детей 11-12 лет.
  3. Проверить эффективность разработанной экспериментальной методики в педагогическом эксперименте.

Научное исследование было проведено на базе МОБУ «Медведевская СОШ №3» пгт. Медведево.

По результатам тестирования, которое включало в себя методы определения нарушений осанки по В. А. Коваленко, 1997 (определение высоты стояния углов лопаток, разницы расстояний от яремной впадины до передних верхних остей тазовой кости, разницы длины нижних конечностей и степени наклона головы вперед), была отобрана и сформирована экспериментальная группа, состоящая из 10 человек, в возрасте 11 лет.

Уроки с экспериментальной группой проходили 2 раза в неделю в чистом хорошо освещенном зале с продолжительностью 45 минут. За время эксперимента было проведено 36 уроков. Упражнения экспериментальной методики были внедрены в процесс физического воспитания школьников и проводились в подготовительной части урока. В остальных частях (основная и заключительная) мы решали образовательные цели и задачи урока, направленные на освоение двигательных умений и навыков, а также на физическое развитие и физическую подготовленность, в конце урока ученикам дополнительно выдавалось домашнее задание, для совершенствования навыка правильной осанки.

Научной базой для разработки комплекса упражнений послужили труды Горелова A. A., 2006, Ивановой О. В., 2009 [5, с. 48, 6, с. 58,59]. Для коррекции осанки учащихся 11-12 лет были подобранны и адаптированы под их возраст и уровень физической подготовленности упражнения с элементами хатха-йоги (асаны). Разработанная экспериментальная методика включала в себя следующие упражнения:

Таблица 1

Комплекс упражнений хатха-йоги №1

Поза сфинкса

Рис. 1. Поза «Сфинкс».

Рис.2. Поза «Подъем рук и ног на четвереньках».

Поза лягушки на животеРис.3. Поза «Лягушка на животе».

Поза полумоста

Рис.4. Поза «Полумост»

Лодочка

Рис. 5. Поза «Лодочка на спине»

Поза саранчи

Рис. 6. Поза «Саранча».

Рис. 7. Поза «Скрутка лежа на боку»

Поза перевернутого стола

Рис. 8. Поза «Перевёрнутый стол».

Поза кошачье потягивание

Рис. 9. Поза «Кошачье потягивание».

Таблица 2

Комплекс упражнений хатха-йоги №2

Рис. 1. Поза «Собака мордой вверх»

Рис. 2. Поза «Подъем рук и ног на четвереньках»

Поза собаки мордой вниз

Рис. 3. Поза «Собака мордой вниз»

Поза голова коровы

Рис. 4. Поза «Голова коровы»

Поза обратной планки

Рис. 5. Поза «Обратная планка»

Поза боевого лука

Рис. 6. Поза «Боевой лук»

Рис. 7. Поза «Боковая планка»

Поза полного моста

Рис. 8. Поза «мост»

Поза кошачье потягивание

Рис. 9. Поза «Кошачье потягивание»

При обучении детей упражнениям экспериментальной методики основным практическим методом в нашем исследовании является метод упражнения, т. е. метод многократного повторения отдельных элементов. Любое изучаемое упражнение сопровождалось его демонстрацией (в зависимости от сложности упражнения) учителем или наиболее подготовленным учеником, такой наглядный метод позволяет добиться большего внимания и заинтересованности в подражании и выполнении задания детьми. Также большое внимание было уделено словесным методам. Каждое выполняемое упражнение становится для детей интереснее, если его образно назвать. Например, лежа на животе, руки упереть на предплечья, ноги прямые, носки оттянуть, поднять корпус – «Поза сфинкса». Лежа на животе, руки отвести четко назад, согнуть колени и постараться ладонями ухватить носки для подтяжки к себе, бедра лежат на полу, верх корпуса приподнять – «Поза лягушки на животе». Встать на колени, положить руки на пол перед собой и вытянуться, спину расслабить, голову опустить, а бедра оставить вертикально к поверхности – «Поза кошачьего потягивания».

При составлении комплексов мы руководствовались следующими методическими рекомендациями:

  1. Каждое упражнение выполняется с продолжительностью от 10 до 60 секунд в зависимости от уровня физической подготовленности обучающихся.
  2. Первым упражнением в комплексе всегда должно быть основное упражнение для формирования правильной осанки. Далее планируется выполнение 4-6 упражнений для исправления имеющихся недостатков. Последними (1-2 упражнения) в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной осанки.
  3. Каждый новый комплекс рекомендуется выполнять в течение 2-3 недель.
  4. Заменять упражнения комплекса лучше постепенно: спустя две недели обновить 3-4 упражнения, оставив остальные без изменения, а еще через неделю снова заменить 3-4 упражнения.

Применение упражнений экспериментальной методики осуществляется на основе индивидуальных физических и психических возможностей каждого участника эксперимента. Важно довести до сознания учеников не только то, как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения.

Результаты: сравнительные показатели, полученные в начале и конце эксперимента, говорят о том, что все показатели выросли и носят достоверный характер (Р<0,05). Так, в тесте «Определение высоты стояния углов лопаток» средние значения показателей степени нарушения осанки уменьшились с 0.66 см. до 0,31 сантиметра, что составляет 46,7% в коэффициенте прироста. В тесте «Определение разницы расстояний от яремной впадины до передних верхних остей тазовой кости» значения средних показателей так же довольно значимо снизились с 0,72 см. до 0,35 сантиметра, в процентном соотношении прирост показателей составил 48,6%. В тесте «Определение разницы длины нижних конечностей» значения средних показателей уменьшились практически в два раза с 0,89 см до 0,42 сантиметра, в данном показателе прирост равен 47,2%. Результат средних показателей теста «Определение степени наклона головы вперед» так же снизились с 1,52 см. до 1,05 см., а прирост составил 69,1%, что свидетельствует о положительной тенденции в коррекции нарушений осанки у детей 10 лет посредством разработанной экспериментальной методики.

Вывод: полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенная нами методика использования упражнений хатха-йоги на уроках физической культуры для коррекции нарушений осанки у детей 11-12 лет является эффективной. Подобранные нами упражнения оказывают комплексное влияние на формирование навыка правильной осанки, также данные упражнения позволяют развивать гибкость, координацию движений, а осознанное владение движениями имеет большое значение для умственного развития ребенка. Разработанную нами методику могут использовать в своей деятельности педагоги, воспитатели, тренеры и инструкторы по физической культуре.

Список литературы

  1. Алиев М. Н. Формирование правильной осанки // Дошкольное воспитание. – 2021. – №2 – С.17-21.
  2. Бахрах И. М., Воронцов И. М., Дорохов Р. Н., Миронова З. С., Миронов С.П., Чоговадзе А. В. Исследование и оценка физического развития детей и подростков // Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2019. – 236 с.
  3. Белоусова Н. А. Комплексная оценка состояния школьников с дефектами осанки.  М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 160 c.
  4. Валеев Р. Ф. Оздоровление детей 7-9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры. – Москва., 2003. – 169 с.
  5. Горелов A. A. Асаны индийской хатха-йоги как средство адаптивной физической культуры для лиц с нарушениями осанки // Адаптивная физическая культура, 2006.  № 3.  С. 48.
  6. Иванова О. В. Влияние «хатха-йоги» на процесс дыхания у детей среднего школьного возраста, страдающих сколиозом 2-й степени // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. –№ 3. С. 58-59.
  7. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
  8. Нигамадьянов Н. Р. И соав. Изучение осанки у детей школьного возраста по данным оптической топографии спины. Вестник травматологии и ортопедии им Н.Н. Приорова. 2019. – № 4. – С. 43-45.
  9. Поляев Б. А. Избранные лекции по спортивной медицине. Том 1.– Москва.: изд-во Натюрморт, 2003. – 416 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для коррекции осанки

Данные упражнения применяются для коррекции осанки при наличии искривления позвоночника в грудном и поясничном отделе....

Использования элементов Хатха-йоги как условия формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Министерство образование Республики Саха (Якутия)Таттинское управление образованием           Использования элементов Хатха-йоги как условия формирова...

Хатха - йога

Йога - древняя система оздоровления и укрепления тела, а также бретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем орган...

Упражнения с мячом для коррекции нарушений осанки у младших школьников

План-конспект урока для учащихся первых классов. Ведущий диагноз: нарушение осанки....

ВАРИАТИВНЫЙ УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРАКТИКА ХАТХА-ЙОГИ

Новый подход к вопросам формирования здорового человека  предполагает, что ребёнку уже в период начального обучения будут заложены основные навыки поведения для реализации позиции здорового образ...

Исследовательская работа «ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

За последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения.Число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога»

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская Хатха-йога»...