Методическая тема к конкурсу Учитель года «Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий»
методическая разработка по физкультуре

Кузнецов Владимир Сергеевич

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskaya_tema_novaya.ppt1.11 МБ
Файл tekst.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Как сделать, чтоб ученье в пользу шло? Гармония нужна - здесь нет сомнений! От умственной нагрузки - под крыло Физических активных упражнений" П.Ф.Лесгафт «Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий» Кузнецов В.С. учитель физической культуры ООШ с.Успенка Методическая тема

Слайд 2

«Двигательный дефицит» Длительное статическое положение (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.) Снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры Искривление осанки Искривление позвоночника Плоскостопие Задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации, выносливости, гибкости и силы

Слайд 3

Гипокинезия Обменные нарушения (ожирение) Частые травмы Заболеваемость ОРВИ

Слайд 4

Цели: Цели и задачи деятельности учителя по физической культуре Содействие всестороннему развитию личности; Воспитание активно развитой личности.

Слайд 5

Основными задачами в школе по физическому воспитанию являются: 1. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся; 2. Коррекция физического и психофизического развития учащихся; 3. Развитие и совершенствовании двигательных умений и навыков; 4. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанных осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости; 5. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Слайд 6

Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры 1. Удовлетворенность – необходимый компонент отношения школьников к урокам физической культуры. 2. Мотивация физкультурно-спортивных занятий

Слайд 7

Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры Баллы Варианты ответов 7 Очень доволен 6 Доволен 5 Скорее доволен, чем не доволен 4 Не знаю 3 Скорее не доволен, чем доволен 2 Не доволен 1 Совсем не доволен. 2021-2022 уч.год

Слайд 8

Анкета мотивации 1. Тебе нравится на уроках физкультуры? -нравится-2б.; -не очень -1б.; -не нравится – 0б. 2. Если у тебя сегодня первый урок – физкультура, то утром, когда просыпаешься, , ты всегда с радостью идешь в школу? -иду с радостью -2б; -бывает по-разному- 1б.; -чаще нет -0б. 3. Если бы учитель сказал, что завтра можешь не приходить на уроки физкультуры, ты согласился бы? -все равно пришел бы на урок -2б.; -не знаю-1б.; - не пошел бы на урок -0б. 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки физкультуры? -не нравится – 2б.; -бывает по- разному – 1б.; - нравится – 0б. 5. Ты часто рассказываешь родителям про уроки физкультуры? - часто -2б.; - редко -1б; - не рассказываю -0б. 6. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель по физкультуре? - не, не хотел бы -2б.; - мне все равно – 1б.; - хотел бы -0б. 7. У тебя в классе много друзей? - много -2б.; - мало -1б.; - нет друзей -0б. 8. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся -2 б.; - не очень -1б.; - не нравятся – 0б. 2020 г 2021 г 2022 г Уровень мотивации к урокам физической культуры учащихся ООШ с.Успенка

Слайд 9

Формы и методы работы на уроках физической культуры и во внеклассной деятельности

Слайд 10

1. Игровой метод. 1) «сюжетная» организация , где деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. 2) Разнообразие способов достижения цели – возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют жестко конкретные действия. 3) Комплексный характер деятельности : игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания и т. д.

Слайд 11

4) Широкая самостоятельность действий занимающихся , высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости – игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. 5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения , которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности. 6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки.

Слайд 12

2. Соревновательный метод Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

Слайд 13

3. Информационные технологии на уроках физкультуры Урок с ИКТ Презентации по ТБ, для защиты рефератов Итоговый контроль, тесты Для эмоциональной разрядки

Слайд 14

Секции и спортивные кружки Волейбол Баскетбол Легкая атлетика Лыжные гонки

Слайд 15

С 2016 года ООШ с. Успенка – победитель на соревнованиях различного уровня



Предварительный просмотр:

Методическая тема

«Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий»

Кузнецов В.С.

учитель физической культуры

I квалификационной категории

ООШ с.Успенка

Введение

В данное время одной из актуальных  проблем всего человечества является дефицит двигательной активности населения. Особую обеспокоенность вызывают негативные последствия недостаточной двигательной активности школьников, которые приводят к увеличению заболеваемости, нарушению процессов роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма. Тот факт, что двигательная активность является непременной составляющей здорового образа жизни и основным средством укрепления здоровья, указывает на острые проблемы ее дефицита у школьников. Данная проблема подтверждается результатами научных исследований многих авторов, согласно которым в учебных заведениях обучается более 30% учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. По мнению исследователей, в первую очередь, такая ситуация связана с кризисным состоянием системы физического воспитания студенческой молодежи, которая не отвечает современным требованиям общества. Главной задачей каждого педагога является обучить школьников к бережному отношению к своему здоровью.

На современном уровне проблема сохранения здоровья детей очень важна в связи с резким снижением процента здоровья детей. Также нельзя забывать о возрастных особенностях и потребностях младших школьников: бегать, двигаться и шуметь – это естественное состояние. В данное время 80% детей предпочитают сидеть за компьютером и играть в игры, чем пойти погулять на улицу со своими сверстниками в различные игры. Вспомните наше детство, когда мы проводили всё время на улице, лазали по деревьям,  играли в догонялки, ладки и т.д., то есть вели активный образ жизни. Для того чтобы разгрузить свой организм и выплеснуть накопившуюся энергию, дети должны двигаться. Для этого во время учебного процесса необходимо проводить физкульт-паузы и физкульт-минутки. Двигательный режим имеет очень важное значение.

Исходя из  вышесказанного, я считаю что цель, задачи деятельности учителя физической культуры должны быть следующие:

Цель:

Содействие всестороннему развитию личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры.

Основные задачи:

1. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;

2. Коррекция физического и психофизического развития учащихся;

3. Развитие и совершенствовании двигательных умений и навыков;

4. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанных осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости;

5. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитанию физических качеств и координационных способностей, многие учителя зачастую забывают о формировании положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической культуры. Одной из главных задач учителей физической культуры общеобразовательных школ, должна стоять задача по формированию у учащихся положительного отношения к физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать все доступные средства и методы.

  1. Реализация гуманистического подхода на уроках физкультуры

1.1. Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры

Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. Удовлетворенность характеризует силу эмоционального отношения человека, в частности, к своей профессии. Чем больше привлекательных сторон видит человек в своей деятельности, тем более глубоким, устойчивым, положительным является его отношение к ней. И наоборот, чем больше аспектов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем белее глубоко его отрицательное отношение к ней.

1.2. Мотивация физкультурно-спортивных занятий

Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности.

2. Общая характеристика игрового и соревновательного методов

2.1 Игровой метод в физическом воспитании

Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 1): специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Рис.1 «Методы физического воспитания»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/08/23/s_5b7eef5aabbd8/940345_1.png

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания, и далее воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории, и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.

Однако одна из главнейших функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитация охоты, трудовых, бытовых действий в элементарных подвижных играх), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих (что особенно характерно для современных спортивных игр).

Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т.е. включает в себя различные двигательные действия: бег; прыжки; метания; броски и т. д.

Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий. Например, «фартлек» («беговая игра») — своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.

В силу отмеченных особенностей игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

В большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

Из предыдущего следует, что игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами, постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще отсутствует. Оно имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного упражнения. Здесь программируется общая линия действий (с помощью сюжета, правил и тактического плана игры), в определенной мере регулируется и нагрузка (по времени игры, с помощью игровых снарядов, ограничением размеров площадки и другими кос венными путями). Но точность дозировки воздействий в игровом методе, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, Находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

2.2. Соревновательный метод

Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие); во втором - об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, «отсев» менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т.д.). Создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях "состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этими отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели — победы.

Соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. (Если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают).

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях.

Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности; инициативности; решительности; настойчивости; способности преодолевать трудности; самообладания; самоотверженности и др.

Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

Игра и соревнование, в силу присущих им психологических особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик учащихся. Еще Р.Ф.Лесгафт говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякое желание заниматься. В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний - монотомии и психического пресыщения.

Первое характеризуется снижением активности, потерей интереса к деятельности, развитием скуки и ослаблением внимания. Второе наоборот, характеризуется усилением психического возбуждения, появлением отвращения, раздражительности, озлобленности.

Опыт также показывает, что использование игрового и соревновательного методов упражнения нередко приводит к возникновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя. Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому не все учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются физическими упражнениями и на них распределяется правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.

3. Информационно-коммуникационные технологии на уроках физической культуры

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физической культуры более интересным. Например, обязательные инструктажи, проводимые с учащимися можно проводить при помощи мультимедийных презентаций. Я считаю, что учащиеся с интересом воспримут ту же самую информацию, которая на данном этапе предъявляется в традиционной устной форме. В презентации могут быть фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы.

При разучивании, например, акробатических упражнений дети наглядно при использовании ИКТ увидят технику выполнения того или иного упражнения

Заключение

Можно сделать вывод о том, что игровой и соревновательный методы и информационно-коммуникационные технологии являются незаменимыми в системе физического воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья поскольку, влияет на эмоциональную сферу учащихся, что и повышает мотивацию к занятиям физической культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного, игрового и соревновательного методов.

Статья содержит рекомендации и возможные варианты  использования предложенных методов....

Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий.

Обобщение опыта работы по теме: Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий....

«Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий».

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.    Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей...

"Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий"

Творческий подход к применению игрового и соревновательно­го методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что с...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов"

Важной составляющей сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в ...