Физкультминутки в режиме учебного времени
методическая разработка по физкультуре

Щека Александр Иванович

Значение физкультминут на переменах и в учебном процессе. Снятие напряжение, небольшая двигательная пауза. Методы, способы, приемы, рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультминутки в режиме учебного дня.

Актуальность

  В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все

больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни. Несмотря на возросший интерес к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных центров, фитнес-клубов, оборудованных детских площадок и т. п., дети, как правило, лишены возможности вести активный образ жизни. Родители стремятся устроить детей в тот детский сад, где лучше всего «учат» и «готовят к школе», а это означает, что дети должны сидеть за столами и много «заниматься». Кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами: иностранными языками, обучением чтению и письму, рисованием; физическая культура в этом перечне дополнительных услуг встречается очень редко.

  Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка необходимо сохранять постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов. Чем планомернее и более систематично ведется работа по формированию у дошкольников разнообразных навыков, тем легче и без ущерба для здоровья они справляются с необходимыми обязанностями.

  Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но введение ее в режим дня детей разных возрастных групп дает положительные результаты. Физкультминутка хотя и кратковременна (1-2 минуты в младшем дошкольном возрасте; 3-5 минут в старшем дошкольном возрасте), но способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность. Физкультминутка призвана активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия. Физкультминутка способствует общению взрослых с детьми, развивает речь, координацию движений и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей совершенствуется осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.

 Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие в движениях их содержание, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

 Каждое движение дети учат вместе с воспитателем, а потом они выполняют их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

 Время, наиболее благоприятное для проведения физкультминутки - переход от одной части к другой в процессе непосредственно образовательной деятельности с целью переключения внимания детей с одной деятельности на другую или в конце работы, когда воспитатель замечает утомление

детей. Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

 При этом необходимо учитывать следующий факт - при использовании наглядных пособий в процессе непосредственно образовательной деятельности физкультминутка может и помешать успешному его проведению.

 Не все виды непосредственно образовательной деятельности требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, в занятия по музыкальному воспитанию нет надобности включать физкультминутку, так как они насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой на работу.

 Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Если дошкольникам дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, например, во время рисования карандашами у малышей быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики. В этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо.

 Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.

 Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии.

 Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

  Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.).

  Основные требования к проведению физкультминуток:

-проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

-подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

-отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

-комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

-подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

 Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

 Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

 Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на   занятиях   по   ознакомлению   с   животным   миром   полезными   будут   игры

«Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги»,

«Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали -

покажем» и т. д.

  Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

  Физкультминутки под   стихотворный   текст   в   практике   дошкольных   учреждений

используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

-стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи

известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

-преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;

-содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной

задачей.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1.    Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.   Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть,

целесообразно включить упражнение для мышц кисти pyки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4.   Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то,

повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5.    При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз).

Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6.   Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по

началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9.      Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10.    Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

11.    Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

12.   Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

Очень полезны игры с детьми на развитие восприятия ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела, приведенные в книге. В процессе их нормализуется эмоциональная сфера, укрепляются семейные взаимоотношения и реализуются задачи, связанные с общим развитием движений. Кроме того, современные психологи говорят о важности для формирования здоровой психики ребенка и для общего укрепления семьи использования семейных «ритуалов». В качестве таковых мо- гут выступать «Игры в кругу» или «ласкательные игры» (с. 91-94). Часть из них может проводиться в выходные дни, когда вы только встаете с постели.

Также особенно интересной для педагогов и родителей могут быть пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте — это основная задача развивающей работы с детьми. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отображают реалии окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а также пространственные представления (ориентироваться в понятиях «ближе-дальше», «вверх-вниз»,«вправо-влево», «между», «над-под» и т. п.). Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей: если ребенок осваивает какую-нибудь одну пальчиковую игру-инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стишков и песенок. Данные игры могут быть использованы и дома, и в ДОУ. Их полезно проводить как во время специальных логопедических занятий, так и во время любых других занятий в ДОУ. Кроме того, родителям (и детям) гораздо легче будет перенести долгую дорогу в поезде, машине, метро, автобусе или стояние в очереди, если пальчики будут заняты интересными играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительно-профилактические мероприятия в режиме учебного дня начальных классов

Биохимические  изменения  морфофункциональные  особенности детей младшего школьного возраста.Влияние внеклассно  – оздоровительной  работы  на учащихся младшего  шко...

"О месте игры в режиме дня, времени года и других условий"

Из опыта работы. О месте игры в  режиме дня, времени года и других условий....

Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

Формы физкультурно-оздоровительной работы и методика их проведения с учащимися....

Физкультминутки в режиме дня

Физкультминутки один из резервов фомирования мотивации у школьников к сохранению индивидуального здоровья. Условно выделяют два типа физкультурной паузы - активную и пассивную. В данной методической р...

Рекомендации комплексов физических упражнений в режиме учебного времени

Комплексы упражнений для физкульминуток в режиме учебного времени на уроках различных предметов с учетом расписания занятий детей различного возвраста....

Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.  По да...

«Технология современного опроса учащихся Plickers в режиме реального времени»

Время не стоит на месте, компьютерные технологии все больше и больше проникают в нашу жизнь.Актуальность и целесообразность данной темы следует из того факта, что новое поколение учащихся в общеобразо...