Доклад на тему:"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
статья по физкультуре

В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям. 

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:  «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

Учитель физической культуры

Филатова Наталия Алексеевна

2022

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

          В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.

 Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболе-ваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения.  Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической технологии являются:

1. успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).

2. показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).

3. социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).

С чего начать свою работу в данном направлении?

В первую очередь, необходимо составить карту здоровья каждого ребенка, в которой необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определить уровень интеллектуального развития (низкий, средний, высокий). Распределение по уровням дает возможность подобрать для каждого ученика индивидуальный подход. Это позволит решить главную задачу педагога, повысить учебную мотивацию, через создание благоприятной образовательной среды: атмосферы доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ученика. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональный компонент мотивации (поощрение, оценивание малейшего положительного результата, установление добрых взаимоотношений между учителем и учеником).

Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Включение нестандартных упражнений и подвижных игр в учебный процесс позволяет преобразить уроки физической культуры и повысить их эффективность. Из многообразия ОРУ лучше использовать те упражнения, которые редко встречаются в повседневной работе учителя.

1. И.п. – о.с., руки за голову.
1 – сед, ноги скрестно;
2 – и.п.

2. То же – в шеренге, руки в стороны, положив руки на плечи рядом стоящим.

3. И.п. – стойка на правой ноге, левая нога сзади, голеностоп прижат к «подколенке».
1 – присед, руки в стороны;
2 – и.п.

То же прыжком из приседа с продвижением вперед. И т.д.

Учащиеся выполняют их с наибольшим интересом, что способствует укреплению их физических качеств.
Организм ребенка требует огромного количества движений для своего развития. Восстановительные процессы в нем проходят очень быстро, поэтому дети могут выполнять работу большего объема, чем взрослые. Значит, упражнения должны быть интенсивными, но кратковременными (20–40 сек.), с небольшим отдыхом. Применяя на уроках эти упражнения, можно добиться того, чтобы интерес к физической культуре у учащихся рос. Смена форм проведения урока, от классического до нестандартного, снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти свою нишу. Проводя нетрадиционные уроки, особенно связанные с применением компьютерных технологий, можно слабым ученикам заранее дать  маленькие сообщения. Это всегда успех. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.

Задачи гармоничного физического развития наиболее успешно решаются с помощью гимнастики, так как в её распоряжении имеются разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двига-  тельного аппарата, на все мышечные группы человека. Гимнастика – не только хорошее развитие мускулатуры, эта слаженная деятельность органов сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.

С самого раннего возраста надо закладывать в ребенка стремление к занятиям гимнастикой. Правильный подбор упражнений, изучение новизны, способствуют  интересу к занятиям.

Акробатика привлекает детей своей доступностью. Часто можно встретить детей, пробующих сделать стойку на голове, руках, выполняющих мост, колесо, кувырок.  Существенным является и то, что для занятий акробатическими упражнениями не требуется сложного и дорогостоящего оборудования. 

Одной из важнейших оздоровительных задач на занятиях гимнастикой является задача, по  формированию у детей правильной осанки. Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения  воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д.

Упражнения должны быть посильны и интересны детям. Предлагаемые нами комплексы упражнений для утренней, гимнастики располагаются в определенной последовательности с учетом того, чтобы они сначала воздействовали на мышцы плечевого пояса, потом ног и живота. Надо следить за тем, чтобы ребенок перед выполнением упражнения занял требуемое исходное положение, правильно поставил ноги, выпрямился, приподнял голову, расправил плечи. Важно также, чтобы ребенок точно выполнял движения Во время упражнений дети должны ровно дышать, сочетая дыхание с движением. Очень полезно вводить в утреннюю гимнастику упражнения для формирования правильной осанки и укрепления стопы ребенка.  

В среднем школьном возрасте ловкость развиваем в комплексе с координацией движений. В школьной программе по физической культуре имеются такие упражнения, которые к развитию ловкости предъявляют особые требования. Сюда относятся вращения, упражнения в равновесии, в особенности на поднятой над полом и уменьшенной опоре, а также двигательные действия при необычном положении тела в гравитационном поле, например, вниз головой. Вращательные движения мы включаем в гимнастические упражнения на снарядах, в акробатические упражнения. На первых порах при попытке выполнить эти действия у детей имеет место потеря ориентировки в пространстве.

Особое место отводим формированию физического развития младших школьников на уроках физической культуры. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Особенно интересны упражнения, имитирующие движения животных, птиц, для школьников первого и второго классов. Каждый ребенок индивидуально, по-своему имитирует движение какого-либо животного или птицы. 

В условиях нашей школы мы  рационально организовываем  двигательную активность учащихся. Во-первых, это уроки физической культуры, гимнастика до занятий, динамические паузы, физкультминутки в течение урока. Ведется  физкультурно-оздоровительная работа во внеурочное время, а также подготовка детей к соревнованиям, где мы занимали призовые места:

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

-активного участия в этом процессе самих учащихся;

-создание здоровьесберегающей среды;

-высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

-планомерной работы с родителями;

   

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,
совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...

Презентация на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

В данной презентации рассматривается понятие здоровьесбережения, кто является основоположником и что способствует здоровьесбережению на уроках физической культуры....

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе»

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...

Статья на тему: " Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Статья на тему: " Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры, при работе с детьми с ОВЗ»

Состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и государства....

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...