Представление собственного инновационного педагогического опыта. Анимационная деятельность как средство мотивации занятий большим теннисом в спортивно-оздоровительных группах в условиях общеобразовательной школы
статья по физкультуре

Щербакова Галина Алексеевна

Теннис – олимпийский вид спорта, которым занимается множество людей разного возраста не только с целью высших спортивных достижений, но и с оздоровительной целью. Не каждый способен стать чемпионом, организация спортивной деятельности в теннисе мирового уровня требует больших финансовых вложений. Однако существует возможность занятий массовым теннисом для здорового и активного образа жизни, для общего развития, в качестве средства общения и отдыха.Анимация в спортивной практике рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Под анимационной программой подразумевается объединенный общей целью план проведения физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. 

Теннис является видом спорта, эффективно решающим спортивные и оздоровительные задачи, перспективным, в плане доступности независимо от возраста по освоению техники и физических нагрузок, а также по эмоциональной насыщенности и по возможности восполнения двигательного дефицита.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ - Алданский лицей

МО «Алданский район» Республика Саха (Якутия)

Представление собственного инновационного педагогического опыта.

Анимационная деятельность

как средство мотивации

занятий большим теннисом

в спортивно-оздоровительных группах

  в условиях общеобразовательной школы.

Автор: Г.А. Щербакова

.

Алдан

2023

Введение.

       Теннис –  олимпийский вид спорта, которым занимается множество людей разного возраста не только с целью высших спортивных достижений, но и с оздоровительной целью. Не каждый способен стать чемпионом, организация спортивной деятельности в теннисе мирового уровня требует больших финансовых вложений. Однако существует возможность занятий массовым теннисом для здорового и активного образа жизни, для общего развития, в качестве средства общения и отдыха. Эта сторона тенниса является ценной для миллионов людей разного возраста во всём мире, и поэтому наряду с развитием тенниса высших достижений наблюдается рост дополнительных оздоровительно-развлекательных услуг, предоставляемых спортивно-оздоровительными учреждениями, туристическими фирмами, образовательными учреждениями.

       

        Анимация в спортивной практике рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Под анимационной программой подразумевается объединенный общей целью план проведения физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.

       

       Теннис является видом спорта, эффективно решающим спортивные и оздоровительные задачи, перспективным,  в плане доступности независимо от возраста по освоению техники и физических нагрузок, а также по эмоциональной насыщенности и по возможности восполнения двигательного дефицита.

       

      Методическая литература  располагает недостаточными сведениями об особенностях проведения занятий теннисом с детьми, занимающимися им для здоровья и общего развития, а имеющиеся программы спортивной подготовки теннисистов рассчитаны на работу в ДЮСШ, т.е. ориентированы на подготовку спортсменов высокого уровня.

       Цель нашего исследования - экспериментальное обоснование использования элементов анимационной деятельности на занятиях теннисом со школьниками в спортивно-оздоровительных группах.

       В качестве методов исследования выступали теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анализ документации, анкетирование, педагогическое наблюдение, психолого-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования.

        В исследовании приняли участие 45 детей 7-15 лет, в течение года занимающиеся теннисом на теннисном корте Алданского лицея по разработанной программе, включающей элементы анимационной деятельности.

       Наблюдение охватывало: количество посещений или прекращение посещения занятий каждым ребенком, активность на тренировках, количество задаваемых вопросов.

       Метод анкетирования применялся с целью выявления степени удовлетворенности детей и родителей проведением тренировок, спортивно-массовых мероприятий, уровня мотивации детей к занятиям теннисом, трудности в ходе подготовки и проведения занятий. С помощью анкетирования выявляли характер взаимоотношений и социальный статус детей в группе.

       Для определения влияния занятий теннисом по разработанной программе на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста, в частности на развитие мотивации достижения успехов, был проведен формирующий эксперимент. Для этого было осуществлено психолого-педагогическое тестирование детей в начале эксперимента и после года занятий теннисом, диагностировали самооценку и уровень притязаний.

Результаты исследования.

       На основании анализа программ подготовки теннисистов в спортивных школах, программ для секционных занятий теннисом в школах и других образовательных учреждениях, программ по физической культуре, годовых и четвертных планов проведения уроков физической культуры, а также используя собственный опыт, мы разработали программу для детских спортивно-оздоровительных групп, включающую элементы анимационной деятельности.

       Можно выделить следующие элементы анимационной деятельности, применяемые на занятиях теннисом с младшими школьниками:

1) подводящие и подвижные игры - используются на каждой тренировке;

2) показательные тренировки в виде игр, упражнений, теннисных эстафет, проводимые в качестве текущего контроля - каждые 2 месяца занятий, на которые приглашаются родители;

3) теннисный праздник - итоговое спортивно-массовое мероприятие - проводится в качестве этапного контроля в конце учебного года, в мае. Состоит из нескольких анимационных мероприятий: соревнования по теннису, которые позволяют каждому ребенку показать свои умения, проявить волю к победе и быть награжденным; спортивно-развлекательной программы (игры, эстафеты, конкурсы).

4) анимационная деятельность в процессе теннисной спортивно-оздоровительной площадки - завершающий этап учебно-тренировочного процесса, продолжительностью 3 недели, в июне.

       Учебно-тренировочный период занятий теннисом проходит на теннисном корте Алданского лицея с сентября по май 3 раза в неделю по 2 ч, в трех группах - по 15 человек.

       Для обоснования необходимости применения элементов анимационной деятельности и построения правильного тренировочного процесса следует представлять особенности контингента, занимающегося теннисом в оздоровительных и общеразвивающих целях, а также важен учет психологических особенностей развития личности в младшем школьном возрасте.

       Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для закладки всего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. В это время начинают формироваться интересы ребенка к определенным видам физической активности, выявляется предрасположенность к определенным видам спорта.

       В этом возрасте ребёнок занимается, как правило, тем, что ему нравится. Он двигается потому, что это ему нравится. Новые движения вызывают интерес, а устойчивый интерес формирует потребность в физическом совершенстве и совершенствовании. Об этом свидетельствует и проведенное нами анкетирование. На вопрос: "Почему ты выбрал именно теннис?" 80% детей ответили, что им нравится этот вид спорта - интересная и подвижная игра, 5% - хотели бы быть спортсменами, 10% - "мама привела", 5% - "так как ходят друзья".

      Если тренировки неинтересны и не приносят детям внутреннего удовлетворения, то их перестают посещать. Использование элементов анимационной деятельности позволяет заинтересовать детей, формируя потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и теннисом, что отвечает и психологическим особенностям детей данного возраста. Ведь младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения успехов и волевой регуляции поведения, позволяющей ребенку добиваться цели. На мотивацию достижения успехов влияют два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. Самооценка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах.

Примерное распределение объемов занятий (в ч) в годичном цикле тренировки (сентябрь-май) - спортивно-оздоровительных групп тенниса.


                                                                   

        Наблюдения показали улучшение посещаемости занятий детьми, увеличение количества задаваемых ими вопросов, появление заинтересованности у родителей и их соучастие в тренировочном процессе.

   Показательны результаты годовой учебно-тренировочной работы: при наборе групп в сентябре было 45 детей, к концу октября их стало уже 55, из них в течение учебного года по разным причинам перестали заниматься 10 человек. В итоговом мероприятии - теннисном празднике - участвовали 30 детей, из которых 21 - в возрасте 9-11 лет - принимали участие в мини-соревновании, остальные дети 7-8 лет - только в спортивно-развлекательной программе; присутствовали 25 родителей, родственников, которые активно болели за своих детей, для них тоже были продуманы конкурсы. Все это свидетельствует о повышении мотивации и интереса к занятиям теннисом, а также о сближении детей и родителей, появлении у них совместного увлечения.

       Педагогический эксперимент показал, что занятия теннисом с использованием анимационной деятельности позволили повысить уровень притязаний детей с низкого, выявленного в сентябре, до умеренного в июне. В развитии самооценки улучшились характеристики социального и интеллектуального образа «Я».

Заключение.

        В ходе исследования экспериментаторы пришли к выводу, что в группах начальной подготовки анимационная деятельность необходима в целях повышения мотивации и интереса к занятиям, усиления эмоциональности занятий. Но ограничивать детей, занимающихся в группах начальной подготовки, только анимационной деятельностью нельзя, т. к.  тренировки в младшем возрасте должны носить прежде всего обучающую направленность, поскольку каждый ребёнок потенциально может достигнуть высоких спортивных результатов.

         Значение анимации повышается с достижением юношеского возраста и старше, когда теряется возможность добиваться высоких спортивных успехов.

        Включение анимации в тренировки по теннису помогает формированию мотивации достижения успеха. Младший школьный возраст является благоприятным временем жизни для развития этой мотивации. Во-первых, у ребенка закрепляется  полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи. Во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка, к формированию устойчивого интереса к занятиям теннисом, здоровому и активному образу жизни.

Литература

1. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. - СПб.: Речь / О.А. Белобрыкина. - 2006. - 320 с.

2. Булыгина И.И. Об анимационной деятельности в туристских и спортивно-оздоровительных учреждениях / И.И. Булыгина, Н.И. Гаранин // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 1. - С. 63.

3. Голенко В.А. Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / В.А. Голенко, А.П. Скородумова. - М.: Советский спорт. - 2005. - 137 с.

4. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - 2000. - кн. 2: Психология образования.- 608 с.

5. Иванова Т. С.. Путь к мастерству. Организационные и методические основы подготовки юных теннисистов. М., 1993 г.

6. Шокин А. И. Мини-теннис. М., 2002 г.

7. Голенко В.А., Скородумова А.П. , Тарпищев Ш.А. Азбука тенниса. М., 2003г.

8. Голенко В.А, Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А.. Школа тенниса. М., 2001 г.

9. Харитонова О.О.. Использование элементов анимационной деятельности на занятиях теннисом с младшими школьниками в условиях фитнес-клуба. Физическая культура. 2007г. №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта: "Практическая деятельность учащихся на уроках химии и биологии, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков."

Данный педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естест...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Методика обучения техническим приемам на внеурочных занятиях секции большого тенниса.

При выполнении технического приема опытный теннисист сочетает сознательное отношение к своим действиям с автоматизмом ранее выработанных навыков. Соотношение этих двух моментов меняется в процес...