Физическая культура и спорт в общеобразовательной организации
статья по физкультуре (6 класс)

Балданов Жаргал Батомункуевич

         Физическая  культура и спорт – обширное педагогическое пространство. Как семь нот являются в музыке основной бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, 2 руки и ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере – всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика. Сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья по физкультуре на тему54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюкчиканская основная общеобразовательная     школа»

671601 Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюкчикан, ул. Цыденжапова, 16,

тел. 8(30131) 93-341, e-mail: school_ulukchikan@govrb.ru 

Балданов Жаргал Батомункуевич–

учитель физической культуры

МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»  

Физическая культура и спорт в общеобразовательной организации

Физическая культура и спорт - обширное педагогическое пространство. Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, 2 руки и 2 ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере - всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика. Сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.

Основными задачами физического воспитания в школе является:

  1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
  2. Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
  3. Обучение жизненно-важным двигательным умениям и навыкам.
  4. Приобретение необходимых знаний в области  физической культуры и  

     спорта.    

5.  Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими  упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха,  тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

6.   Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы.  И всё-таки особое место в  этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.

       Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных  кондиций, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.  Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры  использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступления школьных команд в различных соревнованиях (внутри школы и за её пределами). Чтобы принять участие в них могли все учащиеся, организовать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время,  укреплять спортивную материальную базу школы.

В школе создана и работает кафедра здоровьесберегающей технологии, задача которой – подготовка и проведение спортивных соревнований, дней и уроков здоровья. Внедрена индивидуальная карточка  физического здоровья ученика.

        С сентября, с началом  I четверти, начинаются уроки легкой атлетики, а так же зарядка до начала занятий, которую проводят министры спорта классов совместно с учителем физической культуры.   Все классы занимаются беговыми видами на пришкольной площадке, играют в подвижные игры, футбол, волейбол, сдают контрольные нормативы. С наступлением глубокой осени и понижением температуры переходим на кроссовую подготовку.

        Во второй четверти мы занимаемся гимнастикой, оборудование не новое, но в основном все снаряды в школе имеются. Это брусья, перекладины, канат для лазания, маты, гимнастические  конь и козёл. Третья четверть- это спортивные игры с  лыжной или кроссовой подготовкой (в зависимости от того, есть снег или нет). И завершает учебный год лёгкая атлетика.

Методика преподавания урока физической культуры такова:   

Младших школьников отличает большое желание, интерес, познавательность, активность, высокая эмоциональность. Поэтому при проведении уроков  обращаю внимание на эти качества, стимулирую их похвалой, хорошими оценками.

         В первом классе основное время уделяется на подвижные игры, обучению построения, перестроения, поворотам, выполнению тех или иных упражнений методом показа, обращая внимание не на быстроту, а на точность выполнения упражнения. Главное внимание уделяется индивидуальному подходу к ученику, исправление ошибок при выполнении упражнений, дисциплина, основанная на точном соблюдении команд,  указаний и распоряжений учителя.

        Оценки за урок не выставляются, поэтому основными критериями оценки является похвала. Кроме игр ученики обучаются сдавать контрольные нормативы по принципу кто дальше, быстрее, выносливее и т.д.

        Основная задача – привить любовь к уроку, научить - дальше будет легче работать. Во 2х-4х классах продолжается обучение базовым двигательным действиям, сдают контрольные нормативы.  Нагрузка увеличивается постепенно. Перед сдачей нормативов проводятся контрольные уроки: т.е. контрольные забеги, прыжки и т.д. Сдавшим на 5, выставляю оценки в журнал, остальным на следующий урок. После зачета – игровой урок ( подвижные игры, футбол, лапта и др.), здесь тоже нужно исходить из того, какой следующий зачет.

       Широко применяются эстафеты, старты из различных исходных положений, бег гандикапом, бег на выносливость. Например: длительный бег в течении 3х-5ти минут для 1-2х классов; 8ми -12ти минут для 3-4х классов. Обучение ведению мяча правой, левой рукой, с преодолением препятствий и т.п.

       Основы, заложенные в начальных классах, играют огромную роль в дальнейшем обучении учащихся.

В подростковом возрасте учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метанию, лазании, включая технику основных видов спорта. Обучение сложной технике видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умений и навыков.

        Интерес к уроку обеспечивается применением различных технических средств обучения,  наглядных пособий  для развития двигательных способностей, настрой учащихся на урок шуткой, задачей,  аутогенной тренировкой.

        В начале каждого раздела программы – основы знаний, поэтому каждый учащийся должен иметь тетрадь по физкультуре, где записывает правила соревнований изучаемого вида спорта, размеры площадки, год образования, техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений, страховка и самостраховка,  личные результаты при сдаче контрольных нормативов. На уроках учащиеся овладевают организаторскими навыками проведения занятий: судейство, проводят  беговые упражнения на занятиях по лёгкой атлетике, старший отделения на гимнастике, разминка в старших классах, оценка товарища при выполнении того или иного упражнения,  показ, выполняют роль помощника учителя. Ставлю задачу – научить: например - ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления движения или передачу. Обоим выставляю оценки. Первому за то, что научил, второму за то, что научился. Не удаётся на уроке – домашнее задание. Нет возможности дома – во время секционных занятий под наблюдением старшего по возрасту ученика. Во - первых - это экономия времени на уроке, во-вторых, когда учащиеся одного возраста, слабый старается быстрее научиться у более сильного, догнать его в обучении – это стимул к самостоятельному совершенствованию во внеурочное время.

Каждый урок физической культуры – это звено системы уроков, проводимых учителем в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала, конкретных тем, которые в свою очередь должны быть согласованы между собой. Кроме того, должны быть определены объём учебного материала, степень постепенного повышения нагрузок при развитии двигательных способностей с учетом переносимости  их учащимися.

       Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

 прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни. Огромную роль в физическом развитии играет и внеурочные занятия по физической культуре – спортивная секция (тренировка) и соревнования. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командным функциями, учащиеся учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать  деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д. Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания. Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей. Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения. Поэтому мы стараемся принимать участие в районных соревнованиях по различным видам спорта.. Количество учащихся,  занимающихся в спортивных секциях,  возрастает. Традиционными стали соревнования поселкового уровня, такие как: Первенство по баскетболу, Всероссийский день бега,  день села, спортивная неделя, первенство по настольному теннису, первенство по футболу.

Качество урока физической культуры и тренировочных занятий во многом зависит от уровня квалификации и авторитета учителя.Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Меры безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе

Меры безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе....

Проект по физической культуре и спорту на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника»

Проект по физической культуре на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника»       Учитель физической культ...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Представлена программа развития физической культуры и спорта в общеобразовательной организации с учетом введения ФГОС...

Справка о состоянии физической культуры и спорта, олимпийского движения в общеобразовательной организации

Справка о состоянии физической культуры и спорта, олимпийскогодвижения в общеобразовательной  организации...

Физическая культура и спорт в общеобразовательной организации

Физическая культура и спорт - обширное педагогическое пространство. Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, 2 руки и 2 но...

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - одно из решений задачи по привлечению обучающихся к активным занятиям физической культурой и спортом в общеобразовательной школе.

На сегодняшний день проблема в области физического воспитания остается масштабной. По статистике, достаточно большой процент школьников имеют проблемы со здоровьем, у многих из них стало нормой не ход...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика» (далее ...