«Методы и формы формирования мотивации у школьников в основной школе на уроках физической культуры»
материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Протопопова Лариса Анатольевна

    Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у обучающихся является очень важной и необходимой сферой деятельности учителя.  

     В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Мотивация обучающихся носит дифференцированный характер. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное    общеобразовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад

по теме «Методы и формы формирования мотивации у школьников в основной школе на уроках физической культуры»

Учитель физической культуры

Л.А.Протопопова

   

    Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у обучающихся является очень важной и необходимой сферой деятельности учителя.   

     В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Мотивация обучающихся носит дифференцированный характер. Она зависит от многих факторов: материально-технической базы школы, личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства, условий проведения урока (место проведения), особенностей воспитательной работы в классе, в семье, от социального окружения, от физической и технической подготовленности самих обучающихся и т.п. Я считаю, что поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями. Главными причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры является отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых упражнений, малая или чрезмерная физическая нагрузка, плохая организация урока. Поэтому учителю необходимо планировать свою педагогическую деятельность опираясь на правило от простого к сложному, от неизвестного к известному, от неинтересного к интересному. Необходимо отметить очень важным применение средств наглядности, учебных карточек и стендов, технических средств обучения. Наглядность — необходимое условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у школьников интереса к физической культуре, поэтому. Одним из примеров наглядности может служить деятельность самого учителя при выполнении самих упражнений, как в начале изучения, так и во время соревновательной деятельности. Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна. Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; определенное место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах и т.д. Результативные мотивы, на мой взгляд, необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого обучающегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому обучающемуся должен быть определен индивидуальный доступный результат, достижение которого должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает мотивация к занятиям физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре. Современный урок физической культуры должен обеспечивать единство обучения, воспитания и развития учащихся, ставить задачи воспитания потребности систематически заниматься физическими упражнениями. Чтобы добиться этого, мало разнообразить методы, средства и формы организации обучения, создавать игровые и соревновательные ситуации, необходимо реализовать метапредметные связи, которые подталкивают к поиску нетрадиционных форм, методов и средств проведения урока. За время своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что необходимо максимально разнообразить урок нетрадиционными формами и средствами обучения. Я стараюсь «украсить» школьный урок различными упражнениями, которые не входят в школьную программу, избегаю монотонности, повышаю эффективность занятия за счет эмоционального и соревновательного компонента и, самое главное, пробуждаю интерес у школьников к занятиям физическими упражнениями, за счет активизации познавательных процессов самоанализа. В настоящее время в практике работы учителей физкультуры используют следующие варианты нетрадиционных уроков:   

-Тренировочный урок, направленный на закрепление определённых видов движений;      

-Урок, построенный на одном движении (один из вариантов тренировочного урока);  

-Круговая тренировка, используемая преимущественно для развития физических качеств;  

-Урок, построенный на подвижных(спортивных) играх, направленный на закрепление движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях;

 -Урок-соревнование.

Конечно же, это далеко не полный перечень нетрадиционных уроков. Но у всех у них есть одно неоспоримое преимущество — они дают (в отличие от традиционных уроков) возможность обучающимся проявить творчество и инициативу. Второй отличительной особенностью таких уроков, как уже отмечалось выше, является их высокая моторная плотность (до 80 — 90 %). Поэтому от умения учителя правильно построить занятие, правильно организовать самостоятельную деятельность школьников, от разумного сочетания работы и отдыха будет, в конечном итоге, зависеть эффективность решения поставленных задач на уроке и заинтересованность учащихся предметом. Все, перечисленные выше, нетрадиционные способы организации учащихся младших классов на уроках достаточно известны, но, к сожалению, не часто применяются учителями на уроках физической культуры. В своей практике я очень часто использую метод круговой тренировки, нестандартные упражнения, которые повышают эмоциональный фон занятия и моторную плотность урока. На уроках часто присутствует соревновательный компонент, который способствует стимуляции самоанализа собственной деятельности, а это в свою очередь, откладывает свой отпечаток на мотивационной составляющей к предмету. Лишь только высокий профессионализм преподавателя и любовь к своему делу в сочетании с различными методами, формами, средствами и приёмами организации занятий дают возможность повышения мотивации учебной деятельности и заинтересованности обучающихся в предмете.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как метапредметного результата на уроках физической культуры

Данное  методическое пособие для учителей физической культуры поможет   формировать  контрольно-оценочную  самостоятельность младших школьников  на уроках физической культуры ...

Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.

Методы и формы формирования патриотических убеждений  школьников средствами художественной литературы....

Современные методы работы со школьниками,имеющими хронические заболевания на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы ,связаннные с развитием школьников на уроках физкультуры...

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 11-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО И КРУГОВОГО МЕТОДОВ

Одной из актуальных проблем совершенствования системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту является методическая проблема улучшения качества учебного процесса. Основа многокомпонент...

Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры

Цель: обобщить педагогический опыт успешного обучения физической культуре детей с ограниченными возможностями и поделиться им с коллегами.- Здравствуйте, коллеги.- Тема моего выступления: Современные ...

Формы оценивания учебных достижений школьников в основной школе

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся....

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...