Квест-игра "Подвижные игры народов России"
план-конспект урока по физкультуре (10 класс)

Максим Александрович Жданов

В публикации представлены вопросы для проведения игры на параллелях 5-6 классов и 7-8 классов, а так же подробное описание каждой игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос № 1

  1. В какой игре участники перед игрой должны запастись палочками длиной около одного метра и воткнуть их в землю вокруг водящего?

  1. Участники игры делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В паре один - (…?..), а  другой - (…?..). Определяют два столба на площадке. Пара обегает дважды вокруг столба и возвращается к своей команде, передает следующей паре свою связку тесёмок.

  1. По команде участники игры кидаются врассыпную, а водящий начинает догонять игроков. Догнав убегающего, касается его рукой и теперь он становится водящим.

  1. В какой  игре  игроки  являются  один -  «хозяин», второй -  «покупатель», а третий - ….. ?

Вопрос № 2

1

Медный пень

1

якутская

2

Салки

2

марийская

3

Вестовые

3

башкирская

4

Колышки

4

русская

Вопрос № 3

Рассказать правила игры «Салки» и продемонстрировать.



Предварительный просмотр:

 Вопрос № 1

  1. По жребию выбирают водящего (…?.. ), ему плотно завязывают глаза. Остальные частники игры приближаются к водящему и трещат деревянными палочками. Водящий идет на звук и пытается поймать игрока.

  1. Площадка делится на несколько зон. На противоположном конце поля располагается водящий (…?..).  Игроки  (…?..) разбегаются от водящего (…?.),  которые располагаются в произвольном порядке на пути к (…?..). Водящий (…?..) побеждает если сумел поймать всех (…?..).

  1. В какой игре участники перед игрой должны запастись палочки  длиной около одного метра и воткнуть их в землю вокруг водящего?

  1. Участники игры делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В паре один - (…?..), другой - (…?..). Определяют два столба на площадке . Пара обегает дважды вокруг столба и возвращается к своей команде, передает следующей паре свою связку тесёмок.

  1. По команде участники игры кидаются врассыпную, а водящий начинает догонять игроков. Догнав убегающего, касается его рукой и теперь он становится водящим.

  1. В какой игре игроки являются  -  «хозяин» и «покупатель» ?

Вопрос № 2

1

Медный пень

1

якутская

2

Салки

2

башкирская

3

Вестовые

3

марийская

4

Слепой медведь

4

русская

5

Колышки

5

осетинская

Вопрос № 3

Продемонстрировать игру «Медный пень» и рассказать правила игры.



Предварительный просмотр:

      Подвижные игры народов России

1. «Салки» (русская  народная, игра)

Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок становится водящим и должен «осалить» другого.

Правила:

1. Водящий гоняется только за одним ребенком из группы.

2. Остальные дети, бегая по площадке, следят за сменой водящих и должны убегать врассыпную от нового водящего.

2. «Вестовые» (якутская народная игра)

На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта игра, вести передавались специальными людьми — вестовыми. Они ездили на оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками.Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

Правила:1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».

2. Надо обязательно сделать два круга возле столба.

3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

3. «Колышки» (марийская народная  игра)

Перед началом игры все игроки должны запастись деревянными колышками длиной около одного метра и воткнуть их в землю вокруг водящего так, чтобы образовался круг радиусом 3—5 м. Водящий должен сначала попросить у каждого ребенка колышек, но дети могут не отдавать свой колышек, потому что в этом случае им придется становиться на место водящего.

Если все дети водящему отказали, то он начинает сердиться и пытается захватить любой колышек. Для этого он должен положить руку на выбранный колышек и громко посчитать до трех. На счет «три» водящий выбегает из круга и бежит вокруг. Хозяин круга одновременно бросается в противоположную сторону, стараясь обогнать водящего и добежать до своего колышка первым.

Тот, кто первым добежит до колышка, становится его хозяином, а проигравший становится в круг и должен водить снова.

Правила:1.  Нельзя бежать раньше слова «три», иначе старт будет повторен.

2.  Нельзя сокращать круг, срезая его наискосок.

 4. «Ястреб и утки» (бурятская  народная  игра)

Игра проводится на улице. Необходимо разделить участок на несколько зон: «камыши», «озеро». «Озеро» — это очерченная зона произвольной формы на одном из противоположных концов поля. На другом конце поля располагается «ястреб» — это ведущий, который будет ловить «уток». «Утки» должны по команде убегать от «ястреба», по дороге к «озеру» прячась в «камышах». «Камыши» — это несколько игроков, которые располагаются в произвольном порядке на расстоянии 1—1,5 м друг от друга на пути «уток» к «озеру». «Утки» спасаются сначала среди «камышей», а потом — в «озере», где «ястреб» уже не может их ловить. Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля. «Ястреб» продолжает ловить уже меньшее количество «уток». «Ястреб» побеждает, если сумел поймать всех «уток».

 Правила:1.  «Камыши» не должны сходить с места или ловить кого-нибудь из игроков руками.

2.  «Камыши» могут раскачиваться, стоя на месте, и таким образом мешать «ястребу» ловить «уток».

3.  Каждая «утка» обязана поплутать в «камышах», а не сразу бежать к «озеру», где она будет в полной безопасности.

5. «Альчики» (игра народов Дагестана)

«Альчики» (так называли в Дагестане лодыжки ног барана или козы) кладут на плоский камень у глухой стены. Каждый игрок ставит на камень по два альчика (косточки). Первый бросок каждый игрок делает из-за контрольной линии, расположенной на расстоянии 5— 10 шагов от камня (в зависимости от возраста игроков). Если игрок сумел, стоя за контрольной линией, добросить свою биту до камня и сбить с него альчик, то он забирает себе этот альчик и снова бьет по оставшимся альчикам, но уже с того места, куда отскочила от стены его бита. Если игрок промахнулся, то ход переходит к следующему игроку. Выигрывшим считается тот, кто соберет больше всех альчиков. Можно использовать вместо альчиков карандаши или палочки длиной около 10 см.

Правила:1.     Метать биту каждый игрок может своим способом.

2.     Нельзя заступать за контрольную черту или становиться ближе того места, куда отскочила бита.

6. «Кул» (ингушская  народная игра)

Для игры надо начертить на земле квадрат со стороной 0,5 м, в центре которого вырыть ямку глубиной 3—4 см и диаметром до 10 см. На эту ямку перед началом игры положат «кул»— гладкую веточку с закругленными концами, специально выструганную из мягких пород дерева (липа, тополь). Примерные размеры «кула»: длина около 10—12 см, диаметр — 2—Зсм. Эту веточку в ходе игры надо будет выбивать из ямки с помощью биты — деревянной палки (длиной около 50 см). Для этого конец биты опускают в ямку и, поддев «кул» снизу, выбивают его в сторону водящих.

Дети делятся на две команды и разбиваются на пары. Они решают, какая команда будет первой выбивать «кул». Игроки другой команды должны будут его ловить. Дети сразу договариваются, по сколько раз подряд каждый игрок может выбивать «кул» битой из ямки. Если игрок промахнулся или не сумел выбить «кул» из ямки, то он сразу передает свою очередь второму игроку из этой пары.

Игроки из другой команды должны ловить «кул» (веточку) руками. Тот, кто поймал «кул» двумя руками, получает 1 очко. Если игрок сумел поймать «кул» одной рукой, то он сразу получает 5 очков. Когда пары игроков из обеих команд попробуют свои силы в выбивании «кула», то можно переходить к подсчету очков: так определяется команда — победитель.

Правила:1.     Когда один игрок из пары выбивает «кул», второй должен отойти в сторону, чтобы не мешать ему.

2.     Дети, ловящие «кул», могут свободно перемещаться по площадке, но они тоже не должны мешать друг другу, отталкивая соперника в борьбе за пойманный «кул».

7.«Слепой медведь» (осетинская народная  игра)

Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.

По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.

Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.

Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».

Правила:1.  Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.

2.  Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками.

8.  Медный пень (башк. Бакыр букэн) — башкирская народная игра.

Правила игры: Играющие дети по два человека располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на своих стульях. Дети-хозяева становятся за ними. На произвольную башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается шагом по кругу, смотрит на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе "медный пень". С окончанием музыки останавливается около пары детей и спрашивает у "хозяина":

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой!

После этих слов "хозяин" и "покупатель" выходят за круг, встают за выбранным пнём друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнём.

Дети бегут только только по сигналу, победитель становится хозяином "пня" и игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры народов России!

Игры народов России!...

Сборник" Игры народов России"

В  сборник собраны игры народов России, таких народов, как русские, татары, марийцы, чуваши, осетины, азербайджанцы и др....

Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Народов России дружная семья"

Данное мероприятие можно провести к Дню народного единства  или к Дню толерантности....

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

программа "Игры народов России"

Программа  внеурочной деятельности по физической культуре для учащихся 1-4 классов в рамках ФГОС....

Урок физической культуры в 1 классе по подвижным играм народов России.

Формирование личностных и познавательных УУД.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12090974","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

«Игры народов России».

Физкультурный досуг, посвященный Дню народного единства...