Подвижные игры - эффективное средство физического воспитания
методическая разработка по физкультуре

Использование подвижных игр на уроках и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-effektivnoe_sredstvo_fizicheskogo_vospitaniya.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-эффективное средство физического воспитания.

I. Понятие об игровой деятельности.

        Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.

       Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, — это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации. Порой казалось, что на игру посягает бурно развивающийся спорт, вовлекающий все новые массы детей и подростков. Но этого не произошло и не могло произойти, потому что спорт и игру роднит одно и то же начало — соревнование. Они развиваются параллельными путями, тесно сближающимися между собой.

        Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают ее с трудом. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она неосуществима.

        На важную роль игры во  всестороннем развитии детей указывал А. С. Макаренко. Игру детей он рассматривал, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значение игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического воспитания детей    П. Ф. Лесгафт, считая, что она есть упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Школой подготовки детей к жизни называет игру А. С. Макаренко.      

        Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Общий смысл игры и участия в ней можно определить как дело ради самого дела. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

       Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение. В процессе игр занимающиеся выполняют достаточно интенсивную физическую работу, однако вследствие высокой эмоциональности и увлечения игрой легко переносят большие нагрузки.

II. Классификация  игр.

       Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.
     Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Деятельность играющих подчиненная правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения.  Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием игры. Разность в отношениях разрешает выделить две основных группы подвижных игр –
некомандные и командные.
      Некомандные игры можно поделить на игры с
ведущими и без ведущих. Так же
командные игры различаются на два основных вида:
игры с одновременным
участием всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты).
Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними.  Различают игры: имитационные (с подражательными действиями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и другими предметами; с сопротивлением; с ориентированием (по слуховом и зрительным сигналами). Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения.

III. Значение подвижных игр.

            Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции. С этой целью игры применяются не только в занятиях с начинающими спортсменами, но и квалифицированными спортсменами.
       Однообразие упражнений нередко вызывает у учащихся своеобразный психологический «застой», утомление, потерю интереса к занятию. Однако стоит учителю изменить форму урока: затеять соревнования на быстроту, точность и ловкость, провести игру или эстафету, то есть включить «эмоциональный рычаг», как занимающиеся забывают об усталости, продолжают работать на уроке с желанием и интересом.

       Игры  способствуют формированию характера, развитию чувства товарищества, дисциплинированности, воспитывают умению критически оценивать свои поступки, подчинять свои интересы интересам коллектива.

        В процессе игры занимающиеся выполняют достаточно интенсивную физическую работу, однако вследствие высокой эмоциональности и увлечения игрой легко переносят большие нагрузки. Они имеют и большое спортивное значение, так как именно в процессе игры приобретаются элементарные спортивные навыки.    

        Как известно, игра – это самостоятельная деятельность, в которой, дети проявляют все свои возможности. С помощью игры они развивают физические качества: ловкость, скорость, силу и т.д.; получают удовлетворение от эмоционального благосостояния, развивают моральные нормы поведения: вежливость, сдержанность, помощь ближнему, совесть; формируют психологические качества: характер, память, темперамент, мышление, самооценку; оказывают содействие повышению спортивных результатов.                    

        Каждая подвижная игра одновременно  решает сразу несколько задач.

                                                                  Задачи игры.

                 образовательные                                                         оздоровительные

                                                                 воспитательные

      Образовательные задачи. Подвижные игры развивают умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы, развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения. Одновременно с эти игры помогают воспринимать многое  и реагировать на воспринятое. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения, игроки приобретают умение быстро входить в нужный темп и ритм работы.  Занятия играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.).  Такие игры направлены на закрепление и совершенствование разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков того или другого вида спорта.

       Воспитательные задачи. Игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и,  что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. В процессе занятий игры активизируют действия игроков и вызывают проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.

           Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Игры  способствуют формированию характера, развитию чувства  дисциплинированности, воспитывают умению критически оценивать свои поступки, подчинять свои интересы интересам коллектива.  Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга.

     Оздоровительные задачи. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции.

           Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека и служит полезным средством активного отдыха. Известно, что чем разнообразнее и интенсивнее движения, тем значительнее и активнее изменения, вызываемые ими в функциях органов и систем организма. Это многостороннее влияние подвижных игр на организм человека весьма существенно. У занимающихся в зависимости от интенсивности игровой деятельности потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя. Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов.

 

IV. Обучение подвижным играм.

      Педагогический закон, трактующий, что учить других надо только тому, что хорошо знаешь сам, имеет прямое отношение к подбору и организации игр учителем.

        Игра – не случайный элемент урока, включение ее в процесс урока должно соответствовать определенным целям и задачам учебно-воспитательного процесса на данном этапе. Важно руководить игрой, направлять ее, контролировать степень возбуждения занимающихся и вовремя прекращать игру, если она будет оказывать чересчур большое физическое воздействие на организм занимающихся.    

                В методике обучения подвижным играм необходимо руководствоваться принципами дидактики. Это выражается в осознанном восприятии игр, активном участии в них, проявлении детской инициативы и творчества. Процесс обучения подвижным играм можно разделить на три важных составляющих этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

     Подготовительный этап. Успех каждой игры зависит от четкой организации и во многом от личной подготовки учителя.  Подготовка  к игре начинается с ее выбора.  Перед тем, как выбрать игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, физическую подготовленность. При подборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перемена, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для того, чтобы определить степень сложности той или иной игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.д.). Игры, которые состоят из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игр зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале можно проводить игры с построением в колонны, шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр и т.п.  Заранее готовится инвентарь, выбирается  местность, намечаются условные границы для игры, проводится разметка площадки.

              Основной этап. Прежде чем приступить к объяснению игры, следует расставить участников в исходное положение с таким расчетом, чтобы была возможность наблюдать за детьми, а дети могли видеть учителя. Изложение содержания игры должно быть кратким, логичным и последовательным. Рекомендуется придерживаться следующего плана:

  1. Название игры.
  2. Роль участников и их размещение.
  3. Ход игры.
  4. Результат.
  5. Правила.      

          Для лучшего понимания и объяснения игры учителем показываются некоторые наиболее важные моменты. Особое внимание игроков надо свернуть на правила игры. Если эта игра проводится впервые, проверить, все ли игроки понимают ее правила.

          Существуют несколько способов определения ведущего. Ведущим можно назначить  одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего могут выбрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным. Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов.

       В командных играх и эстафетах соревнуются между собой две и больше команды, а распределение игроков на команды может осуществляться  одним из следующих способов:

- с помощью расчетов;

- по указанию учителя;

- по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.

       Помощников и судей можно назначать из  учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности.

       Ответственным моментом в руководстве подвижными играми есть дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре,  можно использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длины дистанции, которую пробегают игроки; корректировать вес и количество предметов, усложнять или упрощать правила игры, вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения и анализа ошибок.

    Заключительный этап. Окончание игры должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры может вызвать неудовольствие  учеников. Во избежание этого, необходимо стараться  уложиться во время, отведенное для игры. После окончания игры подводятся итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки, отрицательные и положительные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших игроков.  В подвижных играх всегда есть побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение -  не впадать в отчаяние.

       

       Проведение игр зимой на открытом воздухе имеет свою специфику. Надо следить за тем, чтобы все участники быстро включились в игру, действовали активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго выбывают из игры. Если без этого не обойтись, надо давать какие-либо дополнительные задания (кататься на лыжах). Следует учитывать метеорологические условия. Наиболее благоприятная погода для проведении зимних игр на открытом воздухе – это температура до -10 С без ветра. При температуре ниже 16 С игры проводить не рекомендуется.

       

        V. Применение дидактических принципов в обучении подвижным играм. 
     Методика обучения подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Её эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов.  
      
Совершенствование двигательных навыков осуществляется в ходе многократных повторений, в результате которых движения становятся более правильными, экономичными. Двигательный навык должен быть доведен до известной степени автоматизма, чтобы в процессе игры разгрузить сознание для решения тактических задач.
     
Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное, активное отношение занимающихся к спортивным тренировкам и понимание изучаемого материала. Необходимо разъяснить занимающимся важность регулярных тренировок и ставить конкретные задачи перед каждым занятием. При выполнении технических приемов следует акцентировать внимание на анализе своих движений и движений партнеров. В тактических упражнениях нужно создавать такие условия, при которых поставленную задачу можно решить несколькими путями.

      Принцип наглядности тесно связан с принципом сознательности. Суть его состоит в том, что преподаватель, используя показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его.
     
Принцип систематичности и последовательности предполагает определенную систему обучения, установление логической связи между отдельными разделами и правильной последовательности прохождения материала. Реализуя этот принцип в процессе обучения, следует исходить из педагогических правил от простого к сложному, от главного  к второстепенному. Поэтому при изучении игры приходится прибегать к её упрощению. Как только после объяснения и показа создано общее представление об изучаемой  игре следует переходить  к изучению её отдельных сторон: технике игровых приёмов,  индивидуальных тактических действий, коллективных действий в защите и нападении.
     
Принцип доступности требует подбора упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.
     
Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка. Поскольку в подвижных играх навыки отличаются большой подвижностью, не следует длительное время повторять один и тот же материал в одинаковых условиях, так как это отрицательно скажется на творчестве в игре.

Игры, используемые на уроках легкой атлетики.

 
     
«Воробьи и вороны».

Место проведения - ровная площадка, спортивный зал.

Основная цель – развитие внимания, реакции, скорости.

Организация: на земле чертят 4 параллельные линии: две средние – на расстоянии 1-2 м друг от друга и две крайние – на расстоянии 10-15 м от них. Играющие разбиваются па 2 команды и располагаются вдоль средних линий спиной друг к другу, приняв положение низкого старта. Игроки одной шеренги – «воробьи», другой «вороны».

Проведение: преподаватель называет одну из команд – например, «воробьи». При этом «воробьи» быстро поворачиваются и ловят убегающих игроков другой команды – «ворон». Ловить можно только тех, кто не добежал до своей крайней линии. По свистку преподавателя команды вновь возвращаются на свои места. Пойманных игроков «берут в плен», то есть они переходят в команду соперников.

«Встречная эстафета».

Место проведения – беговые дорожки.

.Инвентарь – эстафетные палочки.

Основная цель – развитие скорости.

Организация: в игре участвуют две команды. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку номеров. Команды в свою очередь делятся на 2 группы, которые выстраиваются друг против друга в колонны по одному на расстоянии 30-40 м: на одной стороне – четные номера, на другой – нечетные.

Проведение: по сигналу преподавателя первые номера бегут к колонне, стоящей, напротив, и передают эстафету первому номеру, а сами становятся в конец колонны. Получив эстафету, вторые номера бегут и передают ее третьим номерам и т.д. Бег можно начинать только после получения эстафеты. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

«Круговая эстафета».

Место проведения – ровная площадка.

Инвентарь - флажки (жгут, эстафетные палочки).

Основная цель- совершенствование техники бега на поворотах, развитие скорости.

Организация: на земле чертят круг (диаметром 10-20 м) и намечают его центр. Играющие разбиваются на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по радиусу круга (спиной к центру). Первые игроки команд стоят на линии круга, держа в руках какой-нибудь предмет (флажок, жгут).

Проведение: преподаватель становится в центр круга. По его сигналу первые игроки команд обегают круг в заданном направлении. Как только они убегают, на линию круга становятся следующие игроки. Обежав весь круг, головной игрок передает флажок второму игроку, а сам становится в конец своей колонны. Игрок, получивший флажок, также обегают круг и т.д. Последний игрок обегает круг и передает флажок преподавателю. Выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету.

«Беги со мной – убегай».

Место проведения – площадка.

Основная цель - совершенствование техники бега на поворотах, развитие скорости.

Организация: игроки становятся по кругу по 3-4 человека в затылок.

Проведение: водящий бежит вдоль круга и, касаясь ладонью стоящего за внешней линией игрока, приказывает: «Беги со мной» (или «Убегай»). По команде «Беги со мной» осаленный ряд должен попытаться как можно скорее обежать круг и вернуться на свое место. Причем игроки бегут в том же направлении, что и водящий. Если водящий крикнет: «Убегай», то игроки ряда должны обежать круг в обратном направлении. Водящий занимает место в этом ряду. Игрок, прибежавший последним, становится водящим

«Красные и синие».

Место проведения – беговая дорожка, футбольное поле.
Основная цель – развитие реакции, ловкости, скорости.
Организация: размечаются три параллельных линии. Две первые, которые находятся на расстоянии 5-7 метров одна от второй, называются стартовыми линиями. Третья линия – финишная, находится на расстоянии 15-20 метров от ближайшей стартовой линии. Участники делятся на две команды, например, красных и синих. Команда красных находится на одной стартовой линии, команда синих на второй. Игроки команды, которые находятся на стартовой линии, расположенной ближе к финишной, занимают одно из положений (сидя, лежа), а
игроки, расположенные на другой стартовой линии, занимают положение высокого или низкого старта.
Проведение: после сигнала учителя  игроки обоих команд начинают бежать. Задача игроков, которые стартуют от первой к финишу линии – быстрее добежать к финишу, не дав себя догнать игрокам другой команды, которая стартует с другой линии. Настигнутым считается игрок, если его затронули рукой. За каждого настигнутого игрока команда получает одно очко. Игру проводят несколько раз. При проведении следующего забега игроки меняются местами.
Выиграет команда, которая набрала больше очков.

«Комбинированный бег».

Место проведения – беговая дорожка.
Основная цель – развитие скорости.

Организация: на расстоянии 20-25 метров от стартовой линии чертится столько параллельных линий, сколько игроков в команде. Расстояние между линиями один метр.
Проведение: за линией старта в колонну по одном выстраивается несколько команд. Каждому участнику присваиваются порядковые номера. Бегуны стартуют с высокого или с низкого старта. После сигнала учителя первые номера бегут к первой линии и, наступив на нее ногой, возвращаются обратно. Прибежав за стартовую линию они касаются рукой игроков под вторым номером, которые в свою очередь бегут ко второй линии и наступив на нее, возвращаются за линию старта, затрагивают игрока под номером три и т.д. Повторяется игра парное количество раз. При втором забеге игры первые номера бегут к последней линии, вторые номера бегут к предпоследней линии и т.д. Последний участник в команде бежит к первой линии.

Выиграет та команда, которая выполнит задание быстрее.

                                                     «Перетяни канат».

Место проведения – площадка.

Инвентарь – канат.

Основная цель- развитие реакции и силы.

Организация: играющие делятся на 2 команды и располагаются на противоположных сторонах площадки. На расстоянии 10-15 м от расположения каждой команды чертятся две параллельные линии. Внутри образовавшегося квадрата кладут канат длиной 15 м, свернутый в кольцо (концы каната свободны и выпущены на 1 м  в стороны).

Проведение: по команде преподавателя «Внимание – марш!» все бегут к центру площадки и, взявшись за канат, стараются перетащить его на свою сторону. Игра продолжается 1-2 мин. Выигрывает команда, перетянувшая весь канат (или большую его часть) за свою линию.

                                                        «Кто быстрей».

Место проведения – площадка или спортивный зал.

Инвентарь – гимнастическая палка.

Основная цель – развитие быстроты реакции.

Организация: игроки делятся на две группы. Каждая группа становится на расстоянии 3-4 м от преподавателя вправо или влево.

Проведение: преподаватель, поставив гимнастическую палку концом на пол, другой конец поддерживает рукой, чтобы она не упала. Одновременно со свистком он убирает руку. Игроки (по одному из каждой группы) должны подбежать и поймать палку, не дав ей упасть на пол.

                                                               

                                                        «Достань мяч».

Инвентарь – мячик, шнурок.

Основная цель – усвоение ритма выполнение последних трех шагов и отталкивание.

Организация: подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам высоте. Установить  очередность выполнения упражнения.
Проведение: ученик выполняет три шагу разбега, отталкивается одной ногой и старается затронуть рукой подвешенного на шнурке мячика. Высота, на которой подвешенный мячик, постепенно увеличивается. Для того, чтобы знать, на сколько сантиметров поднимается мячик, нужно на шнурке каждых пять сантиметров завязывать узелок Для определения личного или командного первенства за каждый удачный прыжок начисляется одно очко. Удачным
считается прыжок, если ученик затронул рукой мячика. На каждой высоте выполняется одна попытка.

                                                                 

                                                                   «Кто дальше».
Место проведения – сектор для прыжков в длину.
Инвентарь – измерительная лента.
Основная цель – научиться отталкиваться и приземляться.
Организация: провести  в яме с песком на всю ее ширину  три – пять линий. Отступ между линиями 20-30 см. Линии пронумеровать. Первая  линия проводится на расстоянии 2 м от места отталкивания (доски), и имеет наименьший порядковый номер, вторая - на единицу больше и т.д. Например, первая от планки линия имеет № 1, вторая  № 2, третья  № 3 и
т.д. Учеников поделить на две команды и выстроить  в колону по одном. Строят учеников через одного: один ученик с одной команды, второй – из другой.

Проведение: учитель наблюдает за местом отталкивания и приземление, сразу подсчитывает очки, которые набрал каждый ученик. Подсчет очков проводится так: ученик выполняет прыжок (без заступа), приземляясь за 1 линию, получает 1 очко, за 2 линию – 2 очка и т.д. Командное первенство определяется путем подсчета всех очков, которые набрали участники команд.

                                                                   «Кто выше».
Место проведения – сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь – резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мел двух
цветов.
Основная цель – изучение опыта соревнований и привычки идти на риск.
Организация: принимают участие две команды. Участники имеют порядковые номера, прыгают поочередно. Каждый участник выбирает для себя высоту, которую будет одолевать, и заявляет об этом тренеру. Тем временем, каждый участник одолевает только одну высоту. Каждой команде присваивается цвет. Ход командной борьбы отображается на стойках для прыжков цветным мелом (по цвету команды). Отметки одного цвета делаются на одной стойке, а второй – на второй.
Проведение: к началу соревнований пометки мелом находятся на одной высоте. На каждую заявленную участником высоту дается три попытки. За каждую взятую участником высоту команде начисляются очки, которые отвечают взятой высоте.
Например: минимальная высота 100 см оценивается в одно очко, 105 см оценивается в два очка, 110 см оценивается в трех очки и т.д. Таким образом, каждая следующая высота, которая поднимается через пять сантиметров, оценивается на одно очко больше предшествующей.
Та команда, которая набрала больше очков, побеждает.

«Охотники и утки».

Место проведения – ровная площадка.

Инвентарь – 2 волейбольных мяча.

Основная цель – совершенствование метания в цель, развитие ловкости.

Организация: играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток». «Охотники» выстраиваются по кругу за чертой его или за начерченными линиями, разделившись пополам. «Утки» произвольно располагаться в середине круга или прямоугольника.

Проведение: задача «охотников» - перебрасывая между собой два волейбольных мяча, стараться ударом мяча «подстрелить» (осалить) «уток». «Утки», убегая и прыгая внутри круга, увертываются от мяча. Когда все утки будут подстрелены,  руководитель отмечает затраченное «охотниками» время. Играющие меняются ролями, и игра продолжается. Выигрывает команда, затратившая меньше времени. Можно игру проводить на время. Отмечается, кто больше «настрелял уток» за это время.

Правила: бросая мяч, нельзя переступать линию круга; в голову пятнать нельзя; если в «утку» попал мяч, отскочивший от пола, то осаленной она не считается.

                                                               

                                                                       «Кто точней».
Место проведения – футбольное поле, ровная площадка.
Инвентарь – мячи для метания и 10-12 булав или кеглей.
Основная цель – научиться метко метать мяч.
Организация: начертить на земле два круга диаметром от 5 до 8 метров, которые находятся один от другого на расстоянии от 15 до 20 метров. В каждом круге расставленные булавы или
кегли. Напротив каждого круга находятся команды, участники которых построены в колонну по одному.

Проведение: цель игры - сбить мячом булавы. Игра может проводиться на время продолжительностью 5-6 минут или к тому времени, пока одна из команд не собьет  все булавы.

«Сильный бросок».

Место проведения – площадка или спортивный зал.

Инвентарь – мяч баскетбольный, мячи теннисные (по количеству игроков).

Основная цель – научиться метко метать мяч.

Организация: играющие, разделившись на две команды, становятся одна против другой за линиями, проведенными на расстоянии 18-20 метров одна от другой. На расстоянии 3 м от каждой линии проводится (ближе к середине площадки) еще по одной параллельной (городской) черте. Посередине площадки кладется баскетбольный мяч. Всем игрокам дается по одному теннисному мячу.

Проведение: по сигналу играющие из-за своих линий бросками малых мячей в баскетбольный мяч стремятся перекатить его за городскую черту противника. Выигрывает команда, выполнившая эту задачу.

Правила: метание в ходе игры разрешается проводить без определенной последовательности. Подбирая мячи, нельзя заходить за свою городскую черту.


                                                             
«Кто сильней».
Место проведения – футбольное поле, равная площадка.
Инвентарь –  набивной мяч весом 2 или 3 килограмма, в соответствии с возрастом учеников.
Основная цель- заинтересовать учеников к толканию ядра, развитие силы.
Организация:  чертятся две линии на расстоянии 5-10 метров (в зависимости от возраста)
В игре принимают участие две команды, расположенными за двумя линиями, одна напротив второй. Все участники команды имеют порядковые номера, а также каждая команда имеет свой порядковый номер.
Проведение: жеребьевкой устанавливается команда, которая первой вступает в игру.
Участник первой команды под номером первым толкает набивной мяч на площадку второй команды. Участник под первым номером второй команды в свою очередь толкает мяч на площадку первой команды, но он должен выполнить толкания из места приземления мяча. Второй номер первой команды толкает мячик на площадку соперника с тем же условием. Игра продолжается таким образом до тех пор, пока одна из команд не оттиснет другую команду на ее
территории так далеко, что последняя уже не сможет перетолкнуть набивной мяч за границы своей площадки.

                                                             

                                                      «Попади в обруч».
Место проведения – небольшая площадка.
Инвентарь – гимнастический обруч, набивной мяч.
Основная цель – научиться толкать мяч под правильным углом.
Организация: подвесить обруч на высоту 2,5-3 метра над землей. На  расстоянии 3-4 метров от места, над которым подвешен обруч, провести линию от которого будут толкать мяч. Одна команда становится за этой линией, а вторая занимает место на второй стороне от обруча на расстоянии 3-4 метры от него.
Проведение: ученики одной команды поочередно толкают мячик, так, чтобы он пролетел через обруч. Ученики второй команды в настоящее время, подают мяч ученикам, которые его толкают. После того как все ученики сделали по одной попытке, команды меняются местами. Каждое попадание в обруч оценивается в одно очко. Ученик, который не попал в обруч, или задел его мячом, штрафуется одним очком. Выиграет команда, которая набрала большее количество очков.

                          Игры, используемые на уроках спортивных игр.

«Перебрасывание мяча».

Инвентарь – 4 баскетбольных мяча.

Основная цель – отработка передач мяча на точность.

Организация: на площадке размечают квадрат 25х25 м или 30х30 м. В центре квадрата чертят круг диаметром 3 м. Играющие делятся на 4 команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу на одной из сторон квадрата (лицом к центру). Первые игроки (правофланговые) каждой команды становятся в круг (лицом к своей команде), держа в руках по мячу.

Проведение: по сигналу  преподавателя каждый из них бросает мяч игроку своей команды, стоящему с правой стороны. Как только тот поймает мяч, игрок из круга бежит к своей команде и становится в шеренгу с левой стороны. Игрок, поймавший мяч, бежит в круг и бросает оттуда мяч следующему игроку своей команды (стоящему справа) и т.д. Выигрывает та команда, в которой первый игрок быстрее вернется в круг.

Правила: если мяч не доброшен до игрока, бросавший поднимает его и, встав в круг, бросает вторично; если мяч не пойман, то за ним бежит игрок, не поймавший его.

«Эстафета с мячами».

Инвентарь – 3 баскетбольных мяча.

Основная цель – совершенствование передач мяча «из рук в руки»

Организация: играющие делятся на 3 команды и выстраиваются в колонны по одному. В руках у первых  игроков по 2 мяча.

Проведение: по сигналу преподавателя они поворачивают туловище направо (не отрывая ступней) и передают левой рукой мяч сзади стоящему игроку. Затем, поворачиваясь налево, передают ему правой рукой другой мяч. Вторые игроки, получив мячи, обегает по очереди «змейкой» каждого игрока своей команды и, встав в голову колонны, снова передает мячи назад, и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

«На погрузке арбузов».

Инвентарь – 12-20  баскетбольных мячей.

Основная цель – совершенствование передач мяча «из рук в руки»

Организация: команды построены в шеренги с интервалом два шага между игроками. Сбоку от правофланговых уложены по 6-10 баскетбольных или набивных мячей.

Проведение: по сигналу участники передают мячи по цепочке на левый фланг, где крайний левофланговый складывает их в обозначенном месте. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Вариант: команды построены в колонну по одному в стороне от линии передачи. По сигналу они должны быстро образовать цепочку и начать выполнять задание.

«Коридоры».

Инвентарь – мяч баскетбольный.

Основная цель – совершенствование передач мяча.

Организация: на площадке у лицевых линий отмечаются два коридора шириной 1-1,5 м. В каждом коридоре находятся по одному игроку из команды противника, и больше ни один игрок не имеет права входить в эти коридоры.

Проведение: задача игры заключается в том, чтобы посредством передач (без ведения) отдать мяч своему игроку, находящемуся на половине противника. Каждый мяч, пойманный игроком, находящимся в коридоре на половине противника, считается за гол. После каждого забитого мяча игра возобновляется снова  с центра поля.

«Ловец и перехватчик».

Инвентарь – мяч баскетбольный.

Основная цель – совершенствование передач мяча.

Организация: играющие располагаются по кругу. В середине стоят два игрока. Один из них «ловец, другой – «перехватчик».

Проведение: играющие передают мяч друг другу по кругу и выбирают удобный момент для того, чтобы сделать передачу своему партнеру – «ловцу». Последний старается открыться, чтобы получить передачу, а «перехватчик» стремится перехватить мяч. Игра длится до тех пор, пока все игроки не побывают в роли «перехватчика».

«Поймай мяч».

Инвентарь – мяч баскетбольный.

Основная цель – совершенствование передач мяча.

Организация: играющие образуют большой круг. Расстояние между игроками 1-2 м.

Проведение: Участники получают мяч, который должен передаваться от игрока к игроку. За кругом находится водящий. Он пытается поймать мяч. Игрок может перебрасывать мяч только соседу справа или слева, причем выбор направления передачи предоставляется игроку. Если водящему  удается перехватить мяч, он заменяется тем игроком, который последним дотронулся до мяча.

«Мяч ловцам».

Инвентарь – мяч баскетбольный.

Основная цель- отработка перехвата мяча.

Организация: прямоугольную площадку двумя линиями делят на три равные зоны. В 1 м от лицевых границ проводят еще по одной линии. Перед началом игры команды располагаются  в своей зоне и посылают двух игроков в тыл противника за дальнюю линию его зоны.

Проведение: мяч выбрасывается в игру в центре площадки между двумя разыгрывающими, которые стараются послать его своим игрокам. Команда, к которой попал мяч, быстро занимает среднюю зону, а соперник остается в своей зоне, блокируя бегущих за спиной ловцов команды противника. Одному из них в течение 15 сек должен быть передан мяч из средней зоны. Если это удастся сделать, команде начисляется очко. Если же мяч перехвачен, то наступавшая команда быстро отходит назад в свою зону, а в зону устремляются игроки, перехватившие мяч. Они могут передавать мяч друг другу стремясь направит его своим ловцам.

«Салка и мяч».

Инвентарь – мяч баскетбольный.

Основная цель – совершенствование передач мяча в движении.

Организация – выбрать из числа играющих одного водящего.

Проведение: игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Водящий, если представиться момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим. Правила игры разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его.

«Слалом с мячом».

Инвентарь – мячи баскетбольные (по количеству пар).

Основная цель – совершенствование ведения мяча.

Организация: учащиеся располагаются попарно. На каждую пару один баскетбольный мяч. Один в паре – ведущий (без мяча), второй – ведомый (с мячом).

Проведение: по сигналу ведущие медленным бегом перемещаются по площадке. Ведомые с ведением мяча должны повторять его путь. За потерю мяча ведомому засчитывается штрафное очко. Через определенный промежуток времени играющие меняются ролями.

«Мяч в кольцо».

Инвентарь – мячи баскетбольные.

Основная цель – совершенствование бросков мяча в корзину.

Организация: команды строятся  в колонны по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2-3 и белее метров.

Проведение: по сигналу первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем ловит мяч и передает второму участнику, который выполнят то же задание, и т.д. Игроки поочередно бросают мяч обусловленным способом. Выигрывает команда, набравшая большее число попаданий.

Вариант игры: игрок, не попавший в корзину, обязан, поймав мяч, обежать с ним стойку, находящуюся на расстоянии 5-6 м позади колонны, и только тогда передать мяч следующему участнику. Выигрывает команда, первой закончившая игру.

«Передал – садись».

Инвентарь – мячи баскетбольные (по количеству команд).

Основная цель – отработка передач на точность.

Организация: играющих выстраивают в колонны. Перед ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках.

Проведение: по сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди первым игрокам в колонне, которые ловят его и возвращают капитану тем же способом, после чего принимают положение «упор присев». Затем следуют передачи вторым, третьим игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это быстрее, побеждает.

«Гонка мячей».

 Инвентарь - 2 баскетбольных мяча.

Основная цель – отработка передач мяча на точность.

Организация: играющие встают по кругу, рассчитываются на первые и вторые номера. В каждой группе выбирается водящий, который должен стоять на противоположной стороне круга.

Проведение: по сигналу ведущие начинают передавать мяч только игрокам своей группы в одном направлении. Выигрывает команда, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Затем дети выбирают другого водящего и игра повторяется, но в другом направлении. По договоренности игру можно повторять 4-6 раз.

                           

                             «Не давай мяч водящему».

Инвентарь – мяч баскетбольный.

Основная цель - отработка передач мяча на точность.

Организация: все играющие, кроме двух-трех водящих, становятся по кругу и начинают перебрасывать между собой баскетбольный мяч.

Проведение: задача водящих, находящихся в круге, коснуться мяча рукой. На место водящего, который осалил мяч, идет тот, кто не сумел точно передать мяч товарищу по кругу.

Правила: если мяч выкатился за пределы круга, за ним может бежать любой игрок. Если завладеет мячом водящий, его место в круге занимает игрок, потерявший мяч.

Игру можно усложнить, введя в нее правило трех секунд. В течение этого времени игрок должен перебросить мяч партнеру.

Усложняя игру, можно предложить играющим делать передачи на ходу. Это облегчает задачу водящих, но усложняет действия тех, кто владеет мячом (нельзя делать пробежки, двойное ведение). Число водящих, в зависимости от подготовленности игроков может быть увеличено или сокращено.

«Двумя мячами через сетку».

Место проведения – волейбольная площадка.

Инвентарь – сетка волейбольная, 4 мяча волейбольных.

Основная цель – научиться ловить мяч.

Организация: играющие делятся на две равные по числу команды, которые становятся на двух половинах площадки в два-три ряда.

Проведение: каждая команда получает волейбольный мяч и по свистку судьи перебрасывает его через сетку на сторону противника. Переброска мячей продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажутся одновременно два мяча. Дается свисток, игра останавливается, и команда, на стороне которой оказалось два мяча, проигрывает другой команде одно очко. Мячи возвращаются в команды, снова (по сигналу) начинается их переброска.

Игра заканчивается, когда одна из команд наберет десять очков. Игроки могут поменяться сторонами площадки и повторить игру.

Правила: игра останавливается, если допущены следующие ошибки: мяч пролетел под сеткой или сразу попал за границу площадки противника, оба мяча оказались одновременно на стороне противника. Если мячи столкнулись в воздухе при подаче, игроки повторяют подачу мячей. Если игрок бросил мяч через сетку до свистка, его команда проигрывает очко.

Когда игра освоена, командам можно дать по два мяча, которые одновременно вводятся в игру. Тогда очко проигрывает команда, на половине которой оказались одновременно три мяча.

                                                                                                                                      

Игры, используемые на уроках лыжной подготовки.

«Лыжники, на места!»

Место проведения – лыжня.

Инвентарь – лыжи, палки.

Основная цель – развитие внимания  и скорости.        

 Проведение: все играющие медленно продвигаются на лыжах по замкнутому кругу друг за другом. Учитель находится вне круга и передвигается на лыжах без палок. Подъезжая к любому из играющих. Он говорит: «За мной!», после чего, приглашенный втыкает в снег лыжные палки и следует за учителем. Так учитель собирает многих или всех, уводит их в сторону от круга, где остались лыжные палки. И неожиданно подает команду: «Лыжники, на места!»  Играющие вместе с учителем стремятся скорее вернуться в круг и занять места у любых палок. Игрок, оставшийся без палок, становится водящим. Он выполняет ту же роль, что и учитель в начале игры.

«Быстрый лыжник».

Место проведения – ровная укатанная площадка.

Инвентарь – лыжи, флажки.

Основная цель – развитие скоростных качеств.          

Организация: игроки выстраиваются шеренгой на лыжах без палок. На расстоянии 40-50 метров от старта флажками обозначена линия финиша.

 Проведение: по сигналу учителя все бегут на лыжах к финишной линии. Выявляются участники, занявшие первые три места. Затем бег проводится в обратном направлении, и в нем участвуют все, кроме призеров. Между шестеркой лучших можно провести финальный забег. В смешанных классах проводят общий старт раздельно для девочек и мальчиков.

Вариант: можно проводить бег с палками, на одной лыже (отталкиваясь другой ногой), а также бег с поворотом и возвращением назад.

«Сороконожки на лыжах».

Место проведения- параллельные лыжни.

Инвентарь – длинная веревка, флажки.

Основная цель- совершенствование ранее изученных ходов.

Организация: Участники делятся на две команды и строятся по одному на расстоянии 2-3 м один от другого в колонне. Расстояние между командами не менее 3 м. Лыжники без палок держатся за длинную веревку. Отмечается стартовая и финишная черта.

Проведение: по сигналу игроки, держась за бечевку, бегут к финишу. Команда, прибежавшая первой в полном составе, считается победительницей.

Правила: все лыжники должны бежать, держась за веревку. Если игрок отпустил ее, он должен догнать свою колонну и ухватиться за бечевку. В противном случае команда получает штрафное очко.

«Подними предмет».

Место проведения - пологий склон.

Инвентарь - флажки, лыжи.

Основная цель- закрепление навыков спуска с гор.

Организация: вдоль лыжни, полого спускающейся со склона, расставлены флажки или другие предметы.

Проведение: играющие поочередно спускаясь со склона, стараются поочередно поднять как можно больше предметов. Побеждает команда, собравшая больше предметов.

Вариант: первым номерам дают 3-4 флажка, которые они должны, спускаясь со склона расставить вдоль лыжни. Вторые номера, в свою очередь, должны собрать эти флажки и т.д. Выигрывает команда, первой завершившая эстафету и сделавшая при установке и сборе флажков меньше ошибок.

«Борьба за флажки».

Место проведения – площадка.

Инвентарь – лыжи, флажки.

Основная цель – совершенствование ранее изученных ходов, развитие быстроты и выносливости.

Организация: две команды выстраиваются в разомкнутых шеренгах на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу. Расстояние между командами 30-40 м. На середину площадки, на равном расстоянии от обеих команд, ставятся флажки в 1,5-2 м один от другого.

Проведение: по сигналу обе команды стараются первыми добежать до флажков, на ходу взять правой рукой по одному из них и занять место противоположной команды, развернувшись лицом друг к другу. Выигрывает команда, которая собрала больше флажков.

«Внимание, кубик!».

Место проведения – хорошо укатанный пологий склон.

Инвентарь – лыжи, кубики.

Основная цель – закрепление техники спуска со склона.

Организация: играющие постоены на вершине склона в шеренгу с интервалом 2 м.

Проведение: каждый лыжник, спускаясь вниз по своей лыжне, должен пропустить кубик, лежащий на лыжне, между разведенными лыжами.

Правила: лыжи следует развести непосредственно перед кубиками, затем сразу свести.

«Сумей догнать».

Место проведения – площадка.

Инвентарь – лыжи.

Основная цель – развитие быстроты двигательной реакции.

Организация: участники выстраиваются в две колонны по одному. Расстояние между колоннами 5-6 м.

Проведение: по сигналу учителя команды начинают передвижение, сохраняя равновесие. По команде учителя «Направо» («Налево») игроки стараются повернуться в указанную сторону и убежать от соперников, которые пытаются их догнать и осалить рукой. Побеждает команда, осалившая большее количество соперников.

Игры, используемые на подвижных переменах.

«Курица и ястреб».

Организация: играющие становятся в колонну по одному. Каждый из них кладет руки на пояс стоящему впереди игроку.

Проведение: головной игрок колонны широко расставляет руки в стороны. Он – «курица». Другой игрок «ястреб» - встает лицом к колонне и должен поймать последнего игрока колонны  «цыпленка». «Курица» пытается помешать «ястребу» широко расставленными руками. Все игроки помогают «курице» тем, что, крепче держась друг за друга, повторяют все ее движения. Если «ястребу» удается схватить «цыпленка», то «курица» и «ястреб» меняются ролями.

«Погоня по кругу».

Инвентарь – жгут или другой предмет.

Организация: играющие становятся по кругу вплотную друг к другу. Водящий располагается за кругом и держит в руках жгут.

Проведение: по команде  водящий  бежит по кругу и, не останавливаясь, кладет жгут позади одного из играющих. Как только игрок это обнаружит, он хватает жгут и бросается в погоню за водящим, стараясь ударить его жгутом раньше, чем тот займет освободившееся место. Если это удается, они меняются местами, и погоня продолжается – до тех пор, пока свободное место не будет занято. Если водящему удастся  сделать полный круг и взять положенный жгут, то прозевавший игрок становится водящим.

«Перетягивание на свою сторону».

Организация: на площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 7-8 м друг от друга. Команды выстраиваются в шеренги напротив друг друга на середине расстояния между линиями.

Проведение: по сигналу  преподавателя каждый игрок старается перетащить стоящего напротив соперника за черту своей команды. Игра продолжается 1 мин. Выигрывает команда, перетянувшая за это время большее количество соперников

«Корзинки».

Организация: играющие делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки.

Проведение: Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга. Один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока любой пары. Играющий, чье имя названо, убегает, на его место встает игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.

.

«Рыбаки и рыбки».

Организация: дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре водящий («Рыбак»), он вращает шнур с грузом по кругу.

Проведение: играющие («Рыбки») внимательно наблюдают за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он коснулся их ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.

«Заводила».

Организация: играющие стоят в кругу, водящий стоит спиной к ним. Он не должен знать, кого из играющих дети выбрали заводилой.

Проведение: Заводила – это игрок, который выполняет различные упражнения на месте, а играющие повторяют эти упражнения за заводилой. Водящий становится в круг и наблюдает за играющими, пытаясь определить, кто из них заводила. Заводила меняет упражнения незаметно для водящего, когда тот находится к нему спиной. Если водящий отгадает заводилу, они меняются с ним местами.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство физического воспитания и сохранения здоровья детей.

Использование подвижных игра для развития физических качеств школьников....

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослы...

«Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Подвижные игры представляют собой одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически любого занятия. Главным содержанием подвиж...

Тема проекта: «Подвижная игра, как средство физического воспитания»

Проект направлен на воспитание здорового духа, помогает добиваться успехов, быть готовыми к преодолению трудностей. Разработанный проект занятий с обучающимися позволяет решать задачи по сохранению и ...

«Подвижные игры как средство физического воспитания при обучении лыжной подготовке детей младшего школьного возраста»

 На современном этапе, в связи с внедрением в общеобразовательной школе новых стандартов образования (ФГОС), наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе долже...

Гайнуллова Альбина Исламовна, воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Гайнуллова Альбина Исламовна,воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитац...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...