Адаптированная программа по физической культуре 2 класс 2023-2024
рабочая программа по физкультуре

Адаптированная программа по физической культуре 2 класс 2023-2024

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»

Рабочая  программа, рассмотрена на заседании МО

Протокол №  

 от

«Согласовано»

Заместителем  директора по УВР

«Утверждено»

Приказом директора ЧОУ   «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»

   от

Адаптивная  программа учебного  предмета

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

(наименование учебного предмета)

2 класс

 (уровень  образования)

99  часов

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Тюлюмова Алена Геннадьевна, учитель физической культуры

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Программа разработана на основе адаптированной начальной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗПР вариант 7.2

Югорск, 2023 г.

Название программы

Адаптированная рабочая программа по физической культуре  для обучающихся 1-4 класса с ЗПР осваивающих АООП НОО (вариант 7.2)  разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для учащегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающего по программе с ЗПР (вариант 7.2) составлена в соответствии

 - С федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

- Примерной авторской  программы  «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич.

  - АООП НОО ОВЗ обучающихся   с ЗПР (вариант 7.2)

  - Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в    Российской Федерации";

  - Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования».

  -Приказ а Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г № 345 № «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ  Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г № 233 « О внесении изменений в   федеральный  перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г № 345»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

-

Цели программы. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт) в качестве основных задач реализации содержания предмета адаптивная физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) выделяет следующие:

1.Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

2.Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств).

3.Соотнесение самочувствия с настроением,        собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

4.Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств.

5.Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:    велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры,  и других.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ПАООП) (2 вариант) целью занятий адаптивной физической культурой определяет повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основные задачи:

1.Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2.Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, играть в спортивные игры;

3.Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Исходя из этого, целью рабочей программы по адаптивной физической культуре (2 вариант)для 1 дополнительного класса является оптимизации физического состояния и развития ребенка.

Задачи:

1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.     2. Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3.Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5.Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

 

Общая характеристика предмета.

Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. В примерной рабочей программе представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельност

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Знания о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.

Способы физкультурной деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

Лыжная подготовка (теоретический раздел)

Овладеют теоретическими знаниями: «Лыжный спорт – зимний вид спорта», «Лыжный инвентарь» «Как ухаживать за лыжами», «Стили вождения лыж», «Польза лыжного спорта».

Подвижные игры

На материале «Лыжная подготовка», Эстафета «Лыжный спорт»

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»:«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».

Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Раздел «Корригирующие упражнения» осваивается в течении всего года, направлен на укрепление мышц, формированию правильной осанки

Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два урока), а также сочетания подвижных и коррекционных игр. В разделе используются следующие виды коррекционных игр:

-формирование способности вести совместные действия с партнером;

-развитие тактильной чувствительности;

-активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию

Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих упражнений происходит в течение двух уроков при этом могут быть использованы разные предметы в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся. Освоение правил одной коррекционной подвижной игры также происходит в течение двух уроков.

Предусмотрены следующие виды работы на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по словесной инструкции.

Место предмета в учебном плане. Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана и для 2 варианта ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура.

       Система оценки достижений.

В соответствии с требования ФГОС НОО обучающихся с ЗПР оценке подлежат личностные, метапредметные и предметные результаты.

      Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

      Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) , обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи.  

    Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся с ЗПР к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах: - достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;  -достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов; - достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В 1 классе текущий и итоговый контроль успеваемости обучающихся осуществляется учителем по безотметочной системе.

Оценка предметных результатов осуществляется вербально.

Формы контроля:

-нормативы, в соответствии с программой

Контрольно-измерительные материалы.

Таблица нормативов в соответствии с программой 1 класса

Тематическое планирование

п/н

Разделы,темы

Количество часов

1

Легкая атлетика

 25  ч

2

Корригирующие упражнения

30 ч

3

Гимнастика

20ч

4

Подвижные игры

27ч

Итого

102 ч

Календарно тематическое планирование  адаптированной  программы  

 учебного предмета  физическая культура

102 часа

Тема урока

Дата

Основные виды деятельности

Виды контроля

План

Факт

Вводный урок.

Сведения о физической культуре.

Назначение спортивного инвентаря и оборудования. Правила поведения при занятиях физической культурой.

тестирование

2-3

Строевые упражнения Ходьба.

Построения, общеразвивающие и корригирующие упражнения, ходьба и бег. Развитие общей выносливости. Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем.

текущий

4-5

Строевые упражнения Ходьба.

текущий

6-7

Ходьба и бег

Корригирующие упражнения

текущий

8-9

Корригирующие упражнения

учетный

10-11

Комплекс О.Р.У. Ползание

Принятие исходного положения для построения и перестроения. Основная стойка. ОРУ без предметов. Ходьба и бег за учителем. Корригирующие дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос).

Развитие координационных способностей. Развитие мелкой моторики рук.

Построение. Ходьба и бег противоходом.. ОРУ с предметами. Подлезание под препятствия на животе.

текущий

12-13

Комплекс О.Р.У. Ползание

текущий

14

Ходьба и бег

текущий

15

Ходьба и бег

учетный

16

Упражнения для развития равновесия.

текущий

17

Коррекция нарушений здоровья. Комплексы упражнения для развития мышц плечевого пояса.

Лечебно- оздоровительные упражнения для коррекции заболеваний и нарушений здоровья. Коррекционная игра для развития мелкой моторики рук

текущий

18

Коррекция нарушений здоровья

текущий

19

Коррекция нарушений здоровья. Коррекция нарушений здоровья. Комплексы упражнения для развития мышц ног.

учетный

20

Упражнения        в равновесии

Развитие координационных и силовых способностей. Коррекционная игра для развития способности ориентирования в пространстве.

текущий

21

Упражнения        в равновесии

текущий

22

Упражнения        для  развитие мелкой моторики.

учетный

23

Корригирующие упражнения

Коррекция двигательных нарушений. Развитие гибкости. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Коррекция двигательных нарушений.        Развитие гибкости.

текущий

24

Корригирующие упражнения. Комплекс О.Р.У.

текущий

25

Корригирующие упражнения. Комплекс О.Р.У. с мячами.

текущий

26

Корригирующие упражнения. Комплекс О.Р.У. с мячами.

текущий

27

Корригирующие упражнения

учетный

28

Чередование бега и ходьбы на расстоянии

Коррекционная игра на развитие способности ориентирования в пространстве

текущий

29

Чередование бега и ходьбы на расстоянии

текущий

30

Метание с места

 Развитие скоростно-силовых способностей рук и координационных способностей.

текущий

31

Метание с места на дальность.

учетный

32-33

Подвижные игры с прыжками

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие скоростных и координационных. Развитие тактильной чувствительности

текущий

34-35

Подвижные игры с мячами

текущий

36-37

Подвижные игры с бегом

текущий

38-39

Коррекция нарушений здоровья

Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти

текущий

40

Коррекция нарушений здоровья

учетный

41-42

Корригирующие упражнения

Коррекция двигательных нарушений. Развитие гибкости. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

текущий

43-44

Корригирующие упражнения

текущий

45

Корригирующие упражнения

текущий

46

Передача предметов

Построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения, передача предметов. Развитие координационных способностей

текущий

47

Передача предметов

текущий

48

Передача предметов

учетный

49

Ходьба и бег

Развитие общей выносливости. Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем.

текущий

50

Ходьба и бег

текущий

51

Подвижные игры

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие скоростных и координационных. Развитие тактильной чувствительности. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти

текущий

52

Подвижные игры

текущий

53

Подвижные игры

текущий

54

Подвижные игры

учетный

55-56

Подвижные игры с предметами

текущий

57-58

Корригирующие упражнения

Коррекция двигательных нарушений. Развитие гибкости. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

текущий

59-60

Корригирующие упражнения

учетный

61

Ходьба в чередовании с бегом

Общеразвивающие и корригирующие упражнения Развитие скоростно-силовых способностей.

Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти

Коррекция двигательных нарушений. Развитие гибкости. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения, передача предметов. Развитие координационных способностей

Развитие общей выносливости. Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие скоростных и координационных.

Развитие тактильной чувствительности. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти

Развитие координационных способностей

Игры для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти

Коррекция двигательных нарушений. Развитие гибкости. Коррекционная игра для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Развитие координационных способностей

Игры для активизации психических процессов: восприятия, внимания, памяти

текущий

62

Корригирующие упражнения

текущий

63

Подвижные игры

текущий

64-65

Подвижные игры с прыжками

текущий

66

Подвижные игры с прыжками

текущий

67

Контрольный урок

учетный

68

Упражнения для развития равновесия

69

Ходьба и бег

70

Подвижные игры с прыжками

71

Подвижные игры с мячами

72

Подвижные игры с бегом

73

Коррекция нарушений здоровья

74

Комплекс упражнений с мячами

75

Передача предметов

76

Ходьба и бег

77

Передача предметов

78

Передача предметов

79

Ходьба и бег

80

Подвижные игры

81

Подвижные игры

82

Подвижные игры

83

Подвижные игры

84

Подвижные игры

85

Передача предметов

86-87

Передача предметов

88-89

Ходьба и бег

Передача предметов

90

Корригирующие упражнения

91-92

Корригирующие упражнения

93

Строевые упражнения Ходьба.

94

Подвижные игры с прыжками

95

Ходьба и бег

96

Подвижные игры с мячами

97

Упражнения для развития равновесия

98

Строевые упражнения Ходьба.

99

100

Подвижные игры с мячами

Подвижные игры на снятия напряжения с глаз

101

Подвижные игры на развитие внимания

102

Подвижные игры с мячами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы инструктора по физической культуре на 2023 - 2024 учебный год

Это нормативный документ, регламентирующий деятельность педагога и его рабочее время....

Адаптированная рабочая программа по технологии 5 класс (2023-2024 уч.год )

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена, на основе программы В.В. Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая, Г.Б. Картушина для специальных (коррекционных)...

Адаптированная рабочая программа по технологии 6 класс (2023-2024 уч.год ) НИ

Пояснительная записка      Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Технология» (швейное дело) для девочек 6 класса разработана на основе программы для ...

Адаптированная программа по физической культуре 6 класс 2023-2024

Адаптированная программа по физической культуре 6 класс 2023-2024...

Адаптированная программа по физической культуре 8 класс 2023-2024

Адаптированная программа по физической культуре 2 класс 2023-2024...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» ООО 2023-2024 уч. год

Основной целью программы по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» СОО 2023-2024 уч.год

В программе по физической культуре нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, воз...