«Характеристики мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и высокой привычной двигательной активностью.»
методическая разработка

Абдрахимова Лариса Джавдатовна

Согласно концепции Л.С. Выгодского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_prezentatsii.docx26.51 КБ
Файл prezent._mysl_deyat.pptx1.24 МБ
Microsoft Office document icon test_mysl._deyat.doc729 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Тема исследовательской работы:

«Характеристики мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и высокой привычной двигательной активностью.»

Проект составил: учитель физической культуры

Абдрахимова Лариса Джавдатовна

д. Вата 2018 г.

Проблема исследования. Дети дошкольного возраста с высокой привычной двигательной активностью( далее ВПДА) воспринимаются взрослыми как трудные и шаловливые непоседы. А если они еще и с ограниченными возможностями здоровья (у нас это слабовидящие дети или дети с пониженным зрением и с сохранным интеллектом) то это патология предопределяет их ограниченный запас знаний и представлений. Если вовремя исследовать характеристики мышления таких детей, то появится возможность создать благоприятные условия для их формирования.

Актуальность. Согласно концепции Л.С. Выгодского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются.

Результаты данного исследования имеют прикладной характер: они будут ценными как для педиатров так и для педагогов работающих с особыми детьми.

Гипотеза исследования: если ребенок с ОВЗ и ВПДА, то характеристиками его мышления будут: высокий уровень развития вербального (аналогия, классификация, обобщение) и низкий уровень развития невербального компонентов.

Цель исследования: выявить особенности мышления дошкольников с ОВЗ и ВПДА.

Теоретическая база исследования:

За теоретическую основу исследования была принята концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности Колпакова; культурно-историческая концепция Выготского; Достоверность результатов была проверена с помощью t-критерия Стъюдента.

Организация эксперимента:

Исследование проводилось на базе детского сада №76 города Тюмени для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Нами был исследован 21 воспитанник, а именно слабовидящие и поздноослепшие дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Методы исследования:

ПДА исследовали методом шагометрии. Измерив количество локомоций за сутки, нами было выделено три функциональных типа конституции: дети с НПДА (14%) со средним значением локомоций в сутки – 8,5 тыс., дети с СПДА (48%) - 13 тыс. локомоций и дети с ВПДА (38%) - 15,5 тыс., именно эта группа детей была определена нами как экспериментальная.

Невербальный компонент мышления мы исследовали с помощью прогрессивных матриц Равена. Испытуемый работает с четырьмя сериями графических рисунков (A, B, C, D).

  • Серия А. В этой серии испытуемый должен проявить умение дифференцировать элементы и выявить связи между ними.
  • Серия В. Исследуемый должен найти аналогии между парами фигур.
  •  Серия С. Требуется определить принцип изменения фигур по мере их развития.
  • Серия D. Испытуемый должен определить закономерность перестановки фигур по вертикали и горизонтали.

Вербальный компонент мышления мы исследовали с помощью методики «Классификации и обобщение». Ребенку необходимо выбрать лишнюю по смыслу карточку. Так же вербальный компонент мышления мы определяли при помощи методики «Аналогии». Ребенку по аналогии необходимо назвать недостающее слово. Например: рыба - аквариум, птица – клетка.

 (На слайде таблица) рассмотрим таблицу, в которой отображены показатели вербального компонента мышления старших дошкольников различных типов ПДА. Способность делать обобщение от частного к частному лучше у детей с ВПДА - 4 балла из пяти (на целый балл выше, чем у детей с НПДА). (На слайде картинка с заданием) Просьба продолжить фразу-пн.-вт.-январь-... выбор февраля вызвал наибольшее затруднение. (На слайде таблица) Наивысший показатель по методу "классификация и обобщение" у группы с СПДА ( 8,8). (На слайде картинка с заданием) наибольшее затруднение у детей вызвала данная группа карточек (выбрать признак что лишнее: стол,стул,дверь,шкаф. справилось 9% детей). Суммарный балл по показателям вербального компонента мышления дети с ВПДА имеют выше среднего. (12.6 из возможных 15). Мы предполагаем, что высокий уровень выполнения "аналогий" может быть связан с компенсаторной функцией организма (за счёт ограниченных возможностей зрительного анализатора, слуховой развит лучше).

(На слайде 2-ая таблица) Компоненты невербального мышления, изучаемые при помощи матриц Равена, наивысшие (15.6) у детей с ВПДА (по трём из четырёх серий). Но всё же ниже установленной нормы на 3-4 балла. (На сладе картинка с заданием) наибольшее затруднение у детей вызвали серии C и D.

Суммарный показатель компонентов вербального и невербального показателей наивысший у детей с ВПДА (29.3) соответствует норме.

Особенности мышления у старших дошкольников с ВПДА и ОВЗ: Наименьший уровень компонентов вербального мышления отмечался у детей с НПДА, а наибольший у детей с ВПДА. Показатели невербального компонента мышления имели такую же направленность.

Выводы: 

  • В экспериментальной группе дети с ВПДА имеют следующие характеристики мышления: уровень компонентов вербального и невербального мышления выше среднего.
  • Следовательно, наша гипотеза -"если ребенок с ОВЗ и ВПДА, то характеристиками его мышления будут: высокий вербальный (аналогия, классификация, обобщение) и низкий невербальный компоненты" подтвердилась частично.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Ватинская общеобразовательная средняя школа» Характеристики мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и высокой привычной двигательной активностью Выполнил: учитель физической культуры Абдрахимова Л. Д. Вата - 2018

Слайд 2

Проблема исследования: Дети дошкольного возраста с высокой привычной двигательной активностью (далее ВПДА) воспринимаются взрослыми как трудные и шаловливые непоседы. А если они еще и с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие дети или дети с пониженным зрением и с сохранным интеллектом, МКБ-10: Н53), то это патология предопределяет их ограниченный запас знаний и представлений. Если вовремя исследовать характеристики мышления таких детей, то появится возможность создать благоприятные условия для их формирования.

Слайд 3

Актуальность исследования: Согласно концепции Л.С. Выгодского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются. Результаты данного исследования имеют прикладной характер: они будут ценными как для педиатров, так и для педагогов работающих с особыми детьми.

Слайд 4

Объект исследования: привычная двигательная активность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Предмет исследования: особенности мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация) старших дошкольников с ОВЗ и ВПДА.

Слайд 5

Гипотеза исследования: если ребенок с ОВЗ и ВПДА, то характеристиками его мышления будут: высокий уровень развития вербального (аналогия, классификация, обобщение) и низкий уровень развития невербального компонентов.

Слайд 6

Цель исследования : выявить особенности мышления дошкольников с ОВЗ и ВПДА.

Слайд 7

Задачи: Изучить литературу о ПДА и характеристиках мышления; Выделить экспериментальную (ВПДА) и контрольные (НПДА и СПДА) группы; Исследовать вербальный и невербальный компонент мышления у детей с ВПДА; Выявить особенности мышления у дошкольников с ОВЗ и ВПДА.

Слайд 8

Методологическая база исследования: «Концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности» ( В. В. Колпаков и соавторы); «Культурно-историческая концепция» ( Л.С.Выготский ); t-Критерий Стьюдента - метод оценки значимости различных средних величин.

Слайд 9

Организация эксперимента: База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа - детский сад №76 города Тюмени.

Слайд 10

Методы исследования ПДА: метод шагометрии ; Характеристики мышления: тест «Прогрессивные матрицы Равена» ; методика «Аналогии»( субтест Векслера); методика «Классификация и обобщение» ( субтест Векслера).

Слайд 11

Выборка исследуемых: НПДА – (14%)- 8414 СПДА – (48%) - 13159 контрольная группа ВПДА – (38%) - 15364 экспериментальная группа Был обследован 21 ребенок старшего дошкольного возраста. Из них выявлено:

Слайд 12

Тест «Прогрессивные матрицы Равена»:

Слайд 13

Методика «Классификация и обобщение»:

Слайд 14

Методика «Аналогии»: Произносятся слова: 1. Яблоко - фрукт; морковь - ... 2. Горький - сладкий; толстый - ... 3. Крыло - птица; плавник - ... 4. Рыба - аквариум; птица - ... 5. Понедельник - вторник; январь - ...

Слайд 15

Показатели НПДА СПДА ВПДА Аналогии 3±0 3,6±1,5 4±1 Классификации и обобщение 7 ±1,4 8,8±0,4 8,6±0,8 Суммарный балл (к лассификации и обобщение + аналогии) 10±1,4 12,4±1,9 12,6±1,8 Среднеарифметические показатели вербального компонента мышления:

Слайд 16

Методика «Аналогии»: Понедельник - вторник; январь - ..?

Слайд 17

Показатели НПДА СПДА ВПДА Аналогии 3±0 3,6±1,5 4±1 Классификации и обобщение 7 ±1,4 8,8±0,4 8,6±0,8 Суммарный балл (к лассификации и обобщение + аналогии) 10±1,4 12,4±1,9 12,6±1,8 Среднеарифметические показатели вербального компонента мышления:

Слайд 18

Методика «Классификация и обобщение»:

Слайд 19

Показатели НПДА СПДА ВПДА Аналогии 3±0 3,6±1,5 4±1 Классификации и обобщение 7 ±1,4 8,8±0,4 8,6±0,8 Суммарный балл (к лассификации и обобщение + аналогии) 10±1,4 12,4±1,9 12,6±1,8 Среднеарифметические показатели вербального компонента мышления:

Слайд 20

Среднеарифметические показатели невербального компонента мышления: Показатели НПДА СПДА ВПДА Прогрессивные матрицы Равена (суммарный показатель) 14,5±0,7 14,8±1,3 15,6±1,14 Серия А 7,5 ±0,7 7,2±1,3 7,6±0,894 Серия В 4,2±0,7 3,4±1,1 3,4±0,57 Серия С 1,5±0,7 2±0,83 2,6±0,57 Серия D 1,3±0,7 2±1 2±0

Слайд 21

Тест «Прогрессивные матрицы Равена»:

Слайд 22

НПДА СПДА ВПДА 25±2,8 28,2±3,4 29,3±1,57 Суммарные среднеарифметические показатели вербального и невербального компонентов мышления:

Слайд 23

Наименьший уровень компонентов вербального мышления отмечался у детей с НПДА, а наибольший у детей с ВПДА. Показатели невербального компонента мышления имели такую же направленность. Особенности мышления у старших дошкольников с ВПДА и ОВЗ:

Слайд 24

Выводы: В экспериментальной группе дети с ВПДА имеют следующие характеристики мышления: уровень компонентов вербального и невербального мышления выше среднего. Наша гипотеза -"если ребенок с ОВЗ и ВПДА, то характеристиками его мышления будут: высокий вербальный (аналогия, классификация, обобщение) и низкий невербальный компоненты " - подтвердилась частично.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Тест «Прогрессивные матрицы Равена»

Серия А:

       

Серия В:

Серия С:

Серия D:

                   

Ф.И.О.___________________________________ Дата рождения _________

Пол ____ Школа _____ Класс _______ Дата обследования _________

R A V E N

┌───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┐

│   │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │10 │11 │12 │

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ А │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │  ПЗ______

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ В │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ С │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ D │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

└───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┘

                      Время начала работы ___________

                      Время окончания работы ________

Ф.И.О.___________________________________ Дата рождения _________

Пол ____ Школа _____ Класс _______ Дата обследования _________

                    R A V E N

┌───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┐

│   │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │10 │11 │12 │

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ А │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │  ПЗ______

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ В │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ С │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ D │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

└───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┘

                      Время начала работы ___________

                      Время окончания работы ________

Ф.И.О.___________________________________ Дата рождения _________

Пол ____ Школа _____ Класс _______ Дата обследования _________

                    R A V E N

┌───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┐

│   │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │10 │11 │12 │

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ А │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │  ПЗ______

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ В │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ С │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

├───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┤

│ D │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │

└───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┘

                      Время начала работы ___________

                      Время окончания работы ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение терминологии при изучении характеристики звука учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Число школьников с отклонениями в развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с недоразвитием фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия мож...

Формирование игровой деятельности у дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых дошкольников и её коррекция...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ...

Развитие творческого мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья

Математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника с ограниченными возможностями здоровья развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он по...

Организация работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) 4 года обучения через работу с опорными схемами на примере лексической темы «Труд людей осенью. Урожай»

В статье освещается вопрос организации взаимосвязи в работе по лексической теме между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями детей....

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) основного общего образования (далее ООО) по аматематике для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная ...

Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...