Лекция по теме "НТР" 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Лекция к уроку по теме "НТР" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon NTR.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическая и социальная география мира. 10 класс.

                      Урок 17.  Научно – техническая революция. ( Лекция).   

Знания:  НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально – экономической географии. Научно – техническая революция. Понятие о НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство и управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.

Умения:  - слушать и конспектировать лекцию

                                               Ход урока:

1.  Изучение новой темы.

I. Понятие о Н Т Р

  Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Например, период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII -  XIX вв., который ознаменовал переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара. Начало XX в, промышленный переворот, связанный с использованием  электроэнергии, появление новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производство алюминия и др.  Период современной НТР, начавшейся в середине XX в и связанный с возможностью использования атомной энергии, развитием электроники, космической техники.

 Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах общества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

II. Характерные черты и составные части НТР

Характерные черты НТР

                              Примеры

А) универсальность,     Б) всеохватность

А) Преобразует все сферы и отрасли общества, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символом 1 НТР была паровая машина, для современной НТР, символами служат: компьютер, космический корабль, атомная электростанция, реактивный самолет, Интернет.

Б) затронула все страны мира,  все географические оболочки Земли, космическое пространство.

Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

Резкое сокращение времени между научным открытием  и его внедрением в производство,  быстром моральном износе техники.

Повышение требований к уровню классификации трудовых ресурсов

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

Зародилась как Военно-техническая революция.

О начале 3 НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На протяжении "холодной войны" НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

   

 Современная НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом ч е т ы р е   с о с т а в н ы е   ч а с т и: Наука, Техника и технология, Производство, Управление.

III. Наука: рост наукоемкости

   Наука в эпоху  НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. В нее вовлечено  по миру более 8 млн. человек, т.е. 9/10 всех научных работников, живших на Земле – наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемким. Однако различия между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики. Больше всего ученых в США, Японии, странах Западной Европы, Россия, где расходы на науку составляют 2-3 % ВВП. В развивающихся странах  на науку затраты не превышают 0,5 %.

IV. Техника и технология: пути развития

   Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии – повышение эффективности производства, производительности труда. Основные функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая (сталь из металлолома, бумага из макулатуры, вторичный алюминий), природоохранительная (производство и внедрение природоохранительной техники, и внедрение природоохранительной технологии) и информационная.

   В условиях   НТР  развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Э в о л ю ц и о н н ы й    п у т ь заключается в дальнейшем  усовершенствовании уже существующей техники и технологии – в увеличении мощности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.

Р е в о л ю ц и о н н ы й  п у т ь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Особенно это касается электронной техники. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим, в металлургии – применение прогрессивных способов получения чугуна, стали, проката. В сельском хозяйстве – бесплужное земледелие. В сфере коммуникаций – радиорелейная, стеклопроводная связь, телексы, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь.

V.Главные пути развития производства

Направления развития

Примеры

Электронизация

Насыщение всех  областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники

 ( промышленности, образования, здравоохранения, быта людей). По стоимости выпущенной продукции занимает 1 место в мире. Лидеры: США, Япония, ФРГ, НИС.

Комплексная автоматизация

Связана с появлением микро ЭВМ и микропроцессоров. Робототехника позволила создать гибкие производственные системы, заводы-автоматы. Общее число промышленных роботов достигло 800 тыс. Лидеры: Япония, США, ФРГ,  Италия, Республика Корея.

Перестройка энергетического хозяйства

Основана на энергосбережении, совершенствовании структуры Топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии. Использование АЭС. Лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина.

Производство новых материалов  

Более широкое использование новых материалов: композиционных, полупроводниковых, керамических, оптического волокна, металлов XX в. (бериллий, литий, титан) и др. Усиление требований к старым материалам – черным и цветным металлам, синтетическим полимерам.

 Ускоренное развитие биотехнологии

Главные сферы применения биотехнологии: повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, расширение ассортимента продуктов питания, увеличение энергетических ресурсов, защита окружающей среды. Лидеры: США, Япония, ФРГ, Франция.

Космизация

Появление новой отрасли – аэрокосмической промышленности, с ней связано появление новых машин, приборов, сплавов, которые находят применение и в некосмических отраслях. Космические исследования Земли оказывают влияние на развитие фундаментальных наук.

VI. Управление.

  Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху "информационного взрыва", когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Вот почему так важен начавшийся переход от обычной (бумажной) к машинной информации.

   Выпуск различной информационной техники стад одной из новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности – программистов, операторов и др. информатика позволяет осуществить системный поход, применять экономико-математическое моделирование.

  Большое воздействие она оказывает и на размещение производства. Так, многие наукоемкие отрасли тяготеют в первую очередь к источникам хорошо организованной и разнообразной информации, как правило, находящимися в больших городах и городских агломерациях.

  В наши дни уже существует глобальное информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет. В США Интернетом пользуются уже 2/3  всех семей. По этому показателю они заметно превосходят Западную Европу и Японию. США также занимает первое место в мире по развитию сотовой телефонной связи.

   Все большее место Интернет начинает применяться в общеобразовательных целях.

   Всеобщая информатизация затронула и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика или геоинформатика. Во многих странах мира созданы мировые электронные атласы.

2. Закрепление материала.

1. Что такое НТР.

2. Назовите характерные черты и составные части НТР.

3. В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии?

4. Каковы главные пути развития производства?

5. Почему возросла роль управления в период НТР?

Домашнее задание: Тема 4 § 1. Блок добывания знаний и умений: задания  1 

     

Сообщения: 1. Европейский союз (ЕС), дата образования, сколько стран входит, с какой целью образован, органы исполнительной власти, штаб-квартира.

2. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

3. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЕС)

5. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ).

     

МОУ «СОШ № 39» г. Рязань. Учитель географии Нехаева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция в 10 классе "Мировое значение русской литературы"

конспект у рока русского языка в 10 классе...

УРОК-ЛЕКЦИЯ в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

УРОК-ЛЕКЦИЯ  в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Цели урока: Образовательные: изучить на уроке строение вируса иммунодефицита человека, показать его отрицательн...

Урок-лекция в 11 классе. Особенности литературы начала ХХ века

От первого урока зависит дальнейшее восприятие всего курса литературы. Данная двухчасовая лекция для 11-классников - погружение в предстоящее знакомстао с интерснейшим курсом литературы ХХ века...

Урок-лекция в 7 классе по теме «Значение млекопитающих в природе, жизни человека, их охрана»

Урок формирования новых знаний проводится в форме урока – лекции. Материал объемный, в учебнике для 7 класса авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина расположен в разных параграфах, чтобы его объед...

Лекция в 5 классе , тема:"Паралимпийские игры"

               Познакомить учащихся с историей Паралимпийских игр, расширить знания  Паралимпийском движении; -на лучших примерах Российских че...

Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...

Урок - лекция, искусство, 9 класс

Тема урока: Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительности и фантазии....