"Люблю тебя, мой край родной"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Изучение территории своего края, развитие познавательной активности средствами краеведения, развитие навыков поисково - исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy_vneklassnoe_meropriyatie.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Тема

 "Люблю тебя, мой край родной"

Учитель географии МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»  Тетюшского муниципального района

Республики Татарстан

Карпова С.С.

2011 год

Цели и задачи

1.Повышение уровня образованности и развитие познавательной активности учащихся средствами краеведения.

2.Формирование  и развитие экологического сознания и мышления.

3. Формирование эстетического и эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы;

4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.

5. Развитие навыков поисковой исследовательской деятельности.

6. Поиск и изучение литературы  и источников краеведения по данной теме.

Форма проведения: устный журнал - заочное путешествие

Учет возрастных особенностей: для среднего школьного возраста (5-8 классы)

Время проведения 60 минут

 Наглядность Компьютерная  презентация «Родные места», жетоны, выставка творческих работ  групп.

Подготовительная работа  

 Задания при подготовке к  внеклассному мероприятию «Край мой Тетюшский»

1. Написать сочинение о  природе  нашего края.  (Материал подбирают самостоятельно)

3. Нарисовать рисунки «Природа нашего края», «Красота мира природы» и др.

4. Каждая группа   собирает информацию об интересном природном  объекте родного края.

Используя при этом разные методы (Беседы с местными жителями, старожилами,  интервью у них, полистать газеты, журналы).  

Узнать о растениях, травах,  птицах,  насекомых,  животных  нашего края и рассказать о них

(возможно,  оформить альбомы, плакаты, рисунки,  газеты, листовки и др.)

5.  Приготовить конкурс, подыскать стихи, игры

6. Оформить   отчет  и распределить выступления.

Обязательное условие к каждому объекту придумать вопросы по охране окружающей среды.

Предполагаемые результаты

Изучение территории своего края, выявление тех черт природы, которые находят  свое отражение в местных объектах и являются общими для всей территории Тетюшского  района, сбор местного материала, для оформления экспозиции в краеведческом музее  села.

Уголок природы Родные места,

родная Земля, родной край.

Учитель. Велика наша Родина с её необъятными просторами, зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами. Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился. Для нас с вами родиной стал Тетюшский район село Урюм.  Богато её историческое прошлое. Славен трудом сегодняшний день наших земляков. Наш город и сёла, поля и реки - тот мир, в котором нам предстоит жить; о нем надо заботиться, беречь его, благоустраивать и украшать. Очень важно хорошо знать свой край. И сегодня любимому нашему краю мы посвящаем это мероприятие.

1 слайд    

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края,

Но из всей моей России

Ближе к сердцу Родина моя.

2 слайд  Родные места

 Заочная экскурсия.

2-16 слайд звучит  песня   Родные места,   слайды меняются автоматически

 через 17 секунд, на слайдах фотографии природы окрестностей села Урюм Тетюшского района.

Не правда ли как прекрасна наша природа.  А что это такое природа?  (ответы детей)

17 слайд  

 Посмотри мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает,

Поле речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг – природа.

А вы любите природу? А знаете ли вы её?  (выдаются жетоны) играют все группы.

Викторина « Знаешь ли ты свою малую Родину?»

  1. Какая большая река протекает по территории Тетюшского района? (Волга)
  2. Название,   какого дерева носит ансамбль песни нашего села?  (Умарина)
  3. Сколько озер в нашем селе?  (4)
  4. Назовите соседние населенные пункты  нашего села. (Кильдюшево на юго-западе.  Пролей-Каши на севере,   на западе    Богдашкино,  Иоково, Жуково.)
  5. Назовите названия 10 ближайших холмов и оврагов окрестностей Урюма. (Ботань лейне, Насте бабань, Сыре печень, Благой лей, Пурезь лей, Федькань лей, Чагл)
  6. На какой форме рельефа находится Тетюшский  район? (Приволжская возвышенность)
  7. Как называется ближайшее к нашему населенному пункту море?  (Каспийское море-озеро)
  8. Какими полезными ископаемыми богат наш район?   (глина, песок,  имеются горючие сланцы).
  9. Какие редкие растения встречаются на территории нашего района?  (купальница, венерин башмачок)
  10. В какую реку впадает  наша  Урюмка? (в  Кильну, Кильна в Свиягу Свияга в Волгу)
  11. Перекличка улиц села. Кто назовет больше названий улиц села?  (Кирова, Чапаева, Школьная, Свердлова, Пушкина, Маяковского, Гагарина)
  12. Какие реки текут по Тетюшскому  району? (Волга, Свияга, Улема, Кильна и др.)
  13. Что значит слово «Тетюши»? ( «Тепс-туе» – Ореховая гора, или «Теша» - брюхо рыбы, «тау таш «-гора камень или гора зуб)  
  14. Растение, убивающее своим названием животных наповал. (Зверобой) 

Природу любят практически все, но бережно, внимательно относится к ней, могут далеко не все.

Общение с природой, бережное отношение к ней её сохранение для  последующих поколений, - цель нашей сегодняшней встречи.

Помните! Нельзя защитить то, Чего не любишь,  Нельзя любить то, чего не знаешь!

18 слайд.    Познай  природу (читает ученик)

Наша задача на этой встрече – не  тайны земные открыть;

Наша задача – хотя бы немного к ним

Интерес пробудить.

А летом давайте-

Рюкзак за спиною. Легким шагом в походы пойдем

И все что узнаем, и все, что откроем.

Мы школе родной принесем.

19 слайд     (читает ученик)

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где пруд, река, озера, лес,

Полно таинственных чудес

В природе все удивительно, надо уметь только увидеть это.

Какие  самые уникальные объекты природы и памятные для сельчан места вы бы посетили?

(ответы детей)

Самые запоминающиеся, интересные, красивые места нашего края это

21 слайд

  1. Школьный парк.  
  2. Прудок – копанка.
  3. Речка Урюмка.
  4. Пруд
  5. «Чагл»  
  6. «Кевлей»

Итак, представляем вам вариант путешествия по родному краю.

В ходе нашего путешествия мы будем делать  остановки,  и  узнавать о нашей малой Родине.

Каждая группа подготовила материал об одном из  объектов.  Было дано задание  собрать информацию о каждом объекте, взять интервью у местных жителей о каждом из них,  узнать о растениях, травах,  птицах,  насекомых,  животных  нашего края и рассказать о них,  приготовить конкурс,  подыскать стихи,  игры,  написать  сочинения, нарисовать рисунки.

  (Оформить альбомы, плакаты, рисунки, газеты, листовки и др.)

Представление жюри.

I конкурс: “Визитная карточка”. Каждая группа представляет свою “визитную карточку”, состоящую из названия, девиза и представления команды.  Время презентации 2-3 минуты. Максимальное количество баллов – 5.

II конкурс: “По  маршруту” Каждая группа представляет свой оригинальный отчет, по выбранному объекту представляя наглядный материал. Время ответа 5-7 минут. Максимальное количество баллов – 10  (оценивается оригинальность, конкурс, наглядность, доступность изложения,  охрана  природы)

22 слайд   Маршрут экскурсии 

Экскурсия  имеет кольцевой маршрут

6  остановок и множество  объектов для наблюдения.

24 слайд

Пройдите! Посмотрите! Почувствуйте!

Здесь мало увидеть,

здесь нужно всмотреться,

Чтобы ясной любовью

наполнилось сердце.

                               Н. Рыленков

Отчеты групп о проделанной работе .

1 страница  Отчет 1 группы      Наш девиз: Руку дружбы природе

25 слайд  Руку дружбы природе

Начало экскурсии -  Школьный парк

26 слайд  Руку дружбы природе

Школьный парк, посаженный вокруг школы, это березовые рощи.

1 ученик. Школьный парк, посаженный вокруг школы, это березовые рощи белоствольной колонной окружают её, придавая ей неповторимую прелесть.

Интересно было узнать, когда был посажен этот парк и  чем он интересен?

 Мы беседовали с учительницей начальных классов Балантаевой Верой Николаевной,  которая проработала в школе более 30 лет и вот что она нам рассказала.

Наши вопросы: Чем интересен школьный парк? Кто и когда его посадил?

«Начало закладки школьного парка - это 1978-1979 год, когда было построено новое здание школы, нужно было озеленить территорию и тогда решили посадить березу.  В последующие годы парк досаживали. Сажали этот парк в основном школьники и учителя. Кроме березы посадили  тополь, черемуху, американский клен, от которого в последнее время избавляемся, из-за его вредности, калину, сирень, жимолость, шиповник.

В парке можно увидеть   разных птиц: постоянные гости синицы, воробьи, вороны, галки. Прилетают дятлы, кукушки, свиристели, снегири, поползни.

 Здесь гнездятся грачи.  Эти птицы частые гости в огородах.  Они в близлежащих огородах  выдергивают посаженный лук, огурцы, тыкву, тем  самым наносят  вред человеку. Очень шумно бывает утром от птичьего крика, особенно когда грачи кормят своих птенцов. Недавно поселились в роще ушастые совы. У этих сов имеются «уши» т.е. пучки перьев по бокам головы напоминающие уши, это своеобразные украшения этих птиц. Численность сов невелика, они занесены в Красную книгу. Это одна из самых полезных ночных птиц уничтожающая грызунов.

В парке можно увидеть ежей и  мышей.

 Школьный парк одно из любимых мест местных жителей и детей.  Дети   называют его «наш лес». Часто проводятся  уроки и экскурсии в парке  на природе, где на примерах  рассказывают  о жизни  растений и животных, показывают   их  взаимосвязи».

2 ученик. В природе все связано: живое с неживым (растения с почвой, водой, воздухом; человек связан как с живой, так и с неживой природой) Все то, что окружает растения, животных и человека, является их домом. Для здоровья и долгой жизни в этом доме каждый обитатель (воздух, вода, почва, растения, животные, человек) выполняет какую то работу, чем то обязан другому, т.е связан с другим. Для изучения этих связей человек создал науку экологию. Слово экология образуется из 2 греческих слов: «ойкос» - дом и « логос» - наука.

Экология, друзья, наука очень важная.

Без неё ты ни за грош в наше время пропадешь.

Ибо каждый знать обязан, кто, как, с кем в природе связан.

Чтоб случайно, иногда ей не принести вреда.

Мы нарисовали школьный парк и написали о нем сочинения (зачитывают)

Очень заинтересовали нас ушастые совы.

27 слайд  Руку дружбы природе

Недавно в березовой роще появились ушастые совы. У сов имеются «уши» т.е. пучки перьев по бокам головы напоминающие уши, - это своеобразные «украшения». Сов имеющих такие «украшения» объединили в группу ушастых. Ушастая сова – настоящая ночная птица.

3 ученик. Ушастые совы

 Ушастая сова – настоящая ночная птица. Днем взлетает в самом крайнем случае, даже при приближении человека она  не взлетает, зато ночью очень подвижна, деятельна, энергично ловит  грызунов. Это одна из самых полезных ночных птиц.

У сов имеются «уши» т.е. пучки перьев по бокам головы напоминающие уши, но это не слуховые перья, которые помогают совам улавливать звуки - это просто своеобразные «украшения». Сов имеющих такие «украшения» объединили в группу ушастых. Есть у них и другие отличительные признаки - длинные крылья и хвост, слабые клювы и ноги, стройное сложение. Пальцы ног у ушастых сов оперены до когтей.  Численность повсеместно невелика, наблюдается её снижение, поэтому они занесены в Красную книгу. Гнездятся в лесах разнообразного состава и возраста, иногда в парках. Гнезда устраивают чаще всего в старых гнездах грачей и ворон.

Мы будем и дальше наблюдать за нашим парком.

28 слайд       По маршруту 

От школы  мы направились на юг к нашему пруду, но по дороге нам интересно осмотреть небольшой деревенский  Прудок - копанку.

2 страница  Отчет 2 группы.   Наш девиз: От «человека знающего, к человеку действующему»

29 слайд   Дозорные природы  Прудок копанка

1 ученик. Этот небольшой водоем сделан местными жителями для сбора дождевой воды, чтобы можно было поливать огороды, затем выпустили сюда карасей и окуньков, и сейчас можно отдыхать на берегу с удочкой.

По берегам растут влаголюбивые растения: рогоз, ива.

Наша группа обратилась с вопросами о влаголюбивых растениях и о других обитателях прудка  к биологу школы Большакову Валерию Ивановичу. Он рассказал нам о  них.

 2 ученик. Рогоз- это травянистое многолетнее растение с толстым корневищем. Рогозовый « пух», применяют при изготовлении спасательных жилетов и курток. Корневища богаты крахмалом. Молодые побеги можно варить и употреблять в пищу. Растения используют для плетения корзин, веревок, матов.

3 ученик. В прудке живут ондатры. Ондатра очень быстро и легко плавает.  Тело ондатры плотное до 30 сантиметров в длину. Хвост голый, чешуйчатый, длиной до 20 см  уплощен и служит рулем.  Ондатры питаются карасями и гольцами, окуньками. В суровые зимы прудик промерзает до дна, рыба гибнет, тогда ондатры перебираются в речку Урюмку.

4 ученик. Ряска  Нередко поверхность водоема зарастает ряской.  Ряска- это  зеленые пластинки, которые сплошь покрывают водную гладь. Из этих пластинок состоит все тело растения. Листьев у ряски нет. Ряска растёт целыми семьями.

Этот прудик постепенно заболачивается: происходит заиление родников, питающих прудик, зимой он промерзает до дна, и все живые организмы, живущие здесь, погибают. Люди знают об этом, несколько раз пытались очистить дно, спускали воду, на том дело и заканчивалось.

30 слайд  Дозорные природы прудок копанка

5 ученик. Учащиеся нашей школы посадили вдоль берега березы и очень долго за ними ухаживали. Они прижились и теперь украшают прудок.

Берега прудика заросли лопухом, каждый год приходится убирать берега от зарослей и досаживать деревья.

Каждый из нас должен любить и защищать природу, уметь вести себя в природе и выполнять правила поведения на практике и в своей повседневной жизни, следить за природой и активно участвовать в охране природы.

 6 ученик.   Конкурс «Правила поведения на природе»  (жетончики за правильные ответы)

Какие правила поведения надо знать?

Как вы понимаете содержание этих правил?

Участники по очереди  говорят правила поведения на природе. Например

- Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито.

- Нельзя шуметь, т. к. можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.

- Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро).

- Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.

- Нельзя купаться, если водоем незнаком — там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне.

- Нельзя пить некипяченую воду из открытого водоема.

- Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.

- Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса, и т.п.

7 ученик. Надо понимать, что на природе мы должны вести себя так, чтобы оставить как можно меньше следов своего пребывания, чтобы не почувствовали на себе ни деревья, ни травы, ни звери, ни птицы наши следы.

31 слайд  Дозорные природы  прудок копанка

От прудика направляемся на северо-восток к речке  Урюмке.

3 станица Отчет 3  группы

32 слайд    Речка Урюмка 

1 ученик. Существует версия, что от названия речки Урюмка получило название наше село Урюм. В топонимическом словаре найден географический термин  тюрский  Урюм - это отрезки пересыхающей реки с проточной водой,  уходящий в галечники или пески.

Свое начало Урюмка берет в 18 квартале. Течет речка на север, сделав многокилометровый крюк, Урюмка впадает в Кильну, Кильна в Свиягу, а Свияга в Волгу. Речка тихая, спокойная, извилистая, плавная, красивая.  По всей длине речки в долине  большое количество ив. Есть крупные деревья, есть кустарниковые ивы. Трудно представить  деревню без этих красивых деревьев.

Название ива в переводе с латинского означает «близко вода», поэтому наверно они и растут здесь.

Верховья Урюмки  представляют собой нетронутый уголок природы, многочисленные притоки родничков и ручьев питают её.  Вода в них быстрая, живая, искристая. Небольшие зеркала озер, заросли рогоза и камыша, берега поросшие ивой и ольхой, бобровые плотины, сосновый бор, березовые рощи, стремительные утиные полеты, крики  чаек на пруду - все это создает впечатление заповедного уголка природы.

В среднем течении речка протекает по селу. Речка, вырывшая глубокую долину, напоминает ручей.

2 ученик. Не все из нас, к сожалению, по настоящему любят и берегут природу.

Бросают в речку навоз и мусор,

Не любят реченьку свою.

Ах, если б слышали вы, люди,

Как стонет речка поутру!

На берега Урюмки последние десятилетия вывозили мусор, навоз, поэтому берега загрязнены, поросли лопухом, бурьяном. Ребята из нашей школы пытаются бороться с этим, предупреждают местных жителей о последствиях. Сейчас жители уже не вывозят свой мусор на берега речки, и старые свалки окучивают трактором.

Пусть на Земле не умирают речки.

Пусть стороной обходит их беда.

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода.

Э. Огнецвет.

33 слайд  Речка Урюмка 

34 слайд  бобр

3 ученик. В речке живут бобры, они здесь устроили лесоповал

Бобровые хатки

Взрослые бобры весят 20-30 килограммов при длине 120см. Бобры - отличные пловцы. Норы выкапывают в крутых берегах. Прославились бобры и тем, что перегораживают плотиной ручьи, поддерживают уровень воды, регулируют уровень грунтовых вод, даже местами способствуют заболачиванию местности, строят недоступные для врагов хатки-островки. Для строительства и

питания бобры используют ольху и осину, которая растет по берегам. Деревья они валят, перегрызая ствол. В 19 веке бобры чуть не погибли из-за моды на шикарный мех. Спасло их то, что мода быстро прошла, и были приняты законы об охране животных. Бобры начали быстро плодиться, в некоторых местах превратились в настоящих вредителей.

Что бы вы предложили в таком случае?  (жетончики за ответы)

Необходимо регулировать численность бобров на 1 км  6-7 хаток.

Отлавливать и переселять в более глухие места, где они никому не мешают.

35 слайд  Речка Урюмка 

4 ученик. Далее на юг в  двухстах    метрах  посажена сосновая посадка.  

Посадили посадку сосны учащиеся нашей школы совместно с Урюмским  лесничеством.  Подробнее о посадке и сосне мы попросили рассказать Малькина  Юрия Михайловича  главного лесничего   Урюмского лесничества.  Его мы пригласили к себе.

Что вы можете рассказать о сосне?

Сосновая посадка

«Сосна имеет большое значение для природы и хозяйственной деятельности человека.

Сосна особенно целебна. Недаром многие дома отдыха санатории, лагеря размещены именно в сосновых борах. Сосна - крепкое дерево, она достигает в высоту до 30  метров. Если её поранить, начинает вытекать живица (смола) - сырье для производства скипидара, эфирных масел, красок, лаков, канифоли, которая используется для изготовления кинопленок, склеивания тонких металлических пленок и т.д. Смола содержит витамин  С , её перемалывают в муку и используют на корм скоту. Хвоя используется при изготовлении хвойных экстрактов для ванн.

Воздух вблизи сосновой посадки особенно чист, так как хвоя выделяет фитонциды - особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и вредные грибы.

Страдает сосна накануне новогодних праздников, когда начинается массовая вырубка.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, люди приобретают синтетические елки, которые выглядят не хуже настоящих. Это помогает сохранить тысячи лесных красавиц.

Чтобы сохранить наши хвойные леса, каждый из нас может посадить хотя бы одно хвойное дерево возле школы или дома и ухаживать за ним, а так же активно участвовать в охране природы».

5 ученик. Соловьи.    В  густых  зарослях  Урюмки, где густые заросли ивняка подступают к самой воде, начиная с мая, можно слышать самое красивое и разнообразное птичье пение. Из одного куста раздается звонкое пощелкивание, в другом звучит неповторимая трель. Откуда-то доносятся посвисты. Кто это? Это поют соловьи. В мае они поют и днем, и ночью, и утром, и вечером.

Во время пения соловей расправляет крылья и кланяется,  то,  прижимаясь к ветке, то, выпрямляясь, и клюв его то открывается, то закрывается, но соловей может петь и с закрытым клювом. В особенно сильных местах он откидывается назад, клюв его широко открывается, и он испускает неожиданно пронзительную и длинную ноту. Гнезда свои соловьи строят прямо на земле или очень не высоко на ветвях. Соловей - лучший певец наших мест - маленькая, скромно окрашенная птичка.

Как пойдете вы в поход,

Помните, ребята;

Не разоряйте птичьих гнезд,

Стреляя из рогаток!         

6 ученик.  Конкурс «Мы идем и поем» (жетоны)

Кольцовка  песен о природе.

36 слайд

Мы идем на юг, к пруду.

Перед нами небольшое  озеро, которое расположено перед лесничеством. Здесь гнездятся и выводят свое потомство  дикие утки. Озеро закрыто от людских глаз, и они живут здесь спокойно.

37 слайд

Вода  проходит по трубам, которые проложены под  дамбой.

4 страница Отчет 4 группы

38 слайд Остановка  Творение рук человеческих -  Пруд

39 слайд

1 ученик. Перед нами пруд - маленькое водохранилище, созданное в русле Урюмки, затопленная долина речки.

Вода – неоценимое природное богатство. Без нее невозможна жизнь на планете. Она является составной частью тела человека, животного и растения. Вода находится в непрерывном движении. Круговорот связывает воедино все части гидросферы. Вода среда обитания для растений и животных. Она необходима для многих сторон деятельности человека.

Рассказать о том, когда запрудили пруд, и для чего мы попросили Кильганову  Антонину Афанасьевну  ветерана труда,  местную жительницу.

Когда запрудили речку Урюмку?

Запруду делали в южной части села в 1967-68 году, но её прорвали весенние воды. Тогда решили запрудить речку выше этого места  и в 1970 году снова запрудили, оборудовав место для стока. Плотина продержалась более 30 лет. 2005 году вода снова прорвала плотину и её снова восстановили.

Чем привлекателен для вас пруд?

У воды ощущаешь спокойствие, наблюдаешь за животным и растительным миром.  Здесь можно увидеть цаплю, уток, трясогузку, чайку, послушать песню жаворонка. По берегам на лугах обитают муравьи, пауки, улитки, многоножки, пауки, шмели и др. А лягушки, какие концерты они устраивают! В южной части пруда можно наблюдать за бобрами и ондатрами, услышать стук дятла в березовой роще, а также на берегу можно увидеть кротовины. Появление многих видов птиц и животных в окрестностях нашего села говорит о том, что люди бережно относятся к природе.

Для чего его создали?

Вода использовалась  для полива полей, сейчас используется для водопоя скота, разведения рыбы и для других хозяйственных нужд. Это одно из мест отдыха местных жителей.

На пруду мы часто видим местных жителей с удочками. Можно поймать окунька, пескарей, карасей и карпов, вообще здесь встречаются около 10 видов рыб. Пруд - одно из наиболее посещаемых рыболовами мест. На пруду гнездятся утки, цапли. Весной останавливаются на отдых перелетные птицы: лебеди, гуси. Цапли,  великолепно приспособились к жизни на пруду, благо корма им хватает. Они с удовольствием едят лягушек, червей, рыбу.

40 слайд  

По берегам пруда – луга.

А как красиво поют птицы!

 3 ученик. Луга. По  берегам пруда – луга, в которых обитают муравьи,  пауки, улитки, многоножки, жуки,  шмели.    Луга эти материковые,  суходольные.  Почва их бедна, беден и состав травостоя. Увлажняются они только атмосферными осадками и водой поверхностного стока.

Но есть и низинные луга, тут видовой состав богаче.

 Белыми звездочками среди разнотравья выделяются ромашки – это ценное лекарственное растение. Солдатской травкой на Руси называют тысячелистник, за то, что исцеляла и возвращала силы воинам. Удивительную голубизну имеют соцветия цикория. За любовь к свету называют его солнечной травкой.

4 ученик. Конкурс «Собери букет»

- Кто больше напишет  названий луговых цветов.

(Колокольчик,  Иван-да-марья,  одуванчик, цикорий, мальва, тысячелистник, ромашка, лилия и т.д.)

5  ученик.  Жаворонки  и трясогузки.  По берегам много птичьих голосов. Под сияющим куполом неба, раздается переливающая трель.  Маленькие птички забиваются в трепещущем полете – это жаворонки. Жаворонки – мелкие воробьиные птички. Гнездиться, они  здесь же на лугу, на земле.

Часто бегает  по берегу, держась у самой воды,  трясогузка. Она быстро бегает, склевывая что-то с земли, или подпрыгивает и на лету схватывает насекомое. Людей она  не очень боится, поэтому её легко можно рассмотреть. Её длинный хвостик не на минуту  не остается неподвижным.

Из хорошо заметных птиц, которых много на берегу, следует назвать  чаек и крачек.

41 слайд

Из  млекопитающих можно встретить, если не самого представителя,  то совершенно явные следы его жизнедеятельности, имеется ввиду,  крот и всем известные его кротовины.

42 слайд  Крот

  6 ученик. Крот. Крот – это маленький зверек (12-16 см.), всю свою жизнь он проводит в темных подземных ходах. Ходы крот роет передними лапами, а землю на поверхность выталкивает головой. Кроты, прокапывая ходы, помогают корням растений. По ним поступает воздух и проникает вода. Кроты поедают остатки растений, перемешивая почву, улучшая её структуру и плодородие. Ходы крота могут простираться на километры и их путь можно проследить по хорошо заметным кочкам земли – кротовинам.

 7 ученик. Лягушки.  На каждом шагу можно встретить лягушку  или  жабу, жизнь  которых,  целиком связана с водой,  в ней они проводят зиму, в ней они размножаются. А какие они концерты устраивают летом!

Вдали виднеется березовая роща. Как благодарны мы тем, кто сотворил и сохранил эти удивительные рощи и создал этот пруд. Для нас ребятишек это место купания и отдыха, но мы должны помнить, что  в  воде много растворенных веществ, в том числе и (болезнетворных микробов), поэтому использовать её, а тем более пить без предварительной очистки и кипячения нельзя. Загрязнение питьевой воды вызывает желудочно-кишечные заболевания, болезни крови. Загрязнение водоемов приводит к тому, что купаться становиться опасно: могут возникнуть кожные заболевания.

Водные берега - это любимые места отдыха. Воде нет замены, поэтому люди, должны, бережно к ней относится.  А как?  (выдает жетоны за правильные ответы)

Не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.

43 слайд

Меньше чем через 2  км  от пруда, поле сменяется обширным оврагом именуемом в народе Чагл.

5 страница  Отчет 5 группы

44 слайд 

1  ученик.    От сюда открывается прекрасный вид

Не каждому дано родится,

Там, где крутые берега,

Где Волга медленно струится - России главная река.

45 слайд  Остановка «Необычайное создание природы – «Чагл».

2 ученик. Чагл – это котловина, огромный овраг, по форме напоминающий огромную карстовую воронку или гигантскую «чашу».  

46 слайд

 Внизу, куда не глянь, бесконечное чередование холмов и гряд, разделяемых глубокими котловинами-оврагами.  Местность, как бы гористая, пологие склоны, спускаются  к Волге. Это форма рельефа расположена на Приволжской возвышенности.

Мы предполагаем, что в образовании Чагла большую роль сыграли подземные воды, находящиеся в слоях литосферы, а также проникающие в нее с поверхности по трещинам, явились причиной образования такой формы. На дальнейшее формирование повлияла деятельность водных потоков, особенно там, где поверхность сложена преимущественно рыхлыми породами: песком с примесью гальки, известняком.

3 ученик. Глубина некоторых оврагов достигает 10-20 м и более. Многие овраги имеют крутые склоны, на вершинах оврагов появились обрывы. На обнажениях можно увидеть целый ряд горизонтально залегающих пластов пород различного состава. Под черноземными почвами лежат пески и глины разных цветов и оттенков, известняков. Этот овраг наглядно рассказывает о строении верхних слоев земной коры на Приволжской возвышенности и о разрушительной работе текучих вод. После каждого летнего ливня вода быстро стекает в овраг, унося с собой плодородные частицы почв. Весной талые воды, стекая с полей, так же производят смыв почвы, хотя в этих местах пашут поперек склонов.

Овраги понижают уровень грунтовых вод, тем самым иссушают огромные пространства. Они направляют развитие природных процессов в неблагоприятную для хозяйственной деятельности сторону.

 Наблюдаются  просадочные и оползневые явления, особенно на юге-востоке. Песок легко осыпается и возникает оползень. По дну многих оврагом протекают постоянные водотоки – ручьи. Склоны заросли растительностью, но большая часть это луга.

 4 ученик. Карьер. В южной части Чагла находиться действующий песчаный карьер по добыче речного песка для местных хозяйственных нужд. Сам карьер большой. Кроме песка в карьере можно увидеть интересных насекомых.  Нас всегда волновал вопрос, откуда здесь столько песка? Возможно, когда-то  территория,  где мы сейчас живем, была дном древнего моря.

5 ученик. Конкурс “Реклама”  (жетоны) Из набора слов составить рекламу.

Слова: Село, счастье, трава, автомобиль, шум, палатка.

6 страница  Отчет  6 группы

47 слайд Остановка   «Удивительное рядом»   Кевлей.

Мы идем вдоль Чагла на север, направляемся к  роднику, именуемому Кевлэй – в переводе каменный овраг. Кевлэй - Священный Владимирский источник.

1 ученик. Кевлэй.

 Кевлэй - Священный Владимирский источник № 4120 находится на правом берегу  реки Волги, между селами Пролей - Каши и Урюм. Исток начинается на крутом склоне на  85 метров ниже уровня верхнего горизонта, вода совершает путь ещё на 120 – 140  метров,  до вод реки Волги. Склоны заросли липами, кленами и другими кустарниками. Вода бьет из скальных пород, за 1 минуту 120 литров. Температура воды в роднике +8 градусов в любое время года. Вода прозрачна, приятна на вкус, не имеет посторонних запахов, не портится при длительном хранении – поэтому ее назвали Святой, думали, что в воде присутствуют ионы серебра или золота, убивающие микрофлору, но результаты гидрохимического анализа показали, что этих ионов в воде нет. Просто вода,  видимо, бактерийно не загрязнена или стерилизуется  за счет других элементов.

2 ученик. До 1917 года родник чтили, сюда люди ходили молиться и причащаться, купались  в святых водах. Брали воду в день крещения господа и ставили в сосудах рядом с иконами. После 1917 года местные вандалы расхитили все, что тут было. Оказывается, был тайник над большим камнем, там хранились иконы, священные писания и другая утварь. Все разошлось по рукам и многое уничтожено воинствующими атеистами, но все равно, люди тайком ходили, приносили дары, молились и пели обрядовые песни. По рассказам местных старожилов, около родника стояла часовня, говорят, что тут жил старец, он ухаживал за родником и часовней. Старец прожил 102 года, но место его захоронения неизвестно.

 Этот материал мы нашли в музее мордовской культуры нашего села.

48 слайд  Остановка  «Удивительное рядом»  Кевлей.

3 ученик. В 2003 году совместными усилиями школы и местного самоуправления  восстановили у родника часовню  и купели.  Тем самым  воздали должное роднику, восстановили справедливость, показали благодарность людскую живой воде.

На территории самоуправления известны еще около 40 родников, вода в них не имеет таких свойств как вода  из Владимирского источника.

По словам местного старожила Ерусланова А. И., вода обладает целебными свойствами. Вот уже более 40 лет он употребляет эту воду и практически ничем не болеет, физически крепок и работоспособен. Афанасий Иванович в любое время года: летом на мотороллере, зимой на лошади, ездит за этой водой, пьет, варит и даже умывается этой водой.

Действительно  все сваренное в этой воде – вкусно, чай – удивителен, а просто выпьешь эту воду – на душе становится веселее. Вот какой у нас есть родник! Мы часто посещаем это место во время походов и экскурсий.

49 слайд Остановка «Удивительное рядом»Кевлей.

4 ученик. Место впадения родника «Кевлей» в Волгу.

«Кевлэй» в окружении леса. Здесь можно побыть наедине с природой, познакомиться с деревьями и кустарниками наших лесов и можно  увидеть множество змей.

 Гадюку обыкновенную можно определить по зигзагообразному узору на спине. Гадюка кусает только невнимательного или не острожного человека, прижавшего его рукой или ногой, поэтому надо быть внимательным, чаще прощупывать веткой траву вокруг, и гадюка, скрывающаяся поблизости, уползет или обнаружит себя шипением. Но укус гадюки не смертелен, если правильно оказать первую помощь.

Закройте глаза, вслушайтесь в звуки леса. Какие картины у вас возникают? Вспомните стихи песни, загадки  о лесе.

5 ученик. Игра – названия кустарников, цветов и деревьев, ребята выполняют разные движения. Если назван цветок, хлопают в ладоши, назван куст, топают ногами, если дерево - прыгают. Если ошибается, то с него берется фант, а в конце игры должны рассказать стихотворение, спеть песенку или загадать загадку про растение. (получают жетоны)

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг.

50 слайд  Остановка  «Удивительное рядом»  Кевлей.

51 слайд  Остановка  «Удивительное рядом»  Кевлей.

7 страница Итог

Музыка.  Наш край

52 слайд  Заключение

Подошло  к концу наше путешествие.

Наш путь лежит  через поле на юго-запад к школе. Мы подходим к селу с севера востока, переходим речку Урюмку  и видим перед собой удивительное озеро.

53 слайд    Заключение (читает ученик)

Старательно вникая в опыт древних

   И постигая суть его корней,

   я стойкости учился у деревьев,

  А ловкости и силе у зверей

  У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб сосредоточенно молчать.

 Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно охранять.

П. Сергеев

 54 слайд Заключение

 Мы гордимся тем что в окрестностях нашего села сохранилась природа в её первозданном   виде         и  мы будем  стремится  к тому, чтобы её сохранить.

   «Не то, что мните вы, природа,

   Не слепок, не воздушный лик –

В ней  есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

  Подведение итогов.

 Понравилось вам наше путешествие?  Что вы узнали о нашем крае?

 Каждая группа называет по 4  прилагательных о нашей экскурсии. (записывают на бумагу)

Получился  «Прекрасный рассказ»

 Ведущий берет у них списки и читает заранее составленный рассказ, вставляя прилагательные в том порядке, как они записаны.

В один ..        . день мы решили сходить в ... поход.. И стали заранее к этому готовиться. Мы собрали .       .. пищи, взяли .    .. воды. И .        .. утром вышли в .        .. дорогу. Идя по лугу, увидели много ... цветов, над ними порхали ...    бабочки, носился .   .. запах. Мы все очень устали идти на .     .. солнце и старались скорее достичь опушки .    .. леса. Зайдя в .  .. прохладу леса, все очень обрадовались и стали осматриваться кругом. «Смотрите, какие здесь растут ..  . деревья, ... кустарники, поют ...   птицы. ..., мы сели на поляне отдохнуть. На привале мы съели всю .   .. пищу, отдохнули и пошли назад. Мы долго не забудем этой ..     . экскурсии.

Я хочу, чтобы каждый из вас вынес из нашей встречи звучащие голоса птиц, шорохи леса, шелест сада, шепот ручья, гул речной волны, прозрачность лесного воздуха. Вынес и берег эти чудеса именуемые Природой.

Дополнительные минутки отдыха

Игра со зрителями «Приветствия»

- По пути домой, мы вспоминаем, кого встретили, кто и как нас приветствовал.

Ведущий рассказывает  ученики должны подражать голосам животных.

- Вышли мы на окраину и встретили корову (му-у-у). Недалеко паслась лошадь… (и-го-го). Переходили дорогу гуси… (га-га-га). В маленьком озерце плавали утки… (кря-кря-кря). На краю леса жевала траву коза (бе-е-е). В лесу, на поляне паслись кабанчики (хрю-хрю). А в чаще собирал малину медведь, он бормотал что-то, чавкал, а, увидев нас, заревел... (р-р-р).

Использованная литература.

  1. Захлебный А.Н. Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Москва Просвещение 1984 год.
  2. Хрестоматия по физической географии. Москва Просвещение 1981 год.
  3. Журналы география в школе №5 2000 ,№7 2003 ,№3 1997,№ 8 2004, №6 1997, №3 2002, №8 1999, №7 1998, №5 1997.
  4. Журнал Начальная школа № 7 1990, №4 1997, №4,5 1995, №7 1991.
  5. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь: Пособие для учащихся среднего и старшего возраста. Москва Просвещение 1988 год
  6. Ю. Дмитриев Книга природы  Научно-художественное издание М. Детская литература, 1990 год
  7. Красная книга РТ  Издательство Природа  Казань 1995
  8. Интервью с местными жителями  Балантаевой В.Н. учительница  начальных классов, Большаковым В.И. биолог школы, Малькиным Ю.М. лесничий Урюмского лесничества,  Кильгановой А.А. ветеран труда,

  Еруслановым А.И. ветеран труда, Курковой Т.М. библиотекарь сельской библиотеки руководитель сельского   краеведческого  музея.

  1. Личные Наблюдения за объектами природы и исследования.
  2. Материалы сельского краеведческого музея.
  3.  Материалы из сельского совета местного поселения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

Люблю тебя, мой край родной

  В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое дорогое и сокровенное – Родина. Нашей Родиной является Россия, но есть у каждого из нас  малая Родина. Мы должны зна...

Люблю тебя, мой край родной, Воскресенск!

Презентация к защите проекта....

Праздник "Люблю тебя, мой край родной!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов с презентацией проектов....

Классный час "Люблю тебя мой край родной"

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем  то место где ты  провел свои детские годы. У каждого человека есть своя ро­дина. У одних - это большой город, у других - ма­ленькая дере...

Классный час Люблю тебя мой край родной

Презентация приложение к разработке...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....