разработка урока "Рельеф суши. Горы"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Стаканова Любовь Леонидовна

Урок посвящён изучению понятия рельефа, на примере гор изучаются особенности рельефа. В ходе урока ученики самостоятельно находят нужную информацию, учатся оценивать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relef_sushi._gory.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

Тема урока «Рельеф суши. Горы»

Цели урока: формирование знаний о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей горного рельефа

формирование умения определять типы гор по высоте;

Метапредметные результаты: развитие познавательных интересов учащихся, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование; умение  оценивать достигнутые результаты своей деятельности.

Ход урока: 1.Организационный этап: приветствие учащихся, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность.

На столах учеников лежат куски гофрированной бумаги, листочки бумаги,  на доске записаны число, на экране картинки с изображением ровной и рельефной поверхности: это могут быть картинки с рельефными скульптурными произведениями, тело человека-культуриста, фотография с ровной стеной.

1 этап урока: учитель предлагает ученикам посмотреть на изображения и подумать над тем, как их можно распределить по группам, среди ответов учеников прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности (если ученики не предложат нужный ответ, учитель  подводит  их к этому, задавая вопросы о характере поверхности).  

Ученики вместе с учителем сравнивают ровную и рельефную поверхности, отмечая при этом, которая из них им нравится больше. Почему она нравится им больше.

Учитель предлагает представить мысленно земную поверхность и провести  аналогию с предложенными поверхностями.

На экране картинки с изображением разных форм рельефа.

Слышали ли ученики  о рельефе Земли? Что такое рельеф?

Учитель: Все слышали о толковых словарях, в которых даны определения многих слов, давайте попробуем сделать что-то подобное,  дадим определение самостоятельно. Итак, каждый из вас сейчас начнёт составлять свой словарь определений, очередное слово на букву «Р» - это рельеф. Приступаем к работе, определение запишите на листочках бумаги.

После выполнения задания учитель предлагает ученикам сравнить результаты своей работы с образцом – определением в географическом словаре. Ученики оценивают свою работу по пятибалльной щкале, определив,  насколько точно они передали в своих определениях суть рельефа.

2 этап урока – деятельность учеников, учитель предлагает им из кусочка гофрированной бумаги смоделировать неровности земной поверхности. Начитается работа детей. Учитель участвует в ходе работы, оказывая помощь тем, у кого задание вызвало затруднение.

Когда работа окончена, макеты из бумаги исследуются, отмечаются  положительные и отрицательные формы. Положительные – это те, которые обращены наверх, а отрицательные – вниз.  Учитель просит детей вспомнить,  как им пришлось действовать,  чтобы появилась положительная форма рельефа, а как - при создании отрицательных форм.

Чтобы создать положительную форму, надо силу приложить изнутри, а чтобы создать отрицательную – снаружи. Так и на Земле, рельеф – это результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Дополните схему на доске:

внутренние силы                                                                           внешние силы

                                                           рельеф

положительные формы рельефа                             отрицательные формы рельефа

3 этап урока: найдите на своих моделях приподнятые участки, как бы вы их назвали? Горы. Давайте посмотрим на изображение гор, определение гор в учебнике и найдём существенные признаки горного рельефа.

На экран выведены  изображения гор и горных систем.

Далее следует работа учеников с учебником. С помощью учителя выделяются главные признаки гор:

- высоко приподняты над окружающей территорией

- перепады высот не менее 200 метров

- если горы вытянуты в ряд, то это горный хребет

- если образуется система горных хребтов и горных долин, то образуется горная система.

4 этап урока: изучение типов гор  по высоте

Как растёте вы? А как растут горы? Все ли горы одинаковы по высоте?

Предложите варианты деления гор на группы по высоте.  Остановимся на таком варианте:

На экране слайд с нарисованными горами разной высоты.  

 Низкие-

 Высокие-

 Средние-

А теперь определим  их высоты. Сделайте свои предположения и запишите их в тетради с левой стороны, а теперь найдите данные в учебнике и сравните свои результаты с образцом. Есть ли у вас свои варианты классификации гор по высоте. Вы можете дома проделать работу по определению разных типов гор по высоте.

5 этап урока: работаем с картой.  По физической карте мира определим главные горные системы мира. Найдите способ изображения гор разной высоты. Как мы  можем определить преобладающую высоту Уральских гор, Анд в южной Америке. Теперь найдите способ отображения точных высот горных вершин. Этот способ называется отметка высоты. Найдите по карте высочайшую вершину мира и высочайшую точку России; те, кто первые найдёт эти точки, определите их географические координаты.

Проверим результаты вашей работы. Это гора Эверест и гора Эльбрус.

На экране появляется изображение горных вершин  Эверест и Эльбрус.

6 этап урока: я предлагаю вам задание на дом. Составьте кроссворд «Горы мира». Постарайтесь отразить в своей работе результаты поиска информации на карте, в книгах,  других источниках информации.

7 этап урока: подведение итогов урока и рефлексия. Напишите на листочках ваши впечатления от урока, обращаясь к нему. Покажите в виде рельефа ваше настроение на уроке. Оцените свою работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рельеф суши. Горы. Равнины.

Этот урок позволяет детям подробнее познакомиться с рельефом нашей России, расширить знания в области краеведения, умения работать с картой. Н уроке  осуществляется индивидуальная работа с учащим...

«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии

В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разраб...

Конспект урока "Рельеф суши.Горы".

1.      Тип урока:  урок –практикум с применением ИКТ.2.      Цели урока: сформировать знания о горах как о форме земной поверхности.3....

Презентация на тему: "Рельеф суши. Горы"

Данная презентация может быть использована на уроках географии в 6 классе....

Конспект урока по географии на тему "Рельеф суши. Горы."

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке географии....

Рельеф суши. Горы. 6 класс ФГОС

Рельеф суши. Горы. 6 класс ФГОСЦели: Продолжить знакомство с рельефом,  сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте;Научить выделять, описывать и объ...