Программа дополнительного образования по географии "Мир туризма"
элективный курс по географии (9 класс) по теме

 

Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований. Особенно актуально содержание программы в преддверии зимней Олимпиады в 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm_programma.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по географии

"Мир туризма"

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Мир туризма»предназначена для учащихся 8-9  классов.

Рекреационная география – это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития так называемых территориальных рекреационных систем (ТРС).

ТРС – сложные системы, предназначенные для обслуживания людей во время отдыха (рекреация – от лат. recreatio – восстановление, синоним термина «отдых» – восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.

Для изучения ТРС требуются совместные усилия медико-, экономико- и физикогеографов, а также специалистов некоторых других наук – технических, социальных, естественных. Как системная наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин, рекреационная география представляет несомненный интерес для изучения в средней школе на завершающем этапе курса географии. Она способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей, в данном случае – потребностей в отдыхе, в восстановлении сил и духовном развитии. Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.

Значение предлагаемой программы многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований. Особенно актуально содержание программы в преддверии зимней Олимпиады в 2014 г.

Особенностью преподавания   является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров и т.д.

Цели программы: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.

Задачи программы:

· Углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии. Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.

· Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.

· Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения рекреационных объектов.

· Оценка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей.

· Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.

Врезультате изучения курса учащиеся должны знать:

– соотношение понятий «отдыха» и «рекреация»;

– виды рекреационной деятельности;

– соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;

– ТРС и методы изучения ТРС;

– главные рекреационные районы мира.

Учащиеся должны уметь:

– использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;

– давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема

 Колич.

часов

В том чисе

Форма контроля

Лекц.

Практ.

Семин.

1

Введение

1

2

Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки

8

4

1

3

Самостоятельная работа, участие в семинаре

Рекреационная география России

3

1

1

1

Самостоятельная работа, участие в семинаре

3

Региональные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии

18

5

4

9

Самостоятельная работа, участие в семинаре

4

 Итоговые занятия

1

1

2

1

Самостоятельная работа, участие в семинаре

Итого                    34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Введение (1 час).

Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки (8 часов).

Лекция: Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки (1 час).

Лекция: Понятие о рекреационной географии. (1 час).

Семинар: Отдых и рекреация (1 час).

 Лекция: Виды рекреационной деятельности (1ч.)

Лекция: Классификация туризма (1 ч.)

Семинар: Лидеры международного туризма (1 ч.)

Урок-практикум: Деловая игра «Новые уголки» (1 ч.)

Семинар: Список Всемирного наследия(1 ч.)

Тема 2. Рекреационная география России (3 часа)

Лекция: Рекреационная география России (1 ч.)

Семинар: Рекреационная география России. Деловая игра. (1 ч.)

Урок-практикум: Игра-путешествие. «Неизвестными дорогами России» (1 ч. )

Тема 3. Региональные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (18 часов).

Лекция: Туризм в Краснодарском крае(1 ч.)

Семинар: Туристическая привлекательность региона. Туристические районы, выделяемые в крае. (1 ч.)

Лекция: Краснодар, как центр туристического региона. Рекреационные ресурсы города(1 ч.)

Семинар:  Развитие туризма на степных реках края. (1 ч.)

Лекция: Туризм на побережье Азовского моря. (1 ч.)

Семинар: Перспективы развития побережья Азовского моря. (1 ч.)

Лекция: Объекты Таманского полуострова(1 ч.)

Семинар: Туристическая привлекательность Черноморского побережья(1 ч.)

Практикум: Составление комплексной характеристики одного из курортов Черноморского побережья. (1 ч.)

Семинар: Дорогами ВОВ. (1 ч.)

Практикум: Курорт Большой Сочи. Туристическая привлекательность города и окрестностей. (1 ч.)

Семинар: Сочи-2014(1 ч.)

Семинар: Олимпийские резервы(1 ч.)

Практикум: Деловая игра.  «Привлекаем туристов» (1 ч.)

Лекция: Туризм в предгорной зоне края. (1 ч.)

Семинар: Перспективы развития туризма в предгорной зоне Краснодарского края(1 ч.)

Семинар: Горные туристические объекты республики Адыгея. (1 ч.)

Практикум: Деловая игра. «Инвестирование туризма в горных районах» (1 ч.)

Тема 3. Итоговые занятия (3 часа)

Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС). (1 ч.)

Практикум: Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определенной целью: социально-культурной или медицинской. (1 ч.)

Практикум: Итоговое занятие. Тестирование(1 ч.)

Литература

1. Александрова, А. Ю. География международного туризма // География в школе. – 2003. – № 4.

2. Атлас по экономической и социальной географии мира. 10 класс. – М., 2002.

3. Веденин, Ю. А. Рекреационная деятельность и экология человека. – М., 1988.

4. Герасимова, И. П., Преображенский, B. C. Основы конструктивной географии. – М., 1986.

5. Даринский, А. В. Туристическая индустрия США // География в школе. – 2001. – № 6.

6. Даринский, А. В. Программа курса «География туризма» // География в школе. – 1994. – № 2.

7. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. – М., 2002.

8. Максаковский, В. П. Методическое пособие для учителя «Экономическая и социальная география мира». – М., 2002.

9. Мироненко, Н. С., Твердохлебов, И. Т. Рекреационная география. – М., 1981.

10. Мироненко, Н. С., Бочкарева, М. М. Рекреационные системы. – М., 1986.

11. Тивяков, С. Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбасе // География в школе. – 2001. – № 3.

12. Чермисин, П. А. Виды современного туризма // География в школе. – 2003. – № 6.

13. Хильченко, Л. Н. Практическая работа «Составление картосхемы основных районов международного туризма» // География в школе. – 2003. – № 4.

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

 Колич.

часов

В том числе

Лекц.

Практ.

Семин.

1

Введение

1

2

Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки

1

1

3

Понятие о рекреационной географии.

1

1

4

Отдых и рекреация

1

1

5

Виды рекреационной деятельности

1

1

6

Классификация туризма

1

1

7

 Лидеры международного туризма

1

1

8

Деловая игра «Новые уголки»

1

1

9

Список Всемирного наследия

1

1

10

Рекреационная география России

1

1

11

Рекреационная география России. Деловая игра.

1

1

12

Игра-путешествие. «Неизвестными дорогами России»

1

1

13

Туризм в Краснодарском крае

1

1

14

Туристическая привлекательность региона. Туристические районы, выделяемые в крае.

1

1

15

Краснодар, как центр туристического региона. Рекреационные ресурсы города

1

1

16

Развитие туризма на степных реках края.

1

1

17

Туризм на побережье Азовского моря.

1

1

18

Перспективы развития побережья Азовского моря.

1

1

19

Объекты Таманского полуострова

1

1

20

Туристическая привлекательность Черноморского побережья

1

1

21

Составление комплексной характеристики одного из курортов Черноморского побережья.

1

1

22

Дорогами ВОВ.

1

1

23

Курорт Большой Сочи. Туристическая привлекательность города и окрестностей.

1

1

24

Сочи-2014

1

1

25

Олимпийские резервы

1

1

26

Деловая игра.  «Привлекаем туристов»

1

1

27

Туризм в предгорной зоне края.

1

1

28

Перспективы развития туризма в предгорной зоне Краснодарского края

1

1

29

Горные туристические объекты республики Адыгея.

1

1

30

Деловая игра. «Инвестирование туризма в горных районах»

1

1

31

Территориальные рекреационные системы (ТРС).

1

1

32

Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС

1

33

Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определенной целью: социально-культурной или медицинской.

1

34

Итоговое занятие. Тестирование

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по географии "География кулинарного искусства"

Программа дополнительного образования "География кулинарного искусства" для 7 - 11 классов...

Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»

Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже,  реализуется   по  физкультурно-спортивной направленности....

Программа дополнительного образования "Туризм и путешествия"

Программа по краеведческому туризму для школьников...

Программа дополнительного образования "География туризма в Бурятии"

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и ...

Учебная образовательная программа дополнительного образования по туризму.

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, сп...

Программа дополнительного образования по географии

Программа дополнительного образования "Удивительная планета" для учеников 9 классов...


 

Комментарии

Данный элективный курс очень интересен. Темы, рассматриваемые в рамках элективного курса очень актуальны на сегодняшний момент. Особенно интересным является то, что рассматривается район черноморского побережья Кавказа, где будут проходить олимпийские игры в 2014 году. Благодаря данному элективному курсу учащиеся гораздо больше узнают о рекреационных вохможностях Северо-Кавказского экономического района. В будущем это будет способствовать ещё большему привлечению туристов, а это значит, что отечественный туризм будет развиваться и дальше.