Открытый урок в 9 классе "Уральский экономический район"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Шаврина Ирина Александровна

Проводится при изучении экономических районов России. Тип урока- изучение нового материала. Форма проведения урока - научная экспедиция. Групповая работа: экономисты, географы, геологи, демографы, экологи.Презентация минеральных ресурсов проходит вместе с гостьей урока – хозяйкой медной горы

 

Урок географии в 9 классе.                            

Тема: Уральский экономический район.

Эпиграф к уроку: « Урал! Опорный край державы!»

Цели:

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

          1.Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

          2.Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

 

 ОБУЧАЮЩИЕ:

          1.Изучение особенностей Уральского экономического района.

          2.Продолжить формировать географические умения и навыки при работе с картами.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

          1.Формирование экологического сознания школьников на примере проблем Урала.

          2.Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географичес

             ких обьектов через литературные произведения.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

  • физическаякартаУральского  района;
  • раздаточный материал: коллекция минеральных ресурсов, карточки с заданиями,атласы, учебники;
  • ТСО

 

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМА УРОКА: научная экспедиция.

                                                             ХОД УРОКА

 

1. Организационная часть проходит на фоне музыки. Музыка Родыгина Е.

                                                                                                        « Уральская рябинушка»

 

А) знакомство с классом;

Б) подготовка рабочего места ученика;

В) деление класса на 5 групп (по 5 человек в каждой)

 

2.Основная часть:

1.  Продолжает звучать музыка и слова …

Трудно представить себе просторы нашей Родины. Только географическая карта, как широко распахнутое окно, позволяет единым взглядом окинуть эту огромную территорию.

( показ по карте Уральских гор)

Если глянуть хоть на миг,                                          Если горы в беспорядке,

Сразу видно: это пик –                                                Много гор, а не одна,

Острая вершина гор                                                    То запомните, ребятки,

С высоты ведет дозор                                                  Это горная страна.

 

Сегодня на уроке мы побываем на Урале. ТЕМА : УРАЛЬСКИЙ экономический район.

 

2.      Презентация Уральского района.

« Урал! Опорный край державы

 Ее добытчик и кузнец.

 Ровесник древней нашей славы

 И славы нынешней творец »

Твардовский.

3.     Работа в группах. Каждая группа занимается поиском информации и готовит выполнение заданий. Учитель консультирует группы.

 

1 группа – ГЕОГРАФЫ.

ЗАДАНИЕ: дать экономико – географическое положение Урала.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ:  протянулись на 2000км. от Карского моря до Казахского мелкосопочника; пограничная, поясная роль Урала – важнейшая особенность ГП; граница между Европой и Азией; плацдарм для освоения восточных районов страны; разнообразие соседских территорий ( Центрального района, Европейского Севера, З. Сибири)

 

2 группа – ГЕОЛОГИ.

ЗАДАНИЕ: изучить  природные ресурсы Урала.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ: мировую славу принесли минеральные ресурсы. Академик

А.Е. Ферсман называл его минералогическим раем. Здесь обнаружены 5 тыс. минералов и 15 тыс. месторождений. Из 70 элементов таб.Менделеевана Урале добывается 50. Бурый уголь, железные руды, медные руды, поваренная и калийная соль.

 

3 группа – ДЕМОГРАФЫ

ЗАДАНИЕ: дать характеристику населения по плану.

 

А) численность; Б) естественный прирост; В) причины миграций; Г) этнический состав;   Д)крупнейшие города.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ: А) 20 млн.чел.; Б) отрицательный, В) суровый климат, слабое развитие социнфраструктуры, рост безработицы, сложность трудоустройства женщин, экология; Г) удмурды, башкиры, марийцы .Д) Екатеринбург, Уфа, Перьм, Екатеринбург.

 

4 группа – ЭКОНОМИСТЫ

ЗАДАНИЕ:характеристика главных отраслей промышленности.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ: старейшая отрасль- металлургия. Уральская металлургическая база – крупнейшая в России. Химико-лесная отрасль – поставщик минеральных удобрений. Машиностроение- тяжелое, транспортное, энергетическое. АПК-

зерно, картофель, овощи; крупный рогатый скот, свиньи, козы, овцы.

 

 

5 группа -  ЭКОЛОГИ

ЗАДАНИЕ: главная проблема района – экологическая. Почему вокруг многих городов образовались рукотворные (техногенные) пустыни?

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ: особая боль Урала – радиоактивное загрязнение. В 200 могильниках хранится 500тыс.т. твердых отходов. Породы Урала легко растворимые.

В процессе их размыва радиоактивные вещества могут попасть в Каспийское море и Северный -Ледовитый океан. Ртуть, хлор, фтористые соединения – все это выбрасывается

в окружающую среду. Из-за сброса неочищенных вод треть уральских рек лишена биологической жизни.

 

4.   Отчет групп с использованием различных источников

информации.

 

3.Презентация минеральных ресурсов проходит вместе с гостьей урока – хозяйкой медной горы. Она пришла из сказки Бажова и принесла коллекцию цветных камней. Рассказ о богатствах Урала.

 

4.Рефлексия

Учитель: Что понравилось, что не понравилось на уроке?. Предлагаю поделиться впечатлениями ( школьники высказывают свое мнение и оценивают свою работу)

 

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.