урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Смольская Елена Валерьевна

Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naselenie_9_klass.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок по теме «Население России»

 Цели для учителя:

  1. Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении России.
  2. Совершенствование навыков работы с тематическими картами, графиками, таблицами, обучение приемам обработки, анализа и интерпретации количественных данных.
  3. Формирование толерантного отношения к народам России.

Цели для учащихся:

  1. Уметь выделять в материале главные положения.
  2. Уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения примерами и фактами, воспроизводить материал в сокращенном виде.
  3.  Уметь выделять мировоззренческие и нравственно – эстетические идеи в изучении материала

Оборудование: географические атласы, графики, пакет статистических данных, инструктивные карты.

Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы рассматриваем тему «Население России», ее основные понятия.

--Семья в жизни человека играет важную роль. В семье человек рождается, живет и умирает. Семья во многом определяет наследственность ребенка., его национальную принадлежность, место жительства, социальный статус, мировоззрение. Многие из этих характеристик изучает география и ее раздел  - демография.

А тема урока « Основные характеристики населения». Мы должны сегодня научиться работать с половозрастной пирамидой, научимся анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.

  1. Фронтальная работа.

- Назовите одну из главных характеристик населения ( численность) -на доску.

Россия занимает 7 место в мире по численности. По последней переписи населения- нас 145 млн. человек.

- Какие причины влияют на численность? ( рождаемость и смертность) -на доску, а разность между рождаемостью и смертностью называется (естественный прирост) -на доску.

- Вспомните своих бабушек, сколько родных братьев и сестер было в их семьях? У ваших родителей? У вас?

-Какую тенденцию мы наблюдаем?

-Почему в последние годы рождаемость снизилась?

- 1992 год – самая низкая рождаемость не только в России, но и в Октябрьском районе 492 человека, а в том же году умерло 1113 человек. Что явилось причиной высокой смертности, и низкой рождаемости? Какие также причины можно назвать главными в увеличении смертности?

- Обратимся к пирамиде. ( объяснить структуру), какой прогноз можно установить с ее помощью? Что произойдет с населением (таблица)? (прил.1)

- Как вы объясните слова: « Демографическая пирамида – это сегодняшний портрет страны, фотография прошлого или рассказ о будущем?».(прил. 1)

-На убыль населения влияют также межнациональные конфликты ( Национальный состав.) Почему они характерны для Северного Кавказа?

- В России проживает 130 народов и каждый исповедует разные религии, какой из кавказских народов исповедует православие? (осетины) танец  «Лезгинка»

.

- Как религия влияет на перемещение людей? ( они проживают компактно ) . На перемещение народов влияют (миграции) 

- Приведите примеры миграций с помощью схемы .(прил. 3)

- О каких миграциях говорится в песнях: « Из- за острова на стрежень на простор седой волны , выплывают расписные Стеньки Разина челны».

« На недельку до второго я уеду в Комарово…»

« А теперь на белом свете все куда – то колесят: едут взрослые и дети на работу, в зоосад, едут в баню и в аптеку, едут к теще на обед…»

- Большая часть населения живет в Европейской части, меньшая – в Азиатской.

- Как называются населенные пункты с населением более 20 тыс. человек? ( города)

( 2 человека на местах устанавливают соответствие: город сегодня и его прошлое название)

- Как называются сельские населенные пункты? (деревни, хутора, поселки, станицы)

- Какие миграции были характерны для города и деревни в 90 годы? (отток из деревни или пригорода в города), а сегодня? ( из города – в деревню или пригороды), причина –экологическая. ( прил.3)

Закрепление:

( На местах выполнить тестовое задание, обменяться работами, оценить их, проверить вслух), проверить работу по городам.

Подведение итога урока

-  Какими параметрами характеризуется население?

 (рождаемость, смертность, естественный прирост, религиозный состав, национальный состав, миграции, города, сельские населенные пункты)

                                                                                                        Приложение 1

                                                                                       

Приложение 2

 

                                                                                   

Наименование территории

Оба пола

Мужчины

Женщины

1989г.

2002г.

1989г.

2002г.

1989г.

2002г.

Сельское население

54563

66702

25727

35019

28836

31683

 Приложение 3

Миграции

Классификация

Виды

По причинам

Природные

Семейно-бытовые

Экономические

Политические

Религиозные

По характеру

Добровольные

Принудительные

По времени

Безвозвратные

Возвратные:

        маятниковые

        вахтовые

        сезонные

По масштабам

Внешние (международные):
       межконтинентальные
       внутриконтинентальные
Внутренние:
       межрайонные
       внутрирайонные
       село
   город

По организо ванности

Организованные

Неорганизованные

                                                                                         

                                                                                                  Приложение 4

        

Приложение5

Закончить предложение.

  1. Перемещение людей из одних районов в другие…
  2. Самая распространенная религия в России…
  3. Разность между рождаемостью и смертностью…
  4. Республика, расположенная в центре Краснодарского края…
  5. Населенные пункты с населением более 20 тысяч человек…

Закончить предложение.

  1. Перечислить сельские населенные пункты в Ростовской области….
  2. Количество родившихся на 1000 жителей в год…
  3. Пирамида, отображающая соотношение мужского и женского населения разных возрастов…
  4. Насильственное перемещение людей из одних районов в другие…
  5. Республика России , граничащая с Ростовской областью на востоке…

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект уроков по теме "Население мира"

Конспекты уроков по теме " Население мира", возможно сопровождение презентацией учащихся, предусмотрена работа с опережающим домашним заданием,уроки построены с использованием элементов технологии тво...

Обобщающий урок по теме Население России

Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...

Обобщающий урок по теме "Население России"

В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...

урок по теме "Население Ю.Америки"

Разработка урока для 7 класса по теме "Население Ю.Америки". К уроку прилагается презентация. Лист индивидуальной работы ученика. В разработке представлены задания по выработке у учащихся УУД....

урок по теме Население России

урок по теме Население россии...

За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.

Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...

Обобщающий урок по теме "Население РФ" на примере своей семьи

Урок проходит в групповой форме в 9 классе. Урок проходит хорошо, учитывая, что в 9 классе учатся как правило не для знаний, а для оценок. а мне 5 жалко ставить просто так. Урок провожу, опираясь на д...