Урок по теме "Калининградская область"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Урок по теме "Калининградская область" в 9 классе по учебнику А.И.Алексеева, в технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaliningrad.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Калининградская область »

(в технологии критического мышления)

По курсу 9 класса «Хозяйство и экономические районы России» (учебник под ред. А.И.Алексеева).

Цель: создать условия для формирования у учащихся знаний об особенностях истории, природы, ГП, хозяйства, населения Калининградской области.

Задачи:

  1. Организовать аналитическую работу учащихся с различными источниками информации.
  2. Предоставить возможности для проявления личной позиции учащихся по разбираемым вопросам урока, для самооценки своей деятельности.
  3. Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей истории, природы, ГП, хозяйства, населения данного субъекта РФ.

Структура урока:

1 Проверка домашнего задания.

2. Освоение нового материала.

3. Рефлексия, самоанализ.

4. Домашнее задание.

Организационный момент-организация эмоционального настроя в классе

1. Проверка домашнего задания - 10-15  минут.

1). Номенклатура географической карты (карточка по настенной карте)

2). «Кто это», «Что это» (6 позиций для объяснения на доске):

- «мокрый угол России»;

- вепсы и ижорцы;

- наукоемкие отрасли;

- нефтяные и газовые бассейны России;

- мыс Челюскин.

3). Заполнить 3 колонку таблицы «Отрасли специализации СЗЭР».

Ученик на оценку (устно) заполняет 3 колонку таблицы.

(слайд 1)

Город

Отрасль, завод

Фактор размещения

Санкт-Петербург

Судостроительные заводы (ВЕРФИ)

Адмиралтейский

Балтийский

Санкт-Петербург

Тяжелое машиностроение

Завод «Электросила»

Турбины для АЭС, ГЭС, ТЭС

Бокситогорск (……..

…..область)

Алюминиевый завод

Кингисепп (………..

……..область)

Завод по производству фосфатных удобрений

Санкт- Петербург

Металлургический комбинат

(передельная металлургия)

 ………………….

Лесная промышленность

2. Освоение нового материала.

1 стадия – ВЫЗОВ (побуждение интереса к теме урока).

Показ видеосюжета «мульти - Россия – Калининградская область».

Запись темы урока в тетрадь.

Учитель: Перед вами таблица из 4 колонок.

Вопрос

Мой ответ до прочтения текста, просмотра видеоматериала

Мой ответ после работы с источниками информации

Самооценка

  1. Почему Калининградская область является анклавом России?

  1. Почему и когда Калининградская область стала частью России? Верно ли утверждение, что «Это наш военный  трофей»?

  1. С какими странами граничит Россия через Калининградскую область?

  1. Какой документ необходим, чтобы попасть из Москвы в Калининградскую область? Почему?

  1. Плюсы ЭГП, ПГП, ГП Калининградской области?

  1. Минусы ЭГП, ПГП, ГП Калининградской области?

  1. Чем важны порты Калининградской области для России?

  1. Почему России более выгодно (экономически) использовать порты Санкт-Петербурга, чем Калининградской области?

  1. Сколько процентов мировых запасов янтаря в Калининградской области?

  1. Чем знаменит и уникален Национальный парк «Куршская коса»?

В первой колонке вопросы, ответы на которые Вы должны получить на нашем уроке.

Во второй колонке вы должны будете сейчас написать ответы на те вопросы, ответ на которые Вы знаете.

В третью колонку Вы будете записывать ответы только после того как проработаете несколько источников информации:

  1. Карта.
  2. Текст учебника.
  3. Видеоматериал.

Третья колонка – это Ваш самоанализ. Если ваш ответ до работы с источниками информации совпал с тем, что вы нашли, проработав материал, то Вы – Молодцы…….(расставляйте смайлики).

2 стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

1). Работа по методу ИНСЕРТ (неотвлеченное чтение параграфа), с простым карандашом в руке. На полях учебника после прочтения ставится значок, который характеризует отношение ученика к данному материалу:

+ знал;

- не знал;

? возник вопрос.

Ученики индивидуально работают с текстом учебника стр. 145-147 и заполняют 3-ю колонку таблицы.

2). Проверка результатов работы с текстом.

А). Ученики зачитывают ответы на вопросы, которые они нашли в тексте учебника.

Б). Что знали? Что не знали? Какой материал учебника вызвал вопрос?

(эвристическая беседа учениками)

3). Так как не на все вопросы мы нашли ответы в тексте, попробуем поработать с видеоматериалом - ответы также записываем в 3 колонку таблицы. (показ видеофрагмента «Калининградская область»).

4). Проверка результатов работы с видеофрагментом.

А). Ученики зачитывают ответы на вопросы, которые они нашли в ходе просмотра видеофрагмента.

3 стадия -  РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу. Какие вопросы остались без ответа?

возможно это вопросы:

- плюсы ЭГП.

- минусы ЭГП.

Карта- «второй язык географии». «Прочитаем» ответы на эти вопросы с географической карты (страница 30).

(эвристическая беседа  учениками).

1). Проанализируйте 4 колонку таблицы, расставленные «смайлики».

(2-3 ученика проводят анализ своей работы вслух)

2). Использование элементов «Методики шести шляп»

(слайд)

Памятка

  1. Каждая шляпа означает один тип мышления.
  2. Надев шляпу, вы играете связанную с ней роль.
  3. Когда на вас шляпа, вы должны использовать лишь тот тип мышления, который отвечает цвету шляпы.

Зеленая  - Позитивная информация о К.О. , положительные эмоции.

Белая – Информация без эмоций! Только факты и цифры.

Черная – Негативная информация о КО какие проблемы в изученном районе.

4 Домашнее задание

Параграф читать, ответы на вопросы в таблице учить.

Задание для удовольствия.

  1. «В контакте» у Насти посмотреть фото Калининградской области (Куршской косы).
  2. «образ» СЗЭР на «5».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Население Саратовской области" - 9 класс

Урок географии в 9 классеТема :Население Саратовской областиЦель: обучающая – закрепление знаний по теме:" Население";развивающая– формирование умения работать со статистическими и картографическ...

Урок "Папоротникообразные Читинской области"

На уроке изучаются папоротникообразные своего края края (региональный компонент)...

педсовет Воспитание нравственных качеств на уроках разных общеобразовательных областей

презентация к педсовету, обсуждение проблем воспитания нравственных качеств у детей на уроках...

Презентация к уроку "Почвы Вологодской области"

Данная презентация используется при изучении почтв своего региона....

Презентация к уроку географии Иркутской области в 8 классе по теме " Климат Иркутской области"

Презентация даёт возможность повторить материал по теме "Климат России", изучить и закрепить новый материал, используя самостоятельную работу, тестовые задания. Активно работают учащиеся с учебником, ...

Разработка урока "Природа Воронежской области. Уроки истории." 6 класс

Познакомить учащихся с геологической историей нашего региона, с геологическими памятниками....

Урок "Числовая функция. Область определения и область значений функции", 9 класс

Цели урока: Образовательная: систематизация знаний учащихся по теме, научить находить область определения, область значений функции; уметь строить графики кусочных функций, научить находить область ...