Разработка урока "Климат" по гегорафии 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Конспект традиционного урока по теме "Климат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_i_ego_elementy._georafiya_6_klass.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Корнеева Надежда Александровна

Урок географии в 6 классе по теме «Климат и его элементы»

Цель:

способствовать формированию представления о климате, влиянии климата на природу и жизнь человека;

содействовать развитию умений анализировать диаграммы, описывать погоду с использованием условных знаков, делать выводы о типах погоды;

обеспечивать воспитание позитивного интереса к взаимосвязи климата и человека, необходимости соблюдать правила ЗОЖ (одеваться по погоде).

Оборудование:

Карточки – задания, схемы, календари погоды, учебник, линейка, цветные карандаши, картинки с временами года, изображение жилищ и одежды жителей севера, макеты жилищ, учебник «География Нурлатского района», аудиозапись «Голоса птиц»

Ход урока:

  1. Оргмомент:  приветствие учащихся.

Здравствуйте! Так обычно звучит приветствие, которое имеет глубокий смысл: «Здороваться – это значит желать здоровья!»      

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Садитесь, следите за осанкой.

Мы с вами изучаем тему «Атмосфера». Назовите ассоциации с данной темой (ответы учащихся). Хорошо! Молодцы!

  1. Актуализация ЗУН:  

Фронтальная работа с учащимися:

- Что такое атмосфера? (задание 1 уровня)

- Какая сегодня погода?  (задание 2 уровня)

Индивидуальная работа с учащимися:

- Запишите характеристику погоды сегодняшнего дня с помощью условных знаков, используя 2 форзац учебника  (задание 3 уровня).

-  Какой это тип погоды? По чему  определяем?

-  Какие элементы погоды?

Вывешивается кластер (элементы погоды), учащиеся записывают в тетради число, переписывают кластер в левой части тетради.

Погода

(в данный момент в  данной  местности или за  какой – либо промежуток времени)

Температура

Осадки

Ветер

Облачность

  1. Изучение нового материала:

  1. Беседа с учащимися с опорой на известный материал: 

В какой местности сочетание элементов погоды в течение года отличается?

      Верно, в нашей местности.  А в Москве?

  1. Работа с учебником:

Проанализируем диаграммы типов погоды в  г. Москва в 1969 г., 1972г. и средние многолетние (рис. 83), используя 2 форзац учебника. Январские диаграммы характеризует учитель в качестве образца.

А) обычно в Москве преобладает умеренно-морозная погода -4-12 градусов, осадки в конце января в виде снега;

Б) январь 1969 года отличается от средних многолетних тем, что с 3 по 23 наблюдалась значительно-морозная погода, без осадков, облачность незначительная, лишь после 23 – средняя, а к концу месяца сплошная и осадки.

В) 1971 г. первая половина января стояла умеренно-морозная погода с облачностью с просветами, после 23 пошел дождь, началась оттепель.

-Что общего вы обнаружили, несмотря на различия?

Формулировка вывода:

  1. В начале января обычно незначительная облачность, осадков нет, по температуре – значительно-морозная.
  2. Конец января – оттепель, облачность сплошная, дождь.

Июльские диаграммы анализируют учащиеся самостоятельно фронтально или в группах (в зависимости от количества учащихся в классе) и делают выводы.

Вывод:

  1. В июле стоит теплая погода + 16 – 22 градуса.
  2. Облачность нарастает после 10 числа.
  3. После 20 – вероятны осадки.

Для Москвы, как и нашей местности характерна смена времен года. Морозы ждём на Рождество и на Крещение, а жару -  в июле.

Как бы долго не длилась зима, … за ней наступит …, а затем … лето.

Если мы слышим пение скворца (включается аудиозапись), то это значит пришла весна!

Физминутка «Шум дождя»

              - Дождь начинается  - потираем ладоши;

             - Дождь идет сильнее – хлопаем в ладоши;

             - Дождь идет ещё сильнее – хлопки по передней части ног;

             - Начался ливень – топаем ногами;

             - Дождь постепенно утихает – повторяется всё в обратном порядке.

  1. Времена года (эмоциональная разрядка):

Вспомните стихи о 4 временах года, характерных для нашей местности.

А. С. Пушкин  Унылая пора! Очей очарованье!

                         Приятна мне твоя прощальная краса –

                         Люблю я пышные природы увяданье,

                         В багрец и золота одетые леса.

А. Н. Майков  Пахнет сеном над лугами –

                          В песне душу веселя,

                          Бабы с граблями рядами

                          Ходят, сено шевеля.

Определите время года по репродукциям или фото.

Н. А. Некрасов  Не ветер бушует над бором,

                             Не с гор побежали ручьи,    

                                   Мороз- воевода дозором

                                   Обходит владенья свои

                                  Глядит -  хорошо ли метели

                          Лесные тропы занесли,

                         И нет ли где трещины, щели,

                         И нет ли где голой земли.

А. С. Пушкин  Гонимы вешними лучами,

                          С окрестных гор уже снега

                          Сбежали мутными ручьями

                         На потопленные луга.

                         Улыбкой ясною природа

                        Сквозь сон встречает утро года…

Везде ли на Земле можно наблюдать смену времен года?

  1. Климат.

Погода в каждой местности имеет свои особенности.

- Климат Антарктиды (сообщение учащихся).

- А что вы знаете о погоде экватора?

Вывод (записывается вывод в тетради):

  1. На разных широтах типы погоды отличаются.
  2. Имеется закономерная смена типов погоды в течение года.

Вывешивается на доску вывод:

Полюса – холод круглый год

Экватор – тепло

У нас – 4 времени года

То есть территории отличаются режимом погоды ил климатом. Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой - либо местности.

Записывается кластер справа в тетради (элементы климата)

Климат

(многолетний режим)

Средняя многолетняя температура

Среднее годовое количество осадков

Среднегодовая «Роза ветров»

Максимальная и минимальная температура января и июля

4.Закрепление:

1. Найдите соответствие: «Элементы климата и погоды» (групповая работа).

А) среднегодовое количество осадков;

Б) среднесуточная температура;

В) направление и скорость ветра;

Г) Среднегодовая «роза ветров»;

Д) вид осадков;

Е) облачность;

Ж) средняя многолетняя температура;

З) температура самого теплого и  холодного месяца.

Климат: А, Г, Ж, З.

Погода: Б, В, Д, Е.

2.Как вы понимаете эту схему?

Климат--------------материалы ------------ жилище, одежда

Демонстрация рисунков, макетов жилища (иглу, яранга), выполненные учащимися в качестве творческих работ на кружке).

Климат определяет особенности строительства жилища, пошив одежды. Всеми нами любимые топики, майки, шорты пришли к нам с юга, а мы иногда позволяем себе одевать их и в  холодное время года. А для того, чтобы сохранить здоровье необходимо одеваться по погоде, а не только по моде.

Следует помнить, что как одеваться легко, так и укутываться -  вредно.

5.Подведение итогов:

Продолжите фразы:

- Климат -…

- Территории отличаются…

- Климат нашей местности…

- Климат влияет на …

Оценивание работы учащихся на уроке.

6.Задание на дом: 

параграф 43, 1 уровень – повт. записи в тетрадях, 2 уровень – задание 3*;

                       3 уровень – задание 2*(по учебнику «География Нурлатского района»;

по желанию – нарисовать диаграмму любого месяца, используя собственные календари погоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....