Научно - практическая работа Заргарян Микаел. "Демография. Демографические проблемы России на примере д. Верх - Чик"
творческая работа учащихся по географии (8 класс) по теме

Наталья Сергеевна Братышева

Научно - практическая работа, выполненная учащимся 8 класса Заргарян Микаелом. Работа признана лучшей на районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" -2012 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnaya_nauchno_zaragaryan_miko.docx53.97 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-исследовательская конференция школьников

«Первые шаги в науку»

Секция ГЕОГРАФИЯ

Демография. Демографические проблемы России на примере деревни Верх – Чик Ордынского района Новосибирской области. Пути решения.

Заргарян Микаел

МКОУ Верх-Чикская средняя общеобразовательная школа,

8 класс, д. Верх-Чик

Научный руководитель:

 Братышева Наталья Сергеевна,

Учитель географии

                                                   

Д. Верх-Чик, 2012

Оглавление.

  1. Введение……………….. …………………………………………………..Стр3
  2. Основная часть.

      Глава 1.Демография. Понятие, история становления науки…………………Стр 4-8

      Глава 2. Демографические проблемы России…………………………………Стр9-10

      Глава3.Демографическая политика в России……………………………..…. Стр11

      Глава 4. Исследование демографической ситуации в деревне Верх – Чик, Ордынского района, Новосибирской области…………………………………………………….Стр 12-14              

     Заключение………………………………………………………………………..Стр15

  1. Список использованной литературы ……………………………………….Стр15
  2. Приложения:

Приложение№1: «Возрастной состав населения»……………………  …...Стр  16

Приложение №2: «Половой состав населения …………………………   …Стр 17

Приложение №3: «Соотношение семей по количеству детей»………   ….Стр18

Введение

Демогра́фия (др.-греч. δμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.

Исходя из данного понятия сразу видно, что демография это одна из очень важных наук. Особенно если речь идёт о такой огромной стране как Россия. Наша страна необъятная, а численность населения небольшая. Как же быть? Как довести до людей мысль о том, что если ситуация не изменится, то Россия вымрет? Каждый человек должен мыслить, на мой взгляд, глобально. Каждая семейная пара должна иметь как минимум трёх детей, и только при таких условиях возможен тот прирост населения, который необходим нашей стране. Я считаю, что моя работа актуальна, значима. Исследования в области демографии, да ещё на примере родной деревни, могут достигнуть положительного результата, но непременно необходимо довести до сведения односельчан результаты моей работы. В своей работе я ставлю перед собой цель: изучить демографическую ситуацию в деревне, довести до односельчан результаты исследования.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме;
  2. Обратиться в Муниципальное бюджетное образование Верх – Чикский сельский совет за сведениями о населении деревни;
  3. Проанализировать полученные сведения, результаты представить в виде графиков, диаграмм ит.д.;
  4. Сделать выводы по работе.

Глава 1.Демография. Понятие, история становления науки

Этапы развития

Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и её общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

Конфуций(около 551—479 гг. до н. э.) осуществил попытку определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью заселения. Поскольку нарушение этой пропорции может привести:

  1. при малочисленности населения к ухудшению обработки пашни и к отказу от налогов;
  2. при чрезмерной плотности населения к обнищанию, праздности, социальной напряженности.

А значит необходимо государственное регулирование роста населения и принятие такой меры, например, как переселение жителей густонаселенных районов в малонаселенные.

Платон(428—347 гг. до н. э.) в учении об идеальном государстве выдвигал в качестве обязательного условия ограниченное число граждан 5040 человек свободного населения. Предлагал установить определенные нормы брачных отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55 лет. Он писал: « определить число браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось».

Аристотель(384—322 гг. до н. э.) при рассмотрении проблем народонаселения идеальным считал государство с малочисленным свободным населением. Малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии, которая невозможна при избытке населения. Избыток населения способствует росту числа возмущений и преступлений вследствие того, что часть граждан, не будучи обеспечена землей, впадает в бедность. В отличие от Платона, Аристотель не был сторонником колонизаций как меры регулирования населения, а предлагал, например, узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорождённых. Ежели правила государства не позволяют этого, то обществу следует установить для каждой семьи число детей, которое она может иметь.

В эпоху феодализма (может быть, за вычетом позднего средневековья) в странах Европы государственная власть всеми мерами способствовала увеличению населения. Это обусловливалось стремлением власти поддержать и увеличить свою политическую финансовую и военную мощь, состоящую по тем временам в многолюдности страны, в количестве воинов, в размерах налогов, которые могли собрать с населения большей численности. Поэтому и основная идея выражалась в том, что богатство общества и сила государства определяется: численностью населения. Однако подлинное начало формирования демографии как науки со всеми соответствующими атрибутами ориентацией на объективность, нацеленностью на выявление закономерностей, средствами для формирования базы данных (эмпирических фактов), эмпирическими обобщениями, методами исследования и обработки данных, математическими средствами выражения, расчетов и моделирования демографических процессов, — относится ко второй половине 17 в., когда развитие капитализма породило устойчивую потребность в изучении народонаселения. Исторически первым объектом научного изучения в демографии была смертность. Знание порядка вымирания поколения позволяло определить длительность жизни (а при постоянстве чисел рождений — также и численность населения) и рассчитывать при страховании жизни суммы выплат в зависимости от дожития.

Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)

Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности населения в отдельных странах.

Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в неё младенческую и детскую смертность.

В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения. В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа».

Возникновение демографической науки (XIX век)

В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально-экономическом развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция).

Выделяются демографическая статистика и демографическая динамика (движение населения).

Утверждение демографической науки (конец XIX — первая половина XX века)

Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы, касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса.

В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.

Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)

За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к изучению демографии с т.з. экономических и социальных факторов общего развития.

В середине 70-х ООН публикует труд «Детерминанты и последствия демографических тенденций», в котором отмечаются:

  1. увеличение объёма демографической информации и источниковой основы
  2. быстрое увеличение количества демографических исследований и повышение степени их специализации
  3. успехи в области демографического анализа

В XX столетии становление и развитие демографии нашло отражение в трудах Д. И. Менделеева, К. Германа, П. П. Семёнова-Тяньшанского, А. И. Чупрова. Ю. А. Янсона.

Демография в СССР

После Октябрьской революции вплоть до начала 1930-х годов в СССР велись активные демографические исследования. Были организованы в 1919 г. Демографический институт АН УССР в Киеве, и в 1930 г. Демографический институт АН СССР в Ленинграде. Исследовались проблемы воспроизводства населения: закономерности смертности и рождаемости, причем большое внимание уделялось социальным факторам рождаемости, тенденциям формирования и развития семьи. Развивалась методология демографического прогнозирования. Отечественная демография в этот период связана с именами, С. А. Новосельского, В. В. Паевского, О. А. Квиткина, С. Т. Струмилина, М. В. Птухи. С. А. Томилина и др.

Ленинградский институт был закрыт в 1934 году, поскольку демографические исследования, по мнению директора Института демографии ГУ-ВШЭ доктора наук профессора Анатолия Вишневского, могли показать потери от массового голода 1933 года[2]. Киевский институт был закрыт в 1938, а руководство было арестовано. Одновременно официально были признанными «дефектными» и «ошибочными» данные всеобщей переписи населения СССР 1937 года[3], а ведущие специалисты ЦУНХУ, руководившие переписью, были расстреляны[4][5].

По мнению Анатолия Вишневского, после этого демография как академическая наука в СССР «перестала существовать». Он также считает, что в результате такой политики «до середины 50-х годов вообще никто не знал, сколько людей живет в Советском Союзе».[2] Первая послевоенная перепись была проведена только в 1959 году. Возрождение отечественной демографии началось в конце 1950-х гг. когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, развертывались исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х до начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений.

Развитие демографии как науки в этот период в СССР в первую очередь связывается с именами А. Я. Боярского (кафедра статистики МГУ, затем руководство НИИ ЦСУ), А. Г. Волкова (руководство отделом демографии НИИ ЦСУ), Д. И. Валентея (зав. кафедрой народонаселения МГУ), Б. Ц. Урланиса (сектор трудовых ресурсов института экономики АН СССР)

Существенный вклад в разработку теоретических проблем взаимосвязи наук внес коллективный труд под редакцией Д. И. Валентея «Система знаний о народонаселении», изданный в 1976 г. В нём впервые в отечественной научной литературе был сформулирован предмет системы знаний о народонаселении познание закономерностей развития народонаселения, в том числе и демографического воспроизводства. В 1985 под главной редакцией Д. И. Валентея большим коллективом авторов был выпущен Демографический энциклопедический словарь (издательство «Советская энциклопедия», 608 с., ISBN 5852700053)

Демография в Российской Федерации

В настоящее время центрами изучения демографии в России являются:

  1. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
  2. Институт демографии ГУ-ВШЭ
  3. Отдел демографии Росстата
  4. Центр по изучению проблем народонаселения при экономическом факультете МГУ
  5. Институт демографии, миграции и регионального развития[6]
  6. Кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ
  7. Институт демографических исследований

      Глава 2. Демографические проблемы России

В чем же выражаются нынешние демографические проблемы в России?

Это прежде всего низкая рождаемость, которая давно уже не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Более того, за последние 15 лет она снизилась почти на 30% .

Во-вторых - это крайне высокая смертность россиян. Ее уровень в 1,6 раза превышает показатели развитых государств. Мужская смертность в 4 раза превышает женскую. Крайне высокой в нашей стране остается и младенческая смертность - она более чем в 1,5 раза выше, чем в Европе.

В-третьих - это низкая продолжительность жизни в нашей стране. По данному показателю Россия опустилась с 35-го места в мире, которое она занимала в 1975 году, до 142-го места в настоящее время. Это - уровень Ирака и Гондураса, ниже только страны Африки и Океании.

Все вместе это ведет к общему сокращению численности населения в России. За последние 15 лет мы потеряли около 5 миллионов человек, или 3,2% населения. В настоящее время численность жителей страны ежегодно сокращается почти на 700 тысяч человек.

И даже официальные прогнозы в этом вопросе отнюдь не утешительны - уже к 2050 году население России может сократиться до 77 миллионов человек, что в 2 раза меньше нынешнего уровня.

Среди других острых демографических проблем следует отметить следующие:

- заметное снижение доли детей и молодежи в структуре населения;

- рост доли граждан пенсионного возраста;

- более чем двукратный рост числа инвалидов за последние 13 лет;

- нарастание доли мигрантов, в том числе нелегальных, отношения которых с местным населением нередко складываются как конфликтные, а временами и откровенно враждебные.

Между тем, по различным оценкам, в России в настоящее время проживает от 1,5 до 6 миллионов нелегальных мигрантов, положение которых зачастую просто невыносимое. Их нерешенные проблемы несут прямую и реальную угрозу социальной и политической стабильности в нашей стране.

В итоге последствия демографического кризиса для нашей страны выглядят весьма тревожными.

Первое. России принадлежит 13% мировой территории, а вот наша доля в населении Земли может сократиться к 2050 году до 1%.

А ведь еще в начале ХХ века жители Российской империи составляли 8% мирового населения.

Второе. Три четверти территории нашей страны уже сегодня представляют собой фактически незаселенные пространства.

В стране существует 13 тысяч населенных пунктов без жителей и почти столько же - где проживает менее 10 человек.

Такое положение имеет особую опасность для приграничных регионов на востоке страны, где плотность населения в сопредельных регионах соседних государств в 100 и более раз превышает плотность российского населения. А значит, мы рискуем попросту утратить данные территории.

К глубокому сожалению, этот список можно продолжать и далее.

Глава3.Демографическая политика в России

Прежде всего в России не существует какого-либо одного метода решения демографической проблемы. Обеспечить рост численности нации можно только в комплексе, поднимая и экономику, и социальную сферу, а также качественно развивая инфраструктуру в стране.

Иными словами, никто не может приказать российским женщинам рожать в десять раз больше здоровых детей, а пожилым гражданам - жить не менее 100 лет.

 Пути выхода из «демографической ямы»

            Первое. Улучшение здравоохранения

Второе. Решение жилищной проблемы в масштабах всей страны.

Третье. Значительный рост доходов каждой российской семьи. В стране имеются все необходимые ресурсы и возможности для решения этой проблемы.

Четвертое. Нужно возродить в стране традиции здорового образа жизни. Массовыми явлениями стали пьянство и алкоголизм, особенно на селе. В России курят две трети мужчин и более трети женщин. Угрожающе нарастает количество курящих детей. По различным данным, более 4 миллионов жителей России пробовали наркотики, а 2,5 миллиона употребляют их постоянно, из них 76% - молодежь до 30 лет.

Пятое. Необходимо подавить преступность, восстановить нравственные устои общества и в первую очередь - ценность человеческой жизни.

Самоубийств у нас совершается больше, чем даже умышленных убийств. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет число граждан, равное населению небольшого города.

Остаются крайне высокими гибель и травматизм людей на производстве, а также в быту.

Однако если реализовать представленные основные позиции, то этого будет достаточно для коренного перелома в развитии демографической ситуации в нашей стране: от глубочайшего кризиса к нормализации положения и постепенному возрождению нации. И если начать действовать незамедлительно, то к 2050 году население России, по расчетам ученых, может вырасти до 160 миллионов человек.

Думается, что этот показатель должен быть заложен как минимальная цель в наш главный национальный проект России - неуклонный рост числа ее здоровых, благополучных и счастливых граждан!

      Глава 4. Исследование демографической ситуации в деревне Верх – Чик, Ордынского района, Новосибирской области.

    Численность населения деревни Верх – Чик составляет 665 человек, 225 дворов. Некоторые проживают по две семьи в одном дворе, в основном это молодые семьи, которые живут с родителями, некоторые живут в Новосибирске, но прописаны в деревне. Фактически в деревне проживает 502 человека.

Изменение численности населения и количества дворов на январь 2008, 2009, 2010, 2011 годов показано в таблице №1

Таблица №1

годы

2008

2009

2010

2011

Численность населения

665

683

701

665

Количество дворов

223

231

226

225

Вывод: На протяжении 2008-2010 года происходил рост численности и количества дворов, а 2010-2011 спад.

Возрастной состав населения деревни

Данная цифра складывается из трёх категорий жителей:

 1 ) 0-18 лет – дети

2) 19-60 – трудоспособное население (женщины до 55 лет)

3) 61-…..( женщины 56 - …)- пенсионеры

Это составляет: дети  - 21,7 %, трудоспособное население – 56,2 %, пенсионеры – 22,1% (см приложение№1 «Возрастной состав населения»)

Половой состав населения:

Мужское население примерно  352 человек (53%)

Женское население примерно 315 (47%) (см приложение №2)

Семьи:  в деревне проживают люди имеющие по одному, двум , трём и более детей(в расчёт взяты семьи, дети которых ещё учатся в школе, до 18 лет). Всего насчитывается 109 детей от 0 до 18 лет из них три пары близнецов. (из фактически проживающих)

  1. Семьи, имеющие одного ребёнка -23
  2. Семьи, имеющие двух детей – 24
  3. Семьи, имеющие трёх детей – 8
  4. Семьи, имеющие четырёх и более детей – 3

Одна семья – 4 ребёнка, две семьи – 5 детей.

(см Приложение №3 Соотношение семей по количеству детей)

Самый старейший житель деревни – Братышева Елизавета Ивановна – 1919 год рождения

Самый маленький житель деревни -  Сараева Алина Васильевна – 2012 года рождения

Рождаемость и смертность

Число родившихся и умерших изменялось следующим образом:

Таблица №2

годы

2010

2011

Число родившихся

7

6

Число умерших

7

12

Естественный прирост

Из таблицы видно, что идёт убыль населения. Такое распределение рождаемости и смертности характерно для суженного типа воспроизводства.

Плотность населения составляет – 4 человека \км2

Миграции населения внутренние. В основном  в город Новосибирск, к месту работы или учёбы. В 2011 году прописалось 25человек, а выписалось 30. В 2010 году прописалось 6 человек – выписалось 3.

Заключение

Изучив особенности населения д Верх – Чик можно сделать вывод: численность, рождаемость, естественный прирост нашей деревни находится на низком уровне. Специалист Муниципального образования Савельева Ольга Владимировна говорит о том, что за последнее десятилетие численность снизилась на 100 человек. Половой и возрастной состав деревни находится на том же, уровне, что и в среднем по стране. В нашем селе есть 12 многодетных семей и многие из них получили этот статус недавно. В нашей деревне человеку простор. Плотность составляет 4 человека на квадратный километр. Самый старейший житель  в возрасте 93 года. Молодёжь уезжает из села и очень редко возвращается, а причин для этого много.

Список литературы

  1. 1.Заяц Д.В. Практические работы по теме «Население России»: 8-9 классы- Библиотечка «Первого сентября». Вып 5(11)
  2. 2.Климанова О.А., Климанов В.В. География в таблицах. 6-10 классы- М.: Дрофа, 2002.- 160 с.
  3. 3.Новосибирской области 70 лет: юбилейный статистический сборник. – Новосибирск, 2007. – 448с., табл.
  4. 4.Школьный практикум. География России: Население и хозяйство. 9 класс \ В.Я.Ром, В.П.Дронов. – М.: Дрофа, 2002.- 128 с.
  5. www. wikipedia.org
  6. www.academic.ru
  7. www. rf-agency.ru
  8. www. grandars.ru

Приложение №1:

Приложение№2

Половой состав населения

Приложение №3

«Соотношение семей по количеству детей»

Соотношение многодетных семей к общему числу семей с одним, двумя детьми

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - практическая работа "Близнецы. Определение зиготности близнецов на примере близнецов МКОУ Верх - Чикская СОШ"

Текст научно - практической работы (без приложений). Работа получила сертификат за участие в районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" - 2012 год...

Всероссийская научно-практическая конференция. Статья"Учитель и ученик: проблемы и взаимодействия".(23.03.2014)

Статья для участия во Всероссийской конференции "Учитель и ученик: проблемы и взаимодействия". Город Таганрог...

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"...

7. Урбанизация. Демографические проблемы России.

Задание1. Просмотрите видеоурок, пройдя по ссылке:https://resh.edu.ru/subject/lesson/5919/main/77864/2. Законспектируйте материал в тетрадь.3.  Составьте и заполните таблицу «Данные по райо...