Проектная деятельность на уроках географии.Проект "Страны мира"
статья по географии (10 класс) по теме

Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к подготовке которых привлекаются ученики.

Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”.Вопросы страноведения органически вписываются в изучение данного раздела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_urok.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках географии.Проект "Страны мира"

Презентация

Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к подготовке которых привлекаются ученики.

Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”.Вопросы страноведения органически вписываются в изучение данного раздела.

Выдающийся ученый ХХ века Н.Н. Баранский писал:“Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или маленький)во всем их своеобразии - природном,хозяйственном, культурном, политическом.Характеристика стран и районов - главное содержание географической работы”.

Страноведение не является набором самых разнообразных знаний, оно использует материалы различных наук: истории, географии, демографии,экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.

История – раскрывает периоды возникновение,развитие и функционирования государства,выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.

Экономика - выявляет сочетание отраслевой и территориальной структуры хозяйства, отражающих эффективность материального обеспечения общества.

Демография – это ориентация на человека и все стороны его жизни, связанные с территорией.

Большое значение играет “политический портрет” территории, связи с другими странами.

Искусство и литература вносят образность в восприятие страны.

Посредством совокупности этих понятий создается целостный, слитный образ территории,“образ места”.

В разделе “Региональный обзор мира” все уроки я делю на две группы: уроки по темам “Общая характеристика Зарубежной Европы”, “Общая характеристика Зарубежной Азии” и т.д. Они носят типологический характер: урок-лекция,урок-диалог, урок-практикум.

Уроки изучения отдельных стран – это выполнение практической работы

“Составление экономико-географической характеристики одной из стран”, отражение результатов в рефератной форме на основе использования разнообразных источников знаний.

Форму традиционного реферата я заменила творческой работой “Путешествие по стране” с использованием информационных технологий.Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор школьников,систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.

Организационная работа по подготовке творческой работы “Путешествие по стране”строится следующим образом:

1 этап - подготовительный

1.ученик, из предложенного списка, выбирает страну, о которой будет делать работу;

2.изучает типовой план характеристики страны.

План характеристики страны.

1. Страна, столица.

2. Краткая историческая справка.

3. Политико-географическое положение:

  1. положение на материке;
  2. какие страны окружают;
  3. в какие блоки входит страна и окружающие ее государства;
  4. очаги напряженности и конфликтов в этом регионе;
  5. изменение ПГП во времени;
  6. влияние ПГП на развитие хозяйства

4. Экономико-географическое положение;

  1. выходы на мировые торговые пути;
  2. положение к главным топливно-сырьевым и промышленным и с/х районам мира;
  3. изменение ЭГП во времени (образование новых соседних стран, строительство транспортных путей и т.д.);
  4. вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства;

5. Хозяйственная оценка природных ресурсов.

  1. рельеф;
  2. климат;

а) ресурсы ля промышленности (оценка)

  1. топливно-энергетические;
  2. ресурсы для металлургии;
  3. водные и гидроресурсы;
  4. лесные;
  5. рекреационные;
  6. и другие природные ресурсы;

б) ресурсы для с/х

  1. сумма температур;
  2. зона увлажнения, коэффициент увлажнения;
  3. почвы;

в) общий вывод об обеспеченности ресурсами страны.

6. Население.

  1. плотность;
  2. размещение;
  3. национальный состав;
  4. естественный прирост и проблемы с ним связанные, демографическая политика;
  5. миграции;
  6. соотношение городского и сельского населения;
  7. крупные города, агломерации;
  8. структура занятости населения (сколько в промышленности, в с\х, в непроизводственной сфере);

7. Общая характеристика хозяйства:

  1. уровень развития страны;
  2. ведущие отрасли экономики;
  3. уровень оснащенности экономики достижениями НТР;

8. Промышленность.

  1. название главных отраслей специализации;
  2. крупные центры;
  3. территориальное размещение (причины);

9. Сельское хозяйство.

  1. общая характеристика аграрных отношений;
  2. характеристика главных отраслей и их размещение (причины);

10. Транспорт.

  1. ведущие виды транспорта;
  2. густота транспортной сети;
  3. крупные транспортные злы, порты.

11. Внутренние различия (выделение развитых и отсталых районов).

12. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт).

3. Ученик самостоятельно подбирает информацию для раскрытия пунктов плана.

Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета.

Развивается дидактический принцип –ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.

2 этап - подготовительный.

1. Каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления.

Здесь работает еще один дидактический принцип– это оптимальное содержание и формы изложения.

2. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word, Adobe Photoshop создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентации включается так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.

Для полного раскрытия “образа страны” в типовой план характеристики страны девятиклассники добавляют свои пункты, например,народные традиции, национальная кухня, обряды,праздники и т.д. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой побывали.

Так же в типовой план я добавила свой пункт плана, он является последним слайдом презентации, считаю, его особенно важным. Цифры,факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго.

Например, Финляндия – это страна сыра “Виола”,тысячи озер, Санта-Клауса, Рождества,качественной обуви, зимних видов спорта и т.д.

Япония – это страна сакуры, суши, восходящего солнца, высококачественной электроники и т.д.

З этап – творческий отчет

Это проведение учеником урока “Путешествие по стране” с использованием компьютерной презентации.

На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками.

Таким образом, каждый десятиклассник, выполняя практическую работу “Составление экономико-географической характеристики страны”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.

За несколько лет работы идея практической творческой работы превратилась в ученический проект “Страны мира”, в котором насчитывается более 40 работ. Ученики нашей школы выступали с проектом “Страны мира” на окружном и городском конкурсах по информационным технологиям.

Накопленный материал с успехом используется как на уроках географии, так и во внеурочной работе.

Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.

Метод проекта при обучении географии.

Проект - идеальный образ того, чего нет, но что может или должно быть создано здесь и сейчас, что фактически изменяет ситуацию обязательно в позитивном направлении или содержании.

Метод проекта – это система обучения (технология) при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе жёсткого планирования педагога и неукоснительного исполнения учащимися постоянно усложняющего в основном практических знаний, так называемых проектов.

Педагогическое проектирование – это ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической деятельности.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

Задачи:

1. Самостоятельное добывание знаний через различные источники информации.

2. Работа в микрогруппах (информаторы, художники, программисты, оформители и.т.п.), использование личностно-ориентированное обучение и развитие коммуникативных навыков.

3. Создание слайд-проекта для обобщающего урока в 8 классе, его применения на уроках природоведения в начальной школе и в 7 классе про изучения темы: «Природные зоны мира».

На изучение этого раздела отводится всего 4 часа. Тема очень интересная, много материала по данной теме в различных источниках и целиком, в полном объёме изучить за это время нельзя.

Проектная деятельность в данном случае поможет полно и в интересной форме изучить данную тему.

Этапы действий по выполнению проекта урока.

1. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.

2. Планирование проекта:

- Создание рабочих групп;

- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;

- планирование работы групп.

3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).

- Поиск информации;

- обработка полученной информации;

- представление материала, наработанного в группах;

- оценка процесса и текущих результатов проекта-урока;

- коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.)

- оформление слайд-проекта.

- анализ по выполнению задач проекта.

4. Защита проекта.

В какой бы форме мы не проводили урок, он должен нести здоровьесберегающую направленность.

Это не только соблюдение СанПИНа, проведение физ.минуток и ознакомление с листком здоровья.

Здоровьесберегающий урок должен, построен с учетом индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Учитель обязан учитывать тип нервной системы, каналы восприятия информации, функциональную ассиметрию мозга ученика.

Только комплексный подход к планированию урока, любой дисциплины поможет развивать и сохранять здоровье школьников.

Цели и задачи проекта

1. Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint, обобщение и систематизация знаний по природным зонам России.

2. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;

3. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;

5. Продемонстрировать возможности использования технологии работы с новыми устройствами: сканером, проектором, цифровым фотоаппаратом;

6. Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;

7. Уметь слушать и уважать мнение товарища;

8. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...