Историко-географическая характеристика территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
элективный курс по географии (9 класс) на тему

Бородинова Алина Павловна

Программа элективного курса предлагается обучающимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с методологией научного познания и разными формами познавательной деятельности. Цель учебного курса:  изучение исторического пути малочисленных народов ямальского Севера с древности до наших дней, их социальном, духовном, нравственном опыте;  развитие интереса и уважения к историко-культурным ценностям и природе края;  анализ и раскрытие причинно-следственных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriko-geograficheskaya_harakteristika.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Историко-географическая характеристика территории

Автор: Бородинова  А.П.,

учитель географии «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Надыма 

Адрес школы: ЯНАО, г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., 55

Домашний адрес: ЯНАО,

г. Надым, ул.Сенькина, д. 1, кв. 41

Надым, 2007

Если кто-нибудь скажет тебе,

что Север мрачен и беден, то знай,

что он севера не знает. Ту радость

и бодрость, и силу, какую дает Север,

вряд ли можно найти в других местах.

                                                                                                                      Н. Рерих

Пояснительная записка

Большое видится на расстоянии. Посмотрим на топографическую карту со знакомыми очертаниями Ямала и Гыдана, изгибами великой Оби, с голубыми змейками рек и пятнами бесчисленных озер, с голубой штриховкой болот, зеленными массивами лесов и белыми болотами тундр - это Тюменский север или Ямал. За свою историю наш край, который сегодня называется Ямало-Ненецким округом, пережил много этапов, прожил много разных, не похожих друг на друга жизней.

На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания, - занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, достаточно теплая и удобная, а также общественный строй, анимистические представления и шаманство, соответствующие определенному уровню развития народа.

Длительные связи с другими народами оказали свое влияние на культуру ненцев.

Преобразования в области хозяйства и культуры, проведенные на Севере за годы Советской власти, также внесли значительные изменения в традиционную культуру.

С образованием Ямальского (Ненецкого) национального округа с центром в селе Обдорск (ныне - город Салехард) в крае началось бурное (на фоне предшествующей истории) экономическое и общественное развитие.

В связи с развитием нефти и газа традиционные отрасли хозяйства (оленеводство и рыболовство) отошли на второй план. В настоящее время продолжает углубляться социальная дезадаптация коренных северян. А молодое поколение выросшее здесь, не имеет подробного представления об истории края и населения Надымского района, Ямало-ненецкого округа. Поэтому требуется усиленное внимание к различным аспектам краеведения, в первую очередь - к историческому.

Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с методологией научного познания и разными формами познавательной деятельности.

Цель учебного курса:

  1. изучение исторического пути малочисленных народов ямальского Севера с древности до наших дней, их социальном, духовном, нравственном опыте;
  2. развитие интереса и уважения к историко-культурным ценностям и природе края;
  3. анализ и раскрытие причинно-следственных связей.

Учащиеся должны знать:

  1. особенности физико- географического положения;
  2. основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;
  3. примеры современных географических исследований и наблюдений территории ок руга;
  4. основные источники знаний о своем крае.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять по картам физико - георафическое положение территории;
  2. работать с различными источниками географических знаний.

Содержание  курса ««Историко-географическая характеристика территории»

Лекционный курс рассчитан на 15 часов.

Введение.

Ямало-Ненецкий автономный округ на карте Западной Сибири. Природные условия и основные географические объекты на территории округа. Административное устройство и краткая экономическая характеристика округа.

Тема 1: Ямал в древности.

Данные археологии. Гипотезы о происхождении ненцев, первые контакты Руси с Югрой. Народы земли Обдорской. Торговые пути XIV - XVII вв. Поход Ермака, первые опорные пункты на Севере. Обдорск и возникновение обдорской ярмарки, Мангазея, мангазейские торговые походы. Надымский городок: характеристика материальных останков и научная гипотеза.

Тема 2: Освоение Обского Севера в XVII-XIX вв.

Образование Сибирской губернии с центром в Тобольске. Колонизаторская политика центра. Русская церковь и другие религии. Хэнский стан, борьба православия с язычеством.

Выступления, мятежи. Движение В. Пиеттомина - протест ненецкой и хантыйской бедноты против насилия князей, чиновников, купцов.

Особенности экономического развития. Появление и рост рыбопромышленности в крае. Сельскохозяйственные эксперименты в условиях Крайнего Севера.

Тема 3: Культура края.

История ненецкого оленеводства. Охотничий промысел. Морская охота и рыболовство. Экологический календарь, традиции землепользования. Родовая организация. Власть и лидерство. Мир вещей. Боги и люди. Шаманство.

Творческая работа: «Мое географическое открытие своего района (с привлечением историко-литературных, музейных материалов).

Тема 4: Путешественники на Ямале.

Первые исследователи полуострова. Экспедиции Д.Л. Овцына (1734-1737 гг.), Ю. Кушелевского (1863,1864 гг.), Н. Хондажевского (1879г.). Экспедиция Тобольского губернского музея 1916 года и очерк Г.М. Дмитриева-Садовникова «Река Надым». Научно-хозяйственные экспедиции. Экспедиция В.П. Евладова.

Тема 5: Установление Советской власти, начало социалистических преобразований.

Провозглашение Советской власти. Деятельность Т. Сенькина. Особенности военных действий в годы гражданской войны. Восстание в Обдорске - показатель кризиса большевистского режима 1921 года. Административное управление. Комитет Севера. Особенности системы местного управления. Трудности организации советов. Родовые советы. Извращение и ошибки в национальной политике и их последствия. Создание Ямало-Ненецкого национального округа.

Тема 6: Колхозно-совхозное строительство. «Культурная революция».

Развитие традиционных отраслей хозяйства. Надымский оленеводческий совхоз. Организация торгово-заготовительных промыслово-оленеводческих хозяйств. Кооперация. Коллективизация. Особенности коллективного строительства. Культурное строительство: школы, культбазы, красные чумы, создание национальной письменности и литературы. Медицина.

Тема 7: Репрессивная политика на Ямале. Ямал в годы Великой Отечественной войны.

Спецпереселение. Лагеря НКВД на территории округа.

Наступательные операции гитлеровцев. «Голубой песец». Помощь Ямала в снабжении фронта необходимыми товарами, сбор средств на нужды войны.

Политическая работа и военный всеобуч.

Боевые подвиги северян. Герои Советского Союза: А. Зверев, И. Корольков, Н. Архангельский.

Тема 8: Послевоенный Ямал.

Перевод народного хозяйства края на мирные рельсы. Развитие рыболовства, пушного промысла. Негативные последствия перевода на оседлость коренных народов Обского Севера.

История «Строительства 501/503»: причины строительства, особенности контингента. Устройство лагерей. Женщины в лагерях. Ликвидация стройки, консервация.

Тема 9: Нефтегазовое освоение.

История, открытие западно-сибирской нефтегазовой провинции. Первые месторождения, освоение месторождения «Медвежье». Строительство города Надым и рабочих поселков.

Народы Ямальского Севера в условиях интенсивного промышленного освоения региона. Разрушение векового уклада, образа жизни, среды обитания, забвение национальной культуру малочисленных народов.

Тема10: Надым сегодняшний.

Современная экономическая и демографическая ситуация в округе и районе. История Надыма в названиях его улиц.

Творческая работа:

«Старая фотография рассказывает», «Моя коллекция открыток (календарей, марок)».

Письменные источники. Рукописные памятники: летописи, письма, послания, дневники, записки, документы официальных учреждений и частных лиц.

Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, местные газеты.

Устные источники. Памятники устного народного творчества: предания, сказки, песни, поговорки, загадки.

Воспоминания, рассказы местных жителей, родителей - свидетелей исторических событий.

Практическая работа 4.  Выявить и записать образцы народного творчества жителей Ямала.

Творческая работа: «Рассказ-воспоминание моего (моей) папы (мамы) о памятном событии в истории освоения города».

Материалы топонимики (о происхождении, содержании и развитии местных географических названий).

Творческая работа: с привлечением историко-литературных, музейных материалов выяснить происхождение названия одного из географических объектов города Надыма (улицы, поселка, реки, озера).

Тема

Количество часов

Вид занятий

Введение.

1

Теория

Ямал в древности

1

Теория и практика

Освоение Обского Севера в XVII-XIX вв.

1

Теория и практика

Культура края.

1

Теория и практика

Путешественники на Ямале.

2

Теория и практика

Установление Советской власти, начало социалистических преобразований.

1

Теория и практика

Колхозно-совхозное строительство. «Культурная революция».

1

Теория и практика

Репрессивная политика на Ямале. Ямал в годы Великой Отечественной войны.

2

Теория и практика

Послевоенный Ямал.

1

Теория и практика

Нефтегазовое освоение.

2

Теория и практика

Надым сегодняшний.

2

Теория и практика

Итого:

15

Литература

  1. Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф. Мангазея. Ч. 1-2. - М., 1980 -1981.
  2. Головнёв А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П. История Ямала. 2-е изд. Тобольск - Яр-Сале, 1994.
  3. Головнёв А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург, 1995.
  4. Долгих Б.О. Очерки поэтической истории ненцев и энцев. - М., 1970.
  5. Древняя история Нижнего Приобья. Под. Ред. А.В. Збруевой. - М., 1953.
  6. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север.
  7. Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. - Тюмень, 1992.
  8. Иванов СВ. Скульптура народов севера Сибири XIX - первой половины XX века. - Л., 1970.
  9. Косинская Л.Л., Федорова Н.В. Археологическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа. - Екатеринбург, 1994.
  10. Красная книга языков народов России: Энциклопедический словарь-справочник. - М., 1994.
  11. Красный Север (окружная газета).
  12. Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. - Томск, 1979.
  13. Матвеев А.В., Зах В.А. Памятники древних и средневековых культур Ямала. - Тюмень, 1994.
  14. Ненецкая песня. - Салехард, 1993.
  15. Ненецкие сказки. - Вологда, 1984.
  16. Праздники народов Севера (сборник методических рекомендаций) - Салехард: Окр. Центр национальных культур, 1994.
  17. Радуга на снегу.  Культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего Севера. - М., 1972.
  18. Ругин Р.П. Легенды, мифы, сказки народа ханты.
  19. 35.Северное сияние. - Л., 1987.
  20. 36.Северные просторы, (журналы)
  21. 39.Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень, 1995.
  22. 40.Танцы народов Севера (сост. М.Я. Жорницкая). - М, 1988.
  23. 44.Хомич Л.В. Ненцы. - С-Пб., 1994.
  24. 47.Ямальский меридиан (журнал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.Цель изучения учебного курса «Эко...

Животные и растения Ямало-Ненецкого автономного округа

Материал может  быть использован при изучении тем касающихся севера....

История развития лыжных гонок в городе Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа

Спорт в нашей стране всегда держался на энтузиастах, подвижниках, людях увлеченных и творческих. Такие и стояли у истоков спорта в Ноябрьске, это люди крепкой закваски и большого мужества, спорт для н...

Программа в каникулярное время для обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» Ямало-Ненецкого автономного округа «Путешествуем с английским»

Программа в каникулярное время  «Путешествуем с английским» основана на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в воспитании школьников и направлена на формирование коммун...

Ямало-Ненецкий автономный округ

Конспект урока предназначен для обучающихся 9 классов. Основная цель урока: развитие коммуникативный умений, отработка лексических знаний по теме "Ямало-Ненецкий автономный округ"...

Топонимика Ямало-Ненецкого автономного округа

Цель данного исследования является выявление особенностей топонимии Ямало-ненецкого автономного округа.Задачи работы заключаются в следующем:- определить сущность понятия топонимика;- выяснить особенн...

ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГ...