Сценарий урока "Своеобразие органического мира Австралии"
план-конспект урока географии (7 класс) на тему

конспект интегрированного урока географии и биологии в 7 классе по теме "Своеобразие органического мира Австралии". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии – Косолапова Лариса Михайловна

Учитель – биологии Лобанова Людмила Александровна

Тема  урока: Своеобразие органического мира Австралии 

 

Цель: Создать условия для объяснения причин своеобразия органического мира Австралии.

Задачи:

Обучающие: 

- способствовать формированию представления о своеобразии органического мира Австралии и создать условия для выявления причины этого своеобразия;

- выявить отличительные особенности природных зон материка.

Развивающие:

         - развитие метапредметных компетентностей (видеть проблему, выдвигать гипотезы, выступать, делать выводы, систематизировать информацию и выделять главное, критического отношения к наблюдаемым фактам и явлениям, умение работать в группе, развитие навыков обработки и сопоставления полученных данных из различных источников, развитие рефлексии учебной деятельности).

Воспитывающие:

- умение вести уважительную дискуссию.

Тип урока: интегрированный - география и биология, с использованием Интернет ресурсов.

Форма учебной деятельности: групповая работа.

Оборудование: карты Австралии, мультимедийное оборудование, Интернет ресурсы, учебник «География материков и океанов» 7 класс Коринская В.А., учебник биологии «Животные» 7 класс Пономарева, атлас по географии для 7 класса.

        

        Этапы урока:

I этап: Организационный момент.

II этап: Актуализация знаний.

III этап: Мотивационно – целевой.

IV этап: Процессуальный.

V этап: Подведение итогов. Рефлексия.

VI этап: Заключительный. Домашнее задание.

Ход урока.

        В начале урока учащиеся рассаживаются по группам постоянного состава (по 5 человек).

Этапы урока.

Деятельность учителя

Оснащение

Деятельность учащихся

Возможные варианты ответов

I этап. Оргмомент.

Доброе утро (добрый день), ребята!

Мы рады встрече с вами.

Проверка к готовности к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

II этап. Актуализация.

На экране предлагается эпиграф к уроку.  

«…Этот край – самый любопытный на всем земном шаре!

Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших!..»

                                                   Жюль Верн

                               «Дети капитана Гранта»

 

Слайд № 1

- О каком материке идет речь?

- Здесь идет речь о материке Австралия

- Изучая материк, Австралия мы отметили уникальность этого материка. В чем  уникальность этого континента?  

Ответы учащихся сопровождаются фотографиями на слайдах.

Слайд № 2

   Ребята перечисляют признаки уникальности самостоятельно.

- Возможные ответы: географическое положение, самый маленький, история освоения, страна – континент, самый низкий по средней высоте, самый сухой.

III этап. Мотвационно-целевой.

    На этом этапе предлагаются фотографии природных зон Австралии.

- Что изображено на этих фотографиях?

Слайд № 3

- Возможные ответы учащихся: «Природа материка, животный мир, растительность и т.д.»

- Если учащиеся не дают правильного ответа, то задается вопрос, почему вы не можете определить, что здесь изображено?

-  Этот материал нам не знаком.

 Чтобы навести на правильный ответ можно обратить внимание учащихся на план изучения материков.

- Какой следующий пункт плана изучения материков?

Слайд № 4

- Природные зоны

- Может ли данный пункт плана быть темой нашего урока, как она будет звучать?

- Да. Природные зоны Австралии.

- Для уточнения  темы нашего урока давайте обратимся к учебнику, как  в учебнике определена  тема урока?

- Природные зоны. Своеобразие органического мира.  

       

- Как вы думаете, почему  она называется именно так – своеобразие органического мира?

- Потому, что органический мир материка также уникален

     

- Верно, наибольшее число видов Австралии растений – 75%, животных – более 95% обитает только здесь и не встречаются на других материках. Такие растения и животные называются эндемиками («местные»).

Особенности строения этих животных изучаются на уроках биологии, а причину их эндемичности объясняет география.

Поэтому наш урок необычный – интегрированный, который объединяет два предмета – географию и биологию.

 Записывают тему урока.

«Природные зоны. Своеобразие органического мира».

- Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока?

Слайд № 5

Формулирование целей и задач урока.

- Цель: Узнать, какие природные зоны сформировались в Австралии, и в чем своеобразие органического мира.

- Цель урока одна, но для ее достижения  нам необходимо решить как биологические, так и географические задачи. Что это за задачи?

- Задачи:

  1. 1.Изучить особенности строения эндемичных млекопитающих Австралии.
  2. Объяснить причины своеобразия органического мира.

3.Описать характерные особенности природных зон Австралии.

IV этап. Процессуальный

Исходя из целей и задач составим план урока.

 

Слайд № 6

-Составление плана урока учащимися. План:

  1. 1.Особенности строения эндемичных млекопитающих Австралии.
  2. Причины своеобразия органического мира.

3.Характерные особенности природных зон Австралии.

-Какая задача стоит на первом этапе – Что мы должны узнать?

-Узнать особенности строения эндемичных животных Австралии.

К какому источнику информации мы обратимся?

- К учебнику

-К учебнику, по какому предмету?

- учебнику биологии

- Откройте учебник параграф 54 прочитайте его название.

- Происхождение и многообразие млекопитающих

- Почему именно к этому параграфу мы обратились?

- В этом параграфе раскрываются особенности  строения и многообразия этих животных.

-Что еще может быть источником информации?

- Интернет, энциклопедии, справочники, дополнительная литература.

- В качестве дополнительного источника информации мы предлагаем вам поработать  с предложенным текстом.

 Дополнительный текст

- 2 группы работают с содержанием параграфа и 2 группы с дополнительным текстом.

 - Что получилось?  Что вы узнали нового? Давайте, сравним результаты разных групп.

- Учащиеся вступают в дискуссию.

- Как можно представить эту информацию в обобщенном виде?

- Представить в виде таблицы, схемы, конспекта.

- На какой форме остановимся?

- Составление схемы.

- Почему в виде схемы удобнее?

 Слайд № 7

- Наглядно, кратко, эту информацию можно развернуть.

Запись схемы в тетради.

- Какой информацией можно дополнить эту схему, чтобы подчеркнуть уникальность этого материка

- Эти животные первозвери и сумчатые сохранились только в Австралии.

Дополнение схемы.

- Какой вопрос у вас возникает?  

- Почему эти животные (первозвери и сумчатые) сохранились только в Австралии?

- Какие предположения (гипотезы) вы можете предложить для объяснения этой проблемы?

- Обсуждают в группах и предлагают разные гипотезы.

(Возможные варианты: причина своеобразия органического мира кроется в возникновении этого материка; особенности климата и рельефа).

- Сколько же мнений?

- Много

- Почему гипотез много?

- Потому что мы не знаем истинной причины.

- Какая наука поможет нам открыть завесу этой тайны, доказать истинность гипотез?

-  География

- Какие  источники информации  нам помогут?

Текст сайта www.avifarm.ru/page.php?al=notogeja

- учебник географии, атлас,

Интернет.

Работают в группах с различными источниками информации: учебником, атласом и текстом сайта (www.avifarm.ru/page.php?al=notogeja)

- Давайте, сопоставим информацию различных источников.

- Дискуссия групп

- Подведем итог, – к какому выводу мы пришли?

- Австралия раньше всех отделилась от других материков, долгое время находилась в изоляции, и органический мир   развивался изолировано.

- Для чего мы проверяли гипотезы?

- Для решения возникшей проблемы, для открытия новых знаний.

- Молодцы! На главные вопросы урока мы успешно нашли решение, но  нас ждет еще одна задача, – какая?

Вернемся к плану урока.

- Описать характерные особенности природных зон Австралии.

-  Чем мы всегда пользуемся при характеристике природных зон?

атлас

- Атласом.

Работа с картой атласа (отработка предметных умений)

- Какие природные зоны сформировались на этом материке?

- На этом материке сформировались саванны, тропические пустыни, переменно-влажные (в т.ч. муссонные) леса на восточном побережье и на юге жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

- Какая природная зона занимает наибольшую площадь?

- Наибольшую площадь занимают пустыни и полупустыни.  

- Почему?

- Потому что климат Австралии засушливый, это самый сухой материк Земли.

- Для чего мы описываем природные зоны?

- Чтобы иметь полное представление о природе материка.

- Чтобы иметь представление о материке хорошо бы совершить путешествие в Австралию. А как это можно сделать?    Возможно ли это сделать в рамках нашего урока?  

- При помощи Интернет

- Это будет виртуальное путешествие.

Каждая группа составит фото-экскурсионный маршрут в виде презентации одной природной зоны, включая  эндемичных животных.

Инструкция

- Работа групп в сети Интернет с использованием инструкции.

- После работы, каждая группа должна презентовать свою природную зону и провести взаимоконтроль.

- По каким критериям мы будем оценивать творческую работу групп?

Если затрудняются, помогает учитель.

Лист взаимоконтроля

- учащиеся  предлагают критерии:  доступность, последовательность, правильность, культура оформления.

- Для работы в группах выделяется время 15-20 минут.

Желаем  успеха!

Лист взаимоконтроля

Представление результатов работы.

Взаимооценка представлений презентаций.  

V этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Вы оценили работу групп, а как вы оцените свою личную деятельность на уроке? Отметьте это на листе самоконтроля.

- Давайте дадим общую оценку урока, в чем уникальность нашего урока?

Лист самоконтроля

- Самооценка деятельности учащихся.

- Убедились, что география и биология дополняют друг друга и дают полное представление о природе материка.

Если останется время  можно провести тестовый контроль.

Предлагается тест по данной теме.

тест

Выполняют тестовую работу, проверяют у друг друга, по шкале выставляют соответствующий балл.

VI этап. Заключительный. 

Домашнее задание.

Подготовить сообщение на тему – Чем еще может удивить Австралия?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органический мир Австралии.

Урок - путешествие по материку Австралия. Идет сравнение природы материка Австралия с природой донского края. Используется презентация....

Своеобразие органического мира Австралии

Презентация к уроку по географии в 7 классе...

Сценарий учебного занятия по географии 7 класс. Тема: "Природные зоны и органический мир Австралии". Линия О.А.Климанова, А.И.Алексеев

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...

Своеобразие органического мира Австралии

Урок знакомит учащихся с особенностями природы материка,  растениями и животными Австралии. Занимательные слайды удерживают внимание и концентрацию детей. Заполнение бортового журнала привносит э...

открытый урок по географии 7 класс Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.

Тема: Климат и внутренние воды Австралии. Своеобразие органического мира.Тип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Сформировать представление об особенностях климата, внутренних...

«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информацииЗадачи урока:Образовательная: Формировать представления об уникальности и своеобразии природы Австралии....