Обобщающий урок географии в 7 классе по теме "Евразия-величайший материк Земли"
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме

Замараева Вера Владимировна

 

Тема урока:                Евразия – величайший материк Земли.

Цели урока:         1) Создать условия для обобщения и систематизации знаний о своеобразии,

                                  неповторимости   самого величайшего материка  Земли, а также раскрыть

                                  причины этого своеобразия.

                                2) Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной    

                                    познавательной  деятельности ( выделение главного, систематизация знаний,

                                    оформление выводов).

                                3) Способствовать пониманию  собственных интеллектуальных достижений как 

                                    ценностной  характеристики современного человека.

Оборудование: физическая карта Евразии, атлас, листы разноуровневых контрольных заданий,

                               видеоматериалы по странам  Евразии, материалы проекта «Остров Афродиты»

                                                               ХОД     УРОКА:

I.                   Организационный момент

II.                Подготовка к основному типу занятий

Задание учащимся:

Приведите факты подтверждающие, что Евразия – величайший материк Земли. (после ответов детей все эти факты проецируются на экране).

III.              Обобщение и систематизация знаний.

1)      Работа с картой

А) Назовите и покажите все крайние точки материка, определив их координаты.

Б)Какова протяженность материка с севера на юг и с запада на восток?

В) Покажите и назовите моря , омывающие материк, к бассейнам каких океанов они относятся?

Г) Докажите, что береговая линия материка сильно изрезана?

Д) Совершая путешествие по карте, докажите что рельеф материка сильно изрезан.

Е) Покажите самое высокое и низкое место материка, какова величина колебания высот?

                     2) Блиц опрос «Климатические рекорды».  Назовите….

                             - климатический пояс, занимающий самую большую площадь на материке;

                            -  климатический пояс, занимающий самую маленькую площадь на материке;

                            -  самое влажное место материка;

                            - самое сухое место материка;

                            - самую низкую температуру на материке;

                       3) Узнай природную зону по описанию, каковы ее особенности?

                     А. «Среди трав наиболее распространены различные злаки. Растения приспособлены к   

                          климатическим условиям, многие из них успевают вырасти, зацвести и дать плоды, 

                         до наступления летнего сухого периода. Среди животных преобладают грызуны  -

                         суслики, сурки,которые на зиму впадают в спячку, полевые мыши. Крупные животные

                         не сохранились».

                      Б. «Климат исключительно суров, зима продолжительная, а лето короткое, около 4

                          месяцев   длится полярная ночь. Растительность очень бедна. Кое – где растут мхи и

                        лишайники, камнеломки. Тонкие стебли растений  прижимаются к земле. Есть места,

                        совсем лишенные  растительности».      

                       В. « Среди высоких трав растут пальмы, акация, тиковое дерево, кое – где встречаются

                              участки  редкостойных лесов. В сухое время года некоторые деревья сбрасывают

                              листву».

     IV.     Контроль знаний

              Выполнение контрольных  заданий № 1 -7 ( см приложение)

V.                Просмотр видеороликов.

Посмотрев видеоролики и прослушав информацию учащихся, скажите, о какой стране идет речь.

Покажите на карте, где она расположена, и как называется ее столица.

1)      В  стране есть такая поговорка «Милан работает, Рим ест, Неаполь поет, а Венеция спит».

«Все спит – дворцы, каналы, люди,

 Лишь призрака скользящий шаг,

Лишь голова на черном блюде

Глядит с тоской в окрестный мрак»

Такой увидел Венецию в начале 20 века А.Блок.

2)      Неплодородная, усеянная повсеместно скалами, испещренная трещинами, она кажется печальной страной развалин. В самой северной ее части скрывается не на одну ночь дневное светило, а затем долго светит, пренебрегая суточной сменой дня и ночи. « Страшная земля, такая же как наша, но не рождающая ничего» - так писал Н.Гумилев. Ее жителей называли «нордвенгерс» - «люди живущие в стране вдоль северного пути».

3)      «Владычицей морей» назвали эту страну и недаром. Джеймч Кук, Френсис Дрейк, Давид Ливингстон, Генри Гудзон, Роберт Скотт и многие другие отважные мореходы и путешественники оставили свои  имена на карте мира. Полмира говорит на языке этой страны, здесь родились великие сыны человечества – Ньютон, Дарвин, Конан Дойл, Дефо и другие.

4)      « Страна восходящего солнца, страна десятка вулканов, тысяч землетрясений. Страна хризантемы и сакуры».

5)      Цифры, которыми мы пользуемся, родились именно здесь. Коровы являются священными животными, а местные жители их называют «инспекторами тормозов». Шедевр зодчества Тадж –Махал, построенный в 18 веке, удивляет и привлекает по сей день.

Вопросы учащимся:

А) Какая страна Евразии самая большая по площади?

Б) Какая самая большая по численности населения?

В) Назовите полуостровные государства.

Г) Назовите государства – архипелаги.

Д) Назовите страны, в которых в настоящее время происходят особые природные явления или события в жизни людей.

VI.             Контроль знаний

Выполнение контрольных заданий № 8,9

VII.          Защита проекта « Остров Афродиты». Учащиеся защищают проект  туристической поездки на Кипр. Вопрос учащимся : А какую страну Евразии хотели бы посетить вы и почему?

VIII.       Рефлексия.  Подведение итогов урока

 

 

Контрольные задания                                                           Вариант 1. ( уровень А)

1.      Назовите крайние точки материка Евразия

Северная                                                                          южная

Восточная                                                                        западная

2.      Самый большой полуостров Евразии. Выбери ответ

А. Аравийский             б) Скандинавский           в) Индостан

3. Назовите крупнейшие равнины  и горы Евразии

4. Заполните пропуски. Величайшая вершина Земли  -гора_________________, находится в горах___________, ее высота_________м.  уровень Мертвого моря, которое находится на ______________полуострове, имеет высоту ________м.

5. Дополните. Наибольшую площадь а Евразии занимает ______________ климатический пояс. Евразия расположена во ____________ климатических поясах.

6. Крупнейшие реки Евразии.

Название реки:                                                  К бассейну какого океана относится.

 

7.Арктические пустыни, тундры и лесотундры Евразии

А) не заходят так далеко на юг, как в Северной Америке      б) располагаются южнее, чем в Северной Америке

8. Самая большая страна по численности населения

А) Россия               б) Индия        в) Китай

9. Определите и подчеркните правильную пару «страна- столица»

Румыния – Будапешт             Япония – Пекин               Ирландия – Дублин

Турция –Анкара                      Швеция – Берн                 Афганистан – Кабул

 

                          Контрольные задания                                                           Вариант 2. ( уровень В)

1.      Назовите крайние точки Евразии и определите их координаты

                                                       название                             широта                             долгота

2.      Какая часть береговой линии Евразии наиболее изрезана:

А) южная      б) северная       в) западная     г) восточная

3. Установите соответствие:

Платформа                                                    Равнина

1)      Сибирская                                      а) Западно – Сибирская

2)      Индийская                                      б) Великая Китайская

3)      Китайско – Корейская                  в) плоскогорье Декан

                                                           Г) Среднесибирское плоскогорье

4. Установите соответствие ( стрелками)

Тип климата                                        Территория

Арктический                                        о. Калимантан

Субарктический                                  п-ов Аравийский

Тропический                                      п-ов Индостан

Субэкваториальный                         о.Врангеля

Экваториальный                               о. Исландия

5. Определите тип климата по характеристике. « Зима мягкая, средняя температура января выше 0С, лето прохладное от +10 до +18С. Осадки выпадают постоянно, их много до 1000мм в год и более. Преобладает облачная, пасмурная погода, характерные летние и зимние дожди. Снег выпадает редко и быстро тает».

6. Заполните пропуски. В Евразии находится самое глубокое озеро Земли - __________, его глубина______м, котловина образована в результате ___________ земной коры. В горах Тянь –Шань находится незамерзающее озеро____________. В центральной части блуждающее озеро_________. Самая длинная река Евразии_______, ее  длина________м. И самое большое по площади озеро_________.

7.В какой природной зоне располагаются

Аравийский п-ов -                               г.Москва-                                                   о.Врангеля-

О.Суматра -                                          о.Великобритания-                                п-ов Индостан-  

8.Подчеркните страны с наибольшей численностью населения   ( 4 страны)

Испания, Франция, Китай, Пакистан, Индия, Россия, Непал, Польша

9.Подчеркните морские державы

На берегу Балтийского моря                                         На берегу Средиземного моря

Швеция, Германия, Латвия                                            Италия, Испания, Германия

 

                          Контрольные задания                                                           Вариант 3. ( уровень С)

1 Определите крайние точки Евразии, их координаты и страны, на территории которых они находятся

Крайние точки                             Название                                   Координаты                          Страна

2 Почему моря Тихого океана, глубже, чем моря СЛО?   ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 Установите соответствие

Форма рельефа                                                     Тектоническая структура                Полезные ископаемые

1)      Западно –Сибирская равнина            а) область складчатости                   *    нефть, природный газ

2)      Алтай                                                         б) плита                                                «» различные руды

4 Напишите пропущенные названия

 

5. Укажите особенности климатических поясов

Арктический                1) пояс не протягивается через весь материк, а занимает только его юго – западную часть

субарктический          2) пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг

умеренный                  3) располагается на крайнем севере материка

субтропический          4) летом господствуют умеренные ВМ, зимой арктические ВМ

тропический                 5) в этом поясе располагается преимущественно южная часть Евразии

субэкваториальный    6) весь год господствует экваториальная ВМ, высокие температуры и много осадков

экваториальный           7) преобладают западные ветры

6 Дополни схему   

                                        Реки                                                                   ледники

                                                    ВНУТРЕННИЕ     ВОДЫ                              

                                      Озера

7 Какая природная зона располагается на юге Европы и занимает полуострова Средиземного моря? Этот климат характеризуется относительно большим количеством осадков (600-800мм). Однако у растений выражены приспособления к недостатку влаги. Чем это объясняется? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 Определите количество сухопутных соседей у стран ( подчеркните)

Граничит с одной страной :                                                                 Граничит с тремя странами:

Исландия, Греция, Дания                                                                      Австрия, Нидерланды, Бельгия

 

9. Подчеркните морские державы

На берегу Северного моря                                                                   На берегу Японского моря

Нидерланды, Норвегия, Испания                                                      Пакистан, Китай,Россия

 

                

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Задания к обобщающему уроку географии в 5 классе по разделу "Земля во Вселенной".

Предлагаются вопросы для проверки знаний знаменитых имен, событий и дат мировой космонавтики....

Урок географии 7 класс "Материки и океаны на поверхности Земли"

конспект урока по теме "Материки и океаны на поверхности Земли". Урок изучения нового материала. На основе УМК Сферы География. Земля и люди....

Урок географии 5 класс . Раздел "Путешествие по материкам". Тема: "Путешествие по Африке".

Технологическая карта. Презентация к уроку. Задания по группам. Функциональная грамотногсть....

конспект обобщающего урока географии 8 класс по теме "Население России"

Обобщить знания о населении страны.Проверить уровень усвоения материала.Отработать коммуникативные компетенции....